Семья в современном обществе

Разделы: История и обществознание


Цель: формирование целостной системы знаний о семье как малой группе и социальном институте.

Образовательные задачи:

  • определение сущностных характеристик изучаемого объекта;
  • сравнение, сопоставление, оценка, классификация объектов по указанным критериям;
  • решение познавательных и практических задач, отражающих типичные социальные ситуации;
  • определение экономически рационального, правомерного и социально-одобряемого поведения;
  • поиск нужной информации в источниках различного типа, созданных в различных знаковых системах.
  • самостоятельное создание алгоритмов познавательной деятельности;
  • пользование мультимедийными ресурсами и компьютерными технологиями для обработки, передачи, систематизации информации, создания базы данных, презентации результатов познавательной и практической деятельности;
  • овладение основными видами публичных выступлений.

Воспитательные задачи:

  • формирование ответственного отношения к браку и семье как социальным институтам;
  • воспитание нравственных черт личности.

Оборудование:

  • презентация по теме “Семья в современном обществе”;
  • памятка семейно-консультационного центра “Вы должны это знать!”;
  • раздаточный материал:

справка анализ по отделу ЗАГС Ленинградского района за январь 2011-2006 гг.;

Информация о состоянии брачно-семейных отношений в отделе ЗАГС Ленинградского района за 2010 год.;

“Естественное движение населения по Ленинградскому району 1943-2010 гг.;

Графическое изображение естественного движения населения в Ленинградском районе за период с 1945 г. по 2009 год;

История органов записи актов гражданского состояния.

Музыкальное сопровождение урока: вальс из кинофильма “Мой ласковый и нежный зверь”; “Любовь - волшебная страна…”.

Приложение 1 (Презентация)

Приложение 2 (Таблица)

Приложение 3 (График)

Ход урока

I. Организационный момент.

  1. Организация класса.
  2. Сообщение темы и задачи урока.

Учитель: Ребята, сегодня с утра прошел дождик, кому нравится такая погода? Кому нет? Как видите, нет единства мнений. тем более вызывает противоречия тема урока, над которой мы будем размышлять: “Семья в современном обществе”. что понимать под семьей в наши дни, выполняет ли она свои функции, каковы ее виды, что ждет семью в будущем? Вот те вопросы, над которыми мы будем размышлять.

Мне хотелось бы дать нашему уроку такое имя: “Все начинается с любви”.

II. Основная часть.

Учитель: А вот эпиграфом к уроку мне захотелось взять слова Ф. Достоевского.

Слад №2

“Семья ведь тоже создается, а не дается готовою, и никаких прав, и никаких обязанностей не дается тут готовыми… Создается же семья неустанным трудом любви”.

Учитель:

а) Как вы думаете, имя урока и эпиграф противоречат ли друг другу?

б) Какой смысл, как вам кажется, автор вложил в эти строки?

в) Отвечает ли позиция Ф. Достоевского вашим личным представлениям о семье? Аргументируйте свой ответ.

Дайте определение семьи как:

  • социальной группы;
  • социального института.

Слайд №3

Работа со слайдом № 4.

Необходимо восстановит неуказанные функции семьи.

  • репродуктивная;
  • социализации;
  • хозяйственно-бытовая;
  • …(экономическая)
  • защитная;
  • …(эмоциональная);
  • …(досуговая);
  • …(социально-статусная)
  • контролирующая;
  • сексуальная.

Учитель: Как вы считаете, исходя из каких функций В. Гюго заключил: “Семья - это кристалл общества”?.

Сделайте анализ естественного движения населения по Ленинградскому району за 1943-2010 гг. (обработка цифрового и графического материала).

Учащиеся: Рождаемость значительно превышает смертность во второй половине 40-х годов, особенно в 1947 г., в 50-е годы, 1965 - значительное снижение рождаемости, рост смертности. 1991 г. “русский крест”: родилось 885, умерло 827, с 1992 г. смертность населения превышает рождаемость.

