Методическая разработка урока и экскурсии по теме: "А.Д. Меншиков и музыка"

Разделы: История и обществознание, Внеклассная работа


Тема: А.Д.Меншиков и музыка.

Цели занятия: 1. Дать детям понятие о музыке начала ХVIII в. в России.

2. Рассказать о музыкальных вкусах ПетраI и А.Д. Меншикова.

3. Привить детям интерес к музыкальным традициям Ораниенбаума.

Ожидаемый результат: творческие работы учащихся.

Домашнее задание: выписать на листе названия известных музыкальных инструментов.

ПЛАН ЗАНЯТИЯ - УРОКА

I. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ.

II. ПРОВЕРКА ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ.

  1. Ученики читают вслух свои записи.
  2. Вопрос ученикам: “Какие музыкальные инструменты использовались на ассамблеях А.Д.Меншикова ? Какой инструмент больше всего любил царь ПетрI, любил ли он петь? Какой у него был голос (бас, баритон, тенор), какой танец был его любимым?”
  3. Комментарии учителя: “На ассамблеях чаще всего играли на духовых инструментах (флейта) и струнных (скрипка).”

Ш. СООБЩЕНИЕ ЦЕЛИ занятия - урока.

IV. РАБОТА НАД НОВЫМ МАТЕРИАЛОМ.

Рассказ учителя об ассамблеях А.Д.Меншикова и о музыке нач. XVШв.

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ К ЗАНЯТИЮ - УРОКУ:

Музыкальные вкусы А.Д. Меншикова

Музыка звучала в самый первый день Петербурга – 16 мая 1703 года. На торжественной церемонии закладки крепости пел Придворный хор. Мощно и стройно звучали любимые Петром I виватные и заздравные канты в честь воинских побед России. Петровские реформы коснулись и музыки. Чудесными звуками украсили и дворцово-парковое ожерелье вокруг столицы.

Музыка звучала во всех дворцах Меншикова, и, конечно в Ораниенбаумском. Видный государственный деятель, полководец, губернатор Петербурга и основатель Ораниенбаума был большим любителем музыки. Его музыкальные вкусы сложились благодаря близости к царю, он бывал с Петром 1 за границей на концертах, и в оперном театре. За границей вместе с царем Меншиков познакомился с военной духовой музыкой.

Формируя новый музыкальный быт, Петр I не исходил лишь из своих музыкальных вкусов. Так он не любил итальянскую оперу и, будучи в Париже, скучал в оперном театре. Но, тем не менее, он распорядился о создании помещений для концертов и оперы. В ХIII веке еще не было разделения на драматический и оперный театр. Все театры назывались оперными домами. Театру покровительствовала сестра Петра I Наталья Алексеевна. Первый Петербургский театр находился на месте пересечения современных улиц Чайковского и Чернышевского.

Сам царь не расставался со своим хором государевых певчих ни в военных походах, ни в мирной жизни – этот хор сопровождал его и в дипломатической поездки за рубеж – и любил попеть с ними своим “не густым” баритоном. Он знал церковное пение, мог выполнять роль уставщика. Играл Петр на гобое и волынке. Любил музыку громкую, насыщенную по звучанию. Любимым военным инструментом Петра был барабан, на котором он виртуозно исполнял самые сложные ритмы. Создавая армию, он издал Указ об организации полковых оркестров. В Петербурге сложился и Придворный оркестр из немецких музыкантов. Свой хор имела и Екатерина I.

Дворцы А.Д. Меншикова стали музыкальными центрами петровского Петербурга. Подъезжавших к его дворцу гостей встречали звуки музыки: трубы, гобои, флейты, барабан, литавры и тарелки. Невозможно представить себе Ораниенбаум XVIII века безмолвным, как и любой парк эпохи барокко. Звуки здесь имели особое эстетическое значение. Садовые мастера этим специально занимались, ведь если парк – рай на земле, то и звуки в нем должны быть божественные. Это были трели и коленца разных певчих птиц в клетках, в вольерах и на свободе (ворон и галок за скверные крики безжалостно изгоняли). На разные голоса шумели фонтаны в таких парках. Создатели их заботились о том, чтобы мы услышали “игру воды”, различили десятки водных шумов, целую симфонию воды: грохот водопада, плеск потоков, низвергавшихся по широким ступеням каскадов, яростное “драконье” шипение, клекот горного источника, журчание бегущих из-под тающего сугроба весенних ручейков. Здесь можно было расслышать и целую коллекцию мелодий дождя: неумолчный тропический ливень, веселый танец солнечного грибного дождя, вялый шелест унылого осеннего дождика. Шумы от падения воды. Это – плеск струй, падающих в чаши фонтанов, барабанящих по железному желобу; гулкое эхо капель, срывающихся со сводов грота на каменный пол. Наконец, звуки моря, которое было связано с Ораниенбаумским дворцом А.Д. Меншикова недлинным каналом.

