Ход урока
Добрый день, дорогие друзья! Сегодня у нас не совсем обычный урок. Мы отправимся в библиопутешествие по древнерусской живописи. К каждому путешествию нужно готовиться. Давайте повторим, что мы знаем о литературе по искусству.
Вопрос:
- Какие виды искусства вам известны?
- Какие жанры живописи вы знаете?
- В какой форме издается литература по искусству?
- Что представляет собой СБА библиотеки?
Теперь мы готовы и можем отправляться в путешествие, а ваши помощники – книги, словари, справочники, каталоги и картотеки готовы помочь любознательным путешественникам.
Демонстрация слайда: (Презентация)
Внимательно посмотрите на экран. Странные, застывшие лица, вернее лики с выразительными глазами, иногда осуждающе и строго смотрят на вас с икон. Непонятные сюжеты. Непривычные приемы изображения. Для человека неверующего или специально не изучавшего историю религии, христианское искусство малопонятно. Древнерусская живопись полна религиозных символов.
Вопрос: Какие символы вам известны?
Мало просто знать, нужно уметь найти информацию об интересующих нас предметах в фонде библиотеки. Не забывайте, у нас библиопутешествие.
Задание:Нимб, крест, Агнец Божий, свеча, голубь, ларец и ложечка.
Объясните смысл религиозных символов, используя предложенные вам справочные пособия.
Демонстрация слайда:
Один из важнейших символов христианства – Крест. Он венчает купола храмов, находится на престоле в алтаре. Истинный христианин не расстается с нательным крестиком.
На экране вы видите изображение шести крестов. Расскажите, как называется каждый из них и какую культуру олицетворяет?
Задание: Сделайте подборку литературы об этих культурах, используя систематический каталог
Демонстрация слайда:
Способы изображения в средневековой живописи отличаются от современных. Художники использовали принцип “обратной перспективы”. Необычна передача средневековым живописцем не только пространства, объема, но и времени.
На известной иконе “Преображение” Христос и его ученики обычно изображаются трижды: сначала они поднимаются на гору Фавор, затем, взойдя на нее, Христос преображается, и, пораженные апостолы падают ниц; и, наконец, они вместе сходят с горы.
Задание: Используя возможности справочного аппарата библиотеки, представленные книги, справочные пособия, тематические “досье” и т.д., подберите изображения икон с необычной передачей временных рамок, то есть такие, где изображенные события развернуты во времени.
Пока ребята работают над заданием, остальные путешественники решают кроссворд.
Обсуждение выполненного задания.
Одна из самых примечательных особенностей средневекового искусства заключалась в уважении и следовании традициям прошлого. Столетиями вырабатывались в живописи определенные приемы изображения различных религиозных персонажей и сюжетов. В совокупности приемы эти становились Каноном, освященным церковью. Каждый святой, по возможности, наделялся только ему присущими чертами, по которым верующие могли легко найти его изображение в храме. О том или ином персонаже существует огромное количество информации в книгах, альбомах, справочных изданиях.
Задание: Составьте список литературы об одном из этих персонажей, используя возможности СБА
Пока наши путешественники работают, мы поработаем над тестом.
Что в древнерусской живописи символизировал
зеленый цвет?
А. Нравственная чистота
Б. Божественный мир
В. Юность, цветение
Святители изображались на иконах со следующими
предметами:
А. Со свитком
Б. С Евангелием
В. С крестом
В каком единственном храме древней Руси
сохранились мозаики?
А. Успенский собор
Б. Дмитриевский собор
В. Храм Святой Софии в Киеве
Эту икону в древности называли “палладиумом
земли русской”
А. Троица
Б. Богоматерь Владимирская
В. Борис и Глеб
В древности не принято было афишировать свое авторство. Считалось, что единственный на земле творец и автор всего сущего - Бог, а человек лишь исполняет его волю. Многие письменные свидетельства прошлого, которые могли бы приоткрыть завесу над тайной авторства, утеряны. И все же имена самых талантливых средневековых живописцев, работавших на русской земле нам известны – Феофан Грек, Андрей Рублев, Дионисий, Симон Ушаков.
Задание:
- Книги о каких иконописцах есть в фонде библиотеки?
- В каком разделе каталога собраны книги по искусству?
- В чем вам может помочь картотека исследовательских работ учащихся по истории культуры
Наше путешествие подошло к концу. Мы надеемся, что мир древнерусской живописи стал ближе и понятнее. Во всех вопросах, заинтересовавших вас, вам всегда придут на помощь книги. Возьмите книгу в попутчики в любое путешествие и мир распахнется перед вами во всем многообразии.