Цель урока: закрепить, обобщить и систематизировать знания обучающихся по теме.
Задачи урока:
1. Образовательные:
- проконтролировать степень усвоения основных знаний по теме;
- привлечь обучающихся к дальнейшему самостоятельному изучению древнегреческой мифологии.
2. Развивающие:
- развивать умение применять полученные знания;
- продолжить работу над развитием речи обучающихся;
- продолжить формирование навыка работы с исторической картой;
- развивать умение выступать с сообщением;
- продолжить формирование навыка выполнения проблемного задания.
3. Воспитательные:
- воспитание внимательного слушания своего одноклассника;
- воспитание добросовестного отношения к учебе.
Тип урока: урок закрепления знаний и совершенствования умений и навыков
Методы и приемы:
- словесный (рассказ учителя, сообщения обучающихся, беседа);
- наглядный (иллюстрации, работа с картой);
- частично-поисковый и проблемный (работа над заданиями).
Оборудование урока:
1. Карта «Древние государства мира»
2. Рисунки по теме
3. Кроссворды по теме
4. Выставка книг по теме:
- Кун Н.А. «Легенды и мифы Древней Греции»
- Колобова К.М., Озерецкая Е.Л. «Как жили древние греки»
- Кулагина Г.А. «Сто игр по истории»
- Артамонов С.Д. «Литература Древнего мира»
- «Античная литература»
- «Боги и богини» (стр.30-62)
- «Книга для чтения по ИДМ», 1981г. (стр.118-208)
- «Книга для чтения по ИДМ», 1991г. (стр. 74-138)
- Немировский А.И. «Мифы Древней Эллады»
5. Репродукции картин:
- Боттичелли С. «Паллада и Кентавр»
- Иванов А.А. «Аполлон, Гиацинт и Кипарис»
- Серов В. «Похищение Европы»
- Врубель М. «Пан»
- Леонардо да Винчи «Нимфа»
- Рубенс «Персей освобождает Андромеду»
- Изображение скульптур «Артемида» и «Данаида»
6. Тексты мифа с ошибками для задания «Найди ошибки»
7. Изображения богов.
8. Атрибуты муз и Аполлона (рисунки):
- лавровый венок
- лук и стрелы
- лира
- навощенные дощечки и стиль
- глобус
- свиток пергамента
- трагическая маска
- комическая маска
- пастуший посох
- флейта
9. Тексты стихотворных отрывков для заданий.
План урока.
I. Организация начала урока. Постановка цели и задач урока.
II. Основная часть урока:
1.Что такое мифы?
2. Как греки представляли себе богов?
3. Этапы развития греческой мифологии (сообщения 1,2).
4. Задание 1 «Кто это?»
5. Герои мифов.
6. Жертвоприношения богам.
7. Работа с картой: места распространения мифологических циклов.
8. Задание 2 «Найди ошибки!»
9. Использование мифологических сюжетов.
10. Задание 3 «Музы».
11. Задание 4 «Стихи».
12. Сообщение 3.
13. Крылатые выражения.
14. Задание 5 «В каких случаях говорят?»
III. Подведение итогов урока. Рефлексия.
ХОД УРОКА.
Вступительное слово учителя.
«Мифы Древней Греции» - тема сегодняшнего урока. Наша задача – повторить и обобщить все, что нам известно о богах и героях древних греков.
Итак, речь сегодня пойдет о мифах и их персонажах.
1. Вспомните, что такое мифы? (Миф – это сказание о богах).
Мифы - это первая форма поэтического сознания народа. В них - его философия, его история, его нравы, обычаи, его тревога, заботы, мечты, идеалы и вся духовная жизнь в целом.
Повседневная жизнь древнего грека проходила в постоянном общении с богами. В сознании древних греков все силы и явления природы олицетворялись могущественными и бессмертными богами.
2. Как греки представляли себе богов? (Ответы детей).
Греки представляли себе богов в виде идеальных людей, обладавших всеми чувствами, свойственными человеку – радость, печаль, гнев, зависть, ненависть и т.д. Древнегреческие мифы содержат повествование о деяниях божеств, частично – описание подвигов героев-людей, одаренных сверхъестественной мощью, ловкостью и смелостью, они считаются детьми богов.
3.
Греческая мифология сложилась не сразу.
Сообщение 1. (Приложение №1)
Их уничтожили олимпийские боги – 2 поколение божеств.
Сообщение 2. (Приложение № 2)
В результате появилось 3 поколение богов, утвердившихся на Олимпе после борьбы с Кроном и титанами.
Что это за боги и как распределились обязанности между ними? (Один ребенок у доски работает с изображениями богов), (кн. «Боги и богини» с. 36-37 показать).
Итак, это были Зевс – бог грома и молнии, Посейдон – бог моря и Аид – бог царства мертвых. Эти боги несли в себе светлые гуманистические идеалы.
4.
Задание 1 «Кто это?»
А сейчас попробуем выполнить задание «Кто это?» Ваша задача – узнать мифологического персонажа по тем сведениям, которые о нем известны. (Детям раздаются карточки с заданиями). (Приложение № 3).
5.
Олимпийские боги приглашают людей участвовать в их битвах со страшными гигантами, так появились герои.
Подвиги каких героев Греции воспеты в мифах? (Ответы детей).
(Прометей, Персей, Сизиф, Тантал, Кадм, Геракл, Дедал, Тесей).
