I. Усадьба А.Н. Оленина.
А.Н. Оленин приобрёл 766 десятин пустопорожней земли для будущей усадьбы на приданое жены в 1795 году у барона Густава Фредерикса (Фридрикса) за 3000 рублей ассигнациями.
Приютино представляет собой редкий образец усадебного комплекса, выстроенного из красного неоштукатуренного кирпича. Ряд усадебных построек обнаруживает влияние большого друга семьи Олениных Николая Александровича Львова — архитектора, инженера, художника и строителя. Прямых свидетельств его участия обнаружить не удалось, однако в самом принципе формирования усадьбы, особенно в парковой её части с комбинированием утилитарной и художественной функций построек, улавливаются особенности его почерка, его стиль. В книге Н.В. Мурашовой и Л.П. Мыслиной “Дворянские усадьбы Санкт-Петербургской губернии” высказано предположение, что архитектором главного усадебного дома был Иван Алексеевич Иванов, составлявший план постройки усадьбы. Авторство Николая Александровича Львова не подтверждается датами постройки, Николай Александрович Львов мог лишь участвовать в обсуждении проекта усадьбы. А И.А. Иванов, художник и архитектор, занимался возведением усадебного комплекса.
Для усадьбы расчистили равнинное место у Рябовского шоссе. К 1805 году была построена “мыза Приютино, между речкой Лубьей и небольшим ручьем при вновь заведенной запруде”, “Мыза деревянная, а при ней кирпичный завод”. В 1806 году состоялся первый большой театрализованный прием в честь именин хозяйки, которые отмечались затем ежегодно 5 сентября.
Из-за отсутствия достаточных средств строительство усадьбы велось в течение двух десятилетий, но по единому, хорошо продуманному плану, а кирпичный завод, расположенный за речкой Лубьей, обеспечивал возведение всех сооружений, и постепенно деревянные строения сменились каменными из неоштукатуренного кирпича.
К 1820-м годам было выстроено два господских дома, две оранжереи, 26 хозяйственных и служебных построек. Окончательно сформировался и разросся заложенный на берегу пруда пейзажный парк. Композиционным узлом парка стала широкая запруда, устроенная на ручье Смольном. Деревья и кустарники, обрамлявшие извилистую береговую линию, были сгруппированы так, что по мере движения вдоль берега взору открывались великолепные пейзажные “картины”, порой весьма неожиданные. Во многом эффект эмоционального восприятия усиливался от зеркального отражения в воде различных построек и разных по силуэту и цветовой гамме декоративных кустов и деревьев.
Родители вместе с детьми сажали молодые деревья. Дуб, высаженный юным Колей Олениным, засох сразу после его гибели на Бородинском поле. Тогда на этом месте поставили памятник — усечённую пирамиду. В настоящее время можно видеть три старинных дуба, один из которых разломлен. В элегии “Приютино” Гнедич написал:
Здесь некогда наш сын дуб юный возращал:
Он жил, и дерево взрастало.
В полях Бородина он за отчизну пал,
И дерево увяло!
Но не увянет здесь дней наших до конца
Куст повилики сей, на камень насажденный;
И с каждою весной взойдёт он, орошенный
Слезами матери и грустного отца.
А. Н. Оленин добился разрешения устроить в одном крыле флигеля домовую Троицкую церковь: освящена в 1830, упразднена в 1841 году. Медный золочёный крест с мощами был передан в Ильинскую церковь (на Пороховых), годом ранее приходу была подарена копия “Моления о чаше” Ф. А. Бруни.
Персоналии.
