Урок групповой работы по теме "Домострой. Послание и наставление отца сыну". 9-й класс

Разделы: Литература

Класс: 9




…запиши его в сердце своём.
Домострой.  Глава 64. Послание и наставление отца сыну

Цели урока.

  • Познакомить учащихся с главой «Послание и наставление отца сыну» из памятника средневековой литературы «Домострой». Помочь выявить в послании нравственные уроки и советы, которые являются актуальными во все времена. Сформировать у учащихся представление  об авторе произведения, протопопе Сильвестре, и о роли «Домостроя» в становлении духовной, социальной и семейной жизни Руси в нравственном её  аспекте.
  • Совершенствовать монологическую речь учащихся, навыки самостоятельной  работы и работы  в группе.
  • Воспитывать любовь и осознанно уважительное отношение к старшим в семье, позитивное восприятие их советов и наставлений.

Ход урока

I. Мотивация и целеполагание деятельности.

Слово учителя.

Ребята, мне было бы очень интересно узнать: какие чувства вы испытываете, когда вас поучают ваши родители? Раздражение (опять меня поучают)? Снисходительно улыбаетесь? (спасибо за заботу, но я сам всё знаю)? Благодарность (вы так обо мне заботитесь!)?

Давайте будем честны сами с собой! Наверняка, большинство из вас не любит, когда взрослые начинают давать  советы, о которых вы их не просите.

Но взгляните на тему сегодняшнего урока: что волей-неволей вам придётся выслушать? (Наставления отца)

Более того,  из какой книги это послание сыну взято? («Домострой»)

Что вы знаете о Домострое? (Средневековый свод законов, по которым должна жить семья, по которым младшие должны «убояться» старших и т.д.)

В связи с изучением какого произведения мы уже говорили о Домострое?  («Гроза» А.Н. Островского)

«Кабанова. Ну  какой ты  муж? Посмотри  ты  на себя! Станет ли тебя  жена бояться после этого?

Кабанов. Да зачем  же ей бояться? С меня и того довольно, что она меня любит.

Кабанова. Как зачем бояться! Как зачем бояться! Да ты рехнулся, что ли?

Тебя  не станет  бояться, меня  и  подавно.  Какой же это порядок-то в  доме будет? Ведь ты,  чай, с ней в законе живешь. Али, по-вашему, закон ничего не значит?»

Для большинства из нас это произведение средневековой литературы ассоциируется с плёткой в руках отца, с бесправным положением женщины в семье и т.д. К сожалению, понятие о  «Домострое» довольно далеко отошло от самого памятника. А ведь он в своё время (XVI в.) сыграл важную роль в становлении духовной, социальной и семейной жизни Руси в нравственном её  аспекте.

Цель нашего урока – восстановить справедливость по отношению к Домострою: сформировать  представление  об авторе произведения, протопопе Сильвестре, и о роли «Домостроя» в духовном  воспитании человека. Познакомившись с главой « Послание и наставление отца к сыну», мы должны будем выявить в послании нравственные уроки и советы, которые являются актуальными во все времена.

II. Знакомство с новым материалом.

1. Слово учителя.

«Домостро́й» (полное название –  «Книга, называемая Домострой») – памятник русской литературы XVI века, являющийся сборником правил, советов и наставлений по всем направлениям жизни человека и семьи, включая общественные, семейные, хозяйственные и религиозные вопросы. Наиболее известен в редакции середины XVI века на церковнославянском языке, приписываемой протопопу Сильвестру. Написан живым языком, с частым использованием пословиц и поговорок.

Что бы ни говорили сегодня, но известно, что крепких семей во времена «Домостроя» было гораздо больше, чем теперь. И родителей уважали сильнее, несмотря на плеточный "беспредел". Слаще были пряники в то время, или все же кнут не так суров, как кажется на первый взгляд?

2. Сообщение ученика о «Домострое».

Сегодня "Домострою" часто ставят в вину чрезмерную консервативность. То же самое, кстати, было и в XIX веке. А началось это со спора славянофилов и западников – тогда про документ впервые после многих лет вспомнили и стали серьезно изучать. По мнению западников, Домострой цементировал всеобщее рабство: и женщин, и детей, и самого главы семьи. Славянофилы считали, что на самом-то деле на Руси все было гораздо мягче и красивее, чем описано в Домострое. Ошибка же в том, что этот документ нельзя воспринимать вне исторического контекста, ведь менталитет средневекового человека был совсем иным, чем в XIX веке, и тем более -чем сейчас. И надо разобраться, в чём виделись тогда содержание и смысл человеческой жизни.

