Организация школьной библиотеки
-
Урок литературы по национально-региональному компоненту (библиотечный урок) в 7-м классе по теме "Несущие свет саамской земли" 2011
Библиотечный урок знакомит с саамской литературой, которая "...обрела свой неповторимый голос, сама тундра заговорила с читателями языком высокой поэзии" (Л.Т. Пантелеева). Данное мероприятие можно проводить как урок литературы по национально-региональному компоненту. Используется электронная презентация.
-
Урок литературы по стихотворению М.Ю. Лермонтова "Утес" 2008
Тема Кавказа неразрывно связана с лирикой М.Ю.Лермонтова. Но не все дети знают, кто еще из русских классиков был в свое время на Кавказе, почему и как это отразилось на его творчестве. Об этом идет речь на данном уроке. Предлагаемый дополнительный материал (презентации) может быть использован весь или частично на данном уроке, в зависимости от уровня подготовки учащихся и целей, поставленных учителем к данному уроку.
-
Урок мужества на тему "Сибирский шаман" 2014
Проблема гражданского, патриотического воспитания и развития личности гражданина и патриота России, готового и способного отстаивать ее интересы, актуальна в системе школьного образования. Библиотечные уроки мужества обращают внимание школьников на героические примеры нашего народа, примеры преданности родине, воинскому долгу, особенно на героизм соотечественников, проявленный в Великой Отечественной войне.
-
Урок нравственности «Совесть, или суд над собой» по рассказу Н.Б.Васильевой «Полынья» 2023
Цель урока: идейно-художественный анализ рассказа Н.Б.Васильевой «Полынья».
-
Урок нравственности ко Дню Победы для 9–11-х классов «О выборе» (по повести В.Быкова «Сотников») 2021
Цель урока: формирование у обучающихся активной гражданской позиции, мотивации и способности к духовно-нравственному развитию.
-
Урок чтения. Игра для учащихся 4–5-х классов "Великолепная семерка" 2010
Цель предложенной игры – повысить интерес и мотивацию к чтению. Интеллектуально-занимательный характер мероприятия даёт возможность ребятам использовать свой читательский опыт, проявить смекалку, разбудить фантазию, поработать не только головой, но и руками. Может быть проведена как итоговый урок чтения, занятие кружка, классный час, внеклассное мероприятие.
-
Урок-диалог "Всем глупым счастье от безделья, всем умным горе от ума" 2015
Подумаем, кто из героев комедии умён, а кто глуп. Почему никто из героев не добивается своих целей? И если главное в комедии - проблема обретения счастья, то становиться понятно, почему ум не помогает героям, почему от ума лишь горе. «Ум с сердцем не в ладу». Для достижения счастья мало ума и сердца, главное - привести их в состояние гармонии. Гармония - вот условие для достижения счастья.
-
Урок-игра "Умей себя вести" 2013
Данное мероприятие проведено в форме урока – игры. Оно призвано привлечь внимание детей к культуре поведения в обществе, вовлечь их в активную творческую деятельность. Помочь детям оценить свои знания этикета. Выбранная тема данного мероприятия актуальна.
-
Урок-практикум "Тайны слов, предметов и открытий" 2010
Какие виды справочной литературы существуют? Нужно ли в наш компьютерный век уметь пользоваться печатными вариантами энциклопедий, справочников и словарей? Урок примечателен тем, что его проводят учитель русского языка и школьный библиотекарь. Тематика материала - космическая, но и не интересующиеся вопросами космоса учащиеся могут вынести из содержания урока много нужного для себя.
-
Урок-практикум на тему "Путешествие в древнерусское искусство" 2007
Использование справочно-библиографического аппарата библиотеки при работе с литературой по искусству на уроках истории отечественной культуры проводится как библиопутешествие по древнерусской живописи.
-
Урок-презентация "Алан Милн" 2012
Урок можно провести как библиографический, классный час, использовать в качестве дополнительного материала на уроке чтения (внеклассного чтения). Урок знакомит с жизнью английского писателя А.А. Милна, историей создания "Винни-Пуха".
-
Урок-презентация "Мы очень разные, но мы вместе" 2008
Библиотечный урок-презентация по теме «Мы очень разные, но мы вместе» для учащихся 4–7-х классов формирует установки толерантного сознания учащихся; показывает, что в классе может быть дружелюбная, толерантная атмосфера.
