Интеграция ‒ один из способов подачи учебного материала и развития творческих способностей учащихся

Разделы: Литература


Здравствуйте, уважаемые коллеги!

Сегодня я хотела бы поделиться с коллегами опытом планирования и организации материала в 5-м классе при использовании:

  • УМК “Вокруг тебя – Мир…”;
  • учебника-хрестоматии по литературе под редакцией Коровиной В.Я.;
  • произведений для внеклассного чтения, живописи, музыки и др.

А также доказать, что интеграция данных курсов способствует формированию творческого мышления у учащихся.

Каждый учебный год учитель задаёт себе вопросы:

  • Какой учебник использовать в работе?
  • Какую выбрать программу?
  • Каким художественным произведениям отдать предпочтение?
  • Как наполнить курс литературы другими предметами? (МХК – историей Отечества, музыкой, живописью…) и провести интегрированные уроки?
  • Как сформировать нового читателя, вдумчивого, мыслящего, способного проникнуть в глубь художественного текста?
  • Как научить детей видеть глубины смыслов, порождаемых словом в том или ином контексте?
  • Как развить творческие способности детей и пробудить стремление к собственному поиску, желание самому стать писателем?

Вопросы…Вопросы….

Сегодня первым шагом на этом пути должен стать:

I. Отбор художественных текстов, объединённых общей темой и важностью проблем, которые созвучны современному читателю.

Обозначенный круг чтения:

1) поможет учащимся открыть для себя:

  • смысл духовных исканий героев;
  • выбора ими жизненной и общественной позиции;

2) научит соотносить идеалы писателя со своими жизненными устремлениями и таким образом, поможет выработать собственную позицию, видение мира и человека;
3) привлечёт внимание к важным нравственным проблемам: войны и мира, жизни и смерти, любви и сострадания, долга и чести и другие;
4) даст возможность поместить “себя”, “своё Я” в историческое событие, стать его (со)участником, человеком, способным осмысливать происходящее;
5) пробудит чувства (сострадания и нежности, презрения и негодования)

II. Вторым этапом данной работы является интеграция литературных произведений с другими курсами: историей Отечества, музыкой, живописью….

Это позволит, с одной стороны, организовать самостоятельную деятельность исследовательского характера через диалог культур, а с другой стороны, ученик, погружаясь в исторический, литературоведческий, художественный материал, учится вычленять факты, события, выводить законы бытия, то есть идти от общего к частному, от частного к общему.

Дети смогут это событие рассматривать с разных точек зрения, что позволит выйти на диалог с писателем, художником, композитором….

III. Третий этап – вычленение наиболее важных проблем и создание проблемной ситуации через поиск ответа на поставленные вопросы при анализе текстового или иного материала через:

  • столкновение разных точек зрения на:
    • данное событие,
    • поведение героев,
    • исследовательские материалы,
    • виды искусства.

Главное – создание диалогического пространства:

  • диалог с писателем, художником, поэтом, историком;
  • сопоставление разных точек зрения на эти вечные проблемы (диалог идей);
  • общение ученика и учителя, учеников друг с другом, цель которого – глубокое личностное осмысление всех видов искусств (диалог людей).

Данная работа позволит ученику выйти

  • на диалог с самим собой;
  • на выбор своих позиций, точек зрения, оценок, взглядов….

Всегда важно, чтобы ребёнок не останавливался в своём духовном развитии, чтобы не прекращался его диалог с миром, с самим собой.

Ибо искусство жить состоит в искусстве диалога. Человек, владеющий этим, владеет своей жизнью. Искусство диалога – умение слышать, слушать, прислушиваться, вместе, сообща решать важные проблемы, понимать себя и другого человека.

IV. Четвёртый этап – работа по развитию речи учащихся через систему творческих работ (устных и письменных)

В преподавании литературы особенно необходимым является доведение уровня знаний учащихся до стадии “знание – трансформация” (1 уровень – знакомство, 2 уровень – воспроизведение, 3– умение (по образцу), 4– трансформации), когда полученные и усвоенные знания помогают учащимся ориентироваться в тексте. С помощью творческих упражнений развиваются умения создавать собственные высказывания, правильно строить свою речь в соответствии с нормами и стилями литературного языка. В ходе их выполнения школьники учатся самостоятельно пользоваться изученным языковым материалом при создании свободного письменного высказывания.

