Урок-практикум "Тайны слов, предметов и открытий"

Разделы: Организация школьной библиотеки


Цели урока

  • заинтересовать справочной литературой, научить ею пользоваться;
  • познакомить уч-ся с известными русскими лексикографами В.И. Далем, С.И. Ожеговым;
  • научить различать понятия : энциклопедия, словарь, справочник.

Оборудование: Словари, энциклопедии, справочники; карточки с заданиями для уч-ся; магнитофон; портреты В.И. Даля, С.И. Ожегова; на доске - высказывания:

  1. «Словарь родного языка есть одна из самых необходимых настольных книг для всякого образованного человека…» (И.И. Срезневский);
  2. «Многие знают: листать словари – огромное удовольствие. Откроешь на полминуты и не можешь глаз оторвать от лесенки слов, на которой покоится жизнь с её прошлым, с её нынешним пульсом, со взглядом в завтра, с названием шумных мест и закоулков Земли, с проблемами, именами, с тайнами и загадками.» (В.М. Песков).
  3. Энциклопедия, словарь, справочник, ученый-лексикограф - словарные слова.

Ход урока.

1. Организационный момент. (звучит музыка на космическую тему)

-Здравствуйте, ребята! Ответьте, пожалуйста, чем знаменателен сегодняшний день? (День Космонавтики). Почему 12 апреля ежегодно стали отмечать День космонавтики?

(12 апреля 1961 года с космодрома Байконур поднялся в небо космический корабль

« Восток» с человеком на борту. Юрий Алексеевич Гагарин, открывший дорогу в космос, облетел земной шар за 108 минут. И с того момента начался сложный, но очень интересный процесс освоения космоса, постижения его тайн и загадок.)

-Из каких источников вы получили эти сведения? Из каких источников вообще любой человек может узнать о каком-либо событии, человеке? (из справочной литературы)

-Мы тоже попробуем заглянуть с вами в тайны космических слов, предметов и открытий и помогут нам в этом энциклопедии, словари и справочники,- словом , всё то, что называется справочной литературой.

2. Запись темы урока: «Тайны слов, предметов и открытий».

- Наш урок не совсем обычный. Проводить его вместе со мной будет библиотекарь нашей школы.Сегодня под её руководством вы будете работать с разными видами справочной литературы, узнаете много интересного и полезного для вас.

- Ребята, как вы думаете, что появилось раньше: энциклопедия, словарь или справочник? (энциклопедия)

3. Слово для сообщения (рассказ об энциклопедии)

Слово «энциклопедия» родилось на берегах древней Эллады. В переводе с греческого языка означает « круг знаний».Впервые книга с таким названием вышла в 1751 году во Франции. Она состояла из 35 томов. Создавалась эта энциклопедия по инициативе французского писателя и философа Дени Дидро. До сих пор те, кто интересуется историей и культурой Франции, обращаются к этой древней энциклопедии. В настоящее время выпущено большое количество энциклопедий во многих странах, в том числе и в нашей. Есть энциклопедии универсальные. Они охватывают большой круг вопросов. А есть отраслевые - они касаются какого-либо одного предмета, н-р, музыки, медицины, истории. Энциклопедии бывают многотомные – такие, как Большая Советская Энциклопедия, и однотомные - такие, как «Я познаю мир».

4. Слово учителя.

Итак, вы узнали, что такое энциклопедия и когда она появилась. Позже люди пришли к мысли о том , что не плохо бы создать книги, в которых были бы собраны слова какого-либо языка с их толкованием , переводом, правильным произношением. Так стали появляться словари. Ученые, которые создают словари, называются лексикографами

( запись слова в тетрадь) Без словарей невозможно обойтись ни школьнику, ни врачу, ни рабочему, ни космонавту. Вот и вы уже в своей жизни работали с таким видом справочной литературы, как словарь.

-Давайте обратимся к высказываниям, написанным на доске. Согласны ли вы с мнениями авторов? Действительно ли словари делают нас умнее? А что для этого нужно?

-К каким словарям вам чаще всего приходится обращаться? (англо-русский, орфографический, толковый и др.)

- Какую функцию выполняет орфографический словарь? Для чего он нужен?

- В каких случаях вы обращаетесь к толковому словарю? (Вот как об этом сказал В.И. Даль: « Толковым не оттого назван словарь, что мог получиться бестолковым, а оттого, что он слова растолковывает»)

- А как вы считаете, какой словарь написать труднее: орфографический или толковый? Почему?

- На самом деле над толковыми словарями создатели, ученые-лексикографы работают годами. Особенно трудно тем, кто создает что-то первым. Одним из таких людей был В.И. Даль (показать портрет)

5. Слово для сообщения о В.И. Дале

6. Слово учителя

-При подготовке к урокам вы чаще работаете с другим толковым словарем, автором которого является С.И.Ожегов ( показать портрет)

7. Слово для сообщения о С.И. Ожегове

8. Слово учителя

- На самом деле словарей большое множество. Есть такие, о которых вы и не знаете.

- Среди справочной литературы есть справочники. В каких жизненных ситуациях мы прибегаем к помощи справочников? (Справочники железнодорожные, автомобильных дорог и т.д.)

- О том, какая справочная литература имеется в нашей школьной библиотеке и как ею пользоваться, вам расскажет школьный библиотекарь.

9. Слово библиотекаря

(о словарях и энциклопедиях, имеющихся в библиотеке; о том , как они построены , как ими пользоваться).

10. Практикум. (на фоне космической музыки)

Задание: кто быстрее найдет ответ в словаре, справочнике, энциклопедии. На столе разложены билеты с вопросами. (приложение) Учащийся называет, в каком виде справочной литературы он будет искать ответ.

11. Домашнее задание

(на доске): выписать из разных словарей все о слове ин-план-тянин (1вариант), п-р-ш-т (2 вариант)

12. Подведение итогов.

- Древние говорили: « Мудр не тот, кто знает много, а тот, кто знает нужное». Что полезного, нужного вы узнали сегодня? Как вы считаете, можно ли умение пользоваться справочной литературой считать нужным? Чем раньше вы научитесь и начнете пользоваться справочной литературой, тем легче вам будет учиться , овладевать новыми знаниями . Желаю , чтобы работа со словарями приносила вам только удовольствие . Урок окончен.

Приложение 1