Урок внеклассного чтения "Басни Крылова как творческое наследие потомкам"

Разделы: Литература, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (9 МБ)


Цели урока:

  • Расширить представление о жанре басни, своеобразии басен Крылова и его вкладе в развитие русской басни;
  • Активизировать и расширить словарный запас учащихся;
  • Совершенствовать умение выразительно и осознанно читать басни;
  • Содействовать воспитанию нравственных качеств личности;
  • Развивать умение анализировать, сравнивать, сопоставлять, обобщать, делать выводы.

Тип урока – обобщение

Форма урока – презентация

Метод урока – исследовательский

Оборудование:

  • презентации групп
  • рисунки учащихся
  • портрет баснописца
  • задания для учащихся (кроссворд, викторина)

Предварительная подготовка – класс разделён на творческие группы. Каждая группа готовит свой мини-проект с презентацией:

  • 1 группа – “Родоначальники жанра басни”
  • 2 группа – “Интересные факты из жизни Крылова”
  • 3 группа - “Крылов – баснописец”
  • 4 группа – инсценировка басни “Зеркало и обезьяна”, выразительное чтение басен наизусть
  • 5 группа - рисунки и вопросы для викторины
  • 6 группа – сочинение кроссвордов по произведениям Крылова

Ход урока

1. Организационный момент. Определение темы и целей урока.

- Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас с вами необычный урок. Урок ваших мини-проектов. Каждая из шести групп работала по разным направлениям. В результате на уроке мы имеем возможность погрузиться в мир басенного творчества

(расширить и обобщить наши знания по жанру басни и творческому наследию Крылова).

2. Обращение к эпиграфу – слайд № 2

3. Родоначальники жанра – презентация 1 группы.

- выразительное чтение басен Эзопа и Лафонтена - “ Лисица и виноград”

4. Интересные факты из жизни Крылова – презентация 2 группы.

(- Мы уже знаем, что непревзойдённым мастером басни в русской литературе является Крылов. Первое знакомство с биографией знаменитого баснописца у нас уже состоялось. Надеемся, что благодаря представленной работе творческой группы № 2 Крылов станет ближе и понятнее нам не только как художник, но и как человек. )

5. Крылов – баснописец – презентация 3 группы.

(- Настала время узнать, какой вклад в развитие жанра басни вносит великий русский баснописец. Об этом расскажет следующая группа).

6. Выступление группы артистов.

( а) Особую жизнь вдохнули в басни чтецы – известные артисты. Сейчас вы услышите чтение басни в исполнении известного современного артиста Л. Куравлёва (приложение1). Иллюстрировал басню художник Пётр Репкин, прослушивание басни “ Мартышка и очки”.

б) Наша творческая группа представляет свой проект – чтение басен наизусть (“Лисица и виноград”, “Ворона и лисица”)

в) По басням Крылова поставлены мини-спектакли на театральных сценах, сняты фильмы, мультфильмы. Группа артистов нам покажет свой маленький спектакль – инсценировка басни “Зеркало и обезьяна”.)

7. Выступление группы художников. Викторина (по иллюстрациям к басням).

(- Сегодня мы убедились, что и художников вдохновляли басенные сюжеты на создание иллюстраций. Группа наших художников тоже постаралась проиллюстрировать басни и подготовила викторину к своим произведениям. Знатоки басен могут заработать дополнительные очки).

8. Работа групп по разгадыванию кроссвордов “Знатоки басен” - проект группы №6.

Вопросы для кроссворда:

  1. “…Щука и Рак” - кого не хватает в этом списке?
  2. Кто помогает Волку вытаскивать кость из горла?
  3. Кто был настолько смелым, что позволил себе лаять на Слона?
  4. Кто в жаркий день зашёл к ручью напиться?
  5. Кто лето красное пропел и оказался не готов к зиме?
  6. Кто нашел Жемчужное зерно, навозну кучу разрывая?
  7. Кто под дубом наелся желудей досыта?
  8. Кто видел сыр и сыр её пленил?
  9. Кто нашел чурбан и стал над ним трудиться?
  10. Кто хвалился, что хочет море сжечь?

(Кто быстрее и правильнее разгадает, получает дополнительные очки).

9. Итог урока

А) Заключительное слово учителя:

Закончился наш урок. А нам не хочется расставаться с героями удивительного баснописца. Пусть томик с баснями Крылова станет вашей настольной книгой, так как басни учат нас человечности, непримиримости к недостаткам.

Б) Подведение итогов, определение знатоков басен, выставление оценок.