Учитель: Можно ли с полной уверенностью сказать, что современная семья выполняет репродуктивную функцию? Что на ваш взгляд препятствует этому?

Общественная ценность семьи состоит прежде всего в духовном воспроизводстве жизни, т.е. в воспитании детей. Этот процесс - большой ежедневный труд, и физический, и умственный. Что на ваш взгляд должен получить ребенок в семье, почему ее воспитательная функция столь важна в современном обществе?

Учащиеся:

  • ребенок в семье получает первые трудовые и нравственные навыки;
  • пример родителей как образец для собственного поведения;
  • жизнь семьи определяет развитие привычек и нравственных качеств, которые составляют “социальное наследство”.

Учитель: Из каждый 10 детей, находящихся сегодня в детдомах, лишь двое не имеют родителей. О чем свидетельствуют эти цифры, уделяет ли современная семья достаточно времени и сил детям?

Учитель: Давайте определим фазы жизненного цикла семьи:

Учащиеся:

Образование семьи:

  • Начало деторождения —> рождение первого ребенка;
  • Окончание деторождения —> рождение последнего ребенка;
  • “Пустое гнездо” —> вступление в брак и выделение из семьи последнего ребенка;
  • Прекращение существования семьи —> смерть одного из супругов.

Учитель: Я прошу озвучить результаты вашего исследования о том, как изменилось положение женщины в обществе и как это повлияло на состояние современной семьи, классификацию ее видов.

Учащиеся:

  • В начале ХХ в. группа экономистов изучала бюджеты семей в России. Выяснилось, что, за редким исключением, деньгами в семье безраздельно распоряжался мужчина. В 1920-е гг. повторили такое исследование и увидели, что в 15% семей бюджетом стала заведовать женщина. А вот данные конца XX в.: в двух семьях из трех всеми материальными средствами распоряжается жена. В 10% семей муж считает себя только “зарплатоносителем”. Эти данные наглядно свидетельствуют об изменении положения женщины в семье.
  • С изменением положения женщины в обществе увеличивается профессиональная и общественная занятость женщин. Растет их образованность, расширяются интересы.
  • Экономическая и социальная самостоятельность женщин несовместима с авторитарными отношениями семьи старого типа — патриархальной семьи. Число патриархальных семей в настоящее время сокращается. Развивается семья партнерского типа, в которой возрастает авторитет женщины как личности, матери, жены. Такая семья предполагает совместное ведение супругами домашнего хозяйства, воспитание детей, взаимную поддержку. Быт такой семьи организуется при участии всех ее членов.
  • Разрушается многопоколенная семья. Примерно 80% из них состоят из супругов с детьми, т.е. являются нуклеарными.
  • Происходит разделение институтов брака и семьи. Уменьшается число лиц, вступающих в законный брак . Растет количество фактических, но юридически не оформленных “свободных” семейных союзов и рожденных в них детей.
  • Внимание, которое уделяется материальному обеспечению детей в семье (пищей, одеждой и т.п.). значительно превосходит то, что направлено на духовное развитие. Взрослые мало общаются с детьми.
  • Ухудшается здоровье людей. По оценке экспертов, 10-15% взрослого населения не способны иметь детей по состоянию здоровья.
  • Растет количество разводов, повторных браков, неполных семей и число брошенных детей. Среди причин разводов исследователи в первую очередь выделяют неподготовленность к браку.
Основания для классификации Виды семьи
По числу детей Многодетные Малодетные Бездетные
По характеру распределения домашних обязанностей Традиционная (патриархальная)

Домашние Обязанности выполняет в основном женщина, но ответственность за семью перед обществом и основная власть принадлежит мужчине.

