Цели урока:
- Расширить представление о жанре басни, своеобразии басен Крылова и его вкладе в развитие русской басни;
- Активизировать и расширить словарный запас учащихся;
- Совершенствовать умение выразительно и осознанно читать басни;
- Содействовать воспитанию нравственных качеств личности;
- Развивать умение анализировать, сравнивать, сопоставлять, обобщать, делать выводы.
Тип урока – обобщение
Форма урока – презентация
Метод урока – исследовательский
Оборудование:
- презентации групп
- рисунки учащихся
- портрет баснописца
- задания для учащихся (кроссворд, викторина)
Предварительная подготовка – класс разделён на творческие группы. Каждая группа готовит свой мини-проект с презентацией:
- 1 группа – “Родоначальники жанра басни”
- 2 группа – “Интересные факты из жизни Крылова”
- 3 группа - “Крылов – баснописец”
- 4 группа – инсценировка басни “Зеркало и обезьяна”, выразительное чтение басен наизусть
- 5 группа - рисунки и вопросы для викторины
- 6 группа – сочинение кроссвордов по произведениям Крылова
Ход урока
1. Организационный момент. Определение темы и целей урока.
- Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас с вами необычный урок. Урок ваших мини-проектов. Каждая из шести групп работала по разным направлениям. В результате на уроке мы имеем возможность погрузиться в мир басенного творчества
(расширить и обобщить наши знания по жанру басни и творческому наследию Крылова).
2. Обращение к эпиграфу – слайд № 2
3. Родоначальники жанра – презентация 1 группы.
- выразительное чтение басен Эзопа и Лафонтена - “ Лисица и виноград”
4. Интересные факты из жизни Крылова – презентация 2 группы.
(- Мы уже знаем, что непревзойдённым мастером басни в русской литературе является Крылов. Первое знакомство с биографией знаменитого баснописца у нас уже состоялось. Надеемся, что благодаря представленной работе творческой группы № 2 Крылов станет ближе и понятнее нам не только как художник, но и как человек. )
5. Крылов – баснописец – презентация 3 группы.
(- Настала время узнать, какой вклад в развитие жанра басни вносит великий русский баснописец. Об этом расскажет следующая группа).
6. Выступление группы артистов.
( а) Особую жизнь вдохнули в басни чтецы – известные артисты. Сейчас вы услышите чтение басни в исполнении известного современного артиста Л. Куравлёва (приложение1). Иллюстрировал басню художник Пётр Репкин, прослушивание басни “ Мартышка и очки”.
б) Наша творческая группа представляет свой проект – чтение басен наизусть (“Лисица и виноград”, “Ворона и лисица”)
в) По басням Крылова поставлены мини-спектакли на театральных сценах, сняты фильмы, мультфильмы. Группа артистов нам покажет свой маленький спектакль – инсценировка басни “Зеркало и обезьяна”.)
7. Выступление группы художников. Викторина (по иллюстрациям к басням).
(- Сегодня мы убедились, что и художников вдохновляли басенные сюжеты на создание иллюстраций. Группа наших художников тоже постаралась проиллюстрировать басни и подготовила викторину к своим произведениям. Знатоки басен могут заработать дополнительные очки).
8. Работа групп по разгадыванию кроссвордов “Знатоки басен” - проект группы №6.
Вопросы для кроссворда:
- “…Щука и Рак” - кого не хватает в этом списке?
- Кто помогает Волку вытаскивать кость из горла?
- Кто был настолько смелым, что позволил себе лаять на Слона?
- Кто в жаркий день зашёл к ручью напиться?
- Кто лето красное пропел и оказался не готов к зиме?
- Кто нашел Жемчужное зерно, навозну кучу разрывая?
- Кто под дубом наелся желудей досыта?
- Кто видел сыр и сыр её пленил?
- Кто нашел чурбан и стал над ним трудиться?
- Кто хвалился, что хочет море сжечь?
(Кто быстрее и правильнее разгадает, получает дополнительные очки).
9. Итог урока
А) Заключительное слово учителя:
Закончился наш урок. А нам не хочется расставаться с героями удивительного баснописца. Пусть томик с баснями Крылова станет вашей настольной книгой, так как басни учат нас человечности, непримиримости к недостаткам.
Б) Подведение итогов, определение знатоков басен, выставление оценок.