Цель урока
- Обобщение знаний учащихся по сказочному творчеству А.С.Пушкина
- Ознакомление в процессе игры с произведениями музыкального и изобразительного искусства, повторение уже известных произведений, созданных по мотивам сказок А.С.Пушкина
- Воспитание уважения, любви к русской литературе, патриотизма.
- Воспитание умений командного взаимодействия, создания и сохранения эмоционально-волевой атмосферы.
- Развитие у учащихся интереса к творчеству А.С.Пушкина творческих способностей, памяти, логического и творческого мышления, внимания, речи.
Задачи урока
- Повторить сказки русского писателя А.С.Пушкина
- Повторить особенности жанра сказки
- Познакомить учащихся с произведениями других видов искусств, созданных по мотивам сказок Пушкина (творчество русских художников, композиторов)
- Способствовать развитию творческих способностей учащихся.
- Воспитывать командный дух во время игры, позитивное соперничество, лидерские качества
- Развивать память, внимание, речь, логическое и творческое мышление.
Оборудование урока: рисунки учащихся к сказкам Пушкина (выставка), методическая разработка игры по методике “Своя игра”, музыкальное оформление, медиапроектор, компьютер, экран.
Ход урока
Слайд №1
Учитель: Добро пожаловать в литературную гостиную... Сегодня мы побываем в гостях у сказки великого русского сказочника, поэта и писателя А.С.Пушкина.
Звучит музыка “В гостях у сказки” (ссылка на музыкальный файл на слайде №1)
Ученик (на фоне музыки):
По-русски говорим мы с детства,
Но волшебство знакомых слов
Мы обретаем, как наследство,
В сиянье пушкинских стихов.
Поэт не стал далёкой тенью,
Святыней, отданной в музей.
Живет доселе он в твореньях,
Любимый друг для взрослых и детей
Слайд №2
Учитель: Сказка – был один из любимых жанров А.С.Пушкина. Простонародные сказки его няни он ставил в один ряд с “высокими” литературными жанрами: “Что за прелесть эти сказки, каждая есть поэма!” - и советовал молодым писателям читать сказки, чтобы “видеть свойства нашего русского языка”. Даже в его повестях, романах и несказочных поэмах нередко сквозят сказочные мотивы и сюжеты.
Слайд №3
Интерес к народному творчеству у А.С.Пушкина с раннего детства. На всю жизнь запали в его душу сказки, услышанные ещё в колыбели. Он с интересом собирал и изучал фольклор.
Слайд №4
Любовь к сказкам привила мальчику Саше его няня
– Арина Родионовна. Александр Сергеевич очень
любил свою няню и посвятил ей свои стихи:
Учащийся:
Слушать - так душе отрадно.
И не пил бы и не ел-
Все бы слушал да глядел.
Учащийся:
Подруга дней моих суровых.
Голубка дряхлая моя!
Одна в глуши лесов сосновых
Давно, давно ты ждешь меня.
Ты под окном своей светлицы
Горюешь будто, на часах,
И медлят поминутно спицы
В твоих наморщенных руках.
Глядишь в забытые вороты
На черный отдаленный путь:
Тоска, предчувствия, заботы
Теснят твою всечасно грудь.
“Эго была старушка чрезвычайно почтенная, — вспоминает один современник, — лицом полная, вся седая, страстно любившая своего питомца”. Няня знала много старинных сказаний, умела сказывать удивительные сказки, пела русские народные песни.
Звучит “У Лукоморья” в исполнении А.Фрейндлих (ссылка на аудио-файл со слайда №3)
Слайд №5
Учитель: Конечно, вы узнали вступление к поэме “Руслан и Людмила”. Жанр “поэма”, а сюжет сказочный.
Слайд №6
Написана в 1818—1820, после выхода из Лицея. Пушкин иногда указывал, что начал писать поэму ещё в Лицее, но, по-видимому, к этому времени относятся лишь самые общие замыслы, едва ли текст. Ведя после выхода из Лицея в Петербурге жизнь “самую рассеянную”, Пушкин работал над поэмой в основном во время болезней.
Пушкин ставил задачей создать “богатырскую” сказочную поэму в духе известного ему по французским переводам “Неистового Роланда” Ариосто (критики называли этот жанр “романтическим”, что не следует путать с романтизмом в современном понимании). Он вдохновлялся также Вольтером (“Орлеанская девственница”, “Что нравится дамам”) и русскими литературными сказками (такими, как лубочная повесть о Еруслане Лазаревиче, “Бахарияна” Хераскова, “Илья Муромец” Карамзина или особенно “Алеша Попович” Николая Радищева). Непосредственным стимулом к началу работы над поэмой стал выход в феврале 1818 года первых томов карамзинской “Истории государства российского”, откуда заимствованы многие подробности и имена всех троих соперников Руслана (Рогдай, Ратмир и Фарлаф).
Слайд №7
После выхода поэмы подарил Пушкину свой портрет с надписью “Победителю-ученику от побеждённого учителя”
Слайд №8
Осенью 1826 г. А.С. Пушкин жил то в Москве, то в Петербурге, то в деревне, и очень много работал: опубликовал сказки “ О Царе Салтане...”, “О рыбаке и рыбке” и много других произведений.
В 1831 г. в Царском Селе происходил “поединок сказочников”, соперниками в котором были В.А. Жуковский и А.С. Пушкин. В результате этого поединка А.С. Пушкин пишет “Сказку о царе Салтане...”, В.А. Жуковский – три сказки: “Спящая царевна”, “Сказка о царе Берендее” и “Война мышей и лягушек”.
“Сказка о царе Салтане” — вольная обработка народной сказки, которая была записана Пушкиным в двух различных вариантах. Автор не следовал в точности ни одному из них, свободно изменял и дополнял сюжет, сохраняя при этом народный характер содержания. Длинное заглавие сказки имитирует распространённые в XVIII веке заглавия лубочных повествований. В самом произведении использовались персонажи, заимствованные из народных сказок. Такие например, как кот ученый, прототипом которого был кот Баюн
К народным сюжетам он обратился в 30-е годы, когда разгорелись споры о русском национальном характере, об отношении к народному творчеству, о народности литературы, в своё время поднятые декабристами.
А.С.Пушкин первым из русских поэтов заговорил простым народным языком. Он всегда восторгался богатством, выразительностью, русского языка, владел им блестяще и все же не переставал изучать его всю жизнь.
Сказки народны также и потому, что А. С. Пушкин использует в них слова и обороты, свойственные большинству людей в России того времени: "И пустили в Окиян", "Девицу в живых оставил", "Чародея подстрелил", "Лебедь тешится моя", "Мать и сын идут ко граду", "И ответ держать велит". "Обмерла и окривела", "Чудо-чудное завесть", "Свет о белке правду бает", "При честном при всем народе", "Злыми жабами глядят","С сватьей бабой Бабарихой", "И засеян двор большой // Золотого скорлупой", "В нем взыграло ретивое!", "...и дух в нем занялся...", "Царь слезами залился", "Их нашли насилу там..." - все эти строки взяты из пушкинской "Сказки о паре Салтане, о сыне его, славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной Царевне Лебеди".
Слайд №9
Сказки А.С. Пушкина не являются точным переложением народных сказок, и лишь немногое из этих сказок попало в его стихотворные сказки. Большая же часть заимствована им из немецких сказок братьев Гримм, например: “Белоснежка”, “Снегурочка” стали “Сказкой о мертвой царевне”. Выбирая занимательный сказочный сюжет и переделывая его свободно во вкусе русских народных сказок, А.С. Пушкин совершенно не заботился о подлинности рассказываемых сказок.
Слайд №10
Понятие “бродячий сюжет”
Слайд №11
По сюжетам сказок Пушкина были созданы музыкальные произведения, иллюстрации, мультфильмы.
Слайд №12,13
Слайд №14 – ссылка на игру.
А знаете ли вы пушкинские сказки?
У нас есть уникальная возможность выяснить это, поиграв в игру “В гостях у сказки Пушкина”
Игра
Подведение итогов игры
Учитель:
Ветер по морю гуляет,
Дует в паруса.
Никогда не перестанем
Верить в чудеса.
Где царевна оживает
Злу наперекор,
Где красавиц похищает
Мрачный Черномор,
Где Балда с чертями спорит,
Белочка поет,
Где разбитые корыта
Рыбка раздает,
Где шумит волна морская,
Нас туда зовет
Лукоморье, цепь златая
И ученый кот.
Методические рекомендации
Игра “В гостях у сказки А.С.Пушкина”
Использование данной методики целесообразно на уроках обобщающего повторения. Важным преимуществом является возможность интеграции учебных предметов: литература (обращение в тексту художественного произведения, детали, образы героев произведений); история (взаимосвязь исторических событий и общественной жизни, отражение истории в литературе – события и личности); живопись (иллюстрирование произведений литературы как искусство, визуализация образов, текста), музыка (отражение в музыкальном произведении замысла автора художественного произведения, музыкальное сопровождение литературного текста).
Игра позволяет учащимся вспомнить и продемонстрировать знание текста сказок Пушкина, отгадать героев или эпизоды по иллюстрациям, познакомиться или показать знание музыкальных фрагментов известных произведений русских композиторов Римского-Корсакова, Глинки,
Данная игра является командной. Деление класса возможно на 2-4 команды. Каждая команда в процессе игры набирает очки. В основе игры вопросы разного уровня сложности, объединенные в тематические категории:
- сюжет
- герои
- слова
- предметы
- иллюстрации
- музыка
Игроки в команде принимают решение, сколько очков они хотят заработать, и выбирают интересующую категорию и вопрос подходящего уровня сложности. Стоимость вопросов в очках определяется от 10 до 50.
- В игре использованы вопросы-задания разных видов:
- Вопрос-ответ (иллюстрированный)
- Вопрос-цитата – ответ – название произведения, имя героя
- Вопрос-задание “Кто лишний?”, “Что лишнее?”
- Вопрос-задание “Угадай мелодию”
- Вопрос-иллюстрация (визуальное восприятие) – информационный ответ