Неделя истории

Разделы: История и обществознание, Внеклассная работа


Знания и любовь к занятиям учитель прививает не только на своих уроках, но на других мероприятиях, связанных со своим предметом. Стремление как можно больше дать интересной познавательной информации подталкивает нас, учителей, искать новые пути и формы, совершенствовать то, что имеем, будить у детей живой интерес к той или иной науке. Этой же цели служат предметные недели в школе.

Обобщая опыт нескольких лет по проведению предметных недель, я пришла к выводу, что для детей и учителя удобней проводить неделю по тематическим дням. Это дает возможность затронуть наиболее интересные вопросы, сконцентрироваться на определенной теме. Заранее продумывается план, составляются мероприятия, назначаются ответственные. Моими помощниками чаще выступают дети, которых интересует история гораздо шире, чем это освещается на уроке. Распределение тем проводится с учетом по интересов детей-гонцов (помощников), в их функцию входит помогать ребятам младших классов в течение недели истории участвовать в различных общих мероприятиях: конкурсах, викторинах - и проводить тематические дни в классах.

Предлагаю программу одной из недель истории (при составлении плана учитывался материал, который собрали ребята в течение нескольких лет в кабинете истории).

День первый – день филателии. Выставка марок.

Что мы знаем о филателии? На этот и многие другие вопросы старались ответить в своих сообщениях “гонцы”. Сколько, оказывается, интересного можно познать, рассматривая марки. В мире немало людей, увлекающихся их сбором. Поклонником филателии был великий русский ученый, физиолог И.П. Павлов, увлекался почтовой маркой А.П.Чехов. “Сегодня марки дают нам возможность вторгаться в любую область жизни, почти в любую пору человеческой истории”, - сказал Д.Кабалевский. Вот и наши ребята с удовольствием путешествовали в мире марок, на которых были представлены разные страны: Россия, Польша, Монголия, Корея. Тематика марок была настолько разнообразной, что остается только удивляться: космос, транспорт, живопись, животный мир, спорт, деятели науки, культуры…

День второй – день нумизматики. Выставка монет.

Опять же внимание акцентировалось на тех монетах, которые собрали ребята нашей школы. Было рассказано о зарождении этой науки, о замечательных русских нумизматах. Была проведена выставка монет и денежных знаков, в основном выставлялись монеты советского периода. Более скромное место на этой выставке занимали денежные знаки иностранных государств. С интересом рассматривали редкие экспонаты: несколько монет времен царской России достоинством один полтинник и рубль с изображением профиля Николая II, относящиеся к 1896–1897 годам. Нашла свое место среди монет и одна из самых первых монет времен становления советской власти – монета 1924 года достоинством один полтинник с изображением рабочего, вскинувшего молот для удара перед наковальней, на которой лежит подковка. Выставка денежных знаков заинтересовала учащихся, после ее проведения школьная коллекция пополнилась. Ребята два дня с удовольствием знакомились, казалось бы, с привычными, первый взгляд, экспонатами, но за которыми приоткрылась новая, неведомая страничка истории нашей страны.

День третий – день из истории моей семьи.

История страны через историю семьи – это девиз дня. Рассказы и воспоминания родных – живых свидетелей, очевидцев и участников событий. Ребенок приобщается к истории, изучая историю своей семьи. В задачу этого дня входило знакомство ребят с правилами и особенностями составления генеалогического древа. Учащиеся, уже работавшие в этом направлении, представляли свои родословные.

Дни четвертый и пятый – “Моя малая родина”: странички из истории нашего села, и знакомство с биографиями о замечательных его жителях. В рамках этих дней проходили фотовыставки “Наш родной край”, “Мой любимый уголок”, был собран материал и оформлен альбом об односельчанах.

День шестой – день подведения итогов. Отмечаются ребята, участвовавшие в неделе истории. Но самое главное дается оценка проведенной работы. Устраивается “круглый стол”, высказываются мнения, пожелание, критические замечания детей. Отмечаются не только интересные мероприятия, конкурсы, которые ежедневного проходили в течение недели, но и анализируются отдельные недоработки при проведении мероприятий, которые обязательно будут учтены при составлении и проведении следующих предметных недель истории. По горячим следам за “круглым столом” обострившийся интерес рождает новые идеи, замыслы у детей и учителя. Неделя истории закончилась, а работа продолжается.