Каковы же особенности мышления людей в России XVI века? Одна из них – косность, то есть постоянство во взглядах и вкусах, традиционность. Что, кстати, совсем не имело дурного смысла. Это для нового времени важны прогресс и всяческие перемены. Для людей XVI столетия каждый новый год похож на предыдущий. Ведь календарные дни завязаны на земледельческом цикле посева, выращивания, сбора урожая. Это важнейшая сторона жизни, которая определяет всё остальное: от урожая зависит, выживет ли семья. Еще надо понимать, что в то время восприятие отношений в государстве и в семье практически одинаково. В тексте Домостроя из-за этого даже возникает двусмыслица: государем названы и царь-батюшка, и хозяин дома. Выходит, не случайно в лидере государства мы привыкли видеть отца-кормильца.

Кстати, уже из сказанного выше можно сделать вывод, что Домострой не является произведением суровым -ведь семья не может строиться на палочных отношениях. И родители, как бы ни были строги, все равно заботятся о детях и домочадцах, опекают их, желают им добра.

Отношение к собственной судьбе у наших предков тоже было иным – это еще одна особенность. В современном мире чаще добивается успеха человек предприимчивый, инициативный, а не пассивный (эдакий Штольц или Остап Бендер). Средневековому же русскому «делателю» свойственно, скорее, плыть по течению, подчиняться существующему ходу вещей, чем выступать в роли творца своей судьбы. Кроме того, есть убеждение, что добросовестная служба всегда приводит к поощрению и повышению. Попробуем, читая Домострой, учесть эти особенности. Тогда станет очевидно, что для своего времени этот сборник был очень гуманным произведением, очень толково написанным, и что важно – очень рациональным.

В современном обществе давно замечена одна тенденция: к женщине все чаще применяют эпитет мужественная, и все больше мужчин, про которых принято говорить: с мягким характером. Домострой говорит о долге: долге супругов друг перед другом, родителей перед детьми, детей перед родителями, слуг перед господами, господ перед слугами... О долге каждого человека в семье и в государстве. Про "мужскую тиранию" и "женское бесправие" тоже сказано вполне конкретно. Домострой перечисляет обязанности мужчины и женщины в семье, причем сферы их влияния практически не пересекаются. Хозяин и хозяйка действуют автономно друг от друга, во многом они "равновелики". Хозяйка, точно так же, как и глава семейства, – государыня над детьми и над слугами в доме. В Домострое встречаются режущие слух слова – бояться мужа, со страхом внимать. Однако сцены излияния неправедного мужского гнева здесь ни при чем – в древнерусском языке смысл этих слов был совсем другим. В то время бояться, то есть страх Божий иметь, значило и уважение, и признание, и понимание. Недаром и сегодня говорят, правда, совсем с другим акцентом: "Бояться – значит уважать". Бояться мужа – это, прежде всего, быть вместе с ним и в горе, и в радости, выполнять свой долг в отношении дома, воспитывать детей, быть супругу поддержкой и помощью. Конечно, сюда входит и признание старшинства мужа. Но ведь это не тот супруг, что перед телевизором или с газетой в руках забывает о земной суете, а при случае бьет кулаком по столу! Его долг – быть главой семьи, опекать домочадцев, учить их правильной жизни, потому что он в ответе за это перед Богом и перед государем, и даже перед общественным мнением, "суседями". Старшинство мужа в доме – это не своеволие и не проявление мужской тирании, это явление вполне естественное для того времени.   На тех же принципах любви и прощения строится и воспитание детей. Нужно "и учить их страху Божию, и вежливости, и всякому благочинию... Насколько Домострой отражает реальность – это, пожалуй, самый сложный вопрос. Он рисует картину идеальных отношений с семьей, с государством, в церкви, дома. Иными словами, этот сборник не просто собрание правил и условностей. Это вполне рациональная основа жизни, причем в обществе с иррациональной системой взглядов. В каком-то смысле Домострой даже опередил свое время. И, может быть, зря мы с колокольни своего XXI века так скептически смотрим на сей памятник "темного средневековья"?

3. Слово учителя.

Сильвестр – протопоп Благовещенского московского собора, на протяжении нескольких лет он был одним из духовных наставников молодого царя Ивана IV (Грозного). Выходец из Новгорода, откуда, по-видимому, и пришла в столицу традиция таких сводов, как Домострой.

О семье самого Сильвестра известно немногое, но и это очень важно. Атмосфера в доме была доброжелательная. Верные слуги в доме были как члены семьи, получали от хозяев многие милости. Жену свою протопоп очень любил, называл "матушкой". Супруги глубоко уважали друг друга. Единственный сын Сильвестра Анфим родителей своих глубоко чтил.