Подведём итог:

  1. Использование в своей работе разных источников
  • учебника по литературе под редакцией Коровиной В.Я.,
  • книги для ученика “Вокруг тебя – Мир…” (5 класс),
  • произведений для внеклассного чтения (на выбор учителя): В. Бахаревский “Бородинское поле”, В. Козько “Судный день”, В. Осипов “Орлик” и др.,
  • произведения живописи, музыки,
  • исторические источники (учебники по истории Отечества и другие),
  • расширяет читательский опыт учащихся, учит работать с разными источниками – документами, учит пользоваться услугами интернета, справочниками, пособиями и др.
  1. Основой для интеграции разных видов искусств должно стать важное историческое событие (понятие или проблема), которое позволит весь исторический, литературоведческий, критический, художественный материал компоновать, объединять в целое. Тем самым развивать у школьников коммуникативные (диалогические) компетенции.

Учитель определяет цель:

  • рассмотреть понятие “война” с нравственно-религиозной, социальной точек зрения;
  • сформировать систему нравственных ценностей;
  • выработать навыки анализа художественных, музыкальных и произведений искусств.

(см. Таблица № 1)

  1. Вычленяем исторические события в хронологической последовательности и начинаем планировать уроки (тематическое планирование), наполняя определённым содержанием.

(cм. Таблица № 2)

  1. Как вы заметили, данные этапы совместной работы диктуют учителю выбор определённых образовательных технологий: сочетание технологии “диалог культур”, “диалог в культуре” с технологией опорных схем и конспектов (далее ОСК).

Я не буду подробно останавливаться на первой технологии, ибо уверена, что каждый использует её в работе.

Более подробно остановлюсь на второй, так как ОСК по литературе имеет свои функциональные особенности:

  1. Схема играет роль плана, системы сигналов, заставляющих работать мысль.
  2. В структуре ОСК главная роль отводится “содержательному ядру”, в котором в виде опорных сигналов должен быть сконцентрирован наиболее важный материал (главная идея, проблемы, выводы, и.т.п.) то, что должно храниться в долговременной памяти учащихся.
  3. В зависимости от цели и типа уроков роль ОСК будет разной.

Так, например, на 1 уроке ОСК будет выполнять роль “стартового взрыва”: характер последующих занятий будет определяться заданными на этом уроке параметрами исследования.

(В своей работе чаще всего использую вводный ОСК.)

Технология работы с вводными ОСК такова:

ОСК чертится, объясняется учителем и заносится учениками в тетрадь.

На заключительном уроке вновь внимание учащихся обращается к ОСК, чтобы подвести итоги работы.

Данные ОСК выполняют функцию ориентира и стимулятора творческого мышления, побуждая погрузиться в тексты произведений, проблемы…

Зачем, спросите, Вы?

  1. Так формируются очень важные умения:
  • устанавливать логические связи,
  • проводить аналогии,
  • видеть частный факт или явление в системе.
  1. “Проблемные ОСК” помогают при подготовке к сочинению:
  • в составлении плана,
  • в выборе приёмов анализа,
  • в отборе сюжетного, описательного материала.

Например, выделяем важные проблемы и формируем блоки:

1 блок – патриотизм и лжепатриотизм;
2 блок – “мысль народная”;
3 блок – смысл жизни;
4 блок – роль личности в истории;
5 блок – любовь и сострадание;
6 блок – нравственный выбор.

Таким образом, ОСК придают воспитательную направленность урокам.

Например, тема урока: “Недаром помнит вся Россия про день Бородина”.

Отечественная война 1812 года в произведениях русских писателей, в музыке и живописи.

Эпиграф к уроку:

Гроза двенадцатого года
Настала – кто тут нам помог?
Остервенение народа,
Барклай, зима иль русский Бог?

А.С. Пушкин.

Не буду рассказывать об этапах работы, подробнее остановлюсь на последнем – “Творческий блок”. Обращая внимание на использование в работе учебно-методического комплекса “Вокруг тебя – Мир”, и заданий, предложенных автором, которые дают возможность развивать творческие способности учащихся. Как?

Во-первых, идёт постоянное обогащение словарного запаса учащихся через обращение к огромному пласту лексики:

  • устаревшим (историзмам, архаизмам),
  • иноязычным.
  • разговорным и просторечным словам,
  • профессионализмам.

