Система методов и форм обучения на уроках истории и обществознания

Разделы: История и обществознание


В настоящее время очень важным является развить познавательный интерес учащихся к предмету, сформировать способности к самообразованию и самоконтролю, развить логическое мышление, воображение, навыки научно-исследовательской деятельности, умение работать с документальными материалами, формировать коммуникативные способности. На пути решения этих актуальных задач учитель должен совершенствовать и развивать приемы и методы обучения, делать их разнообразными и учитывающими интересы каждого отдельно взятого ребенка.

По источнику знаний применяются следующие методы: на основе логических операций – индуктивный (от фактов – к теоретическим выводам), аналитический и др.; по дидактическим целям – методы изучения материала, закрепления, проверки знаний; в обучении – словесные, наглядные, практические.

По характеру познавательной деятельности преобладают; объяснительно-иллюстрационный, репродуктивный, проблемного изложения, частично-поисковый и исследовательский.

Очень важны приемы учебной деятельности учителя и учащихся. Приемы бывают письменно-графические, к ним относятся составление календарей событий, таблиц, планов, логических схем, заполнение контурных карт. Часто я использую на уроках прием работы с учебником, с печатно-словесными текстами. Например, учащиеся анализируют документы в хрестоматии или в учебнике, составляя синхронистическую таблицу.

Занятия с учащимися имеют различные формы и виды:

  1. Школьная лекция – форма учебных занятий в старших классах, в которой учитель дает глубокое, целостное, логически стройное изложение основного фактологического и теоретического материала. Лекции целесообразно использовать, открывая или завершая тематический блок. Подобные лекции содержат минимум фактологического банка данных, знакомят старшеклассников с исходными теоретическими положениями. Они способствуют пониманию темы, осмыслению конкретных исторических фактов или, наоборот, систематизируют, обогащают вопросы темы, поднимают их до уровня проблемного анализа, актуальных суждений и выводов – оценок. В наиболее подготовленных классах перед началом лекции я поручаю составить логические схемы, таблицы, чтобы они отражали фактологический материал.
  2. Лабораторное занятие – форма учебной деятельности, в ходе которой организуется самостоятельное изучение школьниками нового материала по учебнику или первоисточникам. При этом деятельность учителя сводится к организации процесса обучения и его консультирования. Обычно перед началом лабораторного занятия ученики получают карточки, где указаны все необходимые данные источника, а также даны познавательные задания с четким обозначением учебных приемов и средств обучения; направленность обобщающего вывода. Задания могут быть на проверку понимания прочитанного (тест с выбором ответа, с альтернативными ответами, тест с ограничениями на ответ, календарь событий, хронологические задачи), задания на анализ учебного текста, на различие фактов и их авторского толкования (развернутый план, сравнительно-обобщающая таблица, логическая схема и т.д.), задания на аргументацию личных оценочных суждений.
  3. Семинарское занятие – позволяет эффективно организовать познавательную деятельность учащихся. Положительными моментами этого типа занятий в формате проблемного и развивающего обучения являются то, что здесь учащиеся не просто овладевают новыми знаниями и умениями, но и выносят их на коллективное обсуждение в классе, после предварительной полготовки дома. Этот вид занятия способствует развитию диалогической речи учащихся, формирует самостоятельность в работе с первоисточниками. Обычно за неделю до проведения семинара я объявляю учащимся тему, даю план, перечень вопросов для обсуждения и список литературы. Сильным ученикам предлагаю подумать над наиболее сложными вопросами, подготовить небольшие сообщения. В заключении я обобщаю главное и объявляю оценки. В кабинете вывешены особые правила ведения диспута, которые крайне необходимы для ведения уроков дискуссионного характера.
  4. Практическое занятие – форма учебной деятельности, при которой на основе ранее полученных знаний и умений школьники решают познавательные задачи, представляют результаты своей практической и творческой деятельности или осваивают сложные познавательные приемы. Практикумы подразделяются на три вида: 1) практическое занятие по развитию познавательных умений; 2) практическое занятие по решению познавательных задач; 3) практическое занятие по проверке результатов творческо-поисковой деятельности. Например, изучая тему “Древняя Греция” по истории древнего мира в 5 классе, я предлагаю учащимся следующие познавательные задания: 1) Найдите на цветной карте и опишите словами географическое положение Греции. 2) На контурной карте найдите Грецию, подпишите ее название, а также названия морей ее омывающих. 3) Найдите на карте крупные города Древней Греции и нанесите их на карту. На практических занятиях часто мною используются и логические задания, активизирующие абстрактно-логическое мышление. Особый интерес представляют проблемные задания. В процессе их решения ученики овладевают опытом творческой деятельности, т.е. способностью при решении каждой новой задачи находить свой оригинальный способ ее решения, опираться на собственные знания, умения, догадку и интуицию.
  5. Уроки-диспуты, дискуссии. Эти уроки проводятся мной в старшем звене. Первоначально формулируется проблема, представляющая собой констатацию различных точек зрения на какую-либо проблему. Учащиеся должны высказать точку зрения, которой придерживаются они и аргументировать ее. Например, на уроке в 11 классе мною были представлены следующие точки зрения на причины “холодной войны”: 1. Причиной “ холодной войны” и гонки вооружений явилась империалистическая политика стран Запада и особенно США, стремившихся к мировому господству. 2. В росте международной напряженности в равной степени виноваты страны социалистического лагеря во главе с СССР и страны Запада во главе с США, развернувшие опасное глобальное соперничество в ядерный век. Учащиеся должны были выбрать точку зрения более предпочтительную для них и привести не менее трех аргументов в защиту своей позиции. К дискуссии ученики готовятся дома заранее. Они продумывают, как опровергнуть теоретическое положение или защитить ту или иную позицию. На уроках диспутах возможно моделирование. На уроке “Объединение земель в Российское централизованное государство” ученики класса делятся на группы. Одна представляет интересы Ивана Ш, а другая – новгородцев. Группы оценивают аргументы спорящих сторон и готовятся объяснить свое отношение к различным позициям горожан, собравшихся на вече.
  6. Интегрированные уроки. На них взаимосвязано изучаются темы истории и литературы, обществознания и русского языка. Я имею опыт проведения интегрированных уроков по истории и литературе по темам: “Отечественная война 1812 года” и “Гражданская война в России”, по обществознанию и русскому языку по теме “Социальные нормы и нормы русского языка”.
  7. Уроки самоопределения и самореализации. Например, в 10-х классах проводила проблемный урок “В чем историческая мудрость князя?”. Рассматривалась деятельность киевских князей периода расцвета государства. Основной задачей урока было от первичных эмоциональных представлений о жизни и деятельности первых Рюриковичей подвести учащихся к взвешенным выводам, аргументированным убеждениям в необходимости правителям государства обладать определенными моральными и личностными качествами. Обычно этими уроками я завершаю тематический блок, подвожу итоги изучения темы на личностно-ориентированном уровне.
  8. В старшем звене часть провожу уроки-презентации, пресс-конференции, брифинги, интервью, суды, круглые столы, телемосты, симпозиумы.
    На основе собственного опыта реализации вышеизложенных приемов и методов обучения, могу сформулировать следующие выводы:
    – процесс обучения – это совместная деятельность учителя и учащихся, когда учитель не просто передает информацию ученику, а учит его самостоятельно добывать эту информацию и пользоваться ею.
    – учителю необходимо всей своей деятельностью на уроке способствовать раскрытию способностей учащихся; активизировать их познавательную деятельность.