Домострой состоит из более шести десятков глав. Сегодня мы обращаемся с вами к 64 , которая завершает книгу и называется «Послание и наставление отца сыну».  Здесь автор памятника обращается непосредственно к своему родному сыну – Анфиму.

Почему же личное письмо помещено в книгу, предназначенную для публичного чтения? 

(Под этим посланием могли бы подписаться многие отцы того времени, здесь содержатся мудрые советы, ценные для любого молодого человека)

Письмо Сильвестра к сыну – это проявление искренней отцовской любви и заботы. Мы убеждаемся в этом, читая уже первые строки послания.

4. Чтение отрывка учителем.

«Благословение благовещенского попа Сильвестра возлюбленному моему единственному сыну Анфиму.

Милое мое чадо дорогое! Послушай наставление отца твоего, тебя породившего и воспитавшего в добром поучении и в божьих заповедях, научившему страху божьему и божественному писанию и всему закону христианскому, и заботам о добром…святительское благословение на себе несешь, и царское пожалование государя и государыни царицы, и братьев его, и всех бояр; и с добрыми людьми водишься, в большой торговле и в дружбе состоишь со многими иноземцами: все блага получил, так умей же и поступать по-божески. А ведь все начато это нашим попечением, да и  после нас сохранил бы Бог тебе так же жить. И законным браком сочетал я с тобою от добрых родителей благодарную дочь, всякой святыней благословил я тебя и честными крестами и образами святыми, и благословенным от Бога именем, – все это, знаю я, досталось трудами праведными, и подтвердит мое слово Бог направляющий. Но теперь, сын Анфим, передаю тебя и препоручаю и оставляю создателю нашему, доброму хранителю Иисусу Христу, его матери, пречистой Богородице и заступнице нашей, помощнице, и всем святым, как в Писании сказано: «Позаботься оставить детей наставленными в заповедях господних – и это лучше неправедного богатства: краше жить в праведной бедности, чем в богатстве неправедном».

Чадо мое любимое, Анфим, а в том, что тебя наставлял я и всяким путем поучал добродетельному и богополезному житию и что неумелое это писание худого моего поучения тебе передал, так молю тебя, чадо, Господа ради, прочти ты его с любовью и со вниманием и запиши его в сердце своем …» и т.д.

5. Работа в группах с отрывками из главы. (5 групп – 5 разных глав)

Задание.

  1. Прочитайте отрывок, определите,   чему он  посвящён.
  2. Выпишите из текста конкретные нравственные советы, которые даёт отец сыну.
  3. Какие из этих наставлений звучат, на ваш взгляд, современно? Подготовьте устное высказывание, подтверждающее правоту ваших мыслей.
  4. Выступление представителей групп с монологическими высказываниями.

Вывешиваем на доске листы с выписанными на них наставлениями, которые могли бы быть адресованы нам, живущим в XXI веке, и комментируем их.

III. Закрепление полученного знания.

1. Фронтальная беседа о личности автора, ценности его наставлений, анализ языкового строя текста.

Подумаем, почему так современно звучат  эти советы даже спустя 400 лет? (Очевидно, нравственные ценности остаются неизменными в любое время).

Обращаясь к сыну, автор поучения не только даёт наставления, но и приводит примеры из жизни. Кого ставит он в пример Анфиму? (Самого себя и свою жену : «…порочащим словом не осуждал никого, не насмехался, не укорял никого, не бранился ни с кем, а пришла от кого обида – мы Бога ради терпели и винили самих себя – и потому враги становились друзьями»)

Оправданно ли это? Каким вы представляете себе отца Сильвестра?

(Автор – человек, без сомнения, добрый,  честный и совестливый, живущий по христианским законам – отец Сильвестр может служить образцом для подражания).

Можете ли вы сказать, какие чувства испытывает автор к сыну?

Что помогает нам понять это?

(Обращения к сыну: «возлюбленный мой единственный сын», «милое моё чадо дорогое», «сынок», «чадо моё любезное», сама интонация послания говорят об огромной любви отца к Анфиму).

Какие глаголы преобладают в тексте послания? Почему?

(Отмечаем закономерное для наставления обилие глаголов повелительного наклонения («оберегайся неправедного», «держись правды истинной», «откажись от хмельного питья», «внимай хорошему» и т.д.) 

Но можем ли мы утверждать, что это послание звучит как приказ или строгое нравоучение?

Выстраиваем синонимический ряд: поучение – наставление – заповедь – просьба – мольба.

