Тема: А.Д.Меншиков и музыка.
Цели занятия: 1. Дать детям понятие о музыке начала ХVIII в. в России.
2. Рассказать о музыкальных вкусах ПетраI и А.Д. Меншикова.
3. Привить детям интерес к музыкальным традициям Ораниенбаума.
Ожидаемый результат: творческие работы учащихся.
Домашнее задание: выписать на листе названия известных музыкальных инструментов.
ПЛАН ЗАНЯТИЯ - УРОКА
I. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ.
II. ПРОВЕРКА ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ.
- Ученики читают вслух свои записи.
- Вопрос ученикам: “Какие музыкальные инструменты использовались на ассамблеях А.Д.Меншикова ? Какой инструмент больше всего любил царь ПетрI, любил ли он петь? Какой у него был голос (бас, баритон, тенор), какой танец был его любимым?”
- Комментарии учителя: “На ассамблеях чаще всего играли на духовых инструментах (флейта) и струнных (скрипка).”
Ш. СООБЩЕНИЕ ЦЕЛИ занятия - урока.
IV. РАБОТА НАД НОВЫМ МАТЕРИАЛОМ.
Рассказ учителя об ассамблеях А.Д.Меншикова и о музыке нач. XVШв.
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ К ЗАНЯТИЮ - УРОКУ:
Музыкальные вкусы А.Д. Меншикова
Музыка звучала в самый первый день Петербурга – 16 мая 1703 года. На торжественной церемонии закладки крепости пел Придворный хор. Мощно и стройно звучали любимые Петром I виватные и заздравные канты в честь воинских побед России. Петровские реформы коснулись и музыки. Чудесными звуками украсили и дворцово-парковое ожерелье вокруг столицы.
Музыка звучала во всех дворцах Меншикова, и, конечно в Ораниенбаумском. Видный государственный деятель, полководец, губернатор Петербурга и основатель Ораниенбаума был большим любителем музыки. Его музыкальные вкусы сложились благодаря близости к царю, он бывал с Петром 1 за границей на концертах, и в оперном театре. За границей вместе с царем Меншиков познакомился с военной духовой музыкой.
Формируя новый музыкальный быт, Петр I не исходил лишь из своих музыкальных вкусов. Так он не любил итальянскую оперу и, будучи в Париже, скучал в оперном театре. Но, тем не менее, он распорядился о создании помещений для концертов и оперы. В ХIII веке еще не было разделения на драматический и оперный театр. Все театры назывались оперными домами. Театру покровительствовала сестра Петра I Наталья Алексеевна. Первый Петербургский театр находился на месте пересечения современных улиц Чайковского и Чернышевского.
Сам царь не расставался со своим хором государевых певчих ни в военных походах, ни в мирной жизни – этот хор сопровождал его и в дипломатической поездки за рубеж – и любил попеть с ними своим “не густым” баритоном. Он знал церковное пение, мог выполнять роль уставщика. Играл Петр на гобое и волынке. Любил музыку громкую, насыщенную по звучанию. Любимым военным инструментом Петра был барабан, на котором он виртуозно исполнял самые сложные ритмы. Создавая армию, он издал Указ об организации полковых оркестров. В Петербурге сложился и Придворный оркестр из немецких музыкантов. Свой хор имела и Екатерина I.
Дворцы А.Д. Меншикова стали музыкальными центрами петровского Петербурга. Подъезжавших к его дворцу гостей встречали звуки музыки: трубы, гобои, флейты, барабан, литавры и тарелки. Невозможно представить себе Ораниенбаум XVIII века безмолвным, как и любой парк эпохи барокко. Звуки здесь имели особое эстетическое значение. Садовые мастера этим специально занимались, ведь если парк – рай на земле, то и звуки в нем должны быть божественные. Это были трели и коленца разных певчих птиц в клетках, в вольерах и на свободе (ворон и галок за скверные крики безжалостно изгоняли). На разные голоса шумели фонтаны в таких парках. Создатели их заботились о том, чтобы мы услышали “игру воды”, различили десятки водных шумов, целую симфонию воды: грохот водопада, плеск потоков, низвергавшихся по широким ступеням каскадов, яростное “драконье” шипение, клекот горного источника, журчание бегущих из-под тающего сугроба весенних ручейков. Здесь можно было расслышать и целую коллекцию мелодий дождя: неумолчный тропический ливень, веселый танец солнечного грибного дождя, вялый шелест унылого осеннего дождика. Шумы от падения воды. Это – плеск струй, падающих в чаши фонтанов, барабанящих по железному желобу; гулкое эхо капель, срывающихся со сводов грота на каменный пол. Наконец, звуки моря, которое было связано с Ораниенбаумским дворцом А.Д. Меншикова недлинным каналом.
