Формирование личностных универсальных учебных действий у учащихся 6-х классов в процессе проведения цикла библиотечных занятий по толерантности во внеурочное время

Разделы: Организация школьной библиотеки, Внеклассная работа, Инклюзивное образование


Педагог-библиотекарь должен быть специалистом в области воспитания. Новые стандарты конечной целью ставят не воспитание личности, близкой к идеалу, как прежде, а создание таких возможностей для учащихся, такой среды обучения, когда личность развивается, зреет, осознает свои потребности, возможности, а потом сознательно, ответственно реализует себя. Традиционными методами обучения и воспитания этой цели не достигнуть. Мне удалось приблизиться к пониманию сути новых требований только в процессе подготовки занятий с шестиклассниками о толерантности. Работа выполнялась по заказу классных руководителей.

Ученый В.Б. Лебединский [1] в разделе “Личностные УДД” пишет о том, какими действиями могут обладать учащиеся по окончании начальной школы: уметь “регулировать свое эмоциональное состояние, корректировать свое поведение на основе чувств стыда, вины, совести. Также к концу 4 класса у учащихся должна быть сформирована способность к эмпатии – “понимать чувства других людей, сопереживать им, оказывать помощь”. А не слишком многого ли мы хотим от выпускников начальной школы? А все ли взрослые могут похвастаться такими умениями? Когда-то Майя Плесецкая говорила, что люди бывают хорошие и плохие. Очень хорошие и очень плохие. Другие различия между людьми не существенны. Человек рождается хорошим или становится таковым в процессе воспитания? А ведь бывают случаи, когда, родившись хорошим ребенком, человек стал плохим, научился со временем заглушать совесть в себе. А чувство вины врожденное или внушаемое? Кажется, что можно придумать вину самому себе. И под влиянием пропаганды можно ощущать себя виноватым. Мне кажется, что личностные УДД человек формирует у себя сам на протяжении всей жизни.

В.Б.Лебединский предложил в качестве видов деятельности библиотекарей для достижения результата обсуждать поступки литературных героев, прогнозировать поступки и их последствия. Также автор предложил создавать идеальные образцы поведения, рефлексировать поведение в различных ситуациях. Но библиотекарь этим занимался всегда.

Но сегодня нельзя забывать о том, что мы должны содействовать самореализации личности. Методика наших занятий должна быть другой. Надо учить детей познавать самого себя. Работать с чувствами детей. Создавать ситуации, когда требуется анализировать собственные чувства. В этом нам может помочь методическое пособие норвежских авторов “Стройте мосты, не стены: 97 упражнений по темам: права человека, межкультурное понимание и мирное разрешение конфликтов” [2]. Книга есть в сети, но у меня имеется бумажный вариант, так как именно эту книгу раздавали всем библиотекарям, которые на педагогическом марафоне присутствовали на мероприятии по правам ребенка. Вот она мне и пригодилась. Книга очень ценная, универсальная, отражает многолетний, проверенный опыт работы больших коллективов специалистов. В ней такая плотность текста, мыслей! Ни одного лишнего слова. Читаешь ее и чувствуешь, что идешь по тропе мастерства. Идеи книги и наших новых стандартов близки и отражают общечеловеческие ценности. “Цель этой книги – распространение знаний и формирование отношений и механизмов поведения людей” - первое предложение в разделе “Это работает”. Ведется обучение на основе “педагогики активного участия”. Большая роль отводится общению и взаимодействию. “Односторонняя передача знаний должна быть минимальной”. Но большинство из нас, еще только приближается к духу стандартов. Содержание учебников прежнее, а хорошей методики все еще нет по объективным причинам. Так самое время использовать чужой опыт, напитаться идеями, а там и наши подоспеют. Не будем терять время. Я сделала для себя вывод, что без занятий по правам человека, конечной цели, обозначенной в новых стандартах, не достичь. Обучение должно быть максимально ориентированным:

  • на свои собственные чувства,
  • на опыт,
  • на реальность
  • на будущее

“Если участники обучения почувствуют, что они сами себя реализуют, это способствует процессу зрелости человека как личности. Люди созревают как личности, когда понимают, что их осознание себя больше не зависит от того, как их воспринимают другие люди, а от того, как они сами себя воспринимают. Человек, сам себя определяющий, способен сам думать о своей жизни и делать собственный выбор”.

Ну а теперь о толерантности. Я опишу опыт работы с шестиклассниками в 2016 году, скорее, рабочие мысли о необходимости говорить с детьми о толерантности, формировать толерантного человека в наше кризисное время. Прежде всего надо сформировать понятие толерантность или терпимость, как впервые перевели это слово на русский язык. Итак – терпимость и границы терпимости.[5] Я много прочитала сценариев уроков по толератности, но меня ни один не удовлетворил из-за формальности.