В разные годы здесь бывали поэты К.Н. Батюшков, П.А. Вяземский, А.С. Грибоедов, В.А. Жуковский, А. Мицкевич, Н.М. Рубцов, художники В.Л. Боровиковский, Карл и Александр Брюлловы, А.Г. Венецианов, Г.Г. Гагарин, О. А. Кипренский, И.П. Мартос, Ф.Г. Солнцев, Ф.П. Толстой, композиторы и музыканты А.А. Алябьев, А.Н. Верстовский, Матвей и Михаил Виельгорские, М.И. Глинка, А.Ф. Львов (сведения об пребывании Верстовского и Алябьева в Приютине у современников не обнаружены. — Л.В. Тимофеев), декабристы С.Г. Волконский, братья Сергей и Матвей Муравьевы-Апостолы, Н.М. Муравьёв, С.П. Трубецкой, писатель А.И. Тургенев. В любительских спектаклях на сцене домашнего театра участвовали актёры Катерина Семёнова, Иван Сосницкий, Василий и Александра Каратыгины. Однажды Олениных посетил известный немецкий учёный-естествоиспытатель А. Гумбольдт.
К.Н. Батюшков:
Есть дача за Невой,
Вёрст двадцать от столицы,
У Выборгской границы,
Близ Парголы крутой…
Но мы забудем шум
И суеты столицы,
Изладим колесницы,
Ударим по коням
И пустимся стрелою
В Приютино с тобою.
Согласны? - По рукам!
К. Н. Батюшков. “Послание к Тургеневу” послание к а. И. Тургеневу
Есть дача за Невой,
Верст двадцать от столицы,
У Выборгской границы,
Близь Парголы крутой:
Есть дача или мыза,
Приют для добрых душ,
Где добрая Элиза
И с ней почтенный муж.
С открытою душою
10 И с лаской на устах,
За трапезой простою
На бархатных лугах,
Без дальнего наряда.
В свой маленький приют
Друзей из Петрограда
На праздник сельский ждут.
Там муж с супругой нежной.
В час отдыха от дел,
Под кров свой безмятежной
20 Муз к Грациям привел.
Поэт, лентяй, счастливец
И тонкий философ,
Мечтает там Крылов
Под тению березы
О басенных зверях
И рвет Парнасски розы
В Приютинских лесах.
И Гнедич там мечтает
О Греческих богах,
30 Меж тем как замечает
Кипренский лица их
И кистию чудесной,
С беспечностью прелестной,
Вандиков ученик,
В один крылатый миг
Он пишет их портреты.
Которые от Леты
Спасли бы образцов,
Когда бы сам Крылов
40 И Гнедич сочиняли,
Как пишет Тянислов
Иль Балдусы писали.
Забыв и вкус, и ум.
Но мы забудем шум
И суеты столицы,
Изладим колесницы,
Ударим по коням
И пустимся стрелою
В Приютино с тобою.
50 Согласны? — По рукам!
В течение тридцати лет (с 1806 года) И. А. Крылов часто посещал Приютино, подолгу жил у Олениных, написал здесь многие свои басни. Поэт Н. И. Гнедич работал в Приютине над переводом “Илиады” Гомера.
Молодой Пушкин часто посещал дом Олениных. Первое издание поэмы “Руслан и Людмила” было оформлено по проекту А. Н. Оленина. Любовь к младшей дочери Олениных Анне вдохновила Пушкина на создание цикла лирических стихотворений. Анне Олениной в альбом Пушкин вписал1978 г. Знаменитое “ Я вас любил…”
Я вас любил: любовь еще, быть может,
В душе моей угасла не совсем;
Но пусть она вас больше не тревожит;
Я не хочу печалить вас ничем.
Я вас любил безмолвно, безнадежно,
То робостью, то ревностью томим;
Я вас любил так искренно, так нежно,
Как дай вам бог любимой быть другим
Воссозданы комната молодого человека и комната барышни. В комнате молодого человека размещен персидский ковёр с развешанным на нём оружием, в комнате барышни множество мелких бытовых вещиц — свидетелей эпохи, в том числе бальные туфельки. В экспозиции размещена копия картины К.П. Брюллова “Портрет Григория и Варвары Олениных”. В литературной гостиной звучал романс на стихи А.С. Пушкина: На холмах Грузии лежит ночная мгла;
Шумит Арагва предо мною.
Мне грустно и легко; печаль моя светла;
Печаль моя полна тобою,
Тобой, одной тобой... Унынья моего
Ничто не мучит, не тревожит,
И сердце вновь горит и любит — оттого,
Что не любить оно не может.
