Цель: формирование целостной системы знаний о семье как малой группе и социальном институте.
Образовательные задачи:
- определение сущностных характеристик изучаемого объекта;
- сравнение, сопоставление, оценка, классификация объектов по указанным критериям;
- решение познавательных и практических задач, отражающих типичные социальные ситуации;
- определение экономически рационального, правомерного и социально-одобряемого поведения;
- поиск нужной информации в источниках различного типа, созданных в различных знаковых системах.
- самостоятельное создание алгоритмов познавательной деятельности;
- пользование мультимедийными ресурсами и компьютерными технологиями для обработки, передачи, систематизации информации, создания базы данных, презентации результатов познавательной и практической деятельности;
- овладение основными видами публичных выступлений.
Воспитательные задачи:
- формирование ответственного отношения к браку и семье как социальным институтам;
- воспитание нравственных черт личности.
Оборудование:
- презентация по теме “Семья в современном обществе”;
- памятка семейно-консультационного центра “Вы должны это знать!”;
- раздаточный материал:
справка анализ по отделу ЗАГС Ленинградского района за январь 2011-2006 гг.;
Информация о состоянии брачно-семейных отношений в отделе ЗАГС Ленинградского района за 2010 год.;
“Естественное движение населения по Ленинградскому району 1943-2010 гг.;
Графическое изображение естественного движения населения в Ленинградском районе за период с 1945 г. по 2009 год;
История органов записи актов гражданского состояния.
Музыкальное сопровождение урока: вальс из кинофильма “Мой ласковый и нежный зверь”; “Любовь - волшебная страна…”.
Приложение 1 (Презентация)
Приложение 2 (Таблица)
Приложение 3 (График)
Ход урока
I. Организационный момент.
- Организация класса.
- Сообщение темы и задачи урока.
Учитель: Ребята, сегодня с утра прошел дождик, кому нравится такая погода? Кому нет? Как видите, нет единства мнений. тем более вызывает противоречия тема урока, над которой мы будем размышлять: “Семья в современном обществе”. что понимать под семьей в наши дни, выполняет ли она свои функции, каковы ее виды, что ждет семью в будущем? Вот те вопросы, над которыми мы будем размышлять.
Мне хотелось бы дать нашему уроку такое имя: “Все начинается с любви”.
II. Основная часть.
Учитель: А вот эпиграфом к уроку мне захотелось взять слова Ф. Достоевского.
Слад №2
“Семья ведь тоже создается, а не дается готовою, и никаких прав, и никаких обязанностей не дается тут готовыми… Создается же семья неустанным трудом любви”.
Учитель:
а) Как вы думаете, имя урока и эпиграф противоречат ли друг другу?
б) Какой смысл, как вам кажется, автор вложил в эти строки?
в) Отвечает ли позиция Ф. Достоевского вашим личным представлениям о семье? Аргументируйте свой ответ.
Дайте определение семьи как:
- социальной группы;
- социального института.
Слайд №3
Работа со слайдом № 4.
Необходимо восстановит неуказанные функции семьи.
- репродуктивная;
- социализации;
- хозяйственно-бытовая;
- …(экономическая)
- защитная;
- …(эмоциональная);
- …(досуговая);
- …(социально-статусная)
- контролирующая;
- сексуальная.
Учитель: Как вы считаете, исходя из каких функций В. Гюго заключил: “Семья - это кристалл общества”?.
Сделайте анализ естественного движения населения по Ленинградскому району за 1943-2010 гг. (обработка цифрового и графического материала).
Учащиеся: Рождаемость значительно превышает смертность во второй половине 40-х годов, особенно в 1947 г., в 50-е годы, 1965 - значительное снижение рождаемости, рост смертности. 1991 г. “русский крест”: родилось 885, умерло 827, с 1992 г. смертность населения превышает рождаемость.
Учитель: Можно ли с полной уверенностью сказать, что современная семья выполняет репродуктивную функцию? Что на ваш взгляд препятствует этому?
Общественная ценность семьи состоит прежде всего в духовном воспроизводстве жизни, т.е. в воспитании детей. Этот процесс - большой ежедневный труд, и физический, и умственный. Что на ваш взгляд должен получить ребенок в семье, почему ее воспитательная функция столь важна в современном обществе?
Учащиеся:
- ребенок в семье получает первые трудовые и нравственные навыки;
- пример родителей как образец для собственного поведения;
- жизнь семьи определяет развитие привычек и нравственных качеств, которые составляют “социальное наследство”.
Учитель: Из каждый 10 детей, находящихся сегодня в детдомах, лишь двое не имеют родителей. О чем свидетельствуют эти цифры, уделяет ли современная семья достаточно времени и сил детям?
Учитель: Давайте определим фазы жизненного цикла семьи:
Учащиеся:
Образование семьи:
- Начало деторождения —> рождение первого ребенка;
- Окончание деторождения —> рождение последнего ребенка;
- “Пустое гнездо” —> вступление в брак и выделение из семьи последнего ребенка;
- Прекращение существования семьи —> смерть одного из супругов.
Учитель: Я прошу озвучить результаты вашего исследования о том, как изменилось положение женщины в обществе и как это повлияло на состояние современной семьи, классификацию ее видов.
Учащиеся:
- В начале ХХ в. группа экономистов изучала бюджеты семей в России. Выяснилось, что, за редким исключением, деньгами в семье безраздельно распоряжался мужчина. В 1920-е гг. повторили такое исследование и увидели, что в 15% семей бюджетом стала заведовать женщина. А вот данные конца XX в.: в двух семьях из трех всеми материальными средствами распоряжается жена. В 10% семей муж считает себя только “зарплатоносителем”. Эти данные наглядно свидетельствуют об изменении положения женщины в семье.
