Урок "Наполеон Андрея Болконского и Родиона Раскольникова, или Духовные завещания классиков"

Разделы: Литература, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (688 кБ)


«… между нами есть какая-то точка общая…»
Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание», ч. ΙV, гл.1.

Цели:

  1. Определить значение образа Наполеона для выражения авторской позиции в произведении (Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание»; Л.Н. Толстой «Война и мир»);
  2. Сравнить жизненные пути Андрея Болконского и Родиона Раскольникова;
  3. Сформировать нравственные постулаты.

Задачи:

1. Образовательные:

  • проведение сопоставительного анализа текстов произведений;
  • определение авторской позиции;
  • работа со словарем понятий;
  • формирование умения составлять опорную схему – конспект;
  • закрепление навыка составления устного высказывания по обсуждаемой проблеме.

2. Воспитательные:

  • воспитание интереса к произведениям классической литературы;
  • воспитание своей нравственной позиции.

3. Развивающие:

  • развитие логического мышления, умения сравнивать, сопоставлять, обобщать, устанавливать причинно-следственные связи;
  • развитие навыка культуры речи и навыка самостоятельной работы.

Тип урока: Применение знаний, умений и навыков.

Методы работы: Объяснительно-иллюстративный, проблемный, исследовательский, частично-поисковый, КМД.

Средства обеспечения:

  1. Тексты художественных произведений, (фрагменты);
  2. Справочные материалы: (словарик основных понятий к теме урока; историческая справка о Наполеоне);
  3. Учебная презентация к уроку.
  4. Мультимедийные средства (экран, проектор, ноутбук, аудиосистема);
  5. Выставка публицистической литературы.

Проектируемая система способностей:

Исследовательские:

  • уметь исследовать содержание текстов;
  • видеть способы (речь, поступки) и средства (ключевые слова, детали) выражения идейного замысла писателя.

Исполнительские:

  • уметь внимательно читать произведение;
  • проводить сравнительный анализ текстов;
  • работать со справочными материалами;
  • составлять опорную схему.

Коммуникативные:

  • осознавать свою роль в коллективной работе;
  • вести дискуссию, отстаивать свое мнение.

Рефлексивные:

  • осознавать важность темы;
  • осмыслять авторскую позицию в произведении;
  • формировать собственное мнение по исследуемой проблеме.

Межпредметные связи:

  • история;
  • русский язык;
  • психология;
  • социология.

Внутрипредметные связи:

  • творчество Л.Н. Толстого;
  • творчество Ф.М. Достоевского.

Ход урока

Ι. Организация начала занятия. Мотивация, включение обучаемых в работу.

ΙΙ. Подготовка к основному этапу.

Вступительное слово преподавателя: тема, цели, задачи урока. Актуализация опорных знаний (слайды 1-4).

ΙΙΙ. Основной этап.

  1. Работа с фрагментами текстов художественных произведений (романы «Преступление и наказание», «Война и мир»).
  2. Сравнение жизненного пути героев.
  3. Определение авторской позиции.
  4. Заполнение опорной схемы.

Вопросы к обсуждению:

  • Что думают о князе Андрее близкие ему люди? (Пьер) Найдите ключевое слово фрагмента 1. (совершенство)
  • Каково мнение князя Андрея о том обществе, к которому он принадлежит? (ничтожество)
  • Как можно определить эту ситуацию? (противоречие, проблема)
  • В чем убеждает Мармеладов Раскольникова в своей исповеди? (фрагмент 1), ключевое слово – нищета.
  • Чем был Родион Раскольников для матери и сестры? Ключевое слово – надежда (фрагмент 1 ).
  • Можно ли сказать, что Раскольников тоже попадает в противоречивую ситуацию? (Да).
  • Согласны ли наши герои смириться с создавшейся ситуацией? (Нет).
  • Послушаем тайные мысли князя Андрея. Ключевое слово – слава, (фрагмент 2)
  • А о чем думает Раскольников? Ключевое слово – власть, (фрагмент 2).
  • Где герои могут воплотить свои планы? Князь Андрей – война, (фрагмент 3), Родион Раскольников – теория, (фрагмент 3)
  • Князь Андрей внимательно следит за Европейской политикой н.ΧΙΧ в. О ком говорят в салонах? (о Наполеоне) Кем был Наполеон для передовых людей н.ΧΙΧ в. – героем - цитата А.С. Пушкина, (фрагмент 4).
  • Какой вывод о личности Наполеона сделал Раскольников, изучая историю? Наполеон – преступник, (фрагмент 4).
  • Мечтая о славе, подражая Наполеону – победителю, князь Андрей должен совершить подвиг (фрагмент 5).
  • А Раскольников – убийство, (фрагмент 5).
  • Чем готовы заплатить герои романов за осуществление своей цели? Болконский – жизнь отца, сестры, жены, будущего ребенка (фрагмент 6); Раскольников – жизнь старухи – процентщицы, Лизаветы и ее нерожденного ребенка (фрагмент 6).
  • Можем ли мы сказать, что ситуация сближает героев, хотя примеры для подражания разные (герой – преступник)?
  • Что стало «общей точкой» в судьбах героев? (крушение: мечты, теории).
  • Как к этому подводят авторы? Ничтожество кумира - Андрей Болконский; приняли за нищего – Родион Раскольников (фрагмент 6).
  • Какой общий выход ищут герои? (единение с людьми)