(Примерами из текста доказываем, что любое из этих определений оправданно по отношению к данной главе «Домостроя»: «…послушай наставление отца твоего, тебя родившего и воспитавшего в добром поучении…научившему всему закону христианскому…», «малые заповеди этого худого поучения сохрани…», «…молю тебя, чадо…»)

Почему отец Сильвестр не приказывает сыну, а молит его? (Священник очень любит сына, переживает за него, хочет, чтобы Анфима уважали люди, чтобы он был счастлив)

Что для этого необходимо? Какие качества должен воспитать в себе сын? (Автор поучения хочет, чтобы его сын был ответственным в любом деле,  добрым, честным, справедливым, милосердным, отзывчивым, великодушным,  умеющим прощать и любить людей)

Почему же отец не советует сыну быть жёстким, прижимистым, лукавым, думать о выгоде для себя, ведь это, наверняка,  поможет выжить? (Отец заботится прежде всего о душе сына и не только потому, что желает ему Царствия Божьего. Для него важно, чтобы совесть сына была чиста, ибо это условие душевного спокойствия, а значит и счастья)

А разве не этого хотят все отцы? В любое время? Искренне надеюсь, что образ отца, представший перед нами на страницах средневекового произведения, поможет вам понять ваших родителей, научит быть терпимее, внимательнее, снисходительнее по отношению к ним. А самое главное поможет вам без раздражения, с благодарностью внимать советам родных. Верю, что ещё одну главу из «Домостроя» вы воспримете так, как желал  этого автор – священник Сильвестр.

2. Чтение учеником главы 18 «Домостроя». Как детям отца и мать любить, и беречь, и повиноваться им, и утешать их во всем 

Чада, вслушайтесь в заповеди Господни, любите отца своего и мать свою, и слушайте их, и повинуйтесь им в Боге во всем, и старость их чтите, и немощь их и всякую скорбь от всей души на себе понесите, и благо вам будет, и долго пребудете на земле, за то простятся грехи ваши, и Бог вас помилует, и прославят вас люди, и дом ваш благословится навеки, и наследуют сыны сынам вашим, и достигнете старости маститой, в благоденствии дни свои проводя. Если же кто осуждает, или оскорбляет своих родителей, или клянет их, или ругает, тот перед Богом грешен и проклят людьми; того, кто бьет отца и мать, – пусть отлучат от церкви и от всех святынь и пусть умрет он лютою смертью от гражданской казни, ибо написано: "Отцовское проклятье иссушит, а материнское искоренит". Сын или дочь, непослушные отцу или матери, сами себя погубят и не доживут до конца дней своих, если прогневают отца или досадят матери. Кажется он себе праведным перед Богом, но он хуже язычника, сообщник нечестивых, о которых пророк Исайя сказал: "Погибнет нечестивый и пусть не увидит славы Господней". Он назвал нечестивыми тех, кто бесчестит родителей своих и еще насмехается над отцом и укоряет старость матери, пусть же склюют их вороны и сожрут орлы! Честь же воздающим отцу и матери и повинующимся им в Боге, станут они во всем утешением родителей, и в день печали избавит их Господь Бог, молитву их услышит, и все, что попросят, подаст им благое; утешающий мать свою волю Божью творит и угождающий отцу в благости проживет. Вы же, дети, делом и словом угождайте родителям своим во всяком добром замысле, и вас они благословят: отчее благословение дом укрепит, а материнская молитва от напасти избавит. Если же оскудеют разумом в старости отец или мать, не бесчестите их, не укоряйте, и тогда почтут вас и ваши дети; не забывайте труда отца и матери, которые о вас заботились и печалились о вас, покойте старость их и о них заботьтесь, как и они о вас. Не говори много: "Оказал им добро одеждой и пищей и всем необходимым", – этим ты еще не избавлен от них, ибо не сможешь их породить и заботиться так, как они о тебе; вот почему со страхом служи им раболепно, тогда и сами от Бога примете дар и вечную жизнь получите, как исполняющие заповеди его. 

IV. Рефлексия.

Дорогие чада! Уверена: ваш обогатились сегодня новым знанием! А душа? Какой наказ вы, уходя с урока, запишете в своём сердце?

1. Домашнее задание.

Эссе

  • «Какие советы моего отца я «запишу в своём сердце»?
  • «Послание и наставление младшему брату (сестре) об отношении к родителям.
  • «Каким отцом (матерью) я постараюсь стать.

Использованная литература.

  1. Домострой. – СПб., Наука, 1994.
  2. Т. В. Чумакова. Человек и его мир в «Домострое» // Чумакова Т. В. «В человеческом жительстве мнози образы зрятся». Образ человека в культуре Древней Руси. – СПб., 2001, с. 132—146.