История и обществознание
-
Славянские боги и праздники 2005
В давние, давние времена, когда наши далекие предки славяне не могли объяснить многие явления природы, зародилось верование в сверхъестественные силы, в божества. Все, что происходило в природе, в самом человеке, они приписывали к таинственным силам. В честь богов устраивали праздники. И до наших дней дошли праздники, которые мы очень любим. Конечно, они проходят уже не в том виде, как в давние времена, но всегда бывает интересно и весело: Масленица, Троица, Рождественские колядки, Иван Купала и др.
-
Словарная работа на уроках истории как средство формирования исторических понятий у обучающихся с нарушением слуха 2024
Всестороннее развитие слабослышащего ребенка и подготовка его к самостоятельной жизни – одна из основных задач образовательного учреждения для обучающихся с нарушением слуха. Решение этой задачи не может быть осуществлено полноценно, если обучающиеся не овладеют в должной степени словесной речью и теоретическими знаниями. Важное значение для решения указанной задачи имеет изучение истории, способствующее расширению у обучающихся с нарушением слуха представлений о мире, постепенному формированию абстрактных понятий, развитие умения ориентироваться в историческом времени.
-
Словарь по экономике (подготовка к ЕГЭ) 2022
Представлен словарь по экономике.
-
"Сложение и вычитание дробей и семь чудес света" (5-й класс) 2009
Урок проводится в форме заочного путешествия, в ходе которого учащиеся в занимательной форме закрепляют навыки сложения и вычитания десятичных дробей и знакомятся с так называемыми "чудесами света". Урок способствует развитию познавательного интереса учащихся к истории и математике. На уроке используется ИКТ (тесты, презентация). Предусмотрена групповая работа.
-
Смелый к победе стремится, смелым – дорога вперед! (Урок-конкурс – защита проектов по обществознанию в 11-м классе) 2007
Урок предполагает реализацию задач проектной технологии – привлечение учащихся к творческой деятельности по подготовке и защите проекта молодежной партии.
-
СМИ – современный обзор 2012
Со средствами массовой информации общество сталкивается ежедневно (газеты, журналы, радио, ТВ), каждое из них формирует то или иное мнение. Влияние телевидения столь значительно, что это необходимо осознать обществу и государству. Необходимо, чтобы телевидение играло не только роль всеобщего раздражителя, навязывающее людям свои вкусы и пристрастия, но и понимало свою ответственность, которую накладывает открытый доступ в дома миллионов людей.
-
СМИ – четвертая власть 2011
В ходе проблемного урока с элементами игрового моделирования учащиеся должны познакомиться с возрастающей ролью информации в жизни человека и ее влиянием на общество, научиться видеть различные, противоположные стороны одной той же проблемы, критически осмысливать свой выбор, сравнивать его с выбором других, анализировать, аргументировать свою позицию, узнать, с какими проблемами приходится сталкиваться людям в условиях информационного бума.
-
Смута. Причины смутного времени 2012
Цель урока - определение причины Смуты, победы и падения Лжедмитрия. Смута в начале XVII века - один из самых тяжелых и трагических периодов в русской истории, оказавший судьбоносное влияние на судьбу нашего государства.
-
Смутное время 2011
Урок-семинар в форме дидактической игры. На уроке происходит заседание исследовательских отделов института истории России. Целью урока является осмысление причин Смуты, которая явилась во многом следствием опричнины и вызванного ею экономического и социального кризиса в стране.
-
Смутное время 2016
Каждая эпоха имеет своих героев и злодеев. Их и прославляют творческие люди: писатели, поэты, художники, композиторы, кинорежиссёры. Обучающимся предлагается повторение темы «Смутное время» сквозь призму произведений искусства и литературы. Игра включает вопросы по следующим разделам: «Смута в литературе и музыке», «Смута в живописи и киноискусстве», «Вооружение и доспехи воинов конца XVI – начала XVII вв.» (оружие порой также является произведением искусства).
-
Смутное время 2013
Цель занятия: знакомство школьников с историческими личностями начала XVII века и раскрытие понятия «Смутное время».
-
Смутное время в России 2012
Урок изучения нового материала в 10-м классе. Вид урока - продвинутая лекция в технологии критического мышления. Урок способствует воспитанию свободного осознанного выбора личностной патриотической позиции, интереса к прошлому как "кладовой образцов дурного и хорошего", формированию оценки прошлого с позиций эмоциональных, мировоззренческих, нравственных.
-
Смутное время в России и его итоги 2008
Смутное время в России - сложный переходный период в истории страны, а также исторический материал, изобилующий фактологической основой. Представленный урок является одним из вариантов разбора этой темы в условиях временных ограничений (2 часа по плану); а его форма позволяет наиболее эффективно решить задачи личностно-ориентированного обучения и как его составляющей технологии критического мышления.
-
"Смутное время в России — лихолетье, или Как едва не погибла земля Русская" 2010
Урок нацелен на то, чтобы познакомить учащихся с событиями Смутного времени, помочь увидеть причины Смуты и понять, что быть смуте или не быть – зависит от каждого из нас, так как сребролюбие и жажда наживы любой ценой, пренебрежение священным даром человеческой жизни, моральный нигилизм ведут к смуте в душе и государстве.
-
"Смутное время – утраченные возможности" 2010
В начале изучения темы класс разбит на 5 групп в соответствии с альтернативами общественного развития; каждая группа получила задание разработать презентации, характеризующие альтернативу. Данная форма работы наиболее предпочтительна при работе с учащимися старших классов, поскольку позволяет привлечь многих учащихся к поиску разнообразной информации и подготовке ученических презентаций.
