Цели: знакомство с жизнью и творчеством Ю.Левитанского; разностороннее развитие учащихся.
Подготовительная работа: в ходе подготовительной работы учащиеся 10б класса были разделены на творческие группы:
- Исполнители песен, чтецы
- Биографы, литературные критики
- Художники-оформители
- Сценаристы
Цели (в ходе подготовки): формировать умение спорить, рассуждать, самостоятельно и творчески осваивать материал, воспитывать культуру чтения, исполнения поэтического и музыкального произведения.
Оборудование: журнальные столики, аудиозаписи (тиканье часов, Гайдн финал “Прощание симфонии”, остальные материалы – портрет поэта, дополнительный материал, иллюстрации – в мультимедийной презентации).
Место проведения: актовый зал
Форма: ролевая игра
Ход вечера
Чтец: стихотворение “Послание юным друзьям”
Учитель: Мы рады приветствовать наших гостей на литературном вечере, посвященном творчеству известного поэта Ю.Левитанского. Его стихотворение “Послание юным друзьям” прозвучало в начале вечера. Я рада вам сообщить, что поэт Ю.Левитанский у нас сегодня в гостях (его роль исполнит ученик 10б класса ______). Здесь же, на сцене, литературные критики _____ и ______, а в зале, кроме гостей и старшеклассников, находятся артисты различных жанров, известные в нашем кругу исполнители, а также самая страстная почитательница таланта Ю.Левитанского – преподаватель Саитова Н.С.
Итак, ребята, вы можете задать свои вопросы поэту.
Вопрос из зала: Юрий Давыдович, расскажите немного о себе.
- Я родился 21 января в Киеве в 1922 году. Жизнь моя похожа на сотни тысяч других судеб людей - моих современников. Окончил школу в 1938 году в г.Сталино (ныне Донецк), поехал в Москву, поступил и начал учиться в Институте философии, литературы и истории. Война оборвала все планы. Как и все, с началом Отечественной войны ушел на фронт солдатом, стал офицером, затем фронтовым корреспондентом. Начал печататься в 1943 году во фронтовых газетах...
Вопрос из зала: Юрий Давыдович, вы третьекурсником добровольцем ушли на фронт; ее дорогами шли четыре с лишним года. Вы принимали участие еще и в той войне, что шла на сопках Маньчжурии. Не случайно о войне, о ее тяготах и смертях, о людях, отстоявших Родину от врага, вами написано много. Не могли бы Вы выделить наиболее значимое для Вас стихотворение.
- Я думаю, что это стихотворение “Мое поколение”. В нем есть то, “что переносит его к новым людям”. Я пытался найти в своей или чужой жизни то, что объединяло бы людей, независимо от их возраста, жизненного опыта, времени. Послушаем это стихотворение.
Чтец: стихотворение “Мое поколение”
Вопрос из зала: Юрий Давыдович, вы упомянули в стихотворении о “раннем призвании” и о “позднем признании”. Когда же Вы издали свой первый сборник?
- Первый сборник моих стихотворений “Солдатская дорога” выходит в послевоенный 1948 год, затем будут “Встреча с Москвой” 1949, “Самое дорогое” 1951, “Секретная фамилия” 1954 и другие. В 50-е годы я поступил на Высшие литературные курсы при Литературном институте им.М.Горького.
Вопрос из зала: Кто первым заметил Ваши стихи? Когда пришло признание?
- В 1963 году я опубликовал сборник стихов “Земное небо”. Его заметил поэт А.Яшин, сделавший известными эти стихи и его автора. Я переехал в Москву. С этого времени регулярно печатался. В 1970 году – сборник “Кинематограф”, в 1975 – “Воспоминания о красном снеге”, в 1980 – “Два времени”, “Сон о дороге”, в 1991 – “Белые стихи”.
Учитель: Спасибо за интересную беседу. А теперь мне хотелось бы обратиться к критикам. Скажите, какой видится вам главная черта поэтической личности Ю.Левитанского?
Критик 1: Я бы сказал, что это совестливость. Поэт лирический не может не говорить о себе, о своей жизни, о своем отношении к миру. И естественно, что буквально каждое стихотворение поэта Ю.Левитанского говорит о виденном, слышанном, продуманном человеком Ю.Левитанским. Все его книги и стихи – это “мои мгновенья, мои годы, мои сны”. Но примечательно, он пишет, как бы стесняясь, совестясь, что вынужден писать и говорить о себе. Лишь в исключительные моменты самозабвенья это чувство уходит, но не навсегда, оттесняясь в глубину души. Эта лирическая нота, на мой взгляд, придает творчеству поэта особый, неповторимый тон. Послушайте его стихи и убедитесь сами.