Во-вторых, учащиеся знакомятся с полисемией слова и его изобразительными возможностями. Например, учитель даёт здание, которое ученики выполняют, обращаясь к разным типам словарей. Определите, в каких предложениях слово мир имеет значения:

  • Земной шар, Земля со всем существующим на ней.
  • Люди.
  • Человеческое общество, объединённое определённым общественным строем.
  • Отсутствие войны.

В-третьих, данный комплекс предлагает нам задания творческого характера, направленные на

а) выбор собственного мнения, суждения на ту или иную ситуацию, поведение, поступок героев.

(Например, как лично ты относишься к поступку вдовы генерала Тучкова? Дай развёрнутый письменный ответ.)

Как лично ты относишься к поступку вдовы генерала Тучкова?

“Верная жена Маргарита Михайловна Тучкова вместе с годовалым сыном в день гибели мужа находилась в нескольких километрах от поля сражения. И когда битва закончилась, она, несмотря на все уговоры в сопровождении лишь духовника, пошла туда, где несколько десятков тысяч человек лежали мёртвыми. Женщина страдала: погиб муж, но это не помешало ей проявить христианское милосердие. Вместе с отшельником они окропляли тела убитых святой водой, а затем сжигали их. Этот поступок достоин всяческого уважения. Недаром окрестные жители ещё долго хранили память об этой храброй, мужественной женщине.

Панина В.”

“Вдова генерала Тучкова совершила благородный поступок. Её сердце переполняли слёзы от горя, но она пришла на поле, чтобы проводить в безвестный, дальний путь “тех потомков древних рыцарей, тех генералов и герцогов, тех великанов нашего времени, которые, по какому-то непонятному действию исполинской воли чародея, пришли со своими войсками, со своими колоннами, чтобы положить кости на русской земле и предать те кости на пищу русскому огню, и отдать пепел тех костей на рассеяние ветрам подмосковным” Я поражена и восхищена её поступком. Не каждая женщина, переполненная горем, смогла бы прийти на поле и окропить трупы святой водой.

Фухарян В.”

“К исходу 1812 года леса и дороги были усеяны тысячами замёрзших трупов: солдат и офицеров, бежавших из Москвы (французской армии). От разложения трупов могли возникнуть заразные болезни, от которых вымирали целые селения. Поэтому было принято решение – освободить русские поля от трупов, которые бы удвоили заразу, если б их оставили до тёплых весенних дней. В одну длинную морозную ночь небо над застывшим Бородинским полем вспыхнуло красным заревом. Жители окрестных и дальних деревень развели длинные ряды костров, вооружились огромными крючьями и без разбора валили трупы на эти огромные костры. По данным местной полиции, сожжено было около ста тысяч конских и человеческих трупов. Я восхищаюсь благородством этой женщины: она и сопровождавший её отшельник были единственными на этом пожарище представителями любви.

Альтергот В.”

б) выбор определённого жанра (письмо, рассказ, сочинение-рассуждение, описание, эссе).

Представь, что у тебя появилась возможность написать письмо:

  • президентам воюющих стран,
  • их внукам,
  • их родителям.

Кому из них ты написал бы письмо? Почему?

Напиши письмо, взяв в союзники мысли, которые пробудил в тебе Л.Н. Толстой (Отрывки из романа “Война и мир”. Гибель Пети Ростова.)

“Здравствуйте, уважаемый Бонапарт Наполеон! Обращаюсь к Вам с просьбой, во-первых, прекратить начатую Вами войну с Россией. Мы знаем, что во время военных действий гибнет много невинных людей, маленьких беззащитных детей и стариков, которые умирают от болезней, голода, холода. Во время военных действий уничтожаются памятники культуры и разоряются города и сёла. Люди любой страны, национальностей хотят мира, потому что они желают под мирным небом растить детей, общаться с друзьями, то есть радоваться жизни.