Коллективистская (партнерская)

Обязанности выполняются совместно или по очереди

По родственной структуре Нуклеарная (лат. nucleus — ядро)

Супружеская пара с детьми

Расширенная

Супружеская пара с детьми и кто-то из родственников, проживающих с ними

Полигамная

Жена с мужьями или муж с женами

По типу воспитания Авторитарная

Основывается на авторитете родителей

Либеральная

Строится на самоопределении личности независимо от традиций, привычек

Демократическая

Характеризуется постепенным привитием ребенку такой черты, как сопричастность к судьбам других людей

По количеству супругов Моногамная Полигамная

Учитель: Какие тенденции в развитии семьи можно расценить как неблагоприятные?

Учащиеся:

  • Увеличение возраста вступающих в брак и увеличение возраста родителей на момент рождения первого ребенка.
  • Увеличение числа разводов, их мотивация.
  • Анализ зарегистрированных актов гражданского состояния о браках и разводах по Ленинградскому району с 1943 по 2010 гг.

Ивлев Дмитрий провел социальное исследование по вопросам семьи и брака среди учащихся 10 “А” класса МБОУ СОШ№ 6, с результатами которых он вас познакомит присутствующих , используя для этого видеофрагменты и презентацию.

Учитель: Феликс Адлер, американский педагог сказал, что “семья-это общество в миниатюре”. Как вы расцениваете эту фразу, приведите аргументы, доказывающие их взаимозависимость.

Учитель: Вы должны это знать! Семь правил, соблюдение которых позволит сделать вашу семейную жизнь более счастливой. (Рекомендации “Клуба молодой семьи”, отдел ЗАГС ст.Ленинградская, ул. 417 Дивизии, 24, руководитель Луговская Оксана Александровна).

Правило 1

Выражайте друг другу Вашу искреннюю признательность.

Правило 2

Оказывайте друг другу небольшие знаки внимания.

Правило 3

Будьте предупредительны.

Правило 4

Не пытайтесь переделать друг друга.

Правило 5

Не критикуйте.

Правило 6

Старайтесь понять и поддержать друг друга.

Правило 7

Прочтите хорошую книгу о супружеских отношениях.

6. Заключительная часть. Итог урока.

Учитель: Ну что же, вот и пришло время подвести итог нашему уроку- размышлению. Каждый из вас по-своему представляет, что такое семья, что самое ценное у человека в жизни. А я хочу выразить свое мнение словами героя “Тихого Дона” М. А. Шолохова Григория Мелехова и фрагментом замечательного произведения композитора Хоакино Родриго “Аранхуэсский концерт”, который он посвятил памяти своей любимой жены:

Утром на следующий день Григорий подошел к Дону против хутора Татарского.

Долго смотрел на родной двор, бледнея от радостного волнения.

У крутояра лед отошел от берега. Григорий бросил в воду винтовку, наган, потом высыпал патроны и тщательно вытер руки о полу шинели.

Ниже хутора он перешел Дон по синему, изъеденному ростепелью, мартовскому льду, крупно зашагал к дому. Еще издали он увидел на спуске к пристани Мишатку и еле удержался, чтобы не побежать к нему.

Григорий подошел к спуску, задыхаясь, хрипло окликнул сына:

- Мишенька!.. Сынок!

Мишатка испуганно взглянул на него и опустил глаза. Он узнал в этом бородатом и страшном на вид человеке отца...

Все ласковые и нежные слова, которые по ночам шептал Григорий, вспоминая там, в дубраве, своих детей, сейчас вылетели у него из памяти.

Опустившись на колени, целуя розовые холодные ручонки сына, он сдавленным голосом твердил только одно слово:

- Сынок... сынок...

Что ж, и сбылось то немногое, о чем бессонными ночами мечтал Григорий.

Он стоял у ворот родного дома, держал на руках сына...

Это было все, что осталось у него в жизни, что пока еще роднило его с землей и со всем этим огромным, сияющим под холодным солнцем миром.

Звучит “Аранхуэсский концерт” Хоакино Родриго и на фоне его читается текст.