Пояснительная записка
Ведущие мероприятия – читатели библиотеки (2 человека).
Приглашенные – учащиеся третьих классов.
Жюри – читатели библиотеки (3 человека).
Цель данного мероприятия: формирование у обучающихся Центра дополнительного образования - читателей библиотеки этической культуры, нравственных ценностей и норм, дружелюбия и вежливости, сформировать основы знаний в области этикета. Уважения и чуткости по отношению к другим людям. Очень важно, чтобы знания и умения способствовали развитию уверенности, самоутверждению, сохраняли индивидуальность ребенка.
Задачи:
- Усвоить основные этические требования в поведении и общении с людьми.
- Развитие умений у учащихся вести себя в соответствии с нравственными нормами, правилами поведения.
- Воспитывать культуру общения.
ПЛАН ПРОВЕДЕНИЯ
- В библиотеке размещено красочное объявление за 10 дней до мероприятия.
- Предварительно для прочтения предложена книга А.Линдгрен «Пеппи Длинныйчулок»
- Приглашены учащиеся третьих классов школы №6 г.Лянтора, посещающие библиотеку
- Участники мероприятия разделены на 2 команды
- Оформлена книжная выставка в библиотеке
- Подготовлено место проведения (мягкая зона) в читальном зале библиотеки
- Проведены репетиции с ведущими
УРОК - ИГРА «УМЕЙ СЕБЯ ВЕСТИ»
В читальный зал библиотеки входят ведущие и Пеппи Длинный чулок. Она знакомится с присутствующими.
Вед № 1: Друзья, вы узнали эту девочку? Кто она? Из какой книги? Кто автор книги? (героиня книги А.Линдгрен «Пеппи Длинныйчулок».) Скажите, правильно ли вела себя Пеппи в гостях? Какие правила поведения она нарушила?
(не поздоровалась, зашла в гости с криком, взяла много вкусных вещей, не оставив другим гостям и т.д.)
Ребята, героиня книги А.Линдгрен Пеппи длинный чулок – очень смешная, отважная девочка, у нее много друзей, она большая фантазерка, но… она совсем не умеет себя вести. Она постоянно нарушает правила поведения.
Библиотекарь: Хорошие манеры поведения очень важны. Это вежливость и учтивость, принятые в обществе. Вы знаете, что первое печатное пособие по правилам поведения в России появилось в 1717 году при Петре I и называлось «Юности честное зерцало, или Показания житейскому обхождению».
Вед №2.: Вот такие приличия необходимо было соблюдать в те времена. Кстати они не потеряли своего значения и сегодня. Как вы думаете, для чего нужно умение вести себя?
(Дети отвечают)
Вед №2:Правильно, мы живем в обществе. Хорошие манеры помогают нам жить в согласии с ними. Умение правильно вести себя облегчает установление контактов, способствует взаимопониманию, создает хорошие взаимоотношения. Следует отметить, что тактичный и воспитанный человек ведет себя в соответствии с нормами даже дома. Такой человек ни словом, ни поступком не обидит другого человека, не оскорбит его достоинства. Главное правило культурного человека – с уважением, доброжелательно относится к людям.
Библиотекарь: К сожалению, встречаются взрослые и дети с двойным стандартом поведения: на людях они одни, а дома – другие. В школе или на работе они вежливы, предупредительны. А дома с близкими не церемонятся, грубы и не тактичны. Подумайте и вспомните, не вели ли вы так себя с мамой, бабушкой или младшей сестрой? Это говорит о не высокой культуре и плохом воспитании. Нужно воспитывать в себе культуру поведения. Были ли вы свидетелями случаев не красивого поведения в школе, в театре, в общественном транспорте?
(Дети и взрослые делятся своими наблюдениями)
Да, к сожалению, мы довольно часто видим людей, которые не снимают головной убор при входе в библиотеку или театр, на улице бросают обертки от конфет или мороженого на тротуар, ходят в мятом костюме, грязной обуви, допускают грубость, не вежливо отвечают на вопросы, толкают и не считают нужным извиниться. Как называются такие люди?
(Некультурными, невежливыми, невоспитанными)
А сейчас я предлагаю вам нарисовать карикатуру на невоспитанного, грубого человека автор самого смешного рисунка получит приз. Время на выполнение задания – 5 минут.
(Все желающие выполняют задание, представляют карикатуры.)
Однажды у древнего восточного мудреца спросили: «У кого ты учился благовоспитанности?» - «У невоспитанных, - ответил он, - я избегал делать то, что они.»
По такому же пути пошел писатель Григорий Остер, создавший книгу «Вредные советы».
Вед № 2.: А сейчас викторина. Жюри будет следить за скоростью ответов и правильными ответами.
«Правильно ли это?»
– В общественном транспорте причесываются. (Нет)
– После еды оставлять ложку в тарелке. (Нет)
– Ходить в театр в спортивном костюме. (Нет)
– Печенье и пирожки брать с подноса руками. (Нет)
– Случайно задев кого-то или наступив на ногу, вежливо извиниться. (Да)
- Входить в общественный транспорт в грязной пачкающей одежде. (Нет)
Ребята, вы успешно прошли разминку, теперь можно приступить и к серьезным заданиям.