С уважением к Вам, Фухарян Виктория, ученица 5-го класса”

“Здравствуйте, уважаемый Михаил Илларионович Кутузов! Я пишу Вам это письмо из ХХI века. Уже прошло более 200 лет со дня великой Бородинской битвы. Много воды утекло с тех пор. Ещё не одна война сотрясала землю русскую. Но память о Вашем подвиге и героизме русских солдат до сих пор живёт в сердцах людей. О Вас написано много книг, снято много фильмов. А французский живописец-баталист Франц Алексеевич Рубо даже создал прекрасную Бородинскую панораму, которая является центром достопримечательности всех экскурсионных маршрутов Москвы.
Должна Вам признаться, что и противник у Вас был достойный. Наполеон оставил глубокий след в мировой истории: он был талантливым организатором и великим полководцем. Я читала, что французы искренне считают, будто они одержали победу в битве под Москвой. Да… история противоречивая наука. Но в российской истории Бородинское сражение осталось символом стойкости и мужества русских солдат, защищавших свою Родину. Оценка эта не меняется все двести лет. От лица потомков хочу сказать Вам большое спасибо за Ваши подвиги. Мы будем помнить Вас ещё много– много лет. До свидания, возможно, напишу Вам ещё когда-нибудь.

Панина В.”

“Здравствуйте, глубокоуважаемый Михаил Илларионович Кутузов! Я очень благодарна Вам за победу в войне 1812 года. Благодаря вашей великолепной смекалке и вашему уму мы победили. Вы спасли мир от всемогущей армии французов. Весь русский народ во все века будет благодарен Вам за спасение Отчизны от порабощения.

Чураева А.”

в) составление связного текста на основе прочитанного (сочинение-рассуждение, описание, сравнительная характеристика героев, портретный очерк и т.д.)

Напиши о том, какими правами, по твоему мнению, должны обладать люди, оказавшиеся в плену.

“Во время войны многих людей не убивали, а брали в плен. И я считаю, что пленные должны иметь следующие права. Во-первых, им необходимо было создать условия для жизни: содержать в тепле, поить, кормить. Во-вторых, с ними должны гуманно обращаться: их не должны пытать, унижать человеческое достоинство, оскорблять.
В-третьих, раненым пленным необходимо оказывать медицинскую помощь. Таким образом, пленных надо считать не за врагов, а за людей.

Лоос Д.”

“В-четвёртых, после окончания военных действий, пленных необходимо отпустить на свободу. В-пятых, пленным необходимо предоставить право на переписку с родными. Ведь каждый человек с любой воюющей стороны может попасть в плен, поэтому необходимо должны соблюдать права человека.

Зайчиков В.”

г) сочинение по картине с использованием дополнительного материала

  • Сочинение по картине Ф. Рубо “Бородинская панорама”

“После войны 1812 года мало кому известная деревня Бородино стала местом, которое прославило Россию. Именно там произошло генеральное сражение между русской и французской армиями. Главный удар русские войска нанесли врагу именно на Бородинском поле. В честь этого события художник Ф. Рубо создал прекрасную панораму Бородинского сражения, которая впечатляет и детей, и взрослых.
Мы видим эпизод “Бородинской панорамы”, на котором изображен конный бой во ржи. На нескошенном поле сошлись русские и французские кавалеристы. Они скачут навстречу друг другу, трудно разобраться, где русские, а где французские всадники. У всех готовы к бою сабли, но потери уже велики: “смешались в кучу кони, люди, и залпы тысячи орудий сошлись в протяжный вой”. Желтые и белые мундиры воинов, спелая рожь – все это придает особую красочность фрагменту. Весь задний план в дыму, правее – возвышенность, она тоже усыпана убитыми телами. Наполеоновские войска встретили упорное сопротивление. Это был страшный бой! Герои Бородина были уверены в нас, уверены, что мы будем благодарными потомками. Память об этой битве живет в названиях улиц, площадей и городов. Мы гордимся своими героями.

Панина В.”

  • Рассказ по картине художника А. Кондратьева “Бородино”

“Отзвучали последние выстрелы. Закончилось сражение. И уставшие, изможденные боем солдаты стали устраиваться на ночлег. Пока одни из них ходили за дровами, другие устраивали костровище, разжигали костер. Незаметно спустилась ночь.
Солдаты расположились у костра. В воздухе стояла тишина: слышно было, как потрескивают дрова в костре. Солдаты вели неторопливый разговор. Сначала они жарко обсудили прошедший бой: “как кони и люди смешались в кучу”, “как залпы тысячи орудий слились в протяжный вой”, “как звучал булат, картечь визжала”. А потом каждый занялся своим делом. Кто-то готовился к предстоящему сражению: “точил штык”, кто-то, лежа у костра, курил трубку, глубоко задумавшись о чем-то своем. К утру их свалил глубокий сон. И на лицах уснувших солдат была безмятежность и спокойствие.

Фухарян В.”

