“Как Петром положены новые основания всей нашей государственной жизни, так Ломоносовым преобразованы, а отчасти и основаны едва ли не все области науки. Поэт, художник, философ, историк, филолог, математик, астроном, физик, химик, геолог, географ, отчасти даже и социолог - во всех этих областях он был не дилетантом, но глубоким специалистом... самостоятельным исследователем и смелым мыслителем, порою опережающим своих западных современников”. В. Ходасевич
Цели и задачи: формирование целенаправленной познавательной деятельности, развитие коммуникативных компетенций, расширение исторического и культурного кругозора: золотые имена России, Москва и её история.
Оборудование: выставка книг, ПК с выходом в интернет, мультимедийный проектор, звуковоспроизводящие устройства, презентация, учебный фильм “Михаил Ломоносов” (З.Н. Потапурченко, Государственный институт русского языка имени А.С. Пушкина).
Ход урока
Организационный момент
Ход урока сопровождается презентацией и просмотром фильма
Слайд 1 | Объявление темы, вопросы к аудитории относительно ассоциаций, связанных с именем М.В. Ломоносова |
Слайд 2 | Просмотр учебного фильма “Михаил
Ломоносов” (З.Н. Потапурченко, Государственный
институт русского языка имени А. С. Пушкина) Краткий обзор и обсуждение фактов биографии М.В. Ломоносова |
Слайд 3 | Книги, которые Ломоносов вспоминал с
благодарностью и назвал впоследствии “вратами
своей учёности”: “Грамматика”, Мелентий Смотрицкий: “Грамматика славенская” учила не только “благо глаголати и писати”, но и “метром или мерою количества стихи слагати” — то есть сразу знакомила с основами грамоты, красноречия и стихосложения. "Арифметика", Леонтий Магницкий: Книга Л. Магницкого (изданная в Москве в 1703 году “повелением благочестивейшего государя нашего царя и великого князя Петра Алексеевича, всея Великия, Малыя и Белыя России самодержца... ради обучения мудролюбивых российских отроков и всякого чина и возраста людей”) была популярным учебным пособием не только по арифметике, но и по геометрии, физике, географии, астрономии и прочим естественным наукам. Виртуальный просмотр книг на сайте http://www.lomonosov300.ru/203.htm |
Слайд 4 | Приезд М.В. Ломоносова в Москву. Годы
учебы Центром просвещения Заиконоспасский монастырь стал едва ли не со времен своего основания. Ведь именно монастыри в России играли роль образовательных центров, при них создавались иконописные школы, библиотеки, до изобретения книгопечатания в них переписывали книги. Уже в 1630-х впервые упоминается Заиконоспасская монастырская школа, называвшаяся общенародной. Позже это послужило основанием для прибавления к названию монастыря титула “учительного”. |
Слайд 5 | Вклад братьев Лихудов в русскую культуру огромен. Они основали Славяно-греко-латинскую Академию, первое в Великой России высшее учебное заведение уровня европейских университетов своего времени. Лихуды первыми начали систематическое преподавание в Московии живых европейских (новогреческий и итальянский) и классических (древнегреческий и латинский) языков, заложили основы гуманитарного образования и создали необходимые для этого учебники. |
Слайд 6 | Никольская улица – “улица просвещения”: первые типографские школы, Заиконоспасский монастырь, Славяно-греко-латинская Академия. |
Слайд 7 | |
Слайд 8 | По инициативе Ломоносова в 1755 г.
был основан Московский университет, “открытый
для всех лиц, способных к наукам”, а не только для
дворян, для которого он составил первоначальный
проект, основываясь на ”учреждениях,
узаконениях, обрядах и обыкновениях”
иностранных университетов. 12.01.1755. Императрица Елизавета Петровна подписала в день памяти св. Татианы “Проект об учреждении Московского университета”. 26.04.1755. Торжественная церемония открытия (инаугурация) университета. Инаугурация университета – важнейшее событие в истории университета, официально объявляющее обществу о начале его деятельности. Московский университет был открыт в здании аптеки на Красной площади |
Слайд 9 | |
Слайд 10 | “Новый” корпус Московского университета на Моховой |
Слайд 11 | В течение 1949–1953 гг. на Ленинских горах
были построены: главное 32-этажное здание
Московского университета высотой общим объёмом
1370,0 тыс. м3, в котором разместились
геологический и географический факультеты,
аудитории механико-математического факультета,
общеуниверситетские кафедры, Научная
библиотека, Музей землеведения, ректорат и
общественные организации университета. В
боковых крыльях высотного Главного здания
сооружено общежитие для студентов и аспирантов в
количестве 5754 комнат и 184 квартир для профессоров
и преподавателей университета; В 1940 году в дни празднования 185-летнего юбилея университету присвоили имя М.В. Ломоносова. |
Слайд 12 | В январе 2005 г. было открыто новое здание Фундаментальной библиотеки на Ломоносовском проспекте |
Слайд 13 | Имя М.В. Ломоносова носит Московский государственный университет тонких химических технологий |
Слайд 14 | Ломономсовский проспемкт — проспект в
Юго-Западном и Западном административных
округах города Москвы. Назван в 1956 году в честь М. В. Ломоносова в связи с расположением около Московского государственного университета им. Ломоносова. |
Слайд 15 | Ломоносовский район — район Юго-Западного административного округа города Москвы. |
Слайд 16 | Знакомство с выставкой в школьной библиотеке |
Слайд 17 | Закрепление материала. Разгадывание криптограммы |
Слайд 18 |
Завершающий этап: обмен мнениями
Список использованных материалов
- З.Н. Потапурченко “Михаил Ломоносов”. Учебный фильм. – М.: Государственный институт русского языка имени А. С. Пушкина
- История: журнал. – М.: Первое сентября, 2011. - № 15
- МГУ имени М.В. Ломоносова/ История Московского университета. – Режим доступа: http://www.msu.ru/info/history.html