История и обществознание
-
Урок – "круглый стол" по теме: "Социально-экономическое развитие России после либеральных реформ 60–70-х гг. XIX в. в России" 2006
Представленный на фестиваль материал содержит методическую разработку обобщающего урока в форме "круглого стола". Учебная деятельность учащихся организуется в группах условных "аналитиков" и "экспертов". Выводы формулируются группой "экспертов", затем обсуждаются учащимися с помощью учителя.
-
Тема урока: "Удельная Русь (вторая половина XIII–XV в.)" 2006
В данной методической разработке предлагается вариант проведения урока истории в 10-м классе по теме «Удельная Русь (вторая половина XIII-XV вв), цель которого объяснить сущность татаро-монгольского ига, показать героизм русского народа в борьбе с татаро-монголами, совершенствовать работу с опорным конспектом, развивать логическое мышление.
-
Интегрированный урок: литература + обществознание (история) по теме: "Мне на плечи бросается век-волкодав…" Проблема личности и общества на материале рассказа Е.Замятина "Пещера" 2006
Цель интегрированного урока – показать, что трагедия в душе одного человека в переломные моменты истории отражает трагедию эпохи. Привести учащихся к мысли, что предметы гуманитарного цикла учат познавать жизнь и делать нравственный выбор; с помощью конкретных примеров из рассказа закрепить знания обществоведческих понятий "личность", "индивид", "индивидуальность", "потребность", "самоконтроль"; совершенствовать навыки работы с текстом художественного произведения; подготовить старшеклассников к написанию части ЕГЭ по обществознанию.
-
Урок на тему: "Дипломатия 1939–1945 гг." с использованием личностно-ориентированного подхода при синхронном изучении истории" 2006
Данный урок содержит личностно-ориентированный подход и ориентирован на учеников 11-го класса, имеющих навыки работы с данной методикой. Я стараюсь создать на уроке атмосферу доверия, открытости. Только так возможно вести беседу, спорить, высказывать собственные суждения. Когда атмосфера сформирована, можно переходить к творческим заданиям.
-
Повторительно-обобщающий урок по теме: "Россия при Петре I" в 7-м классе 2006
Представлен сценарий игры "Умники и умницы" на уроке истории в 7-м классе.
-
Применение информационных технологий на уроках истории, факультативных и индивидуальных занятиях 2006
Творчески работать и не опираться на те ресурсы, которые нам предоставляют информационные технологии, сегодня невозможно. Вошедший в мою жизнь компьютер действительно превратился в орудие педагогического труда. Формируя компьютерную грамотность, я проделала большую самостоятельную работу, также опиралась на знания и опыт специалистов. В статье содержится обобщение опыта по использованию новых информационных технологий в учебном процессе. Обозначены имеющиеся проблемы для учителей-предметников, работающих в этом направлении. В приложениях содержатся фрагменты презентации повторительного урока по теме "Гражданская война в США".
-
Информационные технологии в ходе подготовки учащихся к научно-практической конференции 2006
Задачей образования является развитие творческого мышления школьников, формирование умений и навыков самостоятельного поиска, анализа и оценки информации. Исследовательская деятельность школьников делает это реальностью. Подготовка к научно-практической конференции, написание работы, ее оформление и защита невозможны без современных информационных, компьютерных технологий. Для учителя истории существует огромный выбор тем исследований. В статье содержатся материалы из опыта работы по подготовке учащихся к научно-практической конференции в ГОУ "Кадетская школа-интернат Лесосибирский кадетский казачий корпус" в 2001–2005 гг.
-
Материалы к обобщающим урокам истории по теме: "Государства Древнего Востока". 5-й класс 2006
Данная работа адресована учителям истории и учащимся среднего звена. Может быть использована при подготовке к урокам для индивидуальной и групповой работы, а также для подготовки к олимпиадам. Задания охватывают период истории государств Древнего Востока, направлены на усвоение терминов, имен и понятий по разделу, позволяют давать развернутые и краткие ответы.
-
Тема урока: "Легко ли быть избирателем?" 2006
Тема «Легко ли быть избирателем?» является заключительной в теоретическом изучении главы «Современная цивилизация и политическая жизнь». Для изучения темы выбран урок получения новых знаний с закреплением в форме ролевой игры «Выборы президента детской организации «Союз». На предварительном этапе создана избирательная комиссия, председатель избирательной комиссии, два кандидата на пост президента ДО «Союз». В уроке представлены различные методы и приёмы.