-
Урок-проект в 4-м классе по теме: "Книгу создаем мы сами" 2006
Данный урок является завершающим в блоке А "Книга твой друг и помощник (библиотечно-библиографические знания младшим школьникам. 1–4 класс)" программы развития навыков чтения и информационной грамотности "Формирование информационно-библиографической культуры школьников". Он проводится с целью подготовки выпускников начальной школы к проектной деятельности в среднем звене. В ходе работы над проектом дети закрепляют знания, полученные на библиотечных уроках в начальной школе, и создают конечный результат проектной деятельности - книгу.
-
Урок-путешествие по местам, связанным с именем М.В.Ломоносова, «М.В.Ломоносов в памяти москвичей» 2016
В ходе урока учащиеся знакомятся с отдельными этапами, особенно московского, биографии великого ученого, его вкладом в становлении образования в России, памятными местами Москвы, связанными с именем М.В.Ломоносова.
-
Урок-экскурсия "Фабрика слов" 2003
Интересные, занимательные, почти детективные истории о происхождении, строении, сочетаниях слов помогут разобраться во многих вопросах лексикологии, фразеологии, этимологии, правописания, орфоэпии, поэтики и лингвистики. Задания даны под разными рубриками "Из истории слов", "Почему мы так говорим?", "Зарубить на носу", "Полминутки для шутки". В частности, на конкретных примерах рассматриваются различные трудности, которые возникают при написании слов. Интерес поддерживается с использованием занимательных и игровых материалов для развития творческих способностей детей. Принцип занимательности - один из главных по данному уроку.
-
Учимся читать книгу (библиотечно-библиографический урок-совет для учащихся 4-го класса) 2007
При переходе из начальной школы в среднее звено очень важна техника чтения; ведь перед детьми стоит сложная задача – освоение новых предметов, осуществление которой невозможно без навыков вдумчивого и осмысленного чтения. Данный урок – один из заключительных этапов в системе библиотечно-библиографической грамотности обучающихся в начальном звене. Строится он на чтении и обсуждении рассказа К. Паустовского "Барсучий нос".
-
Ущерб, наносимый оврагами склоновым землям 2013
В настоящее время практически вся европейская территория Российской Федерации подвержены оврагоообразованию. Ущерб, наносимый склоновыми землями, в разных районах неодинаков. Оценка современной интенсивности и тенденций роста оврагов имеет решающее значение при выборе типов противоовражных мероприятий и их размещения в пределах самих оврагов и их водосборов. В статье раскрыты причины их появления, а также способы борьбы.
-
Фактографический поиск и алгоритм его выполнения 2009
Предметом данной разработки послужила одна из тем программы "Основы информационной культуры личности", разработанной коллективом автором под руководством Н.И. Гендиной. Изучение темы рассчитано на 2 часа в программе 6-го класса. Первый урок отводится на овладение методикой выполнения фактографических запросов и является уроком формирования новых знаний и умений. Урок основан на деятельностном подходе.
-
Фольклорный праздник для 5–6-х классов: "Дорогая наша гостья, Масленица" 2005
Работая в школьной библиотеке, особое внимание уделяю патриотическому воспитанию на основе краеведческой литературы. Часто организую фольклорные праздники. Считаю такую форму работы наиболее действенной в приобщении учащихся к ценностям и традициям русской культуры, воспитании уважения к обычаям земляков. Как пример подобных мероприятий, предлагаю разработку народного праздника Масленица для 5 - 6-х классов.
-
Формирование вычислительных навыков на уроках математики 2022
Математика – сложная, но очень занимательная наука, с которой мы знакомимся еще в школе, а затем пользуемся и в повседневной жизни. Если присмотреться, то она окружает нас повсюду: мы подсчитываем сумму покупок, режем торт на определенное количество кусочков, определяем время. На самом деле, математика – это не только непонятные теории и заумные гипотезы ученых. Несмотря на всю серьезность этой науки, удивительные факты из мира математики встречаются сплошь и рядом. Они будут интересны не только ученым, но и всем людям, которым интересно узнавать интересную информацию. Главной целью образования считается развитие умственных, интеллектуальных задатков ребенка. В связи с этим перед школой стоит важная задача, значимость которой заключается в правильной организации учебной деятельности.
