Информационные технологии в ходе подготовки учащихся к научно-практической конференции

Разделы: История и обществознание


Ныне знание и информация являются важнейшей силой, определяющей развитие современного общества. Умение оперативно “ находить информацию, оценивать ее и использовать в своих интересах стало необходимым навыком для каждого человека”. [4] Именно в школе необходимо выявить всех, кто интересуется различными областями науки и техники, помочь претворить в жизнь их планы и мечты, вывести школьников на дорогу поиска в науке, в жизни, помочь наиболее полно раскрыть свои способности.

Подготовка и участие в научно- практической конференции дает ученику возможность развить свой интеллект в творческой, самостоятельной деятельности, с учетом индивидуальных особенностей и склонностей. В ходе работы над темой учащийся осознает свою значимость, “ знакомится с методами научной и творческой работы, развивает познавательный интерес, любознательность”. [3] В ходе исследовательской деятельности у учащихся расширяется кругозор в области достижений отечественной и зарубежной науки, повышается уровень знаний и эрудиции.

Роль учителя заключается в том, чтобы научить методам и приемам научного исследования, работе с научной литературой. Немаловажную роль играет наличие опыта научной, исследовательской работы, интерес к ней у учителя – руководителя исследовательской деятельностью учеников, его стремление передать свой опыт и знания детям. Мною, в ходе сдачи кандидатских экзаменов в аспирантуру, были написаны и защищены рефераты по философии и немецкому языку. В Республиканской библиотеке в г. Москве и диссертационном зале в г. Химки были собраны материалы для работы над диссертацией по теме “Трансформация российской политической элиты”. Также определенную роль сыграл опыт преподавания политологии и социологии в педагогическом институте г. Лесосибирска

Интерес и стремление к исследовательской деятельности у учащихся не вырастают на пустом месте, для этого необходимы, как определенный уровень знаний, умений, так и наличие таких качеств, как трудолюбие, настойчивость, любознательность. Важным моментом является выбор, как темы исследования, так и удачная ее формулировка, в которой должна быть видна проблема, актуальность. Если тема определена учителем совместно с учеником, то это будет мощным мотивационным фактором для успешной работы.

На начальном этапе работы составляется примерный план, основная часть которого в ходе работы над темой будет уточняться, конкретизироваться. “ Логичный, правильно построенный план – половина успеха”. [3] Научный руководитель на систематических консультациях направляет деятельность учащегося, контролирует этапы выполнения работы, оценивает полученный результат. На этапе планирования определяются сроки представления результатов (конечные и промежуточные), дорабатывается сама идея с учетом актуальности темы.

Главное - формулировка проблемы и выдвижение гипотезы.

Одним из требований членов комиссий на научно – практических конференциях является наличие в работах учащихся четко сформулированных предмета и объекта исследования. Это является для них крайне сложным делом и здесь становится важным умение научного руководителя помочь им в этом. Практика показывает, что зачастую отсутствуют единые требования к представленным учащимися работам на всех уровнях: учебного заведения, городской, краевой конференции.

На организационно-исследовательском этапе расписывается последовательность выполнения исследования, отбирается необходимая вторичная информация, собирается и обрабатывается первичная информация (не существующая до начала работы). Как правило, требуется помощь в четкой формулировке вопросов для анкетирования, опроса или интервью, в выборе вариантов диаграмм, графиков и схем. Заключительный этап работы над темой включает в себя формулировку выводов, сопоставление полученных результатов с поставленными задачами, определение практической значимости исследования.

Сегодня важно научить ученика самостоятельно приобретать новые знания, используя все многообразие информационных ресурсов. Очень важным является умение учителя помочь учащемуся использовать ресурсы Интернета, как интерактивную систему. [1] Учитель всегда должен быть готов придти на выручку, если ученику понадобится помощь или консультация. В процессе работы над избранной темой необходимо умение не только осуществлять поиск и локализацию информации, но и способность дать критическую оценку полученной информации из различных источников.

В ходе подготовки к научно- практической конференции необходимо дать поработать с различными информационными носителями - от книги до компьютера. Важно, чтобы школьник мог постоянно использовать не только книги, журналы и статьи фондов библиотек, (каталоги при этом помогут в поиске), но и компакт - диски и Интернет, консультации специалистов, справки по телефону. Критерии оценки полученных сведений - полнота, достоверность, четкость изложения. Определенные трудности для учащегося представляет умение вести библиографические записи, правильно указывать источник информации. Своевременно данное объяснение того, как правильно цитировать используемую литературу, делать ссылки на нее, составлять список литературы, так же является залогом успеха.

Систематизация записей, дальнейшее оформление научно- исследовательской работы невозможна без использования компьютера. Результат работы должен быть представлен в таком виде, чтобы его могли оценить другие.

Мною в 2001 – 2005 г.г. разработаны и выполнены в ходе подготовки к научно-практической конференции работы по следующим темам:

  • “ История российских кадетских корпусов”, Ахмадеев Д., учащийся 7 класса, 2001 год, выступление на межкорпусной конференции в Красноярском кадетском корпусе.

В 2000 2001 учебном году в кадетском корпусе обучались дети 5- 8 классов. Участие в конференции