-
Гражданская война в России 2006
Урок обобщения и систематизации знаний в девятом классе по теме " Гражданская война в России". Используются различные методы и приемы обучения: беседа с элементами дискуссии, работа с тестовыми заданиями и работа в группах. Эти методы позволяют активизировать работу учащихся на уроке и творчески осмыслить программный материал. Рекомендуется проводить после изучения темы "Гражданская война и иностранная интервенция в России".
-
Разработка урока истории в 5-м классе по теме: "Мифы Древней Греции" 2006
Урок в 5-м классе по теме «Мифы Древней Греции» проводится как урок закрепления знаний и совершенствования умений и навыков. Целью данного урока является повторение, обобщение и систематизация знаний по теме «Древняя Греция». Описание данного урока приводится в традиционной форме, но также этот материал можно использовать и для проведения нестандартного урока: игры, соревнования, аукциона знаний и т. п.
-
Классный час "Мы родом не из детства — из войны" 2006
Данное мероприятие направлено на патриотическое воспитание учащихся, которые узнают о тяготах и нечеловеческих лишениях, перенесенных их сверстниками в годы Великой Отечественной войны. Предлагаемый классный час – это своеобразная "перекличка" с детьми той поры. Мы воспользовались их дневниками, письмами, сочинениями, чтобы представить себе поколение сверстников военной поры и сравнить с нынешними подростками.
-
Внеклассное мероприятие, посвященное дню Народного Единства "Не забудет наш народ доблесть русских воевод" 2006
Основная идея урока сформировать у учащихся представление о новом государственном празднике; показать, основываясь на фактах, значение действий народного Ополчения под руководством К.Минина и Д.Пожарского в деле освобождения Родины от польских интервентов; развивать у ребят чувство патриотизма к своей Родине, уважения своих предков, исходя из событий далекого прошлого.
-
Конспект урока по истории для 11-го класса по теме: "Новая экономическая политика" 2006
Предлагаю вариант конспекта урока для 11-го класса по теме "Новая экономическая политика". Урок включает в себя различные формы работы, содержит большое количество документальных материалов и источников, что позволяет организовать работу в классах с углубленным изучением истории. Урок рассчитан на 2 часа, позволяет организовать групповую работу в классе по рассмотрению отдельных аспектов изучаемой темы. Материалы урока могут быть использованы при изучении данной темы в 9-м классе в качестве дополнительного источника.
-
Неделя истории 2006
Предметная неделя истории в школе – одна из форм активизации познавательной деятельности учащихся, она помогает приобретению навыка самообразования.
-
Наскальная живопись севера Амурской области и традиционные верования эвенков-орочонов 2006
Пердставления эвенков-орочонов об окружающем мире, вселенной, душе, духах-покровителях, идолах-оберегах.
-
Обобщающий урок по теме: "Перестройка: объективная необходимость или козырная карта М.С. Горбачева?" 2006
Осмыслению и обобщению изученного материала служат уроки обобщающего повторения по проблемам, темам, разделам курса и итогового повторения по курсу в целом. Их цель – систематизировать знания и создать целостную картину события; раскрыть новые связи и отношения изученных фактов и процессов; помочь учащимся от знания отдельных фактов перейти к их обобщению, от раскрытия их сущности – к причинно-следственным связям.
-
Тема урока: "Рабская война" 74–71 гг. до н.э. 2006
Урок истории в 5-м классе знакомит учащихся с восстанием рабов в Древнем Риме под предвадительством Спартака.
-
Использование новых технологий на уроке истории 2006
Данный урок является итоговым по теме "Россия в XVI веке. Иван IV" в 10-м классе, на котором необходимо было обобщить и систематизировать знания учащихся по данному разделу. Разработанная контролирующая программа (тесты) позволила в короткий срок выявить знания каждого ученика по большому объему учебного материала – теме, источникам, терминологии, хронологии, вовлечь в работу всех учащихся, которые сразу получают за свой результат оценку.
