«Плох тот народ, который не помнит,
не ценит и не любит своей истории».
В.М. Васнецов
Цели урока:
- способствовать повторению и обобщению изученной информации о подвиге русского народа в Синопском сражении (1853 г.);
- продолжить развитие творческих, интеллектуальных и коммуникативных способностей учащихся;
- содействовать формированию навыков работы в команде.
Тип урока: повторительно-обобщающий урок (обобщение и систематизация знаний).
Оборудование урока:
- мультимедийная презентация «Синопское сражение – славная страница в истории российского флота»;
- выставка книг «Я помню и горжусь! (Посвященная Синопскому сражению 1853 г.)»;
- фрагменты худ. фильма «Адмирал Нахимов» реж. В.Пудовкин (1946 г.);
- аудиозапись песни «Экипаж – одна семья» муз. В.Плешак, сл. Ю.Погорельский;
- аудиозапись песни «Спасибо за память, потомки» муз. О.Фельцман, сл. Р.Рождественский;
- грамоты для награждения команд;
- многофункциональная интерактивная панель с сенсорным экраном, планшеты;
- бескозырки, гюйсы (матросские воротники) для участников игры.
Информационно-методическое обеспечение педагогической системы урочной деятельности:
- История России. 9 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч. / [Н.М.Арсентьев, А.А.Данилов, А.А.Левандовский и др.]; под ред. А.В.Торкунова. – М.: Просвещение, 2018.
- Данилов А.А. Рабочая программа и тематическое планирование курса «История России». 6–9 классы (основная школа): учеб. пособие для общеобразоват. организаций / А.А. Данилов, О.Н. Журавлева, И.Е. Барыкина. – М.: Просвещение, 2016. – 77 с.
- Барыкина И.Е. История России. Поурочные рекомендации. 9 класс: пособие для учителей общеобразоват. организаций / И.Е. Барыкина. – М.: Просвещение, 2015. – 192 с.
- Данилов С.Ю. Главные морские сражения от триер до авианосцев / С. Данилов. – М.: Яуза: Эксмо, 2013. – 288 с.
- Зонин А. Жизнь адмирала Нахимова: Роман. – Л.: Сов. Писатель, 1987. – 448 с.
- Соловьев В.М. Адмирал Нахимов: рассказ. – М.: Дет. Лит, 2015. – 14 с.
- Тихомиров О.Н. Великие флотоводцы: Рассказы / Художн. И.П. Беличенко. – М.: Махаон, Азбука-Аттикус, 2012. – 80 с.
- Шигин В. Синопское сражение. Звездный час адмирала Нахимова. – М.: Вече, 2016. – 352 с.
- http://www.vokrugsveta.ru/encyclopedia/ – сайт «Энциклопедия «Вокруг света» (Статья «Синопское сражение»).
- http://militera.lib.ru/ - сайт «Военная литература»
- http://rebus1.com/ – сайт «Ребус номер один»
- http://navalmuseum.ru/ – официальный сайт Центрального военно-морского музея.
- http://sevmuseum.ru/ – официальный сайт Государственного музея героической обороны и освобождения Севастополя.
- http://www.mmflota.ru/ - официальный сайт ФБУ «Музей морского флота».
Форма проведения урока: дидактическая игра.
Подготовка к уроку: за две недели до урока класс делится на две команды, в каждой из них определяется капитан. Команды придумывают свое название, готовят девиз, эмблему и получают домашнее задание.
Домашнее задание:
- Подготовьте буктрейлер по книге: Зонин А. Жизнь адмирала Нахимова: Роман. – Л.: Сов. Писатель, 1987. – 448 с. (с обращением особого внимания на главу «Синопское сражение»).
- Прочитайте дополнительную литературу о Крымской войне 1853-1856 гг., Синопском сражении (1853 г.), адмирале П.С.Нахимове.
Этапы дидактической игры:
- Конкурс «Представление команд».
- Конкурс «Творческая разминка (Словесные пазлы)».
- Конкурс «Битва славная, выше Чесмы и Наварина…» (Домашнее задание).
- Конкурс «История в лицах».
- Конкурс «Морские ребусы».
- Конкурс «Черный ящик».
- Конкурс «Я помню, знаю и горжусь!».
- Конкурс «Спасибо за память, потомки!».
Формы и методы обучения:
- Формы: индивидуальная, фронтальная, групповая.
- Методы (по классификации Ю.К.Бабанского): словесный, наглядный, практический, проблемно-поисковый, познавательная игра, самоконтроль.
Основные понятия и термины: Патриотизм, Отечество, ультиматум, нейтралитет, бухта, нарезное огнестрельное оружие, паровые военные суда, адмирал.
Планируемые результаты:
Предметные
- Научатся: определять, что включают в себя понятияпатриотизм, Отечество, воинский долг; анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы, высказывать собственную точку зрения.
- Получат возможность научиться: обобщать и систематизировать исторический материал; оценивать основные события и явления в истории России ХIХ в., роль отдельных исторических личностей; высказывать собственное мнение, суждения.
Метапредметные УУД
- Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель; используют общие приёмы решения поставленных задач.
- Коммуникативные: участвуют в коллективном обсуждении проблем; проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач.
- Регулятивные: планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, оценивают правильность выполнения действия.
Личностные УУД
- Понимают причины, характер и значение событий ХIХ вв. в истории России.
- Осмысливают социально-нравственный опыт предшествующих поколений.
- Сравнивают разные точки зрения, оценивают собственную учебную деятельность, сохраняют мотивацию к учебной деятельности.
