Цели:
План занятия:
- Кто такой потребитель?
- Права потребителя и их защита.
- Моделирование ситуации, решение казусов.
Ход занятия:
Разыгрывается ситуация (2 учащихся)
- Катя, здравствуй! Откуда ты?
- На рынок ходила специально туфельки к лету купить.
- Ну и как успехи?
- Обуви на рынке очень много. Долго искала что-нибудь подходящее, но все-таки выбрала. Получилось удачно – недорогие и красивые.
- Покажи, пожалуйста.
- Ой, что же это такое?
- А туфли разные: одна с блеском, а другая просто черная.
- Что же мне делать?
- Сегодня, ребята, мы должны узнать, что же делать Кате? Куда обращаться в подобных случаях?
Объявляется тема и цели занятия.
1.
- Все мы когда-либо делали покупки, ездили в транспорте, но не задумывались, что в обоих случаях мы имели определенные права, данные нам законом. Мы выступали в роли потребителей. Кто такой потребитель?
- (Ответы ребят). Это гражданин, который приобретает или собирается приобрести товары и услуги и пользуется ими для личных нужд.
- -Давайте вспомним до мелких подробностей, как вы провели вчерашний день. Если вы выступали в роли потребителя, отмечайте этот факт.
- (Ребята рассказывают.)
- Во всех этих случаях вы были потребителями.
- К большому сожалению, многие из нас оказывались в ситуации, когда наши права как потребителей были нарушены. Вот почему необходимо знать основы потребительского законодательства. В России потребителям помогают Гражданский кодекс, закон “О защите прав потребителей”, закон “О рекламе” и т. д.
2.
15 марта считается Всемирным днем потребителя. В этот день в 1962 году президент США Дж. Кеннеди провозгласил 4 основных права потребителей:
1. право на безопасность
2. право на информацию
3. право на выбор
4. право быть выслушанным
Позднее ООН расширила эти права:
5. право на просвещение
6. право на компенсацию причиненного вреда.
В России этот день был введен 15 марта 1992 года.
Другой стороной во взаимоотношениях с потребителем выступают: изготовитель, исполнитель, продавец (объяснить понятия). Они имеют право на рекламу своего товара.
Выставка рекламных плакатов, которые учащиеся приготовили дома. (1 плакат от группы).
- Внимание, вопрос. Какая информация должна быть на рекламном плакате, щите, ярлыке?
(Ребята дают ответы, учитель дополняет по необходимости)
Информация об исполнителе (изготовителе): наименование, адрес, режим работы, срок действия и номер лицензии; информация о товаре: вес, объем, калорийность, цена, срок годности, место изготовления, цена, правила использования, гарантийный срок, срок службы.
- Какое право потребителя реализуется в рекламе? (На информацию)
3.
- А сейчас каждая группа получит задание.
I группа – Вы журналисты. К вам в редакцию пришло письмо, в котором гражданин К. сообщает… Составьте письмо с рассказом о случае, когда купленный товар не подошел по размеру.
II группа - Вы журналисты. К вам в редакцию пришло письмо, в котором гражданин К. сообщает… Составьте письмо с рассказом о случае, когда купленный товар не подошел по цвету.
III группа - Вы журналисты. К вам в редакцию пришло письмо, в котором гражданин К. сообщает… Составьте письмо с рассказом о случае, когда купленный товар через месяц вышел из строя.
IV группа – Вы – соседи Кати. Помогите ей решить проблему с покупкой некачественных туфель.
V группа – Вы – юристы. К вам обратилась Катя с просьбой, что делать с туфлями? Как поступить в случае покупки некачественного товара? Используйте закон “О защите прав потребителей” ст. 19 п.1,2; ст. 44,45.
Учащиеся I–IV групп озвучивают ситуации и высказывают свое мнение, что делать в таких случаях. Затем выступают ребята “юристы”. Учитель дополняет.
- В случаях, если товар не подошел потребитель имеет право вернуть его в течение 14 дней со дня покупки, обменять его на аналогичный или другой с перерасчетом денег (если товар не использовался, и сохранились все документы).
Если товар некачественный – в течение гарантийного срока - срока, когда изготовитель (исполнитель) берет на себя обязанности исправить недостатки товара потребитель может требовать:
- бесплатный ремонт,
- обмен товара на новый такой же,
- обмен товара на другой товар,
- возврат денег,
- снижение покупной цены.
Можно обратиться к продавцу. Он должен:
- выплатить деньги в течение 10 дней,
- направить товар на экспертизу
В некоторых случаях нужны показания свидетелей о том, что товар куплен у этого продавца.
– Какой важный документ должен иметь потребитель? (Чек. Гарантийный талон)
– А если товар покупается на рынке? (Товарный чек)
Если продавец не выполняет законные требования потребителя, можно обратиться в Отдел защиты прав потребителя (адрес, Ф.И. О. специалистов, работающих там).
По информации работников отдела больше всего претензий на качество товара и сроки реализации. 45% жалоб на рыночную торговлю обувью, швейными изделиями, часами.
- Где лучше покупать товары длительного пользования, бытовую технику? (Ответы)
- А лучше всего, если сам покупатель будет очень внимателен при выборе товара, будет знать свои права как потребителя.
– Сейчас каждая группа составит правила, которые нужно знать при покупке товара в магазине или на рынке. (Слушаем ответы, записываем на доске, при необходимости дополняем).
Примерная памятка потребителя:
- Соблюдайте правила самозащиты и это позволит избежать неприятностей.
- Относитесь внимательно к выбору продавца.
- Покупайте дорогостоящие вещи только в магазине.
- Следите за информацией, которую вам предоставит продавец.
- При покупке обязательно возьмите чек.
- Проверьте правильность оформления технического паспорта, наличие печати и подписи продавца.
- Обязательно сохраните чеки, ведь это единственное доказательство, что вы совершили покупку в данном магазине.
Если возникли неприятности, обращайтесь в отдел по защите прав потребителей.
Телефон:
Адрес:
Подведение итогов.
Участникам вручаются памятки потребителя.