"Инновационная деятельность школьных библиотек несколько отличается от подобной деятельности библиотек других типов за счёт необходимости искать и создавать новшества не только в сфере информационно-библиотечной деятельности, но и в области педагогики, психологии, социальной теории и практики, а также использовать достижения досуговедения, музееведения, информационных коммуникаций и технологий.
Отличительной чертой инновационной деятельности школьных библиотек является и то, что, как правило, они внедряют новшества в рамках одной отдельно взятой библиотеки:
Конечная цель инновационной деятельности школьной библиотеки - превращение новшества в нововведение и его положительное влияние на учебно-воспитательную работу школы". [6].
В нашем ОУ деятельность школьной библиотеки, на мой взгляд, не занимает ведущего места в учебно-образовательном процессе. Но определённое внимание администрация школы уделяет библиотеке. Необходимо отметить, что школьный библиотекарь работает на 0,5 (с января по август 2010 г. - на 0,4) ставки, т.к. школа основная. В школьной библиотеке имеется компьютер для библиотекаря, множительная техника, магнитофон. Два года назад библиотеке выделено более просторное помещение, где появилась читальная зона для читателей (12 посадочных мест), в помещении сделан косметический ремонт на средства педагогов. Фонд учебной, художественной, справочной, периодической литературы пополняется за счёт субвенции, дара читателей и выпускников, подарков с районных мероприятий. Раз в полгода библиотека имеет возможность выписать 1-2 периодических детских издания (пути решения материального вопроса разные, но не из фонда школы).
Также необходимо отметить, что не только интерес к чтению, но и к социальному институту "школьная библиотека" падает и у педагогов, и у учащихся (нет новых поступлений на протяжении 15 - 20 лет, кроме учебной литературы), нет компьютеров для индивидуального пользования читателей, отсутствует выход в интернет.
Как же школьной библиотеке не потерять не только своего "информационно-воспитательного лица", но и занять значимое место в учебно-воспитательном процессе ОУ?
Один выход из данной проблемы мной выбран следующий - использование краеведческих инновационных форм деятельности школьной библиотеки для проявления творческой активности пользователей и поднятия престижа библиотеки.
Вспомним толкование таких понятий:
Творчество - создание новых по замыслу культурных или материальных ценностей. [5].
Творчество - творение, сотворение, созидание, как деятельное свойство. [8].
Творить - давать бытиё, сотворять, созидать, производить, рождать. [8].
Творить - делать, совершать, осуществлять. [5].
Творение - произведение, результат человека. [5].
Активный - 1. деятельный, энергичный; 2. развивающийся, усиленно действующий. [5].
Итак, чтобы сформировать творческую активность у пользователей библиотеки, необходимо получить, применяя инновационные краеведческие формы, какое-то творение, новую культурную или материальную ценность для школьной библиотеки и ОУ в целом. А также развить творческий потенциал пользователей библиотеки.
Ниже представлена схема, по которой можно пронаблюдать систему работы школьной библиотеки по обозначенной теме. Все звенья данной схемы идут к пользователю.
Как же на практике осуществляется деятельность школьной библиотеки в этом направлении? Какие результаты можно представить по проделанной работе? На каком уровне находится организация данных форм? Есть ли возможность развития в том или ином направлении?
Краеведческий фонд школьной библиотеки:
Краеведческий фонд школьной библиотеки с 2000 года составляет 634 экземпляра краеведческой литературы. В этот фонд входит учебная, методическая, художественная, научная, периодическая литература. Большую часть этого фонда составляет учебная литература, а по тематике - литература по истории Урала: серия книг "Урал: История в ликах городов", "Урал. Человек. Истоки".
К сожалению, потребность пользователей к данной литературе крайне низкая. Поэтому возникла идея-реклама создать библиографический указатель по серии книг "Урал: История в ликах городов". В указателе можно найти информацию по трём темам: музеи Свердловской области; писатели Урала; топонимика уральских географических названий, фамилий и народностей.
В этом учебном году работа по созданию нового библиографического указателя по этой же серии книг продолжена. Так на "Истоках" в среднем звене, учащиеся прорабатывают книги, находя и отмечая материал по народным промыслам Урала. Есть потребность охватить ещё одну интересную и важную тему - ВОВ, т.к. в книгах этой серии собран интереснейший материал уральского края.
Экскурсионно-краеведческие мероприятия:
В этом направлении библиотекой проведены как реальные поездки, так совершены и виртуальные путешествия.