Чтецы: стихотворение “Дети” (читают взрослый и первоклассник); стихотворение “Что-то случилось, нас все покидают...”; стихотворение “Я медленно учился жить”; стихотворение “Утро-вечер..” (читается под запись стука маятника)
Группа учащихся исполняет песню “Сон об уходящем поезде”
Критик 2: Это была песня на стихи Ю.Левитанского. его песни еще не раз прозвучат в течение сегодняшнего вечера. Я думаю, что главное достоинство поэзии Ю.Левитанского в другом. Его цель – приохотить своего читателя к истине и красоте, к самостоятельному их поиску, тем самым способствуя увеличению суммы добра в мире. “Пламя высокое”, вечный огонь человеческого духа живет в поэзии Ю.Левитанского, в ее нравственном и художественном поиске. Она не избегает жизненной прозы, но отражает ее средствами музыкальными. Здесь шел его главный поиск, здесь случились его главные достижения. Наверное, поэтому его стихи так легко ложатся на музыку. Да и музыкальные образы, мотивы нередки в стихах Ю.Левитанского.
Чтец: стихотворения “Музыка, свет неближний...”, “Скрипка висит у меня на стене... ” (читается на фоне скрипки Гайдна)
Группа учащихся исполняет песню “Замирая, следил, как огонь подступает...”
Критик 1: Перечисление тем и вопросов, отраженных в поэзии Левитанского, близких и важных для современного человека, заняло бы много времени. Назову лишь одну – главную, на мой взгляд. Часто в его стихах, его книгах возникает драма людского разъединения, непонимания, одиночества, прорывается скорбь оттого, что во все убыстряющейся и увеличивающейся спешке и суете нашего века мы забываем о близких. Как о самом большом человеческом несчастье пишет Левитанский о невстрече, о невнимании, о несостоявшихся любви, дружбе, общении.
Чтецы: стихотворения “Всего и надо, что вглядеться, - Боже мой...”, “Кто-нибудь утром проснется сегодня и ахнет”
Группа учащихся исполняет песню “Собирались наскоро”
Критик 2: Сам Левитанский внимательно и ищуще вглядывается в людей, подмечает, встречает и находит. И просит, молит, увещевает, призывает других к участию и вниманию, к пониманию и сопереживанию. Об этой особенности творчества Ю.Левитанского прекрасно сказал М.Луконин, он назвал его стихи “акварелью душевных переживаний”, чужих и своих – картина человеческих чувств. Сами слова “акварель”, “краски”, “художник” не раз появятся в его стихах.
Чтецы: стихотворения “Время, бесстрашный художник...”, “Рисунок”
Группа учащихся исполняет песню “Горящими листьями”
Критик 1: Обратите внимание на рисунки, развешанные в нашей гостиной. Это иллюстрации к стихотворениям Ю.Левитанского, выполненные учащимися нашей школы. Стихи Левитанского легко укладываются в рисунок. Есть у поэта и удивительные стихотворения, разбросанные по разным сборникам, имеющие разные названия, но общий подзаголовок, - фрагменты сценария. Мы попробовали соединить эти фрагменты, кусочки в целое. Получилось...
Чтец: стихотворение “Как показать зиму”
Группа учащихся исполняет песню “Диалог у новогодней елки” и вальс
Критик 2: Юрий Давыдович, в одном из своих интервью вы сказали: “Я не пророк. Один Господь Бог знает, что здесь будет...”. Что вы имели в виду?
- Я говорил о том, что в “нашей стране мало-мальски нормальная жизнь наступит очень нескоро. Должны поколения смениться... Наше поколение прошло мимо лучших пластов философии и религиозных мыслей. Многое нужно успеть наверстать, потому что так много от нас скрыли, так много неправды нам сказали... Все это пройдет, все наладится – я убежден. Когда-нибудь мы придем к нормальному цивилизованному состоянию. Я в это верю”.
Чтец: стихотворение “Я видел вселенское зло...”
Критик 1: Творческий вечер подходит, к сожалению, к концу. Юрий Давыдович, каким стихотворением Вам бы хотелось завершить сегодняшнюю встречу?
- Я хочу прочитать одно из последних стихотворений с нашими исполнителями – “За то, что жил да был...”
Звучит песня “Каждый выбирает для себя”