Цель: повысить интерес и мотивацию к чтению.
Задачи:
- развитие мыслительных способностей, фантазии
- развитие познавательного интереса
- воспитание умения работать в команде.
Участники: количество команд от 2 до 7 по семь человек.
Оборудование: цветные карандаши или фломастеры, чистые листы бумаги (5 шт.), газеты (всё по количеству команд).
Здравствуйте, ребята! Начинаем наш урок чтения. И хоть вы объединены в команды, но соревнования сегодня не будет, а будет игра, где важна не победа, а участие. Наша игра называется “Великолепная семёрка” и цифра 7 сыграет в ней не последнюю роль. Несколько слов о самой игре. Вам нужно будет выполнить мои задания. На столах у вас лежат чистые листочки – на них вы будете писать свои ответы и отдавать их мне. Взамен от меня каждая команда получит маленькие карточки, а что с ними делать – узнаете позднее.
Итак, начинаем игру. И для начала, в качестве разминки, вспомним те произведения, которые вы читали в ваших учебниках. Викторина (см. приложение №1). А теперь вспомните и напишите на листочке названия книг, в которых есть цифра 7.
Сейчас вам предстоит сыграть в “прятки”. Эти прятки необычные: несколько басен спрятались в одной. Вам нужно их найти, вспомнить автора и записать ответы на листочке (см.приложение №2)
Следующий наш конкурс называется “Волшебные кружочки” и он потребует от вас не только знания книг, но и фантазии. Ваша задача – с помощью карандашей или фломастеров превратить кружки в литературных героев или сказочные предметы.
А теперь конкурс “Собери сказку”. Все вы знаете литературного героя – барона Мюнхгаузена, который совершил много разных путешествий. Однажды, сидя у себя в кабинете, барон Мюнхгаузен перебирал открытки и думал о своём последнем приключении, но ему никак не удавалось восстановить последовательность событий. Барон помнил только, что он путешествовал в пустыне и ему встретился некто. Помогите барону вспомнить его историю, прочтя стихи под открытками и расположив их в правильном порядке, если известно начало (№1) и конец (№10). (см.приложение №3)
Конкурс “Письмо”. Ваша задача – прочитав письмо от друга, найти в нём ошибки, подумать и правильно перечислить сказки, о которых идёт речь в письме. Ответ записать на листочке (см.приложение №4)
Продолжаем наш урок чтения. Что, кроме книг, мы ещё читаем? Правильно, газеты и журналы. Следующее задание – “Мозаика”. Соберите из отдельных частей обложку журнала. Назовите эти журналы.
Как можно использовать газету, кроме чтения? (ответы ребят). А я предлагаю вам из газеты сплести косу.
Ну, а теперь пришло время и для карточек, которые я давала командам. Это зашифрованные буквы, из которых вам нужно составить слово (см.приложение №5). Шифр – на доске. Какое слово получилось? МОЛОДЦЫ!
Вы все сегодня молодцы! Я вижу перед собой великолепные семёрки! Спасибо всем за работу.
ПРИЛОЖЕНИЕ №1
ВИКТОРИНА
- Как герой рассказа В.Драгунского избавился от нелюбимой манной каши? (выбросил в окно)
- В какой сказке волшебники делили между собой потерянное ребятами время? (Е.Шварц “Сказка о потерянном времени”)
- Какого роста был Крошка Нильс Карлсон? (с мизинец)
- Зачем Тёма, герой книги “Детство Тёмы” Гарина-Михайловского, полез в старый заброшенный колодец? (за собакой Жучкой)
- Какой способ путешествия придумала лягушка-квакушка? (утки несут её на прутике)
- Кому писал письмо Ванька из рассказа А.П.Чехова? (дедушке)
- Где Ивашка Кудряшкин нашёл горячий камень? (на болоте)
- Как у Варюшки, героини сказки К.Паустовского, появилось стальное колечко? (подарил солдат за махорку)
- Какое наказание получил Том Сойер за то, что съел варенье? (должен был выбелить забор)
- Как звали воробья из сказки К.Паустовского “Растрёпанный воробей”? (Пашка)
- Почему Федя, герой рассказа Н.Носова, не смог решить задачу? (он ещё смотрел телевизор)
- Как звали кошку из сказки П.Бажова “Серебряное копытце”? (Мурёнка)
- “Кто-то в поле стал ходить и пшеницу ворошить”. Кто? (белая кобылица)
- Продолжите: “У крестьянина три сына: старший …”. Что это за сказка и кто автор? (… умный был детина, средний был и так и сяк, младший вовсе был дурак.)