Боги для древнего грека были всегда рядом с ним, они помогали или мешали ему, они являлись ему в образе его близких или известных ему людей. Чаще всего они приходили к нему во сне. Боги посылали людям свои знаки, например, полет птиц, чаще орла (слева – неудача, справа – удача). Какое бы дело не задумывал грек, первой его заботой было умилостивить богов, чтобы они помогали ему.
6.
Что для этого делали греки? (Ответы детей).
Для этого греки приносили богам жертвы. Греки богов просили, умоляли, но иногда и бранили, не щадя даже главного бога Зевса. Боги, конечно, справедливы, но в то же время они страдали всеми пороками людей.
7.
Карта! В различных местах Греции складывались целые мифические циклы. (Работа с картой).
Остров Крит – о могучем Зевсе.
Полуостров Пелопоннес – о Пелопсе, давшем имя всему полуострову.
Аттика – о Тесее.
Сев. Греция – о Геракле.
8.
Какие легенды о Геракле вам известны?
Задание 2 «Найди ошибки!» (Приложение № 4).
(Ваша задача – найти и исправить все ошибки в мифе. Внимание на тексты).
9.
Древнегреческие легенды и сказания не исчезли бесследно. На их основе были созданы большие эпические поэмы.
Какие известны вам? (Ответы детей).
Гомер «Илиада» и «Одиссея». Мифические сказания излагали в своих произведениях древнегреческие драматурги: Эсхил - «Прометей прикованный», Софокл - «Антигона», Еврипид - «Геракл» (трагедия).
Ряд древнегреческих мифических сказаний содержится в произведениях греческих и римских авторов: Страбон «География», Вергилий «Энеида».
Эти легенды живы до сих пор, дошли до наших дней в произведениях писателей, художников и музыкантов, воспользовавшихся в сюжетах своих произведений эпизодами из древнегреческой мифологии.
Показать на магнитной доске:
· Леонардо да Винчи «Нимфа»,
· Боттичелли «Паллада и Кентавр».
Это художники эпохи Возрождения. В XVII-XVIII в.в. заимствование сюжетов из древнегреческой мифологии деятелями европейского искусства получило широкое распространение.
Показ!
*Рубенс «Персей освобождает Андромеду» и др.
На сюжеты, заимствованные из греческой мифологии, написаны некоторые произведения:
*В. Шекспир поэма «Венера и Адонис».
На мифологические сюжеты написаны многие оперные произведения XVI-XVIII в.в.:
· XVI в. «Дафна», «Эвридика» (итальянский композитор),
· XVII в. Монтеверди «Орфей», «Ариадна»,
· XVIII в. Глюк «Орфей», Моцарт «Индоменей».
Русские писатели, художники, музыканты XVIII-XIX-XX в.в. часто также обращались в поисках сюжетов для своих произведений к образам древнегреческой мифологии.
Показ! XVIIIв. композитор Фомин – мелодрама «Орфей».
*Серов В.А. «Похищение Европы».
*Врубель М.А. «Пан».
*Иванов А.А. «Аполлон, Гиацинт и Кипарис».
Есть много скульптурных групп, созданных на сюжеты древнегреческих мифов. Мифологические персонажи многократно упоминаются в баснях Крылова И.А, стихотворениях Державина Г.Р., Жуковского В.А., Пушкина А.С., Лермонтова М.Ю., Тютчева Ф.И. и др.
10.
Задание 3 «Музы».
Сейчас речь шла о мифологических сюжетах в искусстве, поэтому такой вопрос:
Кто был покровителем искусств согласно мифам Древней Греции? (Ответ)
Итак, известно, что покровителем искусств был Аполлон, его всегда сопровождали 9 муз.
Задача – выбрать необходимые атрибуты (изображены на картинках) для Аполлона и его муз и рассказать о каждой из них. (Индивидуальная работа 1-2 учеников).
11.
В то время, пока готовятся ученики по заданию 3, предлагаю
Задание 4 «Стихи» Ваша задача – в стихотворный текст вставить имя бога или богини (внимание на тексты, раздать карточки) (Приложение № 5).
Проверка выполнения Задания 3 «Музы» (Приложение № 6).
12.
Сообщение 3. (Приложение № 7).
13.
Где же еще можно встретить имена мифических персонажей?
*В современной астрономии названия многих планет солнечной системы, звезд и созвездий взяты из античной мифологии: созвездие «Андромеда», «Персей», «Пегас».
*Многие военные суда назывались именами божеств и героев античных мифов: фрегат «Паллада», крейсеры «Аврора», «Паллада», «Диана».
*Очень часто мы употребляем крылатые выражения, заимствованные из древнегреческой мифологии.
Какие вы можете назвать?
· ахиллесова пята
· яблоко раздора
· нить Ариадны
· троянский конь
· титаническая борьба
· гигантский труд
· панический страх
· олимпийское спокойствие
· муки Тантала
· сизифов труд и др.
Многие употребляют эти выражения в своей речи, хотя и не знают их первоначального
смысла, т.к. не знакомы с образами древнегреческой мифологии.
14.
Задание 5 «В каких случаях говорят?».
А теперь посмотрим, знаете ли вы значения и историю возникновения подобных выражений.
Итак, в каких случаях говорят:
· авгиевы конюшни
· гомерический смех
· панический ужас
· между Сциллой и Харибдой.
А теперь попробуем наоборот. Я буду рассказывать миф или легенду, а вы отгадайте, какое крылатое выражение появилось в связи с этим и что оно означает. (Тексты или карточки). (Приложение № 8).
III. Подвести итоги урока. Объявить оценки. Рефлексия.