Ход урока
I. Мотивация к учебной деятельности
В игре принимают участие учащиеся 9 класса, которые разделены на 2 команды. Каждая из команд в ходе игры будет работать над общими для всех заданиями, либо над специальными заданиями, объединенными общей темой и сравнительно одинаковыми по сложности.
В ходе игры идет работа по обобщению и повторению темы «Синопское сражение (18 ноября 1853 г.)».
Выявляется победитель (команда).
Ученики, активно принимавшие участие в игре, получают оценки.
Жюри ведет подсчет баллов по пятибалльной системе за каждое задание, подводит итоги в конце игры и называет победителя.
Состав жюри игры: администрация школы, родители учеников, учащиеся старших классов.
Дидактическая игра приобретает характер общественного смотра знаний.
Этапы дидактической игры
Звучит аудиозапись песни «Экипаж - одна семья» муз. В.Плешак, сл. Ю.Погорельский.
II. Актуализация знаний
1. Конкурс «Представление команд»
(Название, эмблема, девиз).
2. Конкурс «Творческая разминка (Словесные пазлы)»
Соберите из рассыпавшихся слов высказывание адмирала П.С.Нахимова. Прочитайте и объясните его смысл.(«Жизнь каждого принадлежит Отечеству, и не удальство, а только истинная храбрость приносит ему пользу». Адмирал П.С.Нахимов).
III. Обобщение и систематизация знаний и умений
3. Конкурс «Битва славная, выше Чесмы и Наварина…» (Домашнее задание)
Представьте подготовленные Вами буктрейлеры по книге: Зонин А. Жизнь адмирала Нахимова: Роман. – Л.: Сов. Писатель, 1987. – 448 с. (с обращением особого внимания на главу «Синопское сражение») и ответьте на вопросы.
4. Конкурс «История в лицах»
На многофункциональной интерактивной панели представлены портреты флотоводцев России. Укажите их имена и расскажите о них.
(Корнилов В.А., Истомин В.И., Нахимов П.С., Новосильский Ф.М.).
Физкультминутка.
5. Конкурс «Морские ребусы»
На многофункциональной интерактивной панели представлены задания-ребусы. Отгадайте их.
(Море, бухта, шлюпка, флагман, шторм, моряк).
6. Конкурс «Черный ящик»
Внимание, «черный ящик»! Ответьте на вопрос: «Что в черном ящике?».
1. Она появилась в ХVII веке во Франции. Её носят на флоте. Синие и белые поперечные полосы на ней соответствуют цветам русского военно-морского Андреевского флага. (Тельняшка).
2. На нём три полоски, которые символизируют три крупные победы русского флота: у Гангута в 1741 г., у Чесмы в 1770 г., у Синопа в 1853 г. (Гюйс (форменный воротник)).
3. Это появилось в России в годы Крымской войны и использовалось для освещения военных действий. Особую известность приобрели работы личного фотографа королевы Англии Виктории – Роджера Фентона. (Фотографии).
7. Конкурс «Я помню, знаю и горжусь!»
Посмотрите фрагмент исторического фильма «Адмирал Нахимов» реж. В.Пудовкин (1946 г.). Поясните, какое событие показано в этом фрагменте и прокомментируйте его.
(Каждая команда-участница игры просматривает свой фрагмент фильма с отключенным звуком).
8. Конкурс «Спасибо за память, потомки!»
Сегодняшняя Россия свято хранит память о великом флотоводце П.С.Нахимове и героической борьбе русских офицеров и матросов в Синопском сражении. Каждый участник игры должен рассказать, как русские люди чтят память о великом флотоводце П.С.Нахимове и Синопском сражении.
(Учащиеся называют художественные произведения, памятные места, памятные знаки, ордена и медали, марки и др., посвященные П.С.Нахимову и Синопскому сражению).
IV. Итоги урока. Рефлексия
Звучит аудиозапись песни «Спасибо за память, потомки» муз. О.Фельцман, сл. Р.Рождественский.
- Жюри подводит итоги дидактической игры.
- Команда-победитель в дидактической игре награждается почетной грамотой.
Домашнее задание: Синквейн по теме урока.
Список литературы
- Артемов В.В. Полководцы и флотоводцы. М.: Олма Медиа Групп, 2013. – 48 с.
- Богданович Е.В. Синоп 18 ноября 1853 года. Последнее крупное сражение парусных флотов. – М.: ЛЕНАНД, 2017. – 200 с.
- Давыдов Ю. Нахимов. – М.: Молодая гвардия, 1970. – 176 с.
- Данилов С.Ю. Главные морские сражения от триер до авианосцев / С. Данилов. – М.: Яуза: Эксмо, 2013. – 288 с.
- Зонин А. Жизнь адмирала Нахимова: Роман. – Л.: Сов. Писатель, 1987. – 448 с.
- Лубченков Ю.Н., Артемов В.В. Нахимов. Гений морских баталий. – М.: Вече, 2018 . – 319 с.
- Соловьев В.М. Адмирал Нахимов: рассказ. – М.: Дет. Лит, 2015. – 16 с.
- Тихомиров О.Н. Великие флотоводцы: Рассказы / Художн. И.П. Беличенко. – М.: Махаон, Азбука-Аттикус, 2012. – 80 с.
- Фирсов И. Русские флотоводцы. Исторические портреты: П.Нахимов, Ф.Ушаков, С.Макаров. – М.: Хранитель, АСТ, Астрель, 2006. – 544 с.
- Шигин В. Синопское сражение. Звездный час адмирала Нахимова. – М.: Вече, 2016. – 352 с.
- Эмин Бекир-Заде. Адмирал Нахимов. – М.: Русич, Олимп, 1999. – 272 с.