ПРИЛОЖЕНИЕ №2
“ПРЯТКИ”
Однажды Лебедь Рак да Щука,
Проказница Мартышка,
Осёл, Козёл
Да косолапый Мишка
Везти с поклажей воз взялись.
И вместе трое все в него впряглись.
Достали нот, баса, альта, две скрипки –
И сели на лужок под липки, -
Пленять своим искусством свет.
Когда в товарищах согласья нет,
На лад их дело не пойдёт.
Вот пуще прежнего пошли у них разборы
И споры,
Кому и как сидеть.
Случилось Соловью на шум их прилететь.
Тут с просьбой все к нему,
Чтоб их решить сомненье:
“Спой, светик, не стыдись! Что ежели, сестрица,
При красоте такой и петь ты мастерица
Ведь ты б у нас была царь-птица!”
Кто виноват из них, кто прав –
Судить не нам.
ПРИЛОЖЕНИЕ №3
“СОБЕРИ СКАЗКУ”
(написать каждое четверостишие на отдельном листочке и потом их перемешать)
Однажды в роскошном своём лимузине
Мюнхаузен ехал по знойной пустыне.
Вдруг слышит откуда-то вопли и стон,
Случилась беда, - догадался барон.
То маленький Мук заливался слезами,
Он бился о землю и дрыгал ногами.
Огромный носище свисал над губой.
- Ну, полно, дружище, скажи, что с тобой!
- Мои неприятности связаны с носом.
Я вызвалих неделикатным вопросом.
В реке Амазонке лежал крокодил:
“Что ешь на обед?”, - у него я спросил.
Хватать за носы беззащитных и слабых –
Преступная акция в крупных масштабах.
Касаться столь дерзко чужого лица –
За это накажет барон наглеца!
Вот мчится Мюнхаузен на Амазонку,
Он должен помочь непременно ребёнку.
Подъехал к реке и, подумав слегка,
Огромного вынул кота из мешка.
В реке Амазонке вода забурлила,
И все увидали тогда крокодила.
На берег полез крокодил неспроста,
Ему захотелось послушать кота.
Барон человек самый храбрый на свете,
Набросил на злобного хищника в сети.
Взревел крокодил, проклиная судьбу:
- Прости меня, дядя, я больше не бу…
- О, как ты безнравственен, как аморален!
Пусть нос пострадавшего будет нормален.
- Он будет нормален! Спасение есть!
Лишь плод этот сказочный надобно съесть.
Тут Мук наш на пальму взбирается мигом.
Сорвавши, съедает волшебную фигу.
И что же? О, чудо, друзья, из чудес!
Нос прежних размеров. Излишек исчез.
Барон крокодила снимает на плёнку,
И маленького Мука, и кота.
Отснят исторический этот момент,
А фотооткрытка для нас докумен
ПРИЛОЖЕНИЕ №4
“ПИСЬМО”
Дорогой друг!
Очень прошу тебя достать к моему приезду книги А.С.Пушкина:
- “Сказка о царе Салтане, сыне его Балде и мёртвой царевне”
- “Сказка о папе и работнике его золотом петушке”
- “Сказка о царевне Лебедь и семи богатырях”
- “Сказка о рыбаке славном Гвидоне и рыбаке”