Тема урока: "Права потребителя". 7-й класс

Разделы: История и обществознание, Внеклассная работа

Класс: 7


Цели:

  • познакомить учащихся с понятием – потребитель, узнать права потребителя и способы их защиты;
  • учить моделировать ситуации и находить выход из них, используя знания законов;
  • учить работать с текстом законов;
  • продолжить развитие умения работать в группе.

План занятия:

    1. Кто такой потребитель?
    2. Права потребителя и их защита.
    3. Моделирование ситуации, решение казусов.

Ход занятия:

Разыгрывается ситуация (2 учащихся)

  • Катя, здравствуй! Откуда ты?
  • На рынок ходила специально туфельки к лету купить.
  • Ну и как успехи?
  • Обуви на рынке очень много. Долго искала что-нибудь подходящее, но все-таки выбрала. Получилось удачно – недорогие и красивые.
  • Покажи, пожалуйста.
  • Ой, что же это такое?
  • А туфли разные: одна с блеском, а другая просто черная.
  • Что же мне делать?

- Сегодня, ребята, мы должны узнать, что же делать Кате? Куда обращаться в подобных случаях?

Объявляется тема и цели занятия.

1.

  • Все мы когда-либо делали покупки, ездили в транспорте, но не задумывались, что в обоих случаях мы имели определенные права, данные нам законом. Мы выступали в роли потребителей. Кто такой потребитель?
  • (Ответы ребят). Это гражданин, который приобретает или собирается приобрести товары и услуги и пользуется ими для личных нужд.
  • -Давайте вспомним до мелких подробностей, как вы провели вчерашний день. Если вы выступали в роли потребителя, отмечайте этот факт.
  • (Ребята рассказывают.)
  • Во всех этих случаях вы были потребителями.
  • К большому сожалению, многие из нас оказывались в ситуации, когда наши права как потребителей были нарушены. Вот почему необходимо знать основы потребительского законодательства. В России потребителям помогают Гражданский кодекс, закон “О защите прав потребителей”, закон “О рекламе” и т. д.

2.

15 марта считается Всемирным днем потребителя. В этот день в 1962 году президент США Дж. Кеннеди провозгласил 4 основных права потребителей:

1. право на безопасность

2. право на информацию

3. право на выбор

4. право быть выслушанным

Позднее ООН расширила эти права:

5. право на просвещение

6. право на компенсацию причиненного вреда.

В России этот день был введен 15 марта 1992 года.

Другой стороной во взаимоотношениях с потребителем выступают: изготовитель, исполнитель, продавец (объяснить понятия). Они имеют право на рекламу своего товара.

Выставка рекламных плакатов, которые учащиеся приготовили дома. (1 плакат от группы).

- Внимание, вопрос. Какая информация должна быть на рекламном плакате, щите, ярлыке?

(Ребята дают ответы, учитель дополняет по необходимости)

Информация об исполнителе (изготовителе): наименование, адрес, режим работы, срок действия и номер лицензии; информация о товаре: вес, объем, калорийность, цена, срок годности, место изготовления, цена, правила использования, гарантийный срок, срок службы.

- Какое право потребителя реализуется в рекламе? (На информацию)

3.

- А сейчас каждая группа получит задание.

I группа – Вы журналисты. К вам в редакцию пришло письмо, в котором гражданин К. сообщает… Составьте письмо с рассказом о случае, когда купленный товар не подошел по размеру.

II группа - Вы журналисты. К вам в редакцию пришло письмо, в котором гражданин К. сообщает… Составьте письмо с рассказом о случае, когда купленный товар не подошел по цвету.

III группа - Вы журналисты. К вам в редакцию пришло письмо, в котором гражданин К. сообщает… Составьте письмо с рассказом о случае, когда купленный товар через месяц вышел из строя.

IV группа – Вы – соседи Кати. Помогите ей решить проблему с покупкой некачественных туфель.

V группа – Вы – юристы. К вам обратилась Катя с просьбой, что делать с туфлями? Как поступить в случае покупки некачественного товара? Используйте закон “О защите прав потребителей” ст. 19 п.1,2; ст. 44,45.

Учащиеся I–IV групп озвучивают ситуации и высказывают свое мнение, что делать в таких случаях. Затем выступают ребята “юристы”. Учитель дополняет.

- В случаях, если товар не подошел потребитель имеет право вернуть его в течение 14 дней со дня покупки, обменять его на аналогичный или другой с перерасчетом денег (если товар не использовался, и сохранились все документы).

Если товар некачественный – в течение гарантийного срока - срока, когда изготовитель (исполнитель) берет на себя обязанности исправить недостатки товара потребитель может требовать:

  • бесплатный ремонт,
  • обмен товара на новый такой же,
  • обмен товара на другой товар,
  • возврат денег,
  • снижение покупной цены.

Можно обратиться к продавцу. Он должен:

  • выплатить деньги в течение 10 дней,
  • направить товар на экспертизу

В некоторых случаях нужны показания свидетелей о том, что товар куплен у этого продавца.

– Какой важный документ должен иметь потребитель? (Чек. Гарантийный талон)

– А если товар покупается на рынке? (Товарный чек)

Если продавец не выполняет законные требования потребителя, можно обратиться в Отдел защиты прав потребителя (адрес, Ф.И. О. специалистов, работающих там).

По информации работников отдела больше всего претензий на качество товара и сроки реализации. 45% жалоб на рыночную торговлю обувью, швейными изделиями, часами.

- Где лучше покупать товары длительного пользования, бытовую технику? (Ответы)

- А лучше всего, если сам покупатель будет очень внимателен при выборе товара, будет знать свои права как потребителя.

– Сейчас каждая группа составит правила, которые нужно знать при покупке товара в магазине или на рынке. (Слушаем ответы, записываем на доске, при необходимости дополняем).

Примерная памятка потребителя:

  1. Соблюдайте правила самозащиты и это позволит избежать неприятностей.
  2. Относитесь внимательно к выбору продавца.
  3. Покупайте дорогостоящие вещи только в магазине.
  4. Следите за информацией, которую вам предоставит продавец.
  5. При покупке обязательно возьмите чек.
  6. Проверьте правильность оформления технического паспорта, наличие печати и подписи продавца.
  7. Обязательно сохраните чеки, ведь это единственное доказательство, что вы совершили покупку в данном магазине.

Если возникли неприятности, обращайтесь в отдел по защите прав потребителей.

Телефон:

Адрес:

Подведение итогов.

Участникам вручаются памятки потребителя.