Урок чтения. Игра для учащихся 4–5-х классов "Великолепная семерка"

Разделы: Начальная школа, Организация школьной библиотеки, Классное руководство


Цель: повысить интерес и мотивацию к чтению.

Задачи:

  • развитие мыслительных способностей, фантазии
  • развитие познавательного интереса
  • воспитание умения работать в команде.

Участники: количество команд от 2 до 7 по семь человек.

Оборудование: цветные карандаши или фломастеры, чистые листы бумаги (5 шт.), газеты (всё по количеству команд).

Здравствуйте, ребята! Начинаем наш урок чтения. И хоть вы объединены в команды, но соревнования сегодня не будет, а будет игра, где важна не победа, а участие. Наша игра называется “Великолепная семёрка” и цифра 7 сыграет в ней не последнюю роль. Несколько слов о самой игре. Вам нужно будет выполнить мои задания. На столах у вас лежат чистые листочки – на них вы будете писать свои ответы и отдавать их мне. Взамен от меня каждая команда получит маленькие карточки, а что с ними делать – узнаете позднее.

Итак, начинаем игру. И для начала, в качестве разминки, вспомним те произведения, которые вы читали в ваших учебниках. Викторина (см. приложение №1). А теперь вспомните и напишите на листочке названия книг, в которых есть цифра 7.

Сейчас вам предстоит сыграть в “прятки”. Эти прятки необычные: несколько басен спрятались в одной. Вам нужно их найти, вспомнить автора и записать ответы на листочке (см.приложение №2)

Следующий наш конкурс называется “Волшебные кружочки” и он потребует от вас не только знания книг, но и фантазии. Ваша задача – с помощью карандашей или фломастеров превратить кружки в литературных героев или сказочные предметы.

А теперь конкурс “Собери сказку”. Все вы знаете литературного героя – барона Мюнхгаузена, который совершил много разных путешествий. Однажды, сидя у себя в кабинете, барон Мюнхгаузен перебирал открытки и думал о своём последнем приключении, но ему никак не удавалось восстановить последовательность событий. Барон помнил только, что он путешествовал в пустыне и ему встретился некто. Помогите барону вспомнить его историю, прочтя стихи под открытками и расположив их в правильном порядке, если известно начало (№1) и конец (№10). (см.приложение №3)

Конкурс “Письмо”. Ваша задача – прочитав письмо от друга, найти в нём ошибки, подумать и правильно перечислить сказки, о которых идёт речь в письме. Ответ записать на листочке (см.приложение №4)

Продолжаем наш урок чтения. Что, кроме книг, мы ещё читаем? Правильно, газеты и журналы. Следующее задание – “Мозаика”. Соберите из отдельных частей обложку журнала. Назовите эти журналы.

Как можно использовать газету, кроме чтения? (ответы ребят). А я предлагаю вам из газеты сплести косу.

Ну, а теперь пришло время и для карточек, которые я давала командам. Это зашифрованные буквы, из которых вам нужно составить слово (см.приложение №5). Шифр – на доске. Какое слово получилось? МОЛОДЦЫ!

Вы все сегодня молодцы! Я вижу перед собой великолепные семёрки! Спасибо всем за работу.


