Цель урока: дать понятие об основных этапах становления семейно-брачных отношений, проанализировать и дать оценку состояния современной семьи и тенденции ее развития; воспитывать чувство ответственности перед семьей и правильные взаимоотношения в семье.
Задачи урока:
- Создать ситуацию для проявления эмоционально-личностного отношения каждого обучающегося к деликатной теме урока - теме семьи.
- Расширить и углубить знания обучающихся о важнейшем социальном институте на основе их субъективного знания о семье, семейных отношениях; раскрыть характерные признаки семьи, определить ее основные функции и тенденции развития в современном обществе; выявить проблемы современной российской семьи и предпринимаемые государством меры по их решению.
- Совершенствовать умения обучающихся сопоставлять общественные явления, обобщать материалы источников, анализировать статистические данные, оценивать различные точки зрения на проблему, обосновывать собственную позицию.
- Обеспечить свободный обмен мнениями и реализацию интересов и личностных возможностей обучающихся через структуру формирования рабочих групп, разноуровневые задания, свободный выбор опережающих заданий к уроку
Основные понятия: семья, функции семьи, ценности семьи
Актуальность темы урока обусловлена тревожным состоянием современной российской семьи, сложностью демографической ситуации в сегодняшней России, необходимостью приобщения старшеклассников к осмыслению семейных ценностей, проблем сиротства при живых родителях, целях социальной и демографической политики в РФ.
Практическая значимость урока определяется попыткой достучаться до сознания каждого обучающегося, стоящего на пороге взрослой жизни, что залог процветающего общества – счастливая семья, что семейным ценностям суждено жить при условии бережного отношения к ним и передачи будущим поколениям.
Оборудование урока: компьютер и проектор; схемы; раздаточный материал; учебники: обществознание ( под редакцией Л.Н.Боголюбова)
Достижение поставленных целей предполагается через:
- фактический материал;
- использование метапредметных связей;
- отработку универсальных умений и навыков (анализа научного материала, определение причинно-следственных связей, выявление качественных характеристик проблем, отработку понятийного материала, умения вести дискуссию);
- атмосферу сотрудничества и интеллектуальной свободы на уроке
Ход урока
I. Оргмомент:
Плохо человеку, когда он один.
Горе одному, один не воин.
В. Маяковский (слайд 1)
Подавляющее большинство людей согласятся с В.В. Маяковским. Действительно, для преодоления одиночества люди создают семьи. Испокон веков семья помогала человеку появиться на свет, вырасти и жить. На протяжении всей истории человечества вне семьи было невозможно не только нормальное существование, но даже физическое выживание. Я предлагаю вам составить «синквейн» со словом «семья». (слайд 2)
О социальных институтах семьи и брака пойдет речь на нашем уроке по плану: (слайд 3)
- Семья как социальный институт
- Социальный институт брака
- Традиционные семейные ценности
- Тенденции развития семьи в современном мире
- Государственная поддержка семьи.
(слайд 4)
II. Работа над изучением нового материала.
1. Семья как социальный институт (слайд5)
Важнейшим элементом социальной структуры - социальным институтом - является семья. Положение семьи служит барометром состояния общества, показывает степень его продвижения по пути предоставления гражданам реальных возможностей для социально-культурного развития. Семья исследуется социологами в двух аспектах: как малая социальная группа, объединяющая, в первую очередь, детей и родителей, и как социальный институт. В рамках нашей темы мы рассматриваем семью как социальный институт. Семья как социальный институт – это комплекс социальных норм, образцов поведения, прав и обязанностей, которые регулируют отношения между супругами, родителями и детьми и воздействуют со стороны общества на семейные отношения. Основа отношений – семейные роли. Исполнение семейной роли зависит от правильного формирования ролевого образа, включающего ответы на вопросы:
- Что соответствует ролевым ожиданиям членов семьи по отношению друг к другу?
- Что значит быть женой или мужем, старшим в семье или младшим?
- Какого поведения от вас ждут?
- Какие правила, нормы диктует вам общество? (слайд 6)
Попробуйте охарактеризовать семейные роли:
- 1 ряд - супружеские (жена, муж)
- 2 ряд – родительские (мать и отец)
- 3 ряд – детские (сын, дочь, сестра, брат и т.д.)
Некоторые ребята получили опережающее задание: подготовить выступление по видам семей по плану:
- 1 – число детей
- 2 – характер распределения домашних обязанностей
- 3 – родственная структура
- 4 – тип воспитания (презентация Родченковой Марии)
Вспомните, как и почему возникают нормативные механизмы института семьи. Как их можно классифицировать? (презентация Белокур Александра)
(ответы: юридические – регламентируются законодательством:
Культурные – регламентируются ценностными установками;
Этические – регламентируются обычаями, традииями.)