В энциклопедическом словаре [3] я с удивлением обнаружила суждение о том, что “толерантность имеет значение при пересадке органов и тканей”. В голове мгновенно созрел план разговора с детьми.

Изучить понятие “толерантность” без опоры на знания школьников о биосоциальной природе человека, по-моему, нельзя. А понятие “биосоциальная природа человека” впервые вводится на уроках биологии в 8-м классе. Значит, необходимо доходчиво объяснить суть этого понятия шестиклассникам. Напоминаю о такой проблеме в области пересадки органов и тканей, как их отторжение в результате несовместимости. Отторжение чужого. Нетерпимость чужого. Это врожденное качество человека. А толерантность предполагает терпимость к чужому. Понятно, что терпимость надо вырабатывать в себе сознательно, прилагая усилия, совершая работу над собой, чтобы заставить себя терпеть чужое. Толерантность не дается от рождения и каждый должен взрастить ее в себе сам. Ищем смысл понятия “чужой”. Чужие мнения, верования, поведение. Разобравшись в понятиях терпимость, нетерпимость, терпеливость, толерантность, [4] мы предотвращаем развитие чувства вины у детей за проявление враждебности. Не оправдываем проявления враждебности, настороженности, а добиваемся осознания того, откуда эти проявления берутся. Далее на доске пишу два восклицательных предложения. “Не буди во мне зверя”! “ Баранкин! Будь человеком”! Обсуждаем, есть ли разница в этих призывах, легко ли разбудить в себе зверя. После, по норвежской методике, заполняем парами таблицу с примерами терпимого и нетерпимого поведения. [Приложение 1]

Я собрала работы, прочла и выписала подряд примеры из анонимных таблиц учащихся, не исправляя написания для красочности. Думаю, что на основании этих данных каждый сможет организовать разговор с детьми.

Шестиклассники видят в жизни много несправедливого и жестокого. Все несправедливости выложили, нарушение прав людей. Мы не должны быть пассивными наблюдателями, надо бороться с нарушителями законов. Дети хотят выговориться, потому что слишком часто приходится молчать в школе, а некоторым и дома. Надо давать им такую возможность.

Путают нетерпимое поведение и преступное поведение. Терпимость и терпеливость, принятие. Не совсем поняли, что нельзя сознательно терпеть зло, хамство, травлю. Домашнее насилие – это страшное унижение собственного достоинства. Кому-то из взрослых надо рассказать, победив страх и стыд. Не поняли понятие “границы терпимости”. Должен быть отдельный разговор по заполненным ими таблицам.

 Приходим к понятию того, что терпимость или толерантность связана с понятием “права человека” и должна иметь границы. Зачитываю выдержку из Декларации принципов терпимости ООН [5]. Выясняем адресацию документа, отличие декларации от закона. А теперь вопросы из книги “Стройте мосты, не стены” для обсуждения.

“Обсуждение

  • По отношению к кому и к чему мы терпимы?
  • Что мы испытываем, когда проявляем терпимость к чему-то или кому-то?
  • Что мы испытываем, когда к нам самим проявляют терпимость?
  • В чем разница между терпимостью и принятием?
  • По отношению к кому и к чему мы можем быть нетерпимы? Почему мы проявляем нетерпимость? Примеры?
  • Что мы испытываем, когда мы нетерпимы к чему-либо или кому-либо?
  • Были ли вы сами в ситуации, когда к вам проявляют терпимость?
  • Когда следует быть терпимым?
  • Можно ли проявлять нетерпимость?
  • Можно ли научиться большей терпимости”?

А теперь можно перейти к анализу поведения героев японской книги [6] “Взгляд кролика”. Привожу текст поста в моем блоге “Библиотечные просторы” от 30 ноября 2015 года.[7]

В книге рассказано о работе молодого специалиста учителя начальной школы с первоклассниками. Она взяла девочку с явной умственной отсталостью в свой класс на месяц, пока родители оформляли её в спецшколу. Она преодолела колоссальное сопротивление родителей своих учеников, администрации, педколлектива, но убедила всех в полезности общения со слабоумной девочкой всем. Какие бурные дискуссии самостийно возникали в школе! Как изменились взгляды учителей на умственную отсталость детей. Им надо было понять, что надо помочь этим детям жить полной жизнью, научиться, "не видеть разницы между проблемным ребенком, слабоумной девочкой и школьным учителем". Как трогательно проходило прощание ребят с девочкой. Все плакали.