«Будьте любезны»
Вед № 1.: В этом конкурсе команды по очереди будут друг другу говорить разные вежливые слова. За каждый ответ – 1 балл.
–Какие слова нужно говорить, когда здороваешься?
–Какие слова мы произносим прощаясь?
–Какие слова нужно говорить, если вы обращаетесь к кому-нибудь с просьбой.
–Какие слова мы произносим, когда извиняемся перед кем-нибудь?
(Жюри подводит итоги конкурса.)
«Сложный случай»
Вед № 2.: команды должный выбрать правильный ответ, который оценивается в 1 бал.
1. По улице шла женщина с покупками. Один сверток у неё упал, а она и не заметила. Зато увидел мальчик, который шел следом, что он должен был сделать?
- Поднять сверток и отдать женщине.
- Окликнуть женщину и сказать, что у нее упал сверток.
- Пройти мимо.
2. Если у тебя нет часов, ты можешь обратиться к прохожим на улице. как правильно задать вопрос?
- Не скажите сколько времени?
- Простите, пожалуйста, который час?
- Извините за беспокойство, не будете ли вы так любезны сказать, который час?
- Эй, часы есть?
3. Если ты позвонил другу, но попал не туда, то нужно:
- Молча положить трубку.
- Извиниться и уточнить номер.
- Сказать: «Что ты трубку хватаешь, если звонят не тебе? Положи сейчас же!»
4. Если ты сидишь и с удовольствием пьешь чай с мятными пряниками, и вдруг неожиданно приходит твой одноклассник. Что нужно сделать?
- Предложить ему выпить чаю вместе с тобой.
- Занять гостя чем-нибудь интересным, а самому быстренько допить чай в кухне.
- Прервать чаепитие и закончить его, когда гость уйдет.
(Жюри подводит итоги конкурса.)
«Кушать подано»
Вед № 1.: Правила этикета за столом очень обширны. Но мало кто догадывается, что они могут несколько измениться в каких-то необычных условиях. Игроки должны изобразит процесс трапезы не совсем типичных личностей в экстремальных ситуациях. Та команда, которая красочно и смешно изобразит, получит за каждую ситуацию 2 бала. Время на подготовку 5 минут.
Задание для команды 1
Изобразить, как едят:
- пираты на корабле, попавшем в шторм;
- космонавты в условиях полной невесомости.
Задание для команды 2
Изобразить, как едят:
- члены королевской семьи во время государственного переворота;
- важные дипломаты, когда их никто не видит
(Жюри подводит итоги)
Вед № 2.: А пока команды готовятся к выступлению, конкурс для зрителей и болельщиков.
Вед № 1.: Скажите, когда вас пригласили в гости, то надо:
- приходить раньше назначенного времени;
- точно в назначенное время;
- позже назначенного времени.
Вед № 2.: Давайте узнаем, что бывает с гостями, которые не приходят вовремя. Я буду читать стихотворение Д. Хармса «Очень, очень вкусный пирог», а вы будете хором подставлять нужные слова.
Я захотел устроить бал,
И я гостей к себе… (позвал)Купил муку, купил творог,
Испек рассыпчатый… (пирог)Пирог, ножи и вилки тут –
Но что-то гости… (не идут)Я ждал, пока хватило сил,
Потом кусочек… (откусил)Потом подвинул стул и сел,
И весь пирог в минуту… (съел)Когда же гости подошли,
То даже крошек… (не нашли).
Вед № 2.: А вы зрители, послушайте отрывок из стихотворения А. Барто и скажите, что почувствовали Надины гости?
Взглянула Надя на сирень:
- Какой красивый сорт!
Но он завянет через день,
Купили б лучше торт!
От торта польза есть –
Его же можно съесть!
Я торт люблю с орехами…
За тортом мы поехали!
Как вы думаете, какие слова хотели бы услышать гости?
(Болельщики в зале отвечают. Затем команды демонстрируют выполнение задания. Жюри оценивает и подводит итоги)
Вед № 1.: Дорогие друзья, воспитывать себя всегда очень не просто. Этого не умеют даже очень умные дельфины и очень добрые слоны. Зато настоящие люди воспитывают себя всю жизнь. И начинают они с детства. Да-да. Когда какой-нибудь мальчик или девочка старается изо всех сил во всем всегда быть вежливым и добрым человеком, значит, этот ребенок уже начал воспитывать самого себя.
Библиотекарь: Давайте воспитывать в себе тактичность, вежливость, предупредительность по отношению к другим людям. Давайте учится доброте, умению различать, что такое хорошо и что такое плохо. Давайте говорить друг другу комплименты.
(Звучит песня «Давайте говорить друг другу комплименты» в исполнении Б.Ш. Окуджавы. Жюри объявляет итоги конкурсов, награждает победителей, активных зрителей)