В 1978 году музей был закрыт и началась реставрация господского дома, которая была завершена к 1990 году. В мае 1990 г. музей снова начал принимать посетителей. Реставрация была выполнена на очень низком уровне очень качественно. Однако все помещения господского дома воссозданы с использованием атрибутов того времени и даже были найдены предметы из дома Олениных, которые также помещены в экпозицию.
Администрация музея делает попытки подновления музейного комплекса собственными скромными силами и средствами, однако время и неблагоприятные внешние условия неумолимо берут свое. Тем не менее, научно-просветительская работа продолжается и в 2008 году изданы новый буклет музея с фотографиями интерьеров и научными пояснениеями, а также книга о Приютино.
В списке ценных природных объектов, подлежащих охране во Всеволожском районе, утверждённом решением Всеволожского городского Совета народных депутатов от 8 апреля 1993 года, за № 26 значится: усадьба А. Н. Оленина “Приютино”, 16 га, г. Всеволожск.
Лицом усадьбы “Приютино” долгие годы являются руины господского дома, стоящего возле шоссе. Руины — было главное, что все видели с дороги. Закончена реконструкция разбитого шоссе (2010), с которым музей связывал надежды на приток туристов. Однако, по словам директора музея, это чуть не обернулась новой бедой. “Руины господского дома хотели попросту снести при расширении дороги, и его спас только федеральный статус нашего музея”.
В последние годы в Приютинском парке устраиваются праздники песни, собирающие много молодежи. Для проведения музыкальных праздников в Приютинском парке устроена специальная сцена над прудом.
На основе федерального закона об инновационном центре “Сколково”, в петербургском парламенте разрабатывается аналогичный проект инновационной зоны “Приютино”.
II. Экскурсия в музей- усадьбу В Набокова “ Рождествено”
Рождемствено — музей-усадьба в селе Рождествено Гатчинского района Ленинградской области, филиал ленинградского областного государственного учреждения культуры “Музейное агентство”.
Музей посвящён памяти известного русского писателя, поэта, драматурга, переводчика, энтомолога Владимира Набокова. Представлена обстановка типичной русской дворянской усадьбы начала XX века.
Усадебный дом, в котором расположен музей, был построен в конце XVIII века как “городнический дом”. Архитектор здания неизвестен, высказываются ничем не подтверждённые предположения, что это могли быть И. Е. Старов, Ф. И. Волков или Н. А. Львов.
В феврале 1797 года по указу императора Павла I усадьба перешла во владение надворного советника Николая Ефремовича Ефремова. Рядом с домом разбивается пейзажный парк, строятся хозяйственные постройки.
В 1856 году имение было заложено в Петербургской сохранной казне, а в 1857 году его купила Ю. Д. Манухина. С 1872 по 1878 годы усадьба принадлежала купцу первой гильдии К. Я. Бушу.
В сентябре 1890 года имение покупает действительный статский советник, золотопромышленник Иван Васильевич Рукавишников. После этого в доме был проведён ремонт, а в усадьбе были построены птичники, конюшни, теплицы, теннисный корт. В 1901 году владельцем имения становится сын И. В. Рукавишникова Василий, а в 1916 году — племянник В. И. Руковишникова Владимир Владимирович Набоков.
Усадьба в селе Рождествено расположена на холме, в центре села. Она связана с именем В.В. Набокова - здесь выросла его мать, урожденная Рукавишникова. Поскольку в России осталось только два дома, напрямую связанных с великим писателем, эта усадьба особо значима как центр региона "Верхний Оредеж", воспетого Набоковым, Рылеевым, Майковым и др.
Усадебный парк площадью около 16 га с протяженной (более 500 м) центральной аллеей с более чем 150-летними липами и дубами заканчивается каньоном реки Грезны с утесами красноцветных песчаников, родниками из скал и комплексом пещер.
