Тип урока: урок-обобщение.
Вид урока: урок осмысления и понимания исторических процессов и явлений в форме семинара-практикума на основе применения информационных технологий.
Цель урока: рассмотреть особенности проведения судебной реформы 1864 года, через характеристику основных типов правовой культуры в условиях господства самодержавия.
Задачи:
Ученик должен знать:
- особенности проведения судебной реформы;
- характеристики двух типов правовой культуры России: массовой крестьянской правовой культуры и культуры верхов общества;
- характеристику понятий: обычное право, право собственности, феномен толпы, модернизация, либерализм, реформа.
- правила работы за персональным компьютером;
- правила поведения в компьютерном классе;
- основные приемы работы в программах MO Word, MO Power Point.
Ученик должен уметь:
- понимать содержание документа;
- определять время и дату создания документа, его подлинность;
- анализировать правовой текст с позиции решения казуса;
- самостоятельно извлекать информацию, систематизировать ее и обобщать;
- работать в сети Интернет;
- составлять письменные отчеты в программе MO Word и MO Power Point;
- обсуждать в группах и в классе результаты поиска и обработки информации;
- презентация итогов работы.
Ученик должен сформировать:
- навыки исследовательской деятельности в области истории права;
- навыки владения информационными технологиями в системе работы “человек – человек, человек – машина”;
- понимание ценности умения работать в команде;
- понимание осознания необходимости толерантного отношения к действительности через соприкосновения с опытом прошлого.
Методы:
- компьютерная обработка информации;
- проблемно-поисковой;
- объяснительно-иллюстративный;
- сравнительно-исторический.
Ресурсное обеспечение:
- персональные компьютеры;
- интерактивная доска;
- Интернет ресурс;
- документы;
- инструкции к выполнению практической работы.
Особенности выполнения работы:
- Семинар-практикум проводится с целью отработки навыков самостоятельной работы с документами, с привлечением информационных технологий, что необходимо для формирования интереса к исследовательской деятельности учащихся и создания ситуации успеха при сдаче ЕГЭ.
- Используется групповая форма работы на семинаре. Задания распределяет учитель. Учащимся оказывается необходимая помощь при выполнении заданий учителями истории и информатики.
- В обсуждении результатов работы принимают все группы.
- В ходе практической работы с информацией, в группах отрабатывается один из важнейших принципов образования – толерантность, который можно проследить в:
- столкновении двух разных позиций, двух типов правовой культуры самодержавной России;
- феномене толпы – толерантное и интолерантное поведения людей;
- понимании процессов современной действительности на основе исторического материала;
- формировании системы ценностей на основе общечеловеческих принципов;
- формировании толерантного сознания, для осмысления личного опыта толерантного поведения в жизни.
Ход урока
Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
I. Организационный момент |
|
1. Приветствие учащихся. Инструктаж учителя. (см. Приложения 4 и Приложение 5) | 1.Учащиеся занимают рабочие места за компьютерами по группам. |
2. Объявление темы и цели урока.
– Исходя из темы урока, сформулируйте проблему урока, используя материалы документов практикума. – В ходе занятия все группы должны заполнить таблицу “Особенности 2-х типов правовой культуры в пореформенной России”. (см. Приложение 2) |
2. Учащиеся предлагают проблематику урока.
Например: 1) Причины существования двух типов правовой культуры по реформенной России; 2) Чем обусловлены особенности проведения реформы. |
II. Актуальность темы |
|
3. Актуальность темы
Отдавая дань уважения судебной реформе 1864 года, необходимо помнить о недопустимости идеализации пореформенной юстиции. Императорская Россия несла в себе два главных пласта, два типа правовой культуры: культуры “низов” и культуры “верхов”. Массовая крестьянская правовая культура характеризовалась средневековыми установками, стойко хранила “заветы темной старины”. Второй тип правовой культуры со времен Петра Великого укоренился в европеизированных верхах России – в среде дворянства, чиновничества, буржуазии крупных городов и разночинцев. Царизм в течение нескольких веков эксплуатировал выгодные ему стороны массовой правовой культуры россиян. Сегодня на семинаре на основе изучения документов сделаем попытку определить особенности проявления двух типов правовой культуры и ответим на основной вопрос семинара – можно ли склонность к силовому решению общественных проблем считать общей чертой правового поведения и сознания представителей всех слоев российского населения? 4. Центральная проблема, исследуемая на семинаре. Можно ли склонность к силовому решению общественных проблем считать общей чертой правового поведения и сознания представителей всех слоев российского населения? 5. План семинара.
|
3. Учащиеся слушают актуальность темы, работают с основными понятиями (см. Приложение 3).
4. Учащиеся соглашаются или нет с основной проблемой урока. Приложение 7. Презентация урока. |
III. Основная часть |
|
5. Приступаем к презентации практической части | Группа № 1 – Приложение 1
(документ 1); Группа № 2 – Приложение 1 (документ 2); Группа № 3 – Приложение 1 (документ 3); Группа № 4 – Приложение 1 (документ 4). |
IV. Заключение |
|
6. Выводы урока. – Сделайте общий вывод урока, исходя из обозначенной проблемы. |
6. Учащиеся делают вывод, заполняют таблицу (см.
Приложение 2). Ответ иллюстрируют слайдами, выбранными из Приложения 7. Примерные ответы (см. Приложение 6). |