Интеллектуальная игра "За семью печатями"

Разделы: Литература, Внеклассная работа, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (3 МБ)


Интеллектуальная игра “За семью печатями” для 8-11 классов основана на интеграции предметов гуманитарного цикла: литературы, истории, ИЗО, МХК. В данном мероприятии реализуются принципы педагогики сотрудничества, развивающего и проблемного обучения, игровые технологии, используется мультимедийная презентация, созданная в программе Microsoft Power Point.

Цель проведения:

  • обобщить полученные знания по литературе, истории, ИЗО, МХК; проследить закономерность связи литературного творчества с историческими событиями;
  • развивать в учащихся способность к парадоксальному и логическому мышлению, умение прослеживать смысловую связь между событиями различных эпох;
  • воспитывать в учащихся творческое отношение к учебной деятельности, повышение мотивации к изучению дополнительной информации по интересам.
  • привить учащимся любовь к вдумчивому чтению, вызвать радость от общения с книгой, внимание к слову;
  • воспитывать чувство коллективизма, заинтересованность в осознанном чтении произведений писателя;
  • учить применять знания, умения в необычной ситуации интеллектуальной игры

Оборудование:

  • ПК с акустическими колонками,
  • мультимедиапроектор,
  • презентация “За семью печатями”,
  • бланки ответов,
  • грамоты победителям.

Организация

  • в игре принимают участие команды по 5-6 человек;
  • вопросы задает ведущий игры, сопровождая выступление презентацией;
  • группа обсуждает вопрос, вписывает ответ в бланк ответов;
  • время обсуждения вопроса - 2 минуты;
  • ведущий объявляет правильный ответ. Если команда ответила правильно, то в бланк напротив правильного ответа ставится печать, выигрывает та команда, которая набрала большее количество печатей и ответила правильно на основной вопрос игры (определила автора и название произведения: поэма Н.А.Некрасова “Русские женщины”).

Ход игры

За время игры мы познакомимся со страницами из жизни замечательного человека, поэта, журналиста, общественного деятеля. Время над ним не властно. Это имя известно всем, но оно и произведение этого автора скрыты за семью печатями.

Представление участников игры.

Условия игры:

Вам будут заданы семь вопросов, ответы сначала должны быть записаны в бланках, а затем оглашены. За правильный ответ – печать. В конце игры право назвать имя нашего героя получит тот, кто наберет большее количество печатей.

Итак, если условия ясны, начинаем. (Слайд 1)

(Слайд 2) Время первой печати.

(Слайд 3) В стихотворении этого автора появляется герой, описанию которого уделено значительное место. Встреча, которая произошла на реке, произвела огромное впечатление на поэта и, можно сказать, перевернула его жизнь:

Унылый, сумрачный бурлак! 
Каким тебя я в детстве знал, 
Таким и ныне увидал: 
Всё ту же песню ты поешь, 
Всё ту же лямку ты несешь, 
В чертах усталого лица 
Всё та ж покорность без конца...[4]

Такое же по силе впечатление осталось и у художника, который изобразил всё это на своей картине. (Слайд 4)

(Слайд 5) Вопрос первой печати: - О каком художнике и какой картине идёт речь?

Музыка. Ученики дают ответы. За правильный ответ – печать.

Ответ: Илья Репин “Бурлаки на Волге”.

(Слайд 6) Время второй печати.

(Слайд 7) В данном произведении этот автор говорит от лица одной из своих героинь, которая вместе с известным поэтом оказалась в Крыму:

Тогда уже был мне шестнадцатый год.
Гибка, высока не по летам,
Покинув семью, я стрелою вперёд
Умчалась с курчавым поэтом;
Без шляпки, с распущенной длинной косой,
Полуденным солнцем палима,
Я к морю летела, - и был предо мной
Вид южного берега Крыма!
Я радостным взором глядела кругом,
Я прыгала, с морем играла;
Когда удалялся прилив, я бегом
До самой воды добегала,
Когда же прилив возвращался опять
И волны грядой подступали,
От них я спешила назад убежать,
А волны меня настигали!.. [4]

(Слайд 8) В своём романе в стихах этот поэт так описывает свои ощущения:

Я помню море пред грозою:
Как я завидовал волнам,
Бегущим бурной чередою
С любовью лечь к её ногам!
Как я желал тогда с волнами
Коснуться милых ног устами! [5]

(Слайд 9) Вопрос второй печати: О каком поэте (авторе романа в стихах) идёт речь?

Музыка. Ученики дают ответы. За правильный ответ – печать.

Ответ: Александр Сергеевич Пушкин.

(Слайд 10) Время третей печати.

(Слайд 11) Сорок лет жизни связаны с этим городом. До сих пор сохранились и представляются вниманию экскурсантов дома, где жил поэт в 1838–1846 годах, квартира В. Г. Белинского, редакция журнала “Современник”, ресторан “Дюссо”, дом Лаваля, мемориальная квартира поэта. В доме № 36 на Литейном проспекте он прожил с 1857 года до своей кончины в 1877 году. Все эти двадцать лет в квартире поэта находилась редакция двух прогрессивных и очень популярных в то время журналов: “Современника”, задуманного и издававшегося еще Пушкиным, и “Отечественных записок”. В 1850–1870 годы эта квартира была своеобразной ареной культурной, литературной жизни общества. Здесь бывал весь цвет российской литературы второй половины XIX века: И. Тургенев, Л. Толстой, А. Островский, Ф. Достоевский, М. Салтыков-Щедрин, И. Гончаров и многие другие известные поэты и писатели, сотрудники журналов. В редакции работали И. Панаев, Н. Чернышевский, Н. Добролюбов… По словам одного из современников поэта, “история этих комнат есть история литературных отношений целой эпохи, история русской журналистики”.