- С изменением положения женщины в обществе увеличивается профессиональная и общественная занятость женщин. Растет их образованность, расширяются интересы.
- Экономическая и социальная самостоятельность женщин несовместима с авторитарными отношениями семьи старого типа — патриархальной семьи. Число патриархальных семей в настоящее время сокращается. Развивается семья партнерского типа, в которой возрастает авторитет женщины как личности, матери, жены. Такая семья предполагает совместное ведение супругами домашнего хозяйства, воспитание детей, взаимную поддержку. Быт такой семьи организуется при участии всех ее членов.
- Разрушается многопоколенная семья. Примерно 80% из них состоят из супругов с детьми, т.е. являются нуклеарными.
- Происходит разделение институтов брака и семьи. Уменьшается число лиц, вступающих в законный брак . Растет количество фактических, но юридически не оформленных “свободных” семейных союзов и рожденных в них детей.
- Внимание, которое уделяется материальному обеспечению детей в семье (пищей, одеждой и т.п.). значительно превосходит то, что направлено на духовное развитие. Взрослые мало общаются с детьми.
- Ухудшается здоровье людей. По оценке экспертов, 10-15% взрослого населения не способны иметь детей по состоянию здоровья.
- Растет количество разводов, повторных браков, неполных семей и число брошенных детей. Среди причин разводов исследователи в первую очередь выделяют неподготовленность к браку.
Основания для классификации | Виды семьи | |||
По числу детей | Многодетные | Малодетные | Бездетные | |
По характеру распределения домашних обязанностей | Традиционная
(патриархальная) Домашние Обязанности выполняет в основном женщина, но ответственность за семью перед обществом и основная власть принадлежит мужчине. |
Коллективистская
(партнерская) Обязанности выполняются совместно или по очереди |
||
По родственной структуре | Нуклеарная (лат. nucleus — ядро) Супружеская пара с детьми |
Расширенная Супружеская пара с детьми и кто-то из родственников, проживающих с ними |
Полигамная Жена с мужьями или муж с женами |
|
По типу воспитания | Авторитарная Основывается на авторитете родителей |
Либеральная Строится на самоопределении личности независимо от традиций, привычек |
Демократическая Характеризуется постепенным привитием ребенку такой черты, как сопричастность к судьбам других людей |
|
По количеству супругов | Моногамная | Полигамная |
Учитель: Какие тенденции в развитии семьи можно расценить как неблагоприятные?
Учащиеся:
- Увеличение возраста вступающих в брак и увеличение возраста родителей на момент рождения первого ребенка.
- Увеличение числа разводов, их мотивация.
- Анализ зарегистрированных актов гражданского состояния о браках и разводах по Ленинградскому району с 1943 по 2010 гг.
Ивлев Дмитрий провел социальное исследование по вопросам семьи и брака среди учащихся 10 “А” класса МБОУ СОШ№ 6, с результатами которых он вас познакомит присутствующих , используя для этого видеофрагменты и презентацию.
Учитель: Феликс Адлер, американский педагог сказал, что “семья-это общество в миниатюре”. Как вы расцениваете эту фразу, приведите аргументы, доказывающие их взаимозависимость.
Учитель: Вы должны это знать! Семь правил, соблюдение которых позволит сделать вашу семейную жизнь более счастливой. (Рекомендации “Клуба молодой семьи”, отдел ЗАГС ст.Ленинградская, ул. 417 Дивизии, 24, руководитель Луговская Оксана Александровна).
Правило 1
Выражайте друг другу Вашу искреннюю признательность.
Правило 2
Оказывайте друг другу небольшие знаки внимания.
Правило 3
Будьте предупредительны.
Правило 4
Не пытайтесь переделать друг друга.
Правило 5
Не критикуйте.
Правило 6
Старайтесь понять и поддержать друг друга.
Правило 7
Прочтите хорошую книгу о супружеских отношениях.
6. Заключительная часть. Итог урока.
Учитель: Ну что же, вот и пришло время подвести итог нашему уроку- размышлению. Каждый из вас по-своему представляет, что такое семья, что самое ценное у человека в жизни. А я хочу выразить свое мнение словами героя “Тихого Дона” М. А. Шолохова Григория Мелехова и фрагментом замечательного произведения композитора Хоакино Родриго “Аранхуэсский концерт”, который он посвятил памяти своей любимой жены:
Утром на следующий день Григорий подошел к Дону против хутора Татарского.
Долго смотрел на родной двор, бледнея от радостного волнения.
У крутояра лед отошел от берега. Григорий бросил в воду винтовку, наган, потом высыпал патроны и тщательно вытер руки о полу шинели.
Ниже хутора он перешел Дон по синему, изъеденному ростепелью, мартовскому льду, крупно зашагал к дому. Еще издали он увидел на спуске к пристани Мишатку и еле удержался, чтобы не побежать к нему.
Григорий подошел к спуску, задыхаясь, хрипло окликнул сына:
- Мишенька!.. Сынок!
Мишатка испуганно взглянул на него и опустил глаза. Он узнал в этом бородатом и страшном на вид человеке отца...
Все ласковые и нежные слова, которые по ночам шептал Григорий, вспоминая там, в дубраве, своих детей, сейчас вылетели у него из памяти.
Опустившись на колени, целуя розовые холодные ручонки сына, он сдавленным голосом твердил только одно слово:
- Сынок... сынок...
Что ж, и сбылось то немногое, о чем бессонными ночами мечтал Григорий.
Он стоял у ворот родного дома, держал на руках сына...
Это было все, что осталось у него в жизни, что пока еще роднило его с землей и со всем этим огромным, сияющим под холодным солнцем миром.
Звучит “Аранхуэсский концерт” Хоакино Родриго и на фоне его читается текст.