-
Смутное время — кризис русской государственности. Урок истории. 10-й класс 2006
Урок с использованием технологии развития критического мышления. На уроке учащиеся получают информацию о Смуте из различных источников, корректируют поставленные цели обучения, делают пометки на полях, по мере чтения используют значки. Ребята обращают внимание на династический кризис, самозванцев, идет продвижение от старого к новому, исправляются ошибки. Происходит контакт с новой информацией, дополнительной литературой, составляется кластер по новому материалу в результате совместной работы.
-
"Смутное время". Часть I. Урок — лабораторное занятие 2009
Класс делится на две группы, каждая из которых получает отрывки из источников и текста учебника, что позволяет учащимся сопоставлять текст учебника и источника, развивает навыки работы с ними. Исследовательская работа активизирует познавательную деятельность учащихся и благотворно влияет на изучение дальнейшего материала. При данном способе проведения урока деятельность учителя сводится к корректировке деятельности учащихся.
-
Смутное время. 7-й класс 2011
Автор на уроке знакомит учащихся с понятием "Смута", характеризует политическое состояние России после смерти Ивана Грозного, определяет причину и последствия Смуты.
-
Смутное время: а была ли альтернатива? 2013
За 300 лет своего правления Романовы оставили глубочайший след в истории не только России, но и всего мира. Любопытно, как бы могла развиваться история нашего государства, если бы так, и не суждено было наступить 21 февраля 1613 года, когда боярина Михаила Федоровича Романова, "ближайшего по крови к угасшему царственному роду Рюрика и Владимира Святого", избрали на царство Великим земским собором в Москве.
-
Смутное время: выбор пути (итоговый урок для 10-го класса) 2008
Смутное время относят к числу наиболее трудных и переломных эпох в истории России. Поэтому итоговый урок для десятиклассников ставит целью не только систематизацию материала по теме с учётом сложности исторического подхода, а и формирование навыков умения искать пути решения задач (в данном случае - пути выхода из кризиса начала XVII в.). Урок проводится в нетрадиционной форме с применением элементов выборной технологии, игры, видеоматериалов, инсценирования, что повышает интерес учащихся.
-
Смысловое чтение на уроках истории и обществознания в 6-м классе 2021
Цель работы: показать приемы формирования смыслового чтения на уроках истории и обществознания на основе собственного опыта. Задачи: показать место навыка смыслового чтения в содержании ФГОС, проанализировать исследования в данной области, изучить типичные ошибки обучающихся.
-
Собирание русских земель во второй половине XIV в. Куликовская битва 2014
Занятие раскрывает значение Куликовской битвы в истории России.
-
Соборное уложение 1649 года. 7-й класс 2012
Урок проводится в форме лабораторной работы. Учащиеся получают представления о возвышении царской власти и формировании абсолютной монархии, крепостного права и сословного строя в России.
-
События Крымской (Восточной) войны 1853–1856 годов в воспоминаниях участников, современников и историографии 2012
Тема полностью выносится на самостоятельное изучение учащихся. За две недели до проведения урока ученики класса делятся на три группы, каждая получает задание и список рекомендуемой литературы. На этапе предварительной подготовки учитель выступает в роли консультанта, помогая ученикам выбрать, осмыслить, систематизировать информацию и сделать правильные выводы. Учащиеся работают по плану.
-
События, люди, эхо революции 1905—1907 гг. в России 2004
Повторительно-обобщающий семинар позволяет представить все основные события в виде панорамы, закрепить полученные на уроках знания, а также за счет привлечения художественного материала повысить эмоциональное отношение к событиям.
-
Совершить невозможное. 10-й класс 2011
Урок формирует у учащихся чувство любви к своей Родине, гражданственность. Автор знакомит учеников с героизмом советских людей в годы Великой Отечественной войны, показывает, что борьба, которую вел советский народ против гитлеровской Германии, была справедливой, освободительной, народной, была борьбой за будущее человечества.
-
"Совесть обязывает помнить…" (семинар с элементами дискуссии) 2011
На уроке рассматривается материал, способствующий созданию картины борьбы с угрозой фашистского порабощения. Способствует ориентации личности школьника на гуманистические и демократические ценности, способствует проявлению чувств патриотизма, сопереживания, отрицания насилия, неприятия зла. Развивает навыки работы с документами, источниками личного происхождения, дополнительной литературой, умения оценивать, анализировать изучаемый материал.
-
Советская культура и наука 1930-х гг. 2013
В плане уроке отражена специфика советской культуры и науки 1930-х гг., продемонстрирована роль партийной идеологии в развитии технических и гуманитарных дисциплин, архитектуре и музыке. Отражены особенности архитектурного облика города Магнитогорска на рубеже 1930–1940-х гг.
-
"Советская страна в годы НЭПа" 2010
Урок для 11-го класса по истории России строится по традиционной схеме урока изучения нового материала. Его особенностью является постоянный диалог учителя и учеников, основанный на вопросах плана изучения темы. Основные материалы урока - текст, таблицы, слайды учебного диска.
-
Советская страна в годы НЭПа. 11-й класс 2011
Урок включает в себя различные формы работы, содержит большое количество документальных материалов и источников, которые включены в презентацию. Закрепление знаний проводится при помощи теста. Материалы урока могут быть использованы при изучении данной темы в 9-м классе в качестве дополнительного источника.