-
Использование кейс-технологий на уроках обществознания 2006
Урок обществознания для учащихся 9-х классов "Право на образование" разработан на основе case study или кейс-метода. Данный метод является разновидностью проблемно-ситуационного метода обучения. Case (метод ситуаций) – "выходец" из методик, способствующих развитию критического мышления. Девиз данной методики: "Ничего на веру!".
-
Методическая разработка урока и экскурсии по теме: "А.Д. Меншиков и музыка" 2006
А.Д.Меншиков – основатель Ораниенбаума, выдающийся государственный деятель, губернатор Петербурга, талантливый полководец был большим любителем музыки. Его музыкальные вкусы сложились благодаря близости к царю. Реформы Петра I коснулись и музыки. Чудесные звуки украшали знаменитые Меншиковские ассамблеи.
-
Тема урока: "Права потребителя". 7-й класс 2006
К большому сожалению, многие из нас оказывались в ситуации, когда наши права как потребителей были нарушены. Все мы когда-либо делали покупки, ездили в транспорте, но не задумывались, что в этих случаях мы имели определенные права, данные нам законом. Начинаем изучать основы потребительского законодательства.
-
Урок-игра по теме: "Великая Французская революция" 2006
Повторительно-обобщающий урок в 7-м классе проводится в форме игры по упрощенным правилам передачи "Своя игра". Учащиеся работают в командах, сами выбирают раздел темы и сложность вопроса. Игра позволяет повысить мотивацию изучения истории, развивает способность нестандартно мыслить, учит рисковать и применять знания в новой ситуации.
-
Открытый урок на тему: "Ремесло в средневековом городе". 6-й класс 2006
Урок для 6-го класса по истории Cредних веков на тему "Ремесло в средневековом городе". Отражает формы самостоятельной работы с текстом учебника, документами, иллюстрациями в ходе изучения новой темы. Формирует умение самостоятельно извлекать знания из исторических источников. Развивает навык работы в группе, решает проблему накопляемости отметок.
-
Урок-экскурсия по теме: "И пусть по ним всегда звонят колокола…" 2006
За последнее время по истории Великой Отечественной войны увидели свет новейшие работы отечественных и зарубежных историков, мемуарная литература. Устраняются допущенные в прошлом искажения, замалчивания, переосмысливаются многие устоявшиеся оценки и суждения. Но одно остается неизменным - героизм тех, кто ценой неимоверных усилий и огромных жертв отстоял свободу и независимость своей страны. Данные материалы посвящены подвигу нашего народа в годы войны. Они могут быть использованы в качестве обобщающего урока по изучаемой теме и внеклассного мероприятия.
-
Урок истории в 10-м классе по теме: "Феодальная раздробленность на Руси. Русские земли и княжества в XI — первой половине XIII вв." 2006
Представлен конспект урока с использованием информационных технологий.
-
Конспект урока по теме: "Библейские сказания. Царство Давида и Соломона" 2006
Цели урока: познакомить учащихся с историей создания Библии и основными библейскими сказаниями; формирование умения пользоваться текстом Библии; научить анализировать тексты документов и выделять логические части в прочитанном тексте.
-
Новые явления в русской культуре XVI в. 2006
Историческая наука всегда нуждалась в красочном воспроизведении событийного материала. Это особенно важно при изучении тем, касающихся культуры. Только с помощью медиа-технологий появилась возможность полноценно приобщить детей к сокровищам российской и мировой культуры. Предлагаемый урок затрагивает спорный в исторической науке вопрос о характере культуры России XVI века.
-
Урок краеведения в 8-м классе по теме: "Фольклор. Пословицы и поговорки" 2006
Без изучения краеведения невозможен региональный компонент. На уроках широко практикуется знакомство учащихся с фольклором своей местности. Обращение к фольклорной традиции окажет существенную помощь в более глубоком усвоении учащимися ряда тем по литературе, истории. Цель данного урока - развитие речи, расширение представлений о фольклоре.
-
Времена не выбирают, в них живут и умирают (Реформы Петра I) 2006
Урок посвящен изучению реформ Петра I в области государственного управления. Особенностью данного урока, является то, что он - дифференцированный. Задание учащимся дают различной степени сложности: от анализа документов до составления вопросов по пройденному на уроке материалу. Опережающие задания позволяют учащимся приобрести такие навыки как работа с документами, отбор необходимого материала.