Выездные экскурсии, которые проводит музей, знакомят не только с удивительной по красоте природой этого района, но и с местами жительства многих замечательных людей Отечества (Д. Трезини, К. Рылеев. В. Набоков, П. Витгенштейн, И. Крамской, А. Ганнибал, семья Пушкиных), а также с творениями замечатльных зодчих XVIII-XIX веков – С. Чевакинского, И. Старова, А. Брюллова, А. Красовского
Двухэтажное деревянное здание на каменном цоколе с бельведером украшено четырехколонными портиками ионического ордера. В 1890 усадьбу купил золотопромышленник И.В. Рукавишников, после его смерти в 1901 владельцем Рождествена становится его сын В.И. Рукавишников. При нем был перестроен господский дом, появилось множество хозяйственных построек, в парке устроен теннисный корт. В 1916, согласно завещанию В.И. Рукавишникова, имение перешло к его племяннику, будущему писателю В.В. Набокову.
После 1917 года в усадьбе разместилось общежитие ветеринарного техникума. В годы Великой Отечественной войны в здании находился дорожный отдел нацистов, а после войны в особняке разместилась сельская школа.
В 1957 году при рождественской сельской библиотеке была открыта выставка “Прошлое и настоящее села Рождествено и его окрестностей”, на базе которой в ноябре 1959 года был создан общественный музей истории колхоза имени В. И. Ленина. В 1973 году колхоз получил бывший усадебный дом Рукавишниковых под новое помещение для музея. В 1974 году в трёх комнатах дома была открыта новая экспозиция, а также выставка “Набоков на Родине”. В 1987 году музей был преобразован в государственный Рождественский историко-литературный музей,
В 1995 году здание сильно пострадало в результате пожара. Восстановление дома велось под руководством директора музея, архитектора Александра Александровича Сёмочкина. В 2002 году была открыта экспозиция, повествующая об истории усадьбы
Предлагаю вам почитать стихи в залах музея-усадьбы.
Стихи из романа "Дар"
(Из сборника Федора Годунова-Чердынцева)
1
Мяч закатился мой под нянин
комод, и на полу свеча
тень за концы берет и тянет
туда, сюда - но нет мяча.
Потом там кочерга кривая
гуляет и грохочет зря,
и пуговицу выбивает,
а погодя - полсухаря.
Но вот выскакивает сам он
в трепещущую темноту,
через всю комнату, и прямо
под неприступную тахту.
2.
И снова заряжаешь ствол
до дна, со скрежетом пружинным
в упругий вдавливая пол,
и видишь, притаясь за дверью,
как в зеркале стоит другой -
и дыбом радужные перья
из-за повязки головной
...
3.
По четвергам старик приходит
учтивый, от часовщика,
и в доме все часы заводит
неторопливая рука.
Он на свои украдкой взглянет
и переставит у стенных.
На стуле стоя, ждать он станет,
чтоб вышел полностью из них
весь полдень. И благополучно
окончив свой приятный труд,
на место ставит стул беззвучно,
и, чуть ворча, часы идут.
4.
О, первого велосипеда
великолепье, вышина,
на раме "Дукс" или "Победа",
надутой шины тишина.
Дрожанье и вилы в аллее,
где блики по рукам скользят,
где насыпи кротов чернеют
и низвержением грозят.
А завтра пролетаешь через,
и. как во сне, поддержки нет,
и, этой простоте доверясь,
не падает велосипед.
5.
Фарфоровые соты синий,
зеленый, красный мед хранят.
Сперва из карандашных линий
слагается шершаво сад.
Березы, флигельный балкончик
все в пятнах солнца. Обмакну
и заверну погуще кончик
в оранжевую желтизну.
Меж тем в наполненном бокале,
в лучах граненого стекла -
какие краски засверкали,
какая радость зацвела!
Одни картины да киоты
в тот год остались на местах,
когда мы выросли, и что-то
случилось с домом: второпях
все комнаты между собою
менялись мебелью своей,
шкалами, ширмами, толпою
неповоротливых вещей.
И вот тогда-то, под тахтою,
на обнажившемся полу,
живой, невероятно милый,
он обнаружился в углу.
Приложение 1 не опубликовано, т.к. имеет большой объем, находится у автора статьи (тексты, фотоматериалы)
Приложение 2 (декорации к спектаклям)