В завершении цикла мероприятий к юбилею П. П. Бажова мы (ребята из кружка "Юный библиотекарь" и дети, проявившие себя творчески, в бажовских библиотечных выставках) побывали на юбилейной экспозиции в Камышловском краеведческом музее и детской городской библиотеке Камышлова им. П. П. Бажова. Работники библиотеки очень радушно нас приняли, провели экскурсию по отделам библиотеки. Рассказали о творчестве уральского сказителя.
Собирая материал о бывшем учителе, Аксентьеве Ф. М., к краеведческим посиделкам, мы обратились к родителям Падерина А. (это ученик Фёдора Михайловича, который приходил к нему домой учиться рисовать; бывший ученик нашей школы; сейчас Алексей учится в Государственном Санкт-Петербургском университете по специальности "художник-постановщик кино и театра", окончив училище им. Шадра в Екатеринбурге) с просьбой предоставить работы Алексея на вернисаж. Так состоялся вернисаж "Он видел что-то такое красивое:". Подобное было впервые не только в библиотеке, но и в школе вообще.
К 18 мая 2010 года, к Международному дню музеев, проведено виртуальное путешествие по музеям. Учащиеся 7 класса рассказали о музее страны, Эрмитаже. Пятиклассники о музее Свердловской области, находящемся в Алапаевске им. П. И. Чайковского (07.05.2010 г. - 170 лет со дня рождения). Кочнова О. И., учитель начальных классов об истории создания Пышминского краеведческого музея, а библиотекарь о необычных музеях мира.
Продолжая работу к 65-летию Великой Победы, а также в завершении тематики о музеях (виртуальное путешествие по музеям; создание библиографического указателя, раздел о музеях Свердловской области) совершена поездка в г. Талицу, в музей им. Николая Кузнецова (ребята из кружка "Юный библиотекарь"; отличившиеся за учебный год в библиотечных мероприятиях пользователи; учащиеся закончившие год без троек).
О планах. Очень хочется побывать в музее им. Степана Щипачёва в Богдановиче, на экспозициях в бажовских музеях г. Екатеринбурга и Сысерти. В Висимском музее Д. Н. Мамину-Сибиряку :
Внеклассные мероприятия:
"Система массовых мероприятий имеет огромный резерв возможностей для творческого коллектива в воспитании гармоничной личности. Различные виды искусства способны вводить ребёнка в мир природы, в мир характеров окружающих его людей, в историю, в мир красоты и нравственности. И делают это лучше и легче, чем научные дисциплины. Без искусства - от первого до выпускного класса - школа не сможет развить гармонично своего ученика. Искусство познаёт мир, отражая действительность в художественных образах, - это способ эстетического освоения мира и формирования творческой активности в частности. Главным свойством произведений искусства является художественность.
Литература художественная - это искусство слова. Литература обогащает эстетический опыт человека, помогает ему познать самого себя, а литературное краеведение помогает ещё познать и полюбить свой край, своих земляков". [1].
Так ежегодно, начиная с 2007 года, библиотека проводит мероприятия к юбилеям уральских (и не только уральских) писателей.
Устный журнал "Певец Урала" прошёл к юбилею Д. Н. Мамина-Сибиряка для начальных классов. Ребята рисовали рисунки, изготовляли поделки из любого материала к сказкам писателя. Дописывали 5 главу, несуществующую, к "Серой шейке". Исполняли театральные миниатюры из "Алёнушкиных сказок". Это ли не формирование творческой активности?
К юбилею Владислава Крапивина состоялась литературная регата, в которой участвовали учащиеся 5-8 классов. На регату "пришёл" сам писатель, в лице юного пятиклассника, "приплыли" настоящие пираты (мальчики-восьмиклассники). Участники регаты одолели морские испытания, отвечая на морскую викторину, поучаствовали в дискуссии "Нужна ли школьная форма?", слушали стихи о крапивинской каравелле.
Выставка в любой библиотеке - форма не новая. "Традиционные выставки в школьных библиотеках используются на протяжении нескольких десятилетий: выставки по актуальным темам и проблемам, персональные и жанровые выставки, экспозиции к знаменательным и памятным датам, выставки в помощь учебному процессу.
Очень важно соотнести зародившуюся идею с реально имеющимися книгами, с интерьером, с общим стилем библиотеки, а также с тем новым, что входит в нашу жизнь с экранов телевидения, привносится СМИ. Неслучайно появились нетрадиционные формы книжных выставок. Среди них: выставка-дискуссия, выставка-словарь, выставка одной книги (журнала, газеты, публикации), выставка-викторина, выставка-кроссворд, выставка-конкурс, выставка-лото, выставка-хобби, выставка-размышление, выставка-символ:". [4]. А в нашей библиотеке прошёл цикл выставок к юбилею П. П. Бажова для учащихся 1-4 классов:
- выставка-знакомство с волшебником Уральских гор;
- выставка-экскурсия "Бажов и народные промыслы уральских мастеров";
- выставка-встреча с героями бажовских сказов;
- выставка-путешествие по географическим местам бажовских героев.
