Задачи урока:
- Образовательные – способствовать формированию оценочных суждений об эпохе Ивана Грозного, побудить учащихся к размышлениям над одной из самых трагических страниц отечественной истории. Закрепить формирование исторических понятий, хронологию событий. Развить навыки работы с исторической картой.
- Развивающая – развивать у учащихся умение обобщать и логически мыслить, оперировать историческими фактами, использовать различные исторические источники, самостоятельно формулировать и излагать свою точку зрения.
- Воспитательная – понимание неоднозначности оценки исторических деятелей, исторические подходы к оценки личности.
Тип урока: повторительно-обобщающий
Форма проведения урока: круглый стол
Место урока в учебном плане: итоговый урок по теме “Россия в XVI веке. Иван IV”.
Общедидактические методы: проблемный, частично-поисковый.
Оборудование урока:
- Карта “Российское государство во второй половине XVI в.”.
- Дидактический материал.
- Компьютеры.
План урока.
1. Организационный момент – 1мин.
Создание проблемной ситуации. Формирование темы урока через подводящий диалог.
2. Проведение круглого стола – 30 мин.
Обсуждение вопросов.
1-й этап. “Начало правления Ивана IV. Реформы Избранной рады”.
2-й этап. “Опричнина”.
Работа с исторической картой.
Работа с историческим источником.
3. Закрепление материала, развитие практических навыков работы на компьютере – 12 мин.
4. Подведение итогов урока. Выводы. 2мин.
Ход урока
Слово учителя.
1-й этап. “Начало правления Ивана IV”.
1. Какой вопрос стал главным для России во второй половине XVI века, если учесть, что вопрос о единстве страны был решен в предыдущий период?
2. Какие изменения в жизни страны произошли в период первого боярского правления?
3. В чем смысл венчания Ивана IV на царство?
4. А. М. Курбский в переписке с Иваном Грозным назвал период существования Избранной рады “монархией с человеческим лицом”.
Какие основания были у А. М. Курбского для подобной оценки? Согласны ли Вы с ней?
5. Перечислите известных Вам членов Избранной рады.
Почему правление Избранной рады в исторической памяти народа не превратилось в символ эпохи Ивана Грозного?
2-й этап. “Опричнина”.
1. 3 января 1565 года из Александровской Слободы в Москву приехал гонец и привез две грамоты от Ивана Грозного.
Кому были направлены эти грамоты?
2. Назовите основные события, происходящие в странах Европы в то время, когда Россию захлестнул опричный террор.
Какие выводы их этого следует?
3. Оправдать действия Ивана Грозного нельзя. А объяснить можно?
4. Организуя опричный террор, Иван IV отстаивал интересы государства или укреплял собственную власть?
5. В чем состояли трагические последствия опричнины для страны: экономические, политические, моральные?
6. Каким образом опричнина способствовала утверждению в России крепостного права? Была ли альтернатива крепостничеству в XVI в.?
7. Ваш собеседник утверждает: “Не было бы Ивана
III , не было бы и Ивана IV”.
Что вы ему ответите?
8. В какой степени предшествовавшая эпоха способствовала формированию деспотизма? Сопоставима ли она с эпохой правления Ивана Грозного?
Работа с исторической картой.
- Покажите территории, вошедшие в состав России в XVI веке.
- Выделите на карте опричные земли и земщину.
Работа с историческим источником.
Фрагмент из лекции В. О. Ключевского
“В феврале 1551 г., когда только что собрался Стоглавый собор, дана была крестьянам Плесской волости Владимирского уезда уставная грамота, из которой видим, что крестьяне этой волости “пооброчились” - решили взамен наместничьих кормов и пошлин платить в казну оброк, за что им предоставлено было право судиться “меж себя” у старост и целовальников, “кого себе изберут всею волостью”…
Царь в ноябре 1552 г. мог уже, официально объявив о принятом правительством решении, устроить местное управление без кормленщиков. Тогда и выработан был общий план земского самоуправления. Это значит, что земское самоуправление решено было сделать повсеместным учреждением, предоставив земским мирам ходатайствовать об освобождении их, буде они того пожелают, от кормленщиков. Земские общества одно за другим стали переходить к новому порядку управления. Убедившись по предварительным опытам реформы, что земство в ней нуждается, правительство решило сделать ее общей мерой и в 1555 году издало закон, не дошедший до нас в подлинном виде, а только в изложении летописца. Такою общею мерой реформа является уже в грамоте…в которой царь говорит, что он велел “во всех городех и волостех учинити старост излюбленных …которых себе крестьяне меж себя излюбят и выберут всею землею” и которые умели бы их рассудить в правду, “беспосульно и безволокитно”, а также сумели бы собрать и доставить в государеву казну оброк, установленный взамен наместничьих поборов. Отсюда видны основания или условия реформы. Переход к самоуправлению предоставлялся земским мирам как право”.
Вопросы.
1. В чем состояла главная идея данного фрагмента?
2. О каком историческом опыте прошлого идет речь в лекции?
Какое значение он имел для России 1555-х гг.?
3. Почему на Западе опыт местного самоуправления укоренился, а в России нет?
4. Почему местное самоуправление устанавливалось в нашей стране сверху?
Сформулируйте проблемы, которые содержаться в признании дьяка, обеспокоенного судьбами страны и сущностью происходящих событий.
По мнению дьяка Ивана Тимофеева (ок. 1555-1631), “Иван Грозный, мирогубитель и рабоубитель, опричниной, как секирой, рассек пополам Русскую землю, противопоставив одну часть другой, способствовал тем самым наступлению смуты”.
Закрепление знаний. Контрольное тестирование.
Подведение итогов. Выставление оценок.