Ежегодно выпускники нашей школы в качестве дополнительного экзамена по выбору на ЕГЭ массово выбирают предмет обществознание. В своей работе для подготовки к успешной сдачи экзамена я внедряю технологию смешанного обучения и назвала свой курс «Актуальные вопросы по обществознанию». Система работы делится на 3 стадии:
Первая - стадия первичных знаний - начинается задолго до экзамена. Учащиеся знакомятся со спецификой заданий, их формулировками, формами, структурой, критериями оценивания, проходным баллом. Это позволит учащимся ответственно подойти к выбору экзамена, не впадать в отчаяние перед трудностями обучения.
Вторая - стадия «Погружения» - самая ответственная стадия. Целенаправленная подготовка к экзамену. Проводятся диагностическое тестирование учащихся, выявление пробелов, уровень подготовки учащихся, выстраивается система подготовки к экзамену. На этой стадии учащиеся должны ликвидировать пробелы. Обрести уверенность в успехе.
Чтобы выбрать удобный и эффективный инструмент подготовки к ГИА, мною были изучены различные образовательные платформы. Познакомившись и поработав с ЯКЛАСС, РЭШ, ФИПИ, Сдам ГИА, я остановилась на последнем.
Сдам ГИА - образовательный портал для подготовки к экзаменам по системе Дмитрия Гущина (учитель математики, физики, информатики, почетный работник общего образования РФ…) первоначально создавался как средство самоконтроля и способ самоподготовки учащихся к государственной итоговой аттестации. Однако создатели этого полезнейшего ресурса заложили в него механизмы взаимодействия с учителями. В этом и заключается ценность данной платформы.
С чего начать работу? Учащиеся, регистрируются на сайте https://soc-ege.sdamgia.ru/ и сообщают свои логины учителю, который уже зарегистрировался. Он закрепляет их за собой, если несколько параллельных классов, то есть возможность формировать группы под названием как 11А, 11Б или по критерию «Лидеры» и «Слабоуспевающие». В разделе для централизованного контроля уровня подготовки учащихся представлены возможности, для учителя исходя из того, что экзамен по обществознанию включает в себя 29 заданий, которые проверяют знание 5 тематических блоков: человек и общество, социальные отношения, экономика, политика, право. В каждом блоке необходимо знать приблизительно 25 тем. Для успешной сдачи итоговой аттестации по данному предмету необходимо максимально подготовиться по всем разделам. Платформа позволяет учителю задавать выпускникам уже готовые стандартные, загружать составленные им самим варианты в форме контрольной или домашней работы. Различия контрольной и домашней работы в том, что, в случае затруднения, во время выполнения домашней работы, ученик может посмотреть правильный ответ. Тем самым выявить пробелы в знаниях и провести работу над ошибками и ликвидировать их. Предусматриваются индивидуальные консультаций по аудиозвонку. Данный интернет-ресурс позволяет решать тесты в режиме онлайн и сразу оценить результаты. Что очень удобно для учителя, не возиться с бумажными носителями.
Раздел «Классный журнал» содержит сводные результаты по группам (классам). Результаты заносятся автоматически, там же приводятся средние баллы по каждой работе и сводный процент успешности по каждому заданию для всего класса. Так можно выявить проблемные задания и создать индивидуальные тестовые задания для учащихся. Результаты, отображаемые в классном журнале, можно экспортировать в электронные таблицы и распечатать, что удобно, когда нужно сообщить родителям (законным представителям) об успехах или проблемах в подготовке к экзамену их ребенка.
Параллельно, в очном формате реализуется внеурочный курс «Актуальные вопросы по обществознанию. Где учитель проводит групповые консультации 1 раз в неделю, для координации деятельности учащихся, решения сложных вопросов. Необходимо во время таких занятий обращать внимание на задания, где предполагается работа с текстом. При успешном усвоении, учащиеся могут компенсировать утерянные баллы за тестовую часть.
Третья стадия - стадия «штурма». Стадия запоминания всего материала, «латание дыр». Проводятся пробные экзамены на сайте Решу ЕГЭ, максимально приближенные к реальным, с соблюдением требований к времени. На каждого ребенка заводится карта результативности, по которой отслеживается динамика уровня подготовки ученика.
В МАОУ «СОШ № 24» ЕГЭ по обществознанию - 2020 сдавали 13 учеников, максимальный баллы получили -3, средний балл = 60. В среднем по России - 56 баллов. Данные говорят нам об эффективности технологии смешанного обучения, что позволило нам не только не снизить процент сдачи экзамена во время нового для нас дистанционного обучения, но даже показать данные выше средних показателей по России.
«Если мы будем учить сегодня так, как мы учили вчера, мы украдем у детей завтра»
Джон Дьюи, американский философ.
Список использованной литературы
1) Булыгин Г.В. Основы автоматизации процесса обучения. - М., 2003.
2) Захарова И.Г. Информационные технологии в образовании: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М.: Академия, 2003.
3) Полат Е.С., Моисеева М.В., Петров А.Е. Педагогические технологии дистанционного обучения / Под ред. Е.С.Полат. - М., "Академия", 2006.
4) Полат Е.С., Петров А.Е. Концепция дистанционного обучения на базе компьютерных телекоммуникаций в России
5) Хуторской А.В. Научно-практические предпосылки дистанционной педагогики // Открытое образование. - 2001. - №2. - С.30-35.
6) https://soc-ege.sdamgia.ru/