Фактографический поиск и алгоритм его выполнения

Разделы: Организация школьной библиотеки


Категория обучаемых: 6-й класс.

Образовательная цель урока: Овладение методикой выполнения фактографических запросов.

Развивающая цель урока: Совершенствование умения видеть проблему, выдвигать гипотезы, задавать вопросы, давать определение понятиям, четко аргументировать свою позицию, делать выводы.

Воспитательная цель урока: Воспитание потребности в деловом общении.

Задачи урока:

  • Содействовать формированию представления о фактографическом запросе и его формальных атрибутах;
  • Разработать алгоритм выполнения фактографического запроса в процессе урока;
  • Формировать умения работы со справочной литературой как источником фактографического поиска;
  • Способствовать приобретению навыков решения поисковых задач фактографического типа.

Оборудование урока:

  • Компьютер, видеопроектор, экран.
  • Презентация "Разгаданная загадка" (Приложение1)
  • Блок-схема поиска по фактографическому запросу (Приложение2).
  • Плакат с вопросительными словами: кто, что, где, когда, сколько, как, откуда, почему.
  • Доска, мел.
  • Плакаты, маркеры, магниты на каждую группу учащихся.
  • Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка (любое издание) - один на группу.
  • Книжная выставка. (Приложение3)

Место проведения урока: учебный класс.

Ход урока

Этапы урока:

  1. Постановка проблемы.
  2. Решение проблемы.
    2.1 Формулировка запроса
    2.2 "Рождение" алгоритма.
    2.3 Выполнение запроса.
  3. Рефлексия

Первый этап: постановка проблемы

Для работы на уроке класс должен быть распределён на группы по 4 человека. Пространство класса необходимо организовать так, чтобы каждая группа имела удобное место работы.

Презентация.

Библиотекарь: Ребята! На уроке мы будем работать в группах. Готовы? Отлично! Предлагаю вашему вниманию историю под названием "Разгаданная загадка" (Приложение1).

Начинается показ презентации "Разгаданная загадка" (Слайд 1)

Слайд 2. Миссис Хадсон: "Сэр, вам письмо, его принес какой-то мальчишка"

Слайд 3. Доктор Ватсон: "Дорогой Шерлок, что случилось?"

Слайд 4. Шерлок Холмс: "Вот-вот должно свершиться крупное ограбление".

Слайд 5. Доктор Ватсон: "Да что вы говорите? Позвольте взглянуть на письмо".

Слайд 6. "Готовится похищение картины "Портрет четы Арнольфины" самого крупного нидерландского художника эпохи Возр....я. Ваш доброжелатель".

Слайд 7. Доктор Ватсон: "Ничего не понимаю! Где же произойдет преступление? Какая страшная загадка!!! Что вы скажете по этому поводу, Холмс?"

Слайд 8. Шерлок Холмс: "Потом, дорогой Ватсон, дорога каждая минута. Медлить нельзя".

Слайд 9. Шерлок Холмс отсутствовал 10 дней. И вот он снова в своей квартире на Бейкер-Стрит. Преступление века предотвращено. Ловкие грабители пойманы.

Библиотекарь: Ребята, Шерлок Холмс с задачей справился. Предлагаю и нам попробовать силы в решении этой загадки.

С помощью гиперссылки возвращается показ презентации на слайд № 6.

Второй этап: решение проблемы

2.1 Формулировка запроса

Библиотекарь: Каков, на ваш взгляд, первый шаг в решении этой загадки?

(Дети отвечают, что необходимо восстановить слово с пропущенными буквами)

Библиотекарь: Какое слово получается при восстановлении всех пропущенных букв? (Получилось слово "Возрождение").

Рабочим группам библиотекарь предлагает за две минуты сформулировать вопросы, на которые необходимо ответить, чтобы разгадать загадку?

Все варианты записываются на доску. Обсуждение вариантов вопросов, предложенных детьми. Резюмируем ответы.