Прийти на выставку желательно было не с пустыми руками, принести в подарок библиотеке коллективную поделку к сказам Павла Петровича. Библиотека же каждому классу дарила брошюру со стихами о Бажове, Бажова, выполненную в компьютерном варианте.
Двое кружковцев участвовали в районном заочном конкурсе "Юные интеллектуалы Урала" к юбилею Бажова, где заняли призовые места. Так мы проявили себя, отмечая юбилей уральского сказителя.
195 лет исполнилось со дня рождения Петру Павловичу Ершову в марте 2010 года. Это не писатель Урала, но Сибирь, где родился и работал педагогом Пётр Павлович, является нашей "соседкой". Поэтому познавательно-театральную миниатюру "Конёк-горбунок", подготовленную совместно с учащимися 4 класса, можно отнести к краеведческим формам. Гостями этого мероприятия были второклассники.
В будущем хочется обращать внимание не только на юбилеи писателей, а вообще уральских знаменитостей: людей искусства, науки, истории.
Библиотечные уроки:
В библиотеке имеется краеведческая информация как в книгах, так и в оформленных документах: по истории создания совхоза, о ветеранах ВОВ, о мастерах посёлка Первомайский. Тематические папки с публикациями районной газеты "Пышминские вести" (чрезвычайные ситуации, юбилейные даты Пышминского района, природа Пышминского района, цифры и факты, литературная страница, умельцы района, моя малая родина, люди и судьбы, путешествия:). Альбомы "Дела и люди совхоза Первомайский. Фото-материалы с пейзажами родной природы:
Поэтому школьная библиотека начала проводить краеведческие библиотечные уроки по имеющемуся материалу ("Первомайские таланты", "Зимние мотивы", "Они вернулись домой", "Гончарный промысел на Урале").
Индивидуальное, массовое использование социокультурной среды:
Четыре года назад, в марте 2007 года, к Всемирному дню поэзии, в школе прошёл конкурс "Лучший чтец - 2007". В конкурсе приняли участие учащиеся среднего и старшего звена, а также классные руководители. Тема чтения стихов оставалась за исполнителями. Через год к конкурсу привлеклись учащиеся с 1-4 классы, их классные руководители; родители (1-9 кл.). 2008 год объявлен президентом РФ - Годом семьи. Тема конкурса определилась сама собой. В итоге появилась папка со стихами о маме, папе, бабушке, дедушке, брате, сестре:
У А. С. Пушкина и И. А. Крылова в 2009 году страна отмечала юбилеи. Тема конкурса снова обозначилась. Учащиеся, классные руководители и родители 1-4 классов читали Пушкина, а с 5по 8 классы (9 кл. не было вообще в ОУ) - басни Крылова. Но хотелось внести в конкурс чего-то нового. Появилась идея - пригласить в качестве гостя местную поэтессу (живущую в районе), печатающуюся регулярно в районной газете. Дети были в восторге, услышав "живьём", пусть и не всероссийскую знаменитость, исполнение Синесгеревой (Черноусовой) Е. В. своих стихов. После задавали вопросы, брали автографы.
В 2010 учебном году библиотека начала работать по краеведческому направлению, а в 2009 - в районе выходит первый сборник местных поэтов "Родники". Взяв за основу данный источник, а также литературную страницу в районной газете "Пышминские вести" предложена новая тема конкурса "Стихи местных поэтов". А на конкурс приглашены гости (авторы сборника) не только в лице Черноусовой Е. В., но и поэт, художник, корреспондент Сухов Ю. Д. и Колорадова (Колобова) Л. А. Перед конкурсом дети общались с приглашёнными: И как было волнительно и ответственно читать стихи, когда тебя слушает сам автор. Взрослые (педагоги, родители) выглядели более растерянными, нежели дети.
Считаю, что появление конкурса "Лучший чтец", организованный школьной библиотекой, в нашем ОУ - это инновация. Конкурс проводится на протяжении четырёх лет и имеет определённые результаты. Участники конкурса (дети, родители) меняются, классные руководители соревнуются между собой (каждый год разные победители). Прослеживается взаимодействие между школой, родителями и социумом. Жюри, оценивающее конкурсантов - независимое. Сельский библиотекарь; местная поэтесса (Шишукова Н. П., проживающая в п. Первомайский) и человек, не равнодушный к поэзии, бывшая директор ДК, Крапивина Н. Н.