Мы выяснили, что семья в настоящее время является важнейшим социальным институтом. Именно семья выполняет ряд основных функций в обществе. Со времени возникновения рост числа функций постоянно изменяется и пополняется, что связано с государственной политикой и запросами общества. Но есть рад обязанностей, которые стали основой любой семьи и в любое время.
«Мозговой штурм»: определите основные функции семьи. Поработаем с учебником. Запись на доске в виде таблицы:
Функция | Содержание |
Репродуктивная | Биологическое воспроизводство новых поколений и удовлетворение потребности супругов в детях |
Социализации | Передача культурных ценностей и норм следующим поколениям |
Экономическая | Совместное ведение хозяйства, зарабатывание средств и совместное расходование семейного бюджета |
Социально-статусная | Передача детям определенного социального положения |
Эмоциональная | Психологическая поддержка членов семьи. |
(презентация Соколовой Дарьи)
Задание: какие функции семьи иллюстрируют данные ситуации:
- Мать с отцом распределили в семье обязанности, связаннные с повседневным обслуживанием: приготовление еды, стирка белья, уборка, приобретение продуктов. При этом некоторые посильные обязанности достались детям. (слайд 7)
- В зимние выходные дни вся семья выходит на лыжные прогулки. И младшему трехлетнему сыну приобрели лыжи и стали брать его с собой.
- Отец много времени проводит в гараже с машиной: меняет масло, подкачивает колеса, заменяет вышедшие из строядетали новыми... Дети сначала просто наблюдали за работой, потом понемногу стали помогать.
(слайд 8)
Однако, далеко не все семьи одинаково полно реализуют свои функции. К сожалению, встречаются семьи, которые игнорируют свои функции. Примером таких семей являются, в частности, семьи, где родители являются алкоголиками, в пьяном угаре они забывают о детях, брошенных на произвол судьбы, предоставленных улице, со временем деградирующих как личности и нередко погибающих.
2. Социальный институт брака
С возникновением государства регулирование семейной жизни приобрело правовой характер: социальный контроль и санкции, наряду с общественным мнением, начали осуществлять государственные органы. Так возник социальный институт брака. На с.105 учебника приведены несколько определений института брака. Какое из них на ваш взгляд наиболее широкое?
Современная цивилизация далеко продвинулась по пути развития личной свободы индивида, возможностей его социального выбора. При этом такой свободе нередко отдается предпочтение перед взаимной ответственностью и сплоченностью семьи. Все более распространенными становятся так называемые «гражданские браки», то есть такие, которые не признаны ни государством, ни церковью. В таких семьях мужа и жену связывают только взаимные чувства и устный договор. Обсуждение проблемы по вопросам:
- Кто и почему вступает в гражданский брак? (слайд 9)
- Когда такой брак уместен?
- Каковы издержки такой формы брачного союза?
Ответы: В гражданский брак чаще вступают:
- молодые люди (студенты, молодые специалисты, «вчерашние»
школьники);
- те, кто временно устраивает свою жизнь (длительно командированные, стажеры);
- те, кто опасается, что развод повредит их карьере, приведет к значительным имущественным потерям.
Гражданский брак: «за» и «против»
(на доске и в тетрадях заполняем таблицу)
Положительные стороны гражданского брака (по мнению его сторонников) | Отрицательные стороны гражданского брака |
- Это репетиция семейных отношений, позволяющая обрести опыт совместной жизни. | - Люди, состоящие в гражданском браке, не ощущают прочности своего положения, серьезности отношений. |
- Гражданский брак может стать временной формой личной жизни.
- такие отношения выгоднее ранних браков, которые в большинстве случаев через 5-7 лет распадаются |
- Они лишены определенного социального статуса.
- Общественное мнение настроено против таких неофициальных союзов. - Болезненно реагируют на зыбкий статус родителей дети. - В гражданском браке не защищены имущественные и прочие права супругов и детей |
В развитых странах серьезно обсуждается вопрос однополых браков. Права однополых семей полностью приравнены к правам разнополых в Швеции, Норвегии, Дании, Нидерландах и Бельгии, легализовала гражданские союзы для однополых партнеров и Германия. Другие страны запрещают создание таких союзов. Как вы относитесь к данной проблеме? Почему? (презентация Беркуновой Яны)
3. Традиционные семейные ценности.