Библиотекарь: Вопросы, на которые необходимо найти ответ, по общему мнению, звучат так:

  • Как зовут художника эпохи Возрождения, написавшего картину "Портрет четы Арнольфины"?
  • В каком музее хранится эта картина?

И в первом и во втором вопросе нам необходимо установить конкретный факт. На это указывают вопросительные слова "как" и "в каком". Точно также как и вопросах, начинающихся с других вопросительных слов.

Вопросительные слова кто, что, где, когда, сколько, как, откуда, почему (библиотекарь обращается к плакату со словами) указывают на то, что при ответе на них получится определённый (конкретный) факт. Приведите, пожалуйста, примеры вопросов, начинающихся с вопросительных слов. Отлично! В каждом вашем вопросе необходимо в ответе получить определённый факт.

Поиск, при котором необходимо установить какой-либо факт, называется фактографическим. Это и есть тема сегодняшнего занятия - "Фактографический поиск и алгоритм его выполнения".

Каким же способом можно установить тот или иной факт?

Начинается совместный поиск возможных вариантов. Дети предлагают варианты: спросить у учителя, библиотекаря; найти в Интернете; прочитать в справочной литературе. Каждый вариант записывается на доску. После обсуждения каждого варианта выбирается вариант поиска в справочной литературе, как самый надежный.

Библиотекарь: Трудно переоценить значение справочных изданий. Все они являются важным средством получения знаний. Справочные издания отличаются от других тем, что материал в них расположен в порядке, удобном для быстрого разыскания. Текст в справочной литературе состоит из словарных статей. Все словарные статьи расположены в алфавитном или систематическом порядке.

Существуют различные виды справочных изданий. К настоящему времени сложилась четкая система справочных изданий, которая делится на три крупных блока:

  • Энциклопедии;
  • Словари;
  • Справочники.

Предлагаю прочесть определения данных понятий в "Толковом словаре" С.И. Ожегова, лежащих на ваших столах.

Примеры данных изданий вы можете увидеть на выставке (Приложение3).

2.2. "Рождение" алгоритма

Библиотекарь: Нам необходимо решить, как же мы будет искать ответы на сформулированные нами раньше вопросы с помощью справочной литературы? И снова задание группам. На каждом столе есть плакаты и маркеры. Необходимо расписать пошагово, как ваша группа предлагает найти ответы на вопросы в справочной литературе? Я предлагаю каждой группе создать свой алгоритм поиска, отметив в записях на плакате каждый свой шаг, каждое своё действие.

По завершению работы каждая группа вывешивает свой вариант алгоритма на доску. Начинается обсуждение. У библиотекаря есть заготовки блоков алгоритма поиска по фактографическому запросу, разрезанные на элементы. Его задача в ходе дискуссии наводящими, уточняющими и провокационными вопросами навести детей на "рождение" стандартного (общего на всех) алгоритма, из всех предложенных алгоритмов. Должен "родиться" алгоритм, как бы "созданный" самими детьми. (Приложение2). При этом в алгоритме может не оказаться блоков, раскрывающих путь действия, если ответ на запрос не найден. К ним можно вернуться после завершения следующего этапа урока.

2.3. Выполнение запроса

Библиотекарь: Итак, алгоритм поиска по фактографическому запросу создан. Задание группам: необходимо довести расследование Шерлока Холмса до конца. С помощью справочной литературы и нашего алгоритма найти ответы на сформулированные нами же вопросы.

Группы отчитываются в выполнении задания. Путь поиска и выбор справочной литературы может быть разным.

С помощью гиперссылки возвращается показ презентации на слайд № 9.

Библиотекарь: Ребята, давайте проверим, привёл ли ход наших мыслей и действий к тому же результату, который получил Шерлок Холмс в процессе своего расследования.

Продолжение показа презентации (Приложение1).

Слайд 9. Шерлок Холмс отсутствовал 10 дней. И вот он снова в своей квартире на Бейкер-Стрит. Преступление века предотвращено. Ловкие грабители пойманы.