В гармонии звуков сада XVIII века особенно важен звук инструментов. Без этого вообще не может быть настоящего сада барокко. Не забудем о музыкальном “версальском стиле” Жана Батиста Люли – композитора садовой музыки. Да и всем знакомая “Маленькая ночная серенада” Моцарта предназначена для исполнения в саду. Во времена А.Д. Меншикова в парках барокко звучали нежные колокольчики “клокшпиля”. Со временем музыка в парках становилась разнообразнее. Из открытых окон дворцов сквозь шум посуды и разговоров прорывались звуки “обеденной музыки”. Это были тихие, неспешные мелодии, к которым обычно никто не прислушивался. Благозвучные аккорды уносил ветер с залива, они тонули во тьме парка, сливались с дальним шумом фонтана, криками ночных птиц, составляя ту самую гармонию неспешной жизни, которой наслаждались люди XVIII века.

А.Д. Меншиков содержал оркестр, композитора и 12 певчих. Они своей музыкой сопровождали торжественные обеды в доме светлейшего князя. А.Д. Меньшиков при всяком удобном случае переманивал к себе хороших музыкантов из других капелл. В его дворце находилось целое собрание музыкальных инструментов, а так же музыкальных механизмов и игрушек.

Во дворце светлейшего, на Васильевском острове, был орган. И сейчас в экспозиции музея А.Д. Меншикова находится орган-позитив, самый старый орган в России. Он имеет четыре октавы, четыре регистра. Ножная педаль служит для нагнетания воздуха. Звук его очень красив и богат тембровыми оттенками. В его корпусе совмещены два органа: в верхней части – механический орган с часами, а в нижней части – орган-позитив. По старинной петербургской традиции ровно в полдень, по воскресеньям, на органе Меншиковского дворца дает концерты замечательный органист и знаток органа Юрий Николаевич Семенов, а также его ученики. Орган появился и у царевны Натальи Алексеевны. Этот инструмент был хорошо известен еще в Киевской Руси. Органы строили и на них играли в Москве XVII века. Но ни в одном из российских городов не было такого количества органов, как в Петербурге. Органы появились сначала конфискованные в ходе войны со шведами из немецких прибалтийских княжеств, а затем заказанные и привозимые из Франции, Голландии, Германии.

Очень популярными в XVII веке были механические органы, называемые часы-флейта. Они исполняли несколько пьес, записанных на валиках, без участия органиста. Для механических органов писали музыку знаменитые композиторы Гендель, Гайдн, Моцарт и даже Бетховен.

Чтобы почувствовать атмосферу музыкальной культуры петровского Петербурга, нужно обязательно постоять в Ассамблейной зале его загородного дворца в Ораниенбауме, посмотреть на хоры сделанные для музыкантов, посетить концерты музыкальных коллективов которые продолжают музыкальные традиции Меншиковского дворца в Петербурге. Именно тут, в среде приближенных к императорской семье, закладывались традиции светской музыкальной культуры, которая постепенно на протяжении XVIII в. распространилась по всей России.

По желанию Петра I в Петербурге устраивались ассамблеи в стиле французского собрания. Ассамблеи давались в домах царских сановников и, конечно, во дворце светлейшего князя А.Д. Меншикова. Это были очень демократичные по составу собрания. Чинопочитания не допускалось. На них являлись непременно с женами и взрослыми детьми. Обязательным было присутствие хозяйки дома. На ассамблеях играли в шахматы, обсуждали новости, слушали музыку и, конечно, танцевали. Вот некоторые танцы: полонез, менуэт, контрданс, ригодон, гавот, экосез, гросфатер.

Менуэт был самым модным и популярным танцем в придворных кругах. Он имеет трехдольный размер и происходит от хороводных танцев в Бретани во Франции. Название Менуэт означает маленькие шаги. В XVI веке он был торжественным, церемонным, чопорным, с плавным шагом и множеством поклонов и реверансов. К XVIII веку движения приобрели изысканность и жеманство, темп ускорился. В России менуэт появился на Петровских ассамблеях и бытовал как бальный танец до 30 годов XIX века.

Полонез – старинный польский бальный танец. Это торжественное, чопорное шествие. С XVI века он становится придворным танцем в Европе. В XVIII веке его движения сделались плавными, изящными, поступь мерная, величавая.