(Слайд 12) Вопрос третей печати: С каким городом связаны сорок лет жизни поэта, куда он ещё в юности уехал вопреки воле отца?

Музыка. Ученики дают ответы. За правильный ответ – печать.

Ответ: Город Петербург.

(Слайд 13) Время четвертой печати.

(Слайд 14) Одна из главных героинь произведения родилась в семье, оставившей заметный след в русской истории. Отец – боевой генерал эпохи наполеоновских войн. Особенно отличился в Бородинской битве, где его корпус занимал центр русской позиции. Его именем был назван центральный редут, который подвергался ожесточенным атакам французов. “В опасности он истинный герой, он прелестен. Глаза его разгорятся, как угли, и благородная осанка его поистине сделается величественною”, – рассказывал известный поэт Константин Николаевич Батюшков. Наполеон считал, что он “сделан из материала, из которого делаются маршалы”. Не только беззаветная храбрость, но также просвещенность, порядочность, благородные душевные качества генерала снискали ему уважение современников. Мать героини приходилась внучкой М.В. Ломоносову. Ее отец, грек по происхождению, был библиотекарем Екатерины II. Отличительной чертой было благоговение перед мужем и безграничная преданность ему. В семье было шестеро детей.

(Слайд 15) Вопрос четвертой печати: О какой известной в России семье идет речь?

Музыка. Ученики дают ответы. За правильный ответ – печать.

Ответ: Семья Раевских.

(Слайд 16) Время пятой печати.

(Слайды 17-19) Это реальное историческое событие, описанное в произведении, кардинально изменило образ жизни главных героинь. Автор рисует его так:

Знакомый город перед ней
Волнуется, шумит;
К обширной площади бегут
Несметные толпы:
Чиновный люд, торговый люд,
Разносчики, попы;
Пестреют шляпки, бархат, шелк,
Тулупы, армяки...
Стоял уж там какой-то полк,
Пришли еще полки,
Побольше тысячи солдат
Сошлось. Они "ура!" кричат,
Они чего-то ждут...
Народ галдел, народ зевал,
Едва ли сотый понимал,
Что делается тут...
Приспели новые полки:
"Сдавайтесь!" - тем кричат.
Ответ им - пули и штыки,
Сдаваться не хотят.
Какой-то бравый генерал,
Влетев в каре, грозиться стал -
С коня снесли его.
Другой приблизился к рядам:
"Прощенье царь дарует вам!"
Убили и того.

Явился сам митрополит
С хоругвями, с крестом:
"Покайтесь, братия! - гласит, -
Падите пред царем!"
Солдаты слушали, крестясь,
Но дружен был ответ:
"Уйди, старик! молись за нас!
Тебе здесь дела нет...".

Тогда-то пушки навели,
Сам царь скомандовал: "па-ли!.."
Картечь свистит, ядро ревет,
Рядами валится народ... [4]

(Слайд 20) Вопрос пятой печати: Какое историческое событие описано автором?

Музыка. Ученики дают ответы. За правильный ответ – печать.

Ответ: Восстание декабристов.

(Слайд 21) Время шестой печати.

(Слайд 22) В честь одной из героинь произведения был устроен прощальный вечер в известном доме. В Москве этот дом был изящным сборным местом всех замечательных личностей современного общества. Тут соединялись представители большого света, сановники и красавцы, молодежь и возраст зрелый, люди умственного труда, профессора, писатели, журналисты, поэты, художники. Все в этом доме носило отпечаток служения искусству и мысли. Бывали в нем чтения, концерты, дилетантами и любительницами представления итальянских опер. Посреди артистов и во главе их стояла сама хозяйка дома.

(Слайд 23) Вопрос шестой печати: Как назывался этот дом?

Музыка. Ученики дают ответы. За правильный ответ – печать.

Ответ: Cалон Зинаиды Волконской.

(Слайд 24) Время седьмой печати.

(Слайд 25) В связи с поступком главных героинь произведения, резко изменившим их образ жизни, в русском языке появилось новое слово. Иногда его используют для обозначения качества характера, связанного с жертвенностью, готовностью отказаться от материальных благ.

(Слайд 26) Вопрос седьмой печати: Что это за слово?

Музыка. Ученики дают ответы. За правильный ответ – печать.

Ответ: Декабристка.

Подведение итогов.

(Слайд 27) Кто же наш герой?

Право назвать имя героя предоставляется тому, кто получил больше всех печатей.

Наш герой – Николай Алексеевич Некрасов, а его произведение - “Русские женщины”.

Награждение победителя.

Время нашей игры подошло к концу, но время вашей жизни продолжается, так распорядитесь же своим временем с умом!

Игра составлена на основании телевизионной игры “За семью печатями”.

Список литературы

  1. Н.А.Некрасов в воспоминаниях современников. М., 1971.
  2. Груздев А.И. Декабристский цикл Н.А. Некрасова. Л., 1976.
  3. Евгеньев-Максимов В.Е. Творческий путь Н.А. Некрасова. Л. 1953.
  4. Некрасов Н.А. Стихотворения. Поэмы. М.: Олимп; АСТ, 1996.
  5. Пушкин А.С. Избранное. М.: Просвещение, 1983.
  6. Скатов Н. Н. Некрасов (Жизнь замечательных людей). М., 1994.
  7. Скатов Н.Н. “Я лиру посвятил народу своему”. – М., 1985.
  8. Стернин Г.Ю. И.Е.Репин. Альбом. Л., 1985.
  9. Федоров-Давыдов А.А. И.Е.Репин, 2 изд. М.,1989.
  10. Щеголев П.Е. О "Русских женщинах" Некрасова. М.: Современник, 1987.