ПРИЛОЖЕНИЕ №1

ВИКТОРИНА

  1. Как герой рассказа В.Драгунского избавился от нелюбимой манной каши? (выбросил в окно)
  2. В какой сказке волшебники делили между собой потерянное ребятами время? (Е.Шварц “Сказка о потерянном времени”)
  3. Какого роста был Крошка Нильс Карлсон? (с мизинец)
  4. Зачем Тёма, герой книги “Детство Тёмы” Гарина-Михайловского, полез в старый заброшенный колодец? (за собакой Жучкой)
  5. Какой способ путешествия придумала лягушка-квакушка? (утки несут её на прутике)
  6. Кому писал письмо Ванька из рассказа А.П.Чехова? (дедушке)
  7. Где Ивашка Кудряшкин нашёл горячий камень? (на болоте)
  8. Как у Варюшки, героини сказки К.Паустовского, появилось стальное колечко? (подарил солдат за махорку)
  9. Какое наказание получил Том Сойер за то, что съел варенье? (должен был выбелить забор)
  10. Как звали воробья из сказки К.Паустовского “Растрёпанный воробей”? (Пашка)
  11. Почему Федя, герой рассказа Н.Носова, не смог решить задачу? (он ещё смотрел телевизор)
  12. Как звали кошку из сказки П.Бажова “Серебряное копытце”? (Мурёнка)
  13. “Кто-то в поле стал ходить и пшеницу ворошить”. Кто? (белая кобылица)
  14. Продолжите: “У крестьянина три сына: старший …”. Что это за сказка и кто автор? (… умный был детина, средний был и так и сяк, младший вовсе был дурак.)

ПРИЛОЖЕНИЕ №2

“ПРЯТКИ”

Однажды Лебедь Рак да Щука,
Проказница Мартышка,
Осёл, Козёл
Да косолапый Мишка
Везти с поклажей воз взялись.
И вместе трое все в него впряглись.
Достали нот, баса, альта, две скрипки –
И сели на лужок под липки, -
Пленять своим искусством свет.
Когда в товарищах согласья нет,
На лад их дело не пойдёт.
Вот пуще прежнего пошли у них разборы
И споры,
Кому и как сидеть.
Случилось Соловью на шум их прилететь.
Тут с просьбой все к нему,
Чтоб их решить сомненье:
“Спой, светик, не стыдись! Что ежели, сестрица,
При красоте такой и петь ты мастерица
Ведь ты б у нас была царь-птица!”
Кто виноват из них, кто прав –
Судить не нам.


ПРИЛОЖЕНИЕ №3

“СОБЕРИ СКАЗКУ”

(написать каждое четверостишие на отдельном листочке и потом их перемешать)

Однажды в роскошном своём лимузине
Мюнхаузен ехал по знойной пустыне.
Вдруг слышит откуда-то вопли и стон,
Случилась беда, - догадался барон.

То маленький Мук заливался слезами,
Он бился о землю и дрыгал ногами.
Огромный носище свисал над губой.
- Ну, полно, дружище, скажи, что с тобой!

- Мои неприятности связаны с носом.
Я вызвалих неделикатным вопросом.
В реке Амазонке лежал крокодил:
“Что ешь на обед?”, - у него я спросил.

Хватать за носы беззащитных и слабых –
Преступная акция в крупных масштабах.
Касаться столь дерзко чужого лица –
За это накажет барон наглеца!

Вот мчится Мюнхаузен на Амазонку,
Он должен помочь непременно ребёнку.
Подъехал к реке и, подумав слегка,
Огромного вынул кота из мешка.

В реке Амазонке вода забурлила,
И все увидали тогда крокодила.
На берег полез крокодил неспроста,
Ему захотелось послушать кота.

Барон человек самый храбрый на свете,
Набросил на злобного хищника в сети.
Взревел крокодил, проклиная судьбу:
- Прости меня, дядя, я больше не бу…

- О, как ты безнравственен, как аморален!
Пусть нос пострадавшего будет нормален.
- Он будет нормален! Спасение есть!
Лишь плод этот сказочный надобно съесть.

Тут Мук наш на пальму взбирается мигом.
Сорвавши, съедает волшебную фигу.
И что же? О, чудо, друзья, из чудес!
Нос прежних размеров. Излишек исчез.

Барон крокодила снимает на плёнку,
И маленького Мука, и кота.
Отснят исторический этот момент,
А фотооткрытка для нас докумен


ПРИЛОЖЕНИЕ №4

“ПИСЬМО”

Дорогой друг!

Очень прошу тебя достать к моему приезду книги А.С.Пушкина:

  • “Сказка о царе Салтане, сыне его Балде и мёртвой царевне”
  • “Сказка о папе и работнике его золотом петушке”
  • “Сказка о царевне Лебедь и семи богатырях”
  • “Сказка о рыбаке славном Гвидоне и рыбаке”