Сухов Ю. Д., побывав на нашем последнем конкурсе, дал нам идею. Составить и издать сборник стихов поэтов посёлка Первомайский. Папка со стихами (школьников, выпускников МОУ Первомайской ООШ, взрослого населения) уже собрана. Разрешение авторов получено, с Талицкой типографией договорённость имеется, материальные проблемы решены. Осталось дело за малым - оформить сборник в компьютерном варианте, и в ближайшее время, очень в это верим, сборник увидит свет.
2011 год - первый юбилей, 5 лет. Решено расширить круг участников конкурса. Дать возможность принять участие всем педагогам, не только классным руководителям. А также работникам школы (обслуживающему персоналу).
Как уже было сказано выше в 2009-2010 учебном году школьная библиотека работала по краеведческо-исследовательскому направлению. Совершено спонтанно в библиотеке начали появляться старые предметы быта: глиняная посуда, чугунки, коромысло, керосиновая лампа, предметы ткачества: А начало положила этажерка, принесённая в библиотеку для оформления выставок. Соответственно, предметы необходимо было где-то расставить, привести в некую систему. Так зародились краеведческие экспозиции: "Стал человек в доме жить", "Вечная слава героям": Необходимо отметить работника нашей школы, Теплоухову Асылтас, которая пополняет "музей" новыми экспонатами, принося то квадратные гвозди, то деревянные кадки для питья, то "угольный" утюг:
К году Учителя, к Дню Учителя в октябре 2010 года пользовалась огромным успехом среди учащихся экспозиция "Все мы родом из школы" ("Найди меня", "Комсомолки, спортсменки, активистки", "И мы учились чему-нибудь, и как-нибудь", "ЕГЭ не сдавали, но учителями стали", "Школьный прикид", "Школьное досье Чернышовой Е. В.", "За успехи в учёбе", "Мы тоже кода-то были школьниками"). Не случайно экспонаты вызвали интерес и восторг школьников: дневники, тетради, грамоты, комсомольские билеты, личные дела, аттестаты, фотографии, школьная форма - эти предметы принесли педагоги школы, делясь сокровенным школьных лет.
"Ты помни: мира не узнаешь, не зная края своего" - это название новой экспозиции, цель которой познакомить пользователей не только с предметами быта, краеведческой литературой, но и организовать встречу с местным краеведом Томаткиным В. С.
В некоторых школах нашего ПГО есть место школьным музеям (МОУ Боровлянская СОШ, МОУ Четкаринская СОШ, МОУ Печоркинская СОШ), возможно, в перспективе и на базе нашей школы будет открыт школьный музей.
Индивидуальное использование социокультурной среды проявлялось в следующем. Готовясь к краеведческим посиделкам "Щедра осень красками, а первомайская земля талантливыми людьми" классам (2-5) были предложены разновозрастные задания: инсценировать сказку "Клубок" - 3 кл., спеть "ремесленные частушки" - 2 кл., собрать краеведческий материал о местных ткачихах, Карелиной М. И. и Бугаёвой А. С. - кружковцам, о местной рукодельнице Пьянковой О. В. - 4 кл., об Аксентьеве Ф. М. - 5 кл. Сбор краеведческого материала о бывшем учителе, талантливом мастере, художнике, Аксентьеве Ф. М. дал ещё и ход исследованию. С исследованием "Мастер - золотые руки" пятиклассники выступили на районных краеведческих чтениях "Мы - пышминцы", где заняли III место. А в начале этого учебного года отправили работу на Всероссийский фестиваль исследовательских и творческих работ учащихся, который проводит издательство "Первое сентября".
Краеведческие факультативы, элективные курсы, кружки, клубы:
Два года в школе функционировал кружок "Юный библиотекарь" (2009, 2010 год). За столь короткий срок результаты кружка следующие: работа с фондом, обслуживание читателей, проведение массовых мероприятий, экскурсионная деятельность.
Кружковцы участвовали в сборе и оформлении краеведческого материала по двум темам: "Первомайские ткачихи" и "И снова ожили в памяти, были живые".
Собрав и оформив первый материал, девочки-кружковцы не только представили его на краеведческих посиделках "Щедра осень красками, а первомайская земля талантливыми людьми", но и были соведущими этого мероприятия, организованного в рамках семинара для школьных библиотекарей.