  • Сочинение-рассказ по картине “Бородинская панорама” Ф. Рубо.

“Изведал враг в тот день не мало,
Что значит русский бой удалый,
Наш рукопашный бой!..”

М.Ю. Лермонтов

В своей картине художник воссоздает один из самых ярких эпизодов Бородинского сражения. Мы видим наступление французских кавалеристов – уланов и драгун. Яростно несутся они на русские укрепления. Над полем сражения стелется дым от пожарищ. Уже немало погибших.
“Смешались в кучу кони, люди” Русские войска героически сражаются, отбивают натиск французов.
“Да, были люди в наше время
Могучее, лихое племя”

Альтергот В.”

д) анализ лирических произведений (сопоставительный анализ).

Анализ стихотворения М.Ю. Лермонтова “Бородино”.

“В стихотворении “Бородино” М.Ю. Лермонтов воспевает подвиг русских солдат, победивших в войне 1812 года. Стихотворение представляет собой рассказ бывалого воина, принимавшего участие в легендарном бою. В словах этого человека звучит неприкрытая гордость и восхищение своими товарищами, из которых, к сожалению, “немногие вернулись с поля”. Лермонтов, в лице старого солдата, ярок и живо описывает эту битву: “смешались в кучу кони, люди”, “рука бойцов колоть устала”, “залпы тысячи орудий слились в протяжный вой”. Понятно, что вынужденное отступление воспринимается солдатами с досадой и горечью, но когда схватка с французами становится неизбежной, русская армия с радостью высказывает готовность “постоять головою” за свою Родину.
Все стихотворение проникнуто необыкновенной любовью к России, к простому народу. Оно мне очень понравилось. Мне кажется, стихотворение “Бородино” можно считать “памятником” русским солдатам.

Панина В.”

“Я думаю, что стихотворение М. Лермонтова “Бородино” – одно из самых интересных в его творчестве. Повествование начинается с вопроса к лирическому герою. С этого момента идет то неторопливый, то раздумчивый, то очень быстрый рассказ о сражении. Когда войска отступают или отдыхают ночью, то рассказ течет неспешно, подробно. Иначе описаны моменты сражений, как будто время пошло быстрее. “Носились знамена, как тени, в дыму огонь блестел, звучал булат, картечь визжала”. Автор подобрал очень точные и выразительные художественные средства. Например, герои Бородинского сражения противопоставляются нынешнему племени: Богатыри – не вы! Точны и красочны эпитеты: бой удалый, лихое племя, дым летучий. Очень выразительны метафоры: небо засветилось, поле грозной сечи, ночная пала тень.

Золотухин Ф.”

“Стихотворение пронизано чувством любви к Родине, своему Отечеству. Это стихотворение – гимн мужеству, стойкости, отваги русских солдат. Из него мы узнаем о подвиге русского народа и учимся гордиться историей своей страны.

Чураева А”.

В-четвёртых, работа с нравственно-этическими категориями, которые помогут учащимся взглянуть на произведения не только с традиционных точек зрения, но и с позиции этических норм Международного гуманитарного права:

Милосердие Память Смелость Честь
Скромность Совесть Трусость Сострадание
Долг Любовь Сила духа Счастье

Вывод.

Использование в работе методического пособия “Вокруг тебя – Мир” даёт возможность учителю

1) расширять учебный материал и формировать круг чтения, объединённый:

  • темой или проблемой;
  • проблемой или жанром и т.д.

2) интегрировать учебный материал, используя разные курсы: историю Отечества, МХК, музыку, живописные произведения, формируя эстетический вкус;
3) учить логизировать учебный материал (расширять – сужать), составлять таблицы, схемы, опорные сигналы, стимулирующие мыслительную деятельность учащихся;
4) простроить систему устных и письменных творческих заданий, которые формируют мыслящую личность, способную выйти на создание собственных текстов;
5) познакомить детей с нравственно-этическими нормами Гуманитарного права и научить соотносить их с собственной жизнью и нормами поведения;
6) использовать в своей работе передовые технологии, позволяющие формировать коммуникативные компетенции и создавать диалогическое пространство.

Таким образом, интеграция разных видов искусств даст возможность и самому учителю творчески подходить к своей деятельности, делать уроки разнообразными, насыщенными содержанием, формирует у учащихся интерес к предмету, развивает его творческие способности. (см. Таблица № 3)