Высочайший патриотизм - страстное, беспредельное желание блага Родине.
Н.Г.Чернышевский
21 век - век компьютеризации, инноваций, новых технологий. Но несмотря на то, что в жизни общества происходят такие быстрые перемены, патриотическое воспитание всегда являлось и является одной из важнейших задач школы, ведь детство и юность - самая благодатная пора для привития священного чувства любви к Родине. В слове патриотизм заключены высшие смыслы человеческого существования, связанные с историей державы, с памятью ушедших поколений и их славных дел. В моём понимании, патриотизм - это качество нравственное, это сокровенное чувство, которое находится глубоко в душе человека. И о патриотизме судят не по словам, а по делам человека.
Актуальность данной темы подтверждается тем, что с 1 января 2021 года в нашей стране стартовал федеральный проект «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации» в рамках национального проекта «Образование». Основная цель которого- это воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации, исторических и национально-культурных традиций путём вовлечения к 2025 году 25% граждан Российской Федерации в систему патриотического воспитания.
Также значимость данного направления воспитания была обозначена Президентом в «Указе о национальных целях развития до 2030 года».
Что же лежит в основе патриотического воспитания? Считаю, что прежде всего воспитание личных качеств человека, воспитание чувств. Мы, педагоги, должны знать, что источником чувства является пережитая эмоция. Фактором развития патриотических чувств должна стать целенаправленно созданная ситуация, когда ребенок переживает гордость за близких, за коллектив, который должен стать для ребенка второй семьей; за совместный успех и достижения других членов коллектива.
Существуют разнообразные подходы к управлению развития и формирования личности ребенка: деятельностный, системный, личностный и др. Воспитательный процесс только тогда будет иметь положительный результат, когда все участники этого процесса будут обладать общими идеалами и ценностями.
Патриотическое воспитание в лицее является одним из приоритетных направлений в воспитательной работе и представляет систематическую и целенаправленную деятельность по формированию у детей патриотического сознания.
Это направление воспитательной работы выполняет свои задачи в тесном взаимодействии с другими направлениями воспитания: Культура, Семья, Экология.
Систематическая работа осуществляется в процессе воспитания и обучения посредством урочной и внеурочной деятельности.
При планировании работы в лицее учитываются традиционные общешкольные, районные, областные, межрегиональные, всероссийские мероприятия, связанные с юбилейными и государственными датами.
Патриотическое воспитание в рамках урочной деятельности формируется на уроках общественных и естественно-географических дисциплин, литературы, ОБЖ, физической культуры.
Во внеурочном деятельности реализуется через внеклассную работу.
ЧОУ Лицей-интернат №5 ОАО «РЖД» г. Красный Кут не первый год осуществляет работу по следующим направлениям патриотического воспитания:
1. Духовно-нравственное направление включает:
- формирование нравственной личности, уважение к старшему поколению, к семье, родителям, семейным традициям;
- положительное отношение к труду, как к основе жизнедеятельности;
- формирование активной социальной позиции;
- позитивное отношение к здоровому образу жизни, неприятие асоциальных явлений, подрывающих физическое и духовное здоровье нации.
2. Историко-краеведческое направление:
- любовь к своей «малой» Родине;
- работа по сохранению культурных и исторических памятников боевой славы;
- чувство национальной гордости, национальное самосознание, толерантность.
3. Гражданско-правовое направление ориентировано на:
- изучение государственной символики, прав и обязанностей гражданина России.
- понимание гражданского долга, ценностного отношения к национальным интересам России, её суверенитету, целостности и независимости;
- формирование культуры правовых отношений,
4. Военно-патриотическое направление включает:
- изучение истории России, знание Дней воинской славы, боевых и трудовых подвигов в годы Великой Отечественной войны;
- сохранение воинских традиций, связи поколений защитников Родины, организация встреч учащихся с ветеранами войны и труда.
5. Социально-патриотическое:
- активизация духовно-нравственной и культурно-исторической преемственности поколений,
- формирование активной жизненной позиции,
- проявление чувств благородства и сострадания, проявление заботы о людях пожилого возраста.
Все эти направления взаимосвязаны и конечно дополняют друг друга.
Комплекс мероприятий предусматривал их воплощение в жизнь в 2021-2022 учебном году через:
1. Проведение памятных дней:
- День Победы;
- День Отечества.
2. Участие в акциях:
- «Блокадная ласточка»
- «Помощь жителям Донбасса»;
- Участие в акции «Вахта памяти»;
- «Герои живут рядом».
- «Бессмертный полк»
3. Проведение спортивно-массовых мероприятий:
- легкоатлетический кросс, посвященный Дню Победы.
- проведение уроков Мужества и читательских конференций.
5. Изучение родного края:
- исследовательская и поисковая деятельность.
Также в рамках этого направления проводятся экскурсии в музеи; - поездки по местам боевой славы;
- изучение истории родного края, народных обычаев, фольклора, связанных с природой и использованием ее богатств;
- благоустройство территории школы;
6. Организация ежегодных конкурсов:
- конкурс сочинений и рисунков, посвященных Великой Отечественной войне, «След войны в моей семье», конкурс чтецов «Строки опаленные войной».
Патриотическое воспитание - сложный педагогический процесс, который помогает:
- повысить патриотическое сознание, нравственные и этические ориентиры;
- раскрыть понимание истинного патриотизма;
- избавиться от равнодушия, жестокости, эгоизма;
- сформировать стойкую патриотическую позицию;
- повысить потребность в духовном обогащении;
- воспитать уважение к труду, человеку труда.
Данная система мероприятий направлена на воспитание патриотов своей Родины. Планомерная работа, использование разнообразных средств воспитания, общие усилия школы и семьи, ответственность взрослых за свои слова и поступки могут дать положительные результаты и стать основой для дальнейшей работы по патриотическому воспитанию молодого поколения.
Я считаю, что работа по патриотическому воспитанию школьников должна вестись постоянно, изо дня в день. Учитель в свою очередь на своём примере должен показывать, что ему не безразлично, какими станут его воспитанники. Его должно волновать то, что происходит в России, что ожидает нашу страну в будущем. Если дети будут чувствовать и видеть, что учитель на деле, а не на словах любит свою страну, то они ему будут верить, и воспитание патриотических чувств у подрастающего поколения тогда будет тогда на должном уровне.