-
Формирование гражданской ответственности за сохранение Байкала с использованием технологии продуктивного чтения на уроках литературы. 9-й класс 2017
Для формирования гражданской ответственности за сохранение природного наследия Байкала в работе использую материал иркутских поэтов и писателей. Стихотворения Л.Гибадуллиной пробуждают живой интерес к проблемам природы родного края, повышают уровень осознания гражданской ответственности за свою Родину, понимания неблагоприятной экологической ситуации на Байкале и осознания соучастности во взаимоотношении природы и человека.
-
Формирование личностных универсальных учебных действий у учащихся 6-х классов в процессе проведения цикла библиотечных занятий по толерантности во внеурочное время 2017
В статье отражены основные идеи для проведения цикла воспитательных мероприятий по толерантности согласно требованиям ФГОС. Особое внимание направлено на формирование понятия «терпимость» или «толерантность» исходя из знаний природы человека, что способствует пониманию и усвоению данных понятий. Работу над собой по увеличению в себе человечности, выработки толерантности и эмпатии должны проводить все люди, иначе из кризиса страна не выйдет никогда.
-
Формирование навыков исследовательской и проектной деятельности младших школьников. Презентация проекта "Наша библиотека. Прошлое. Настоящее. Будущее" 2008
В статье рассматривается вопрос о формировании навыков исследовательской и проектной деятельности младших школьников на занятиях клуба «Мои маленькие открытия», раскрываются цели и задачи клуба, приводится пример защиты исследовательской работы в форме презентации проекта устного журнала «Наша библиотека. Прошлое. Настоящее. Будущее».
-
Формирование основ библиотечно-библиографической грамотности младших школьников 2006
В данной статье представлен опыт работы по формированию основ библиотечно-библиографической грамотности младших школьников. Разработана система занятий для 1-4-х классов начальной школы. В приложении предложены разработки занятий и выписка из плана работы библиотеки.
-
Формирование творческой активности у пользователей библиотеки через инновационную краеведческую деятельность школьной библиотеки 2011
Необходимо отметить, что не только интерес к чтению, но и к социальному институту "школьная библиотека" падает и у педагогов, и у учащихся. Как же школьной библиотеке не потерять не только своего "информационно-воспитательного лица", но и занять значимое место в учебно-воспитательном процессе? В этом может помочь статья.
-
Формирование читательской грамотности как условие повышения результатов обучения 2023
Обучение чтению является неотъемлемой частью общего образования человека. Именно чтение представляет собой важнейший способ освоения и поддержания любого жизненно важного знания. Успешное обучение невозможно без сформированности у обучающихся читательской грамотности. Читательская грамотность сегодня рассматривается как одна из самых важных компетентностей, характеризующих готовность к жизни в современном обществе. Формирование читательской грамотности обучающихся – это одна из актуальных проблем современного образования.
-
Формирование читательской грамотности обучающихся средствами цифровых образовательных ресурсов и сервисов 2023
На сегодняшний день информационные технологии позволяют пользователям информационных ресурсов библиотек быстро осваиваться и легко пользоваться электронными образовательными ресурсами. На данный момент происходит создание новой — гибридной — библиотеки, в которой сосуществуют печатные и электронные издания. Библиотека стала выступать в качестве организатора знаний.
-
Художественное чтение — искусство исполнительское 2003
Статья ориентированна прежде всего на библиотекарей, учителей - словесников, желающих воспитать у учеников любовь к звучащему слову и овладению техникой выразительного чтения. Школьная библиотека с ее системой библиотечных мероприятий включается в коллективное творческое дело: приобщать к общечеловеческим ценностям детей, ориентируясь на личность ребенка, на его интересы и способности.
-
Целевой комплексный проект "Сказочный океан" 2013
Разработка программы чтения вызвана необходимостью практически разрешить сложную проблему снижения интереса детей к чтению. Особенно остро эта проблема стоит перед педагогами в коррекционной школе.
-
Час мужества: "Саамы на фронте и в тылу" 2012
Час мужества в рамках регионального компонента познакомит школьников с защитниками Заполярья – саамами, коренными жителями Кольского края, с их подвигами на полях сражений и в тылу, поможет учащимся расширить знания о войне в Заполярье.