Слайд 10. Доктор Ватсон: "Но как вы узнали, где находится место преступления?"

Слайд 11. Шерлок Холмс: "О, это же так просто!"

Слайд 12. Я восстановил пропущенные буквы и получил слово "Возрождение", а "Энциклопедический словарь юного художника" подсказал мне место преступления.

Слайд 13. В "Алфавитном указателе" я нашел термин "Возрождение", рядом указание страницы 56-71.

Слайд 14. Прочитав статью, я узнал фамилию нидерландского художника. Им оказался Ян ван Эйк. А уж из статьи об этом художнике узнал, где находится его картина.

Библиотекарь: Насколько совпал (не совпал) ход наших мыслей с расследованием Холмса? В чём заключались трудности в решении загадки? Не были ли причины неудовлетворительных результатов поиска по фактографическому запросу - в незнании источника, неправильном определении объекта фактографического поиска?

Достраивание алгоритма поиска в соответствии с полученными ответами.

Третий этап: рефлексия

Библиотекарь: Ребята! Мы сегодня провели с вами большую работу по освоению новой темы. Давайте подведём итоги нашего занятия. Каковы ваши ассоциации в связи с понятиями:

  • Фактографический поиск
  • Вопросительные слова
  • Ключевое слово (объект поиска)
  • Справочные издания

Библиотекарь: Ну и в заключение урока еще кое-что от Шерлока Холмса.

Слайд 15. Шерлок Холмс: Советую вам, дорогой Ватсон, во всех затруднительных случаях обращаться к энциклопедиям, словарям и справочникам.

Слайд 16. Шерлок Холмс: "Желаю удачи в разгадывании загадок!"

Библиотекарь: Спасибо за урок, ребята!

Список литературы

  1. Библиотечные уроки. Обучение школьников основам библиотечно-библиографических знаний [Текст] / сост. Е.В. Илдаркина. - 2-е изд., стереотип. - М.: Глобус; Волгоград: Панорама, 2008. - 160 с. - (Школа).
  2. Гендина, Н. Дидактические основы формирования информационной культуры [Текст] / Н. Гендина // Школьная библиотека. - 2002. - № 1. - С. 24-27.
  3. Давыдов, В.В. Теория развивающего обучения [Текст] / В. В. Давыдов. - М.: ИНТОР, 1996. - 544 с.
  4. Мяэотс, О.Н. Уроки информационной грамотности в школе [Текст]: методические рекомендации / О.Н. Мяэотс. - М.: Чистые пруды, 2005. - 30 с. - (Библиотечка "Первого сентября", серия "Библиотека в школе". Вып. 2).
  5. Основы информационной культуры [Текст]: сборник методических материалов для учителей и учащихся общеобразовательных школ, гимназий, лицеев, библиотекарей школьных и детских библиотек / Н.И. Гендина, А.Г. Гук, Н.И. Колкова [и др.]; сост. И.С. Пилко; Кемеровский гос. ин-т искусств и культуры; Науч.-метод. центр гор. упр. образования. - Кемерово, 1999. - 250 с.
  6. Средь умных книг, хранящихся на полке [Текст]: сценарии библиотечных уроков и праздников / сост. Н.М. Макарова. - М.: Школьная библиотека, 2002. - 168 с. - (Приложение к журналу "Школьная библиотека").
  7. Стародубова, Г. Библиотечное занятие: операционное описание технологического процесса, его подготовки и проведения [Текст] / Г. Стародубова, Л. Савкина // Школьная библиотека. - 2002. - № 1. - С. 28-29.
  8. Формирование информационной культуры школьника: от теории к комплексу учебных программ [Текст]: учебно-методическое пособие / Н.И. Гендина, Н.И. Колкова, Г.А. Стародубова, Ю.В. Уленко; науч. ред. Н.И. Гендина. - Кемерово: Изд-во КРИПКиПРО, 2007. - 235 с.