В гармонии звуков сада XVIII века особенно важен звук инструментов. Без этого вообще не может быть настоящего сада барокко. Не забудем о музыкальном “версальском стиле” Жана Батиста Люли – композитора садовой музыки. Да и всем знакомая “Маленькая ночная серенада” Моцарта предназначена для исполнения в саду. Во времена А.Д. Меншикова в парках барокко звучали нежные колокольчики “клокшпиля”. Со временем музыка в парках становилась разнообразнее. Из открытых окон дворцов сквозь шум посуды и разговоров прорывались звуки “обеденной музыки”. Это были тихие, неспешные мелодии, к которым обычно никто не прислушивался. Благозвучные аккорды уносил ветер с залива, они тонули во тьме парка, сливались с дальним шумом фонтана, криками ночных птиц, составляя ту самую гармонию неспешной жизни, которой наслаждались люди XVIII века.
А.Д. Меншиков содержал оркестр, композитора и 12 певчих. Они своей музыкой сопровождали торжественные обеды в доме светлейшего князя. А.Д. Меньшиков при всяком удобном случае переманивал к себе хороших музыкантов из других капелл. В его дворце находилось целое собрание музыкальных инструментов, а так же музыкальных механизмов и игрушек.
Во дворце светлейшего, на Васильевском острове, был орган. И сейчас в экспозиции музея А.Д. Меншикова находится орган-позитив, самый старый орган в России. Он имеет четыре октавы, четыре регистра. Ножная педаль служит для нагнетания воздуха. Звук его очень красив и богат тембровыми оттенками. В его корпусе совмещены два органа: в верхней части – механический орган с часами, а в нижней части – орган-позитив. По старинной петербургской традиции ровно в полдень, по воскресеньям, на органе Меншиковского дворца дает концерты замечательный органист и знаток органа Юрий Николаевич Семенов, а также его ученики. Орган появился и у царевны Натальи Алексеевны. Этот инструмент был хорошо известен еще в Киевской Руси. Органы строили и на них играли в Москве XVII века. Но ни в одном из российских городов не было такого количества органов, как в Петербурге. Органы появились сначала конфискованные в ходе войны со шведами из немецких прибалтийских княжеств, а затем заказанные и привозимые из Франции, Голландии, Германии.
Очень популярными в XVII веке были механические органы, называемые часы-флейта. Они исполняли несколько пьес, записанных на валиках, без участия органиста. Для механических органов писали музыку знаменитые композиторы Гендель, Гайдн, Моцарт и даже Бетховен.
Чтобы почувствовать атмосферу музыкальной культуры петровского Петербурга, нужно обязательно постоять в Ассамблейной зале его загородного дворца в Ораниенбауме, посмотреть на хоры сделанные для музыкантов, посетить концерты музыкальных коллективов которые продолжают музыкальные традиции Меншиковского дворца в Петербурге. Именно тут, в среде приближенных к императорской семье, закладывались традиции светской музыкальной культуры, которая постепенно на протяжении XVIII в. распространилась по всей России.
По желанию Петра I в Петербурге устраивались ассамблеи в стиле французского собрания. Ассамблеи давались в домах царских сановников и, конечно, во дворце светлейшего князя А.Д. Меншикова. Это были очень демократичные по составу собрания. Чинопочитания не допускалось. На них являлись непременно с женами и взрослыми детьми. Обязательным было присутствие хозяйки дома. На ассамблеях играли в шахматы, обсуждали новости, слушали музыку и, конечно, танцевали. Вот некоторые танцы: полонез, менуэт, контрданс, ригодон, гавот, экосез, гросфатер.
Менуэт был самым модным и популярным танцем в придворных кругах. Он имеет трехдольный размер и происходит от хороводных танцев в Бретани во Франции. Название Менуэт означает маленькие шаги. В XVI веке он был торжественным, церемонным, чопорным, с плавным шагом и множеством поклонов и реверансов. К XVIII веку движения приобрели изысканность и жеманство, темп ускорился. В России менуэт появился на Петровских ассамблеях и бытовал как бальный танец до 30 годов XIX века.
Полонез – старинный польский бальный танец. Это торжественное, чопорное шествие. С XVI века он становится придворным танцем в Европе. В XVIII веке его движения сделались плавными, изящными, поступь мерная, величавая.