Контрданс английский танец с четным числом пар. “Куплеты” исполняются, то одной, то другой линией танцующих. В XVIII веке он стал бальным и был заимствован другими народами. Разновидностями контрданса являются кадриль (размер на 2/4 и 6/8), ригодон и экосез.

Ригодон – это разновидность контрданса. С XVIII века является бальным танцем. Происходит из Прованса во Франции. Размер танца двудольный. Сам танец веселый, темпераментный, подвижный.

Экосез – старинный шотландский танец в сопровождении волынки, разновидность контрданса. С XVIII века стал бальным. При Петре 1 назывался “английский танец” или “шотландский”. Танец с характерным квадратным построением, где пары непрерывно меняются.

Гавот – французский старинный хороводный танец в умеренном движении на 4/4, или 2/2. Известен с XVI века. С XVII века стал придворным танцем.

Гросфатер – любимый танец Петра 1 – состоит из 2х частей: медленной вальсообразной на 3/4, и быстрой, похожей на экосез 2/4. Это – немецкий танец, он пришел в Россию в XVIII веке и был распространен до начала XIX века. Его использовали в своих произведениях Шуман в фортепианных циклах “Бабочки” и “Карнавал”, а также Чайковский в балете “Щелкунчик”.

В петровском Петербурге 20х годов был немецкий оркестр из 20 музыкантов. Этот коллектив сложился из инструменталистов капеллы австрийского посланника и герцога К.-Ф. Голштейн-Готторбского, который приехал свататься к принцессе Анне Петровне. Исполняли музыку Телемана, Корелли, Кайзера, Тартири и других.

Петербург XVIII в. с самого первого дня своего существования стал для всей России законодателем музыкальной моды – на балы и маскарады, концерты и театры, музыку в садах и парках. Свои оркестры, хоры и театры стали по примеру Петра 1 и А.Д. Меншикова заводить и русские дворяне. После смерти Петра 1 и ссылки Меншикова прекратились ассамблеи, но уже невозможно было уничтожить укоренившуюся привычку взаимного общения, проведения, как мы сейчас говорим, культурного досуга в обществе с обязательным слушанием музыки. Музыкальная образованность стала неотъемлемой частью воспитания.

V. ТВОРЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ.

Результатом знакомства учеников с миром музыки барокко могут стать рисунки, стихи и исследовательские краеведческие работы в виде рефератов. Творческие работы детей – это главная задача к которой ведут все этапы урока.

Экскурсия по теме “музыкальные традиции Ораниенбаума”.

На экскурсии разрушается стереотип пространственный (помещение класса), временной (урок - занятие), авторитарный (учитель рассказывает – ученики воспроизводят). Удачная прогулка – пусть и непродолжительная – это маленькая жизнь, прожитая в семье единомышленников.

Подготовка к экскурсии: необходимо провести предварительную беседу с учениками о правилах безопасности и поведении в парке, в музее, на улице.

Следует провести экскурсию по Нижнему парку и Большому дворцу А.Д.Меншикова в Ораниенбауме. Дети легче запомнят услышанное на уроке - занятии, если получат представление об этих местах.

Во время посещения Большого Меншиковского дворца обратить внимание детей на хоры в центральном зале дворца, на которых во время приемов и балов находились музыканты. Показать детям изображенные на стенах зала музыкальные инструменты. Попросить детей узнать эти инструменты.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Город Ломоносов (Ораниенбаум). Госиздат “Искусство” - М., 1954.
  2. Ломоносов., Лениздат, 1986.
  3. Павленкова Ф., Петр Великий, Меншиков, Воронцовы, Дашковы, Сперанские., СПб., 1998.
  4. Пыляев М.И., Забытое прошлое окрестностей Петербурга., СПб, Лениздат, 1996.
  5. Павленко Н.И., Меншиков. Полудержавный властелин., М., Молодая гвардия, 1999.
  6. Раскин А. Город Ломоносов. Дворцово-парковые ансамбли XVШв., Л-д, 1979.
  7. Кючарианц Д.А., Художественные памятники города Ломоносова., Л-д.,1985.
  8. Белякаева-Казанская Л.В., Силуэты музыкального Петербурга, СПб.,2004.
  9. Келдыш Г.В., Музыкальная энциклопедия, М., 1982.
  10. Медведев М., Дореволюционный Ораниенбаум., Перспектива, N34, Ломоносов., 20.08.1998.
  11. Парахуда В., Театр на побережье, Балт.луч., Ломоносов, 15.11.2002.
  12. Калинин Ю., Подмостки Ораниенбаумские., Б.Луч.,2001.