В течение года учительница пыталась понять мальчика из своего класса, молчаливого, агрессивного и не поддающегося обучению. Автор даёт возможность в конце книги побывать на открытом уроке у этой учительницы. Урок закончился аплодисментами всех присутствующих учителей и еле сдерживаемыми слезами учительницы, которая зачитывала первое сочинение мальчика, написанное им на этом уроке.

Книга адресована детям среднего и старшего возраста. А на уроках дети высказывали пожелание, чтобы её прочитали учителя. Хотя написана она давно, в 1974 году, и завоевала любовь читателей всей Японии, на русский язык она была переведена лишь в 2010 году. Но для российской школы и для нашего общества тематика книги необыкновенно актуальна. И какой живой отклик находит у наших детей. В библиотеку эту книгу подарила бывшая наша выпускница. Она специально ее купила, прочитала сама и подарила мне после презентации книги в её классе. Я зачитывала отрывки из книги, не комментируя, а потом дети вписывали примеры терпимого и нетерпимого поведения на страницах книги в таблицу. Они пытались понять чужие проблемы, встать в позицию арбитра над ситуациями с героями. Пытались понять реакцию родителей, администрации школы, но все равно симпатии были на стороне учительницы.

Пришли совместно к выводу, что толерантности в жизни не хватает. Примеры нетерпимого поведения преобладают. Оказалось, что даже шестиклассники знают о проблемах с беженцами. Мы обсудили проблему паразитизма и необходимость защищать интересы своих граждан. Дети осведомлены и о кризисе в стране. Они сами чувствуют в своих семьях проявления кризиса. Возвращаюсь к советам методистов, которые учат, что обязательно даже в тяжелых ситуациях показывать детям возможности улучшения. Показателен пример выступления директора канадской школы перед учащимися из книги “Слышишь пение?”[8]. В первые дни II Мировой войны он обратился к своим школьникам с речью о том, что именно они своей молодой верой способны взрастить будущее, тогда как взрослые растратили запас душевных сил на преодоление жизненных невзгод. Он привел слова священника о том, что настоящая вера, это когда слышишь пение из гнезда, где еще не вылупились птенцы. Эту книгу надо обязательно рекомендовать для чтения. [Приложение 2]

Школьные библиотекари многое могут сделать для формирования УУД учащихся в области управления своими эмоциями и поведением. Но возможности встреч библиотекаря с детьми в школе ограничены. Так и умирают новые замыслы в головах и сердцах библиотекарей.

Хочу закончить разговор мыслью о том, что, по-моему, в школе не должны замалчиваться проблемы текущей жизни. Если каждый будет прятаться за конкретный материал своего предмера, то новые стандарты школа не освоит, а ведь она должна нести свет нового знания в жизнь.

Инклюзивное образование в нашем обществе делает пока только первые шаги. Но так всегда начинается новое дело. Шаг за шагом. Школа должна не следовать вызовам жизни, а предвосхищать их. Хотелось закончить позитивно, но, думается, что эта работа требует больших политических изменений по раскрепощению людей. Только свободный учитель и библиотекарь сможет добиться реальных результатов в инклюзивном образовании. 

Список использованной литературы

  1. Дейнеко И.В. Материалы курса “Современная школьная библиотека: организация деятельности в условиях ФГОС”: лекции 1-4. – М.: Педагогический университет “Первое сентября”, 2013.
  2. Энвер Джулиман, Лилиан Юрт. Стройте мосты, не стены. - Методическое пособие йдля некоммерческих организаций, занимающихся вопросами правового просвещения. - Архангельск: АРОО “Рассвет”, 2010. - 447 стр., ил., фото.
  3. Большой энциклопедический словарь под редакцией А.М. Прохорова. М., Советская энциклопедия, 1991г. – т.2
  4. Толковый словарь русского языка Д.Н. Ушакова. Т.3 – М. Вече. Мир книги, 2001.
  5. Декларация принципов толерантности (ЮНЕСКО, 1995)
  6. http://nenuda.ru -1995.html
  7. Хайтани, Кэндзиро. Взгляд кролика: для сред. и ст. шк. возраста. Пер с яп. Елены Байбиковой; ил. Томоко Хасегава. М.: Самокат, 2011. (Серия “Лучшая новая книжка”)
  8. Инклюзивное образование: взгляд библиотекаря. Отзыв рядового участника о работе секции №7 на конференции "Гимназия №1538 - самообучающеяся организация". http://medvedeva-koroleva.blogspot.ru
  9. Глава 13//Джин Литл. Слышишь пение? - /Пер. с англ. О.Бухиной; худож. М.Патрушева.- М.: Центр “Нарния”, 2006. – (Тропа Пилигрима)