Контрданс английский танец с четным числом пар. “Куплеты” исполняются, то одной, то другой линией танцующих. В XVIII веке он стал бальным и был заимствован другими народами. Разновидностями контрданса являются кадриль (размер на 2/4 и 6/8), ригодон и экосез.
Ригодон – это разновидность контрданса. С XVIII века является бальным танцем. Происходит из Прованса во Франции. Размер танца двудольный. Сам танец веселый, темпераментный, подвижный.
Экосез – старинный шотландский танец в сопровождении волынки, разновидность контрданса. С XVIII века стал бальным. При Петре 1 назывался “английский танец” или “шотландский”. Танец с характерным квадратным построением, где пары непрерывно меняются.
Гавот – французский старинный хороводный танец в умеренном движении на 4/4, или 2/2. Известен с XVI века. С XVII века стал придворным танцем.
Гросфатер – любимый танец Петра 1 – состоит из 2х частей: медленной вальсообразной на 3/4, и быстрой, похожей на экосез 2/4. Это – немецкий танец, он пришел в Россию в XVIII веке и был распространен до начала XIX века. Его использовали в своих произведениях Шуман в фортепианных циклах “Бабочки” и “Карнавал”, а также Чайковский в балете “Щелкунчик”.
В петровском Петербурге 20х годов был немецкий оркестр из 20 музыкантов. Этот коллектив сложился из инструменталистов капеллы австрийского посланника и герцога К.-Ф. Голштейн-Готторбского, который приехал свататься к принцессе Анне Петровне. Исполняли музыку Телемана, Корелли, Кайзера, Тартири и других.
Петербург XVIII в. с самого первого дня своего существования стал для всей России законодателем музыкальной моды – на балы и маскарады, концерты и театры, музыку в садах и парках. Свои оркестры, хоры и театры стали по примеру Петра 1 и А.Д. Меншикова заводить и русские дворяне. После смерти Петра 1 и ссылки Меншикова прекратились ассамблеи, но уже невозможно было уничтожить укоренившуюся привычку взаимного общения, проведения, как мы сейчас говорим, культурного досуга в обществе с обязательным слушанием музыки. Музыкальная образованность стала неотъемлемой частью воспитания.
V. ТВОРЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ.
Результатом знакомства учеников с миром музыки барокко могут стать рисунки, стихи и исследовательские краеведческие работы в виде рефератов. Творческие работы детей – это главная задача к которой ведут все этапы урока.
Экскурсия по теме “музыкальные традиции Ораниенбаума”.
На экскурсии разрушается стереотип пространственный (помещение класса), временной (урок - занятие), авторитарный (учитель рассказывает – ученики воспроизводят). Удачная прогулка – пусть и непродолжительная – это маленькая жизнь, прожитая в семье единомышленников.
Подготовка к экскурсии: необходимо провести предварительную беседу с учениками о правилах безопасности и поведении в парке, в музее, на улице.
Следует провести экскурсию по Нижнему парку и Большому дворцу А.Д.Меншикова в Ораниенбауме. Дети легче запомнят услышанное на уроке - занятии, если получат представление об этих местах.
Во время посещения Большого Меншиковского дворца обратить внимание детей на хоры в центральном зале дворца, на которых во время приемов и балов находились музыканты. Показать детям изображенные на стенах зала музыкальные инструменты. Попросить детей узнать эти инструменты.
ЛИТЕРАТУРА
- Город Ломоносов (Ораниенбаум). Госиздат “Искусство” - М., 1954.
- Ломоносов., Лениздат, 1986.
- Павленкова Ф., Петр Великий, Меншиков, Воронцовы, Дашковы, Сперанские., СПб., 1998.
- Пыляев М.И., Забытое прошлое окрестностей Петербурга., СПб, Лениздат, 1996.
- Павленко Н.И., Меншиков. Полудержавный властелин., М., Молодая гвардия, 1999.
- Раскин А. Город Ломоносов. Дворцово-парковые ансамбли XVШв., Л-д, 1979.
- Кючарианц Д.А., Художественные памятники города Ломоносова., Л-д.,1985.
- Белякаева-Казанская Л.В., Силуэты музыкального Петербурга, СПб.,2004.
- Келдыш Г.В., Музыкальная энциклопедия, М., 1982.
- Медведев М., Дореволюционный Ораниенбаум., Перспектива, N34, Ломоносов., 20.08.1998.
- Парахуда В., Театр на побережье, Балт.луч., Ломоносов, 15.11.2002.
- Калинин Ю., Подмостки Ораниенбаумские., Б.Луч.,2001.