В традиционной системе ценностей семья всегда занимала видное место. А история наших Российских семейных традиций весьма интересна и занятна. Например, современным супругам было бы любопытно узнать, что до 1917 года без ведома мужа жена не могла поехать даже к собственной маме, если та жила в другом городе. И если строптивая супруга проявляла упорство и непослушание, то мужчина имел полное право заявить на нее в полицию, и бедную женщину снимали с поезда и под конвоем водворяли обратно в дом законного супруга. А про Домострой все очень любят упоминать при любом случае, хотя мало кто знает, какой на самом деле тогда был семейный уклад. Некоторые учащиеся подготовили сообщения об истории брачно-семейных отношений в нашей стране, послушав которые мы попытаемся составить словарь семейных ценностей, которые можно перенести в свои будущие семьи. (презентация Цветлинского Евгения)
На интерактивной доске предлагаю составить словарь семейных ценностей (слайд 10)
(верность, постоянство, любовь, уважение, толерантность, взаимный интерес, понимание)
4. Тенденции развития семьи в современном мире.
Проблемы современной семьи относятся к числу наиболее важных и актуальных. Её значимость определяется тем, что семья—один из основных социальных институтов общества, краеугольный камень человеческой жизни, и этот институт в настоящее время переживает кризис.( презентация Захарова Сергея))
Переживает ли современная семья кризис?
Кризис семьи проявляется:
- в росте числа разводов;
- в увеличении количества добрачных и внебрачных детей;
- во взаимном отчуждении членов семьи;
- в ослаблении воспитательного воздействия родителей на детей;
- в увеличении числа неполных семей;
- в преобладании нуклеарных семей;
- в замене традиционных ролей, которые играли муж и жена;
- семья перестает зависеть от социальных норм и санкций, снижается ценность семьи с детьми;
- в росте количества социальных сирот.
5. Государственная поддержка семьи.
Проанализируйте следующие факты:
Еще в начале XX века русская семья имела в среднем 8-10 детей. К концу 30-х годов этот показатель упал до 6-7. Новая волна уменьшения числа детей в семьях пришлась на 60-е годы, а сегодня этот показатель равен 1,5 – 2 . “Негативные проявления в области семьи”- не частный случай. В Германии и Америке проблем на семейном фронте не меньше, чем в неблагополучной России. Ослабли социальные ограничения в сфере семейного поведения, расширились рамки индивидуального поведения, возросло разнообразие форм и типов отношений в семейной сфере. Все большее количество детей растет с одним из неродных родителей. Повторные браки разведенных, совместная жизнь, аналогичная браку, и т. д. “Естественным ядром” семьи становится самая прочная в глазах общества “связка” - мать и ее дети. Подтверждается поговорка, что матерей создает природа, а отцов – общество. Современному обществу не удается задача сделать из мужчин отцов. Это закономерный для модернизируемого общества переход к новым формам брачных и семейных отношений, оформление которых еще не закончено. (слайд 11)
Вопросы:
- Чем вызвана эта тенденция в развитии семейных отношений?
- Каковы последствия этой тенденции?
- Какие меры принимаются для предотвращения негативных последствий де популяции и поддержки российской семьи?
Один из возможных вариантов итогов обсуждения.
- увеличение размера пособий по уходу за ребенком до полутора лет.
- введение компенсации затрат на детское дошкольное воспитание;
- разработка программы по материальному стимулированию устройства на воспитание в семьях сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
- увеличение стоимости родовых сертификатов.
- учреждение материнского капитала в размере 250 тыс. рублей с 1 января 2007 года.
- регулярное повышение МРОТ и пенсий.
Рефлексия:
Наш урок подходит к концу. Давайте решим небольшой тест по пройденному материалу. (слайд 12)
«Семья – это – основанная на _________ (1) и/или кровном родстве малая __________ (2), члены которой объединены совместным проживанием и ведением домашнего хозяйства, эмоциональной связью, взаимными ___________ (3) по отношению друг к другу. Также семьей называется социальный __________ (4), т.е. устойчивая форма взаимоотношений между людьми, в рамках которого осуществляется основная часть повседневной жизни людей, т.е. сексуальные отношения, деторождение и первичная ____________ (5) детей, значительная часть бытового ухода, образовательного и медицинского обслуживания, особенно по отношению к ___________ (6) и лицам пожилого возраста».
Выберите из списка слова, которые необходимо вставить на места пропусков.
А) дети, Б) брак, В) социализация, Г) коллектив, Д) обязанности, Е) институт, Ж) отношения, З) группа, И) любовь, К) уважение.
Подведение итогов урока. Оценка работы обучающихся.
Домашнее задание:
Общее для всего класса: §11, задачи к §.
По выбору: сочинение-эссе по теме: “Жениться – это значит наполовину уменьшить свои права и вдвое увеличить свои обязанности”. А. Шопенгауэр.