Целевая аудитория: ученики 5-ого класса
Цель виртуальной экскурсии: расширить имеющиеся у школьников представления о творчестве С.Я.Маршака.
Задачи:
- Перечитать уже известные стихотворения С.Я.Маршака с целью выявления их художественного своеобразия.
- Познакомить с новыми литературными понятиями (эпиграмма, художественное пространство) на доступном для пятиклассников материале.
- Способствовать формированию устойчивого интереса к занятию в литературном кружке.
Оборудование:
- компьютер,
- мультимедийный проектор,
- экран;
- презентация Microsoft Office PowerPoint-2007;
- детские книги со стихами С.Я.Маршака.
Рекомендации по использованию ресурса: внеклассные мероприятия, посвящённые творчеству С.Я.Маршака в 5 классе, уроки литературного чтения в начальной школе.
Ход заседания кружка
Учитель
(слайд №1) Самуил Яковлевич Маршак. Кому не известно имя этого поэта, переводчика!?
3 ноября 2012 года исполнилось 125 лет со дня рождения этого замечательного человека, произведения которого читали вам, пятилетним, и которые вы непременно будете помнить пятидесятилетними, когда будете знакомить своих внуков с его произведениями.
Чтец 1
Маршак, сегодня юбилей,
Как много сделал для детей,
Это его Рассеянный,
Так много раз осмеянный.
Литературный перевод,
Поэтов ярких небосвод,
Среди которых сам Шекспир,
Его сонетов целый мир.
Он диссидентов защищал
И молодёжи помогал,
Достойно прожил он свой век,
Был благородный человек!
(Марк Львовский)
Чтец 2
Достоин чести юбиляр,
Но, к сожаленью, слишком стар.
Едва сидит он в кресле жестком.
Он мог гораздо веселей
Авансом справить юбилей,
Покуда был еще подростком.
Так шутливо ответил Самуил Яковлевич Маршак правлению Союза писателей РСФСР в связи со своим семидесятипятилетием.
Учитель
(слайд №2) Сегодняшнее заседание нашей Литературной гостиной посвящено творчеству этого необыкновенного человека. Мы с вами отправляемся на виртуальную экскурсию, тема которой – “Город детства”. Что же это за город такой? Это не Воронеж, где родился поэт, не Петербург, где он учился и потом трудился, не Ялта, где лечился и тоже учился, не Лондон, в университете которого он получал образование. Сколько вы ни будете искать, вы никогда не найдёте населённого пункта с таким названием. Это город для детей, который он создал в своих произведениях. Сегодня вы экскурсоводы и экскурсанты одновременно. Нашими помощниками в путешествии будут ваши любимые с детства книги С.Я.Маршака.
(слайд №3 ) Знакомимся с маршрутом нашей экскурсии: Зоосад – Площадь Базарная – Цирк – Карусели – Школа – Детский сад – Детский театр – Станция – Почта – Тир.
Как видите, в этом городе детства есть всё для того, чтобы его маленьким жителям жилось комфортно, весело, интересно и безопасно.
Цель нашей экскурсии:
II Виртуальная экскурсия в Город детства С.Я. Маршака
Остановка “Зоосад” (слайд 4)
Творческий отчёт 1 группы детей, участвующих в подготовке экскурсии.
Не случайно станция “Зоосад” первая в нашем путешествии: первое произведение С.Я. Маршака для детей – его книга “Детки в клетке”. Тема её традиционна: детских стихов о диких зверях и домашних животных всегда было много. Но только в Зоосаде Маршака можно посетить необыкновенный Детский дом, устроенный для животных:
Весною в нынешнем году
В зоологическом саду
Олень и лев, барсук и рысь
И медвежата родились.
Для них устроен детский дом
С зеленым лугом и прудом.
Погружение в произведения С.Я. Маршака (5 слайд)
- Кого мы можем встретить в зоологическом саду? (слона, жирафа, тигрёнка, зебру, медведей, совят, кенгуру, шакала...)
- В какой тональности построены стихотворения этой книги? (шутливой)
- Какие шутливые сравнения помогают представить жителей зоосада?
Внимание: слово! Некоторые стихотворения из книги “Детки в клетке” можно назвать эпиграммами.
Эпиграмма – короткое и яркое насмешливое стихотворение.
- Подтвердите цитатами стихотворений мысль о том, что С.Я. Маршак в этой книге достигает “портретной” точности изображения.