Со вторым краеведческим материалом мы ездили на областной конкурс электронных презентаций "Дом, в котором жил герой", организованный библиотекой им. Белинского г. Екатеринбурга к 65-летию Победы. Выступили достойно, получив диплом II степени и более 40 экземпляров книг по краеведению. За участие в этом конкурсе мы благодарны работникам районной библиотеки Пышминского городского округа, в лице методиста Чикуновой Н. А.. А также сельскому библиотекарю, Трубиной Н. П., за помощь в сборе материала.
Этот материал услышали и увидели не только на конкурсе. Прежде он был показан двум отрядам летне-оздоровительного лагеря; 22 июня в местном ДК вдовам и детям войны, а в сентябре 2010 года нас пригласили выступить перед сельскими библиотекарями в районную библиотеку.
Следует отметить, что результаты работы школьной библиотеки по краеведческому направлению напрямую зависят от сотрудничества с классными руководителями, сельским библиотекарем Трубиной Н. П. (Дундуковой О.В.), работниками дома культуры п. Первомайский.
Так на линейке 2010 года, посвящённой последнему звонку, классные руководители: Лихачёва З. В., Кочнова О. И., Чернышова Е. В., Черноусова Е. В., награждены грамотами за сотрудничество со школьным библиотекарем, от лица библиотекаря.
"В настоящее время российское общество становится свидетелем возрождения краеведения.
Это связано с подъёмом национального самосознания, признанием авторитета человеческих ценностей, возрастанием интереса к проблемам истории отечества и "малой родины у людей разных убеждений, профессий, увлечений, возраста". [2].
В нашем образовательном учреждении по краеведению работает не только школьная библиотека, а и учитель-предметник, Кочнова О. И., учителя начальных классов, ведущие истоки. Центр дополнительного образования ПГО на протяжении нескольких лет проводит краеведческие чтения "Мы - пышминцы". Уже не первый год идёт областной конкурс "Юные интеллектуалы Урала".
В этом году классным руководителям было предложено провести краеведческие чтения на базе нашего образовательного учреждения по теме "Педагоги нашей школы". К сожалению, нет заинтересованности и поддержки со стороны администрации (заместителей директора) школы.
Формирование творческой активности у пользователей библиотеки через инновационную краеведческую деятельность школьной библиотеки в нашем ОУ осуществляется, т. к. существует:
- система инновационной краеведческой работы;
- сформированные традиции школы (конкурс "Лучший чтец", ежегодные мероприятия к юбилеям писателей), их обновление и закрепление;
- усиление воспитательного потенциала (школьники чаще стали посещать школьную библиотеку) внеурочных библиотечных краеведческих мероприятий.
Есть единство школьной библиотеки и классных руководителей, но отсутствует связь с завучами ОУ. Есть над чем работать и совершенствоваться:
Список использованной литературы:
- Горобец, Д. Пермский период. Литературное краеведение в детской библиотеке / Д. Горобец / Библиотека в школе. - 2008. - №23 (227). - С. 13 - 17.
- Мастер-классы для школьных библиотекарей. Вып. 2. Спецкурсы, методики работы, библиотечные мероприятия / Авт.-сост. Е. В. Илдаркина. - М.: Издательство "Глобус", 2009. - 232 с.
- Мастер-классы для школьных библиотекарей. Вып. 3. Методические рекомендации, мероприятия по направлениям воспитания, библиотечно-библиографические олимпиады / Авт.-сост. Е. В. Илдаркина, В. Б. Антипова. - М.: Издательство "Глобус", 2010. - 304 с.
- Лапшина, И. Ю. Инновационная краеведческая деятельность библиотечно-ниформационного центра в формировании толерантной личности / И. Ю. Лапшина / Школьная библиотека. - 2008. - №6 - 7. - С. 85 - 88.
- Ожегов, С. И. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических оборотов / С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова / Российская академия наук. Институт русского языка им. В. В. Виноградова. - 4-е изд., дополненное. - М.: Азбуковник, 1999. - 944 с.
- Савельева, Г. В. Книжная выставка как путь к читателю в информационном пространстве библиотеки / Г. В. Савельева / Школьная библиотека. - 2005. - №7. - С. 26 - 29.
- Старовойтова, О. Р. Справочник школьного библиотекаря / О. Р. Старовойтова, С. М. Плескачевская, Т. Д. Жукова, Под. ред. Ю. Н. Столярова. - М.: Школьная библиотека, 2006. - 448 с.
- Семенюк, А. А. Школьный толковый словарь русского языка / А. А. Семенюк, М. А. Матюшина. - М.: Просвещение, 2001. - 557 с.
- Хенкин, Я. Из опыта работы школьных музеев / Я. Хенкин / Воспитание школьников. - 2001. - №3. - С. 7 - 9.