ΙV. Проверка понимания и закрепление способов действий.

Повторение и закрепление материала по опорной схеме (слайд 5). Поиск ответа на вопрос: почему герои потерпели крушение? (Эгоизм, индивидуализм, вседозволенность)

V. Рефлексия.

Рассказав истории своих героев, классики независимо друг от друга приводят нас к выводу. (слайд 6) Л.Н. Толстой: «И нет величия там, где нет простоты, добра и правды»; Ф.М. Достоевский: «Смирись, гордый человек!».

Составление выводного знания. Использование понятийного словаря.

Достоевский предлагает человеку перестать считать себя выше других, не быть заносчивым, высокомерным.

Толстой считает достойным уважения тех, кто способен на добрые поступки, открыт и справедлив.

Писатели осуждают вседозволенность и эгоизм и предостерегают потомков от ошибок.

  • Обратимся к китайскому мудрецу Лао Цзе, подтверждающему эту истину (слайд 7).
  • Подтверждают ли события современного мира опасения классиков и мудрецов? Приведите примеры из современной жизни (фашизм, экстремизм, военные конфликты).

Задумайтесь о современном мире.

VΙ. Домашнее задание.

(слайд 8)

  1. Внимательно читать классику и выводить для себя нравственные постулаты.
  2. Создать жизненный проект героев других произведений.
  3. Построить свой жизненный проект, опираясь на опыт литературных героев.

VΙΙ. Подведение итогов.

Этапы Деятельность преподавателя Деятельность студентов Результат
1. Организация начала занятия Проверяет готовность группы к уроку, мотивирует включение обучаемых в работу Проверяют наличие дидактических материалов, включаются в работу  
2. Подготовка к основному этапу. Делает краткое вступление: тема, цель, задачи урока (слайд 1, 2); вводит в тему (активизация опорных знаний, слайд 3, 4) Определяются с темой, целями, задачами урока; вспоминают сведения, необходимые для основного этапа.  
3. Основной этап 1. Организует работу с текстом (фрагменты).
2. Помогает сравнить жизненные пути героев.
3. Ориентирует в определении авторской позиции и в заполнении опорной схемы.
Работают с текстом, сравнивают жизненные пути героев;определяют роль Наполеона;выявляют авторскую позицию (ищут «общую точку»), заполняют опорную схему.  
4. Проверка понимания и закрепления способов действий. Организует повторение и закрепление материала по опорной схеме, направляет работу по поиску причин крушения. Составляют устное высказывание по опорной схеме; отвечают на вопросы.  
5. Рефлексия Вновь привлекает внимание к теме урока, эпиграфу и «завещанию классиков»; предлагает высказать свое понимание нравственных постулатов. Высказывают свое мнение по обсуждаемой проблеме, ведут дискуссию, приводят примеры из истории, жизни современного общества.  
6. Информация о домашнем задании. Рекомендует:
1) внимательно читать классические произведения, выводить для себя нравственные постулаты;
2) Создать жизненный проект героев других произведений;
3) построить свой жизненный проект, опираясь на опыт литературных героев.
Выбирают задание, соответствующее уровню подготовки.  
7. Подведение итогов. Дает оценку активности студентов на уроке. Делают самооценку и оценку работы товарищей по группе.  

Список использованной литературы:

Учебники:

  1. Лебедев Ю.В. «Русская литература ΧΙΧ века». Ч. 1, 2 10 кл. М., Просвещение, 2001.
  2. «Русская литература ΧΙΧ века /Под. Ред. Г.Н.Ионина. Учебник ч. 1, 2 10 кл. М.: «Мнемозина», 2001.

Литературоведение:

  1. Карякин Ю.Ф. Самообман Раскольникова. – М., 1976.
  2. Карякин Ю.Ф. Достоевский и канун ΧΧΙ века. – М., 1989.
  3. Курляндская Г.Б. Нравственный идеал героев Толстого и Достоевского – М., 1988.
  4. Практикум по методике преподавания литературы. Под ред. О.Ю.Богдановой. – М., 1999.
  5. Материалы журналов «Литература в школе».

Приложение.