2) Остановка “Площадь Базарная”
1. Творческий отчёт 2 группы учащихся (слайд 6 )
А теперь отправляемся на главную площадь города Детства – Базарную.
Одно из первых детских произведений С.Я. Маршака ‒ рассказ в стихах “Пожар”.
Так во времена Маршака выглядела пожарная каланча.
На площади базарной,
На каланче пожарной
Круглые сутки
Дозорный у будки
Поглядывал вокруг...
Погружение в произведения С.Я. Маршака (7 слайд)
- Можно ли сказать, что это рассказ о пожаре?
- О чём это произведение?
- При помощи чего поэт передаёт напряжённую ситуацию? (при помощи многочисленных глаголов: начинается работа, отпираются ворота, выезжают с треском бочки, пролетел через базар, задрожал рукав упругий...)
- Как может охарактеризовать читатель труд пожарного? (благородный, нелёгкий, опасный, героический)
3) Остановка “Цирк”
1. Творческий отчёт 3 группы учащихся (слайд 8 )
В городе детства мы посетим цирк. Праздничность, таинственность, необыкновенная ловкость, веселье ‒ именно с этими понятиями связано слово “цирк”. В конце 20-х годов прошлого века имя Маршака буквально гремело в Москве, строчки из стихотворения “Цирк” знали наизусть и маленькие, и взрослые читатели. Говорят, известный поэт В.Маяковский любил произносить:
По проволоке дама
Идет, как телеграмма.
По словам Л.Кассиля, Маяковский признавался: “Если бы я придумал такие строки, я...целый месяц гордый бы ходил. До чего же здорово!”
Погружение в произведения С.Я.Маршака (9 слайд)
- Кто же из артистов блистал на арене цирка, созданного С.Я. Маршаком?
- По каким произведениям они уже знакомы читателю? (“Детки в клетке”)
- В какой тональности построено это стихотворение? Как она создаётся?
4) Остановка “Карусели”
1. Творческий отчёт 4 группы учащихся (слайд 10 )
Бесконечно разнообразна жизнь города детства, созданного С.Я. Маршаком. Зоосад и цирк , Площадь Базарную мы посетили, а теперь предлагаем насладиться катанием на карусели. Как завораживающе для маленького читателя звучат стихи:
Под шатром широким кругом
Мчатся кони друг за другом...
Погружение в произведение С.Я. Маршака
- Какое изобразительно – выразительное средство помогает создать яркий праздник детства – катание на карусели? (Олицетворение, эпитет)
5) Остановка “Школа”
1. Творческий отчёт 4 группы учащихся (слайд 11)
В творчестве С.Я.Маршака не одно – несколько стихотворений посвящены теме школы. Кто из нас ежегодно 1 сентября не вспоминает строчки давно известного стихотворения “Первый день календаря”:
Первое
Сентября!
Первое
Сентября!
Первое
Сентября-
Первый день
Календаря,-
Потому что в этот день
Все девчонки
И мальчишки
Городов
И деревень
Взяли сумки,
Взяли книжки,
Взяли завтраки
Под мышки
И помчались в первый раз
В класс!
Поэт даёт возможность послевоенному маленькому читателю побывать на уроке родного языка, где дети пишут заветные и такие дорогие по тем временам слова: “Нам не нужна война!”. О том, как надо учиться и трудиться и сегодняшний ученик может узнать из стихотворения “Школьнику на память”
2. Погружение в произведения С.Я.Маршака.
- Какие важные советы С.Я.Маршака кажутся актуальными и сегодня?
- Как в стихотворениях на школьную тематику раздвигается художественное пространство одного города?
6) Остановка “Детский сад”
1. Творческий отчёт 5 группы учащихся (слайд 12 )
Сам поэт признавался:
Читатель мой особенно рода,
Умеет он под стол ходит пешком.
Но радостно мне знать, что я знаком
С читателем двухтысячного года.
Еще при жизни Самуила Яковлевича Маршака один замечательный детский врач, настоящий "доктор Айболит", Георгий Нестерович Сперанский, опираясь на свой многолетний опыт общения с детьми, рекомендовал прописывать малышам стихи Маршака как целебное средство, как один из самых надежных "витаминов роста". Книги Маршака – это не только “витамин роста”, но и “витамин взросления”, помогающий юному читателю открывать окружающий мир, понимать его.
2. Погружение в произведение “Сад идёт”
- Каким настроением проникнуто стихотворение Маршака?
- Почему современные мамы могут только мечтать о таком детском садике, о котором рассказал Маршак?
7) Остановка “Детский театр” (слайд 13)
1. Творческий отчёт 5 группы учащихся
В городе Детства Маршака есть и свой детский театр. Поэт неоднократно признавался: “В деле художественного воспитания большое значение может иметь не детский театр, а "театр для детей", то есть такой театр, в котором участниками являются взрослые, а зрителями дети”
2. Погружение в произведение
- Почему от начала стихотворения и до его конца сохраняются интонации торжественности?
8) Остановка “Станция” (слайд 14)
1. Творческий отчёт 6 группы учащихся
Сегодня бы мы сказали, что героиню стихотворения Маршака “Багаж” можно увидеть на железнодорожном вокзале, а в стихотворении поэта – на станции, поэтому и наша остановка называется “Станция”.
2. Погружение в произведение
Давайте поиграем: вспомните, какие предметы сдавала Дама в багаж в той последовательности, в какой это происходит в стихотворении?(слайд 15)
- Как поэт расширяет художественное пространство в этом произведении?
9) Остановка “Почта” (слайд 16)
1. Творческий отчёт 6 группы учащихся
В городе детства, созданного Маршаком, есть, как полагается, и Почта. Через четыре года после рассказа в стихах “Пожар” поэт создаёт произведение “Почта”. Стихотворение Маршака “Почта”, как кажется, давно потеряло свою актуальность. И в самом деле, кто из нас сегодня ассоциирует слово “письмо” не с электронным ящиком, а с бумажным конвертом? Наверное, никто. Вот именно поэтому стихотворение Маршака “Почта” - прекрасный способ рассказать о том, что же это такое — почта 20 века, как почтальоны разносили письма по домам, и как радовались люди, получая такие долгожданные письма от своих родных и знакомых. Ведь как бы там ни было, а почта все еще работает и сейчас. И до сих пор ходят люди с толстой сумкой на ремне.
2. Погружение в произведение
- Что бы вы могли сказать о своеобразии начала этого стихотворения? (представляет собой загадку)
- Что вы можете сказать о художественном пространстве этого стихотворения?
Заключительное слово учителя (слайд17)
Итак, мы завершаем с вами виртуальную экскурсию по страницам произведений С.Я. Маршака “Город детства”. Перед вами последний слайд презентации – “Непрочитанный Маршак”. Сколько бы ни было нам лет, но творчество этого поэта можно открывать и открывать для себя, для своих детей и внуков, для своих учеников вновь и вновь, находить самые заветные и порой такие необходимые слова, наносить на нашу маршрутную карту всё новые и новые остановки: это и улица Бассейная, на которой живёт Человек Рассеянный, и улица Садовая, по которой ходят новые трамваи, и дом № 113 на одной из этих улиц, в котором живёт Великан, возводящий города на столе и...
Мы с вами много работали, чтобы сегодняшнее мероприятие состоялось, и вот оно уже позади.
- Что нового и интересного вы сегодня унесёте с собой?
- Что у нас с вами получилось, а над чем предстоит ещё поработать?
- Ребята, а как вы думаете, на какую тему можно было бы составить виртуальную экскурсию по творчеству поэта. (Пятиклассники называли следующие темы:
1) “В мире профессий”
2) “Так живёт наша школа”)
Много лет своей жизни посвятил творчеству для детей С.Я Маршак, занимаясь при этом и другой работой, связанной с детскими проблемами и интересами. Он принимал непосредственное участие в создании Детских домов, помогал беженцам с детьми в трудные для России годы, ему принадлежит и создание детского театра. Также писатель работал в детском журнале, переводил детскую литературу, оставаясь однако при таком напряженном ритме жизни человеком, способным создавать чудесные стихи для детей и взрослых.
И закончить заседание нашей Литературной гостиной, посвящённой юбилею замечательного поэта , хочется необычно. К вам, дорогие читатели и почитатели творчества С.Я.Маршака, обращается автор.
Пожелания друзьям (звучит аудиозапись, стихотворение в исполнении Маршака. Слайд 18)
Желаю вам цвести, расти,
Копить, крепить здоровье.
Оно для дальнего пути -
Главнейшее условье.
Пусть каждый день и каждый час
Вам новое добудет.
Пусть добрым будет ум у вас,
А сердце умным будет.
Вам от души желаю я,
Друзья, всего хорошего.
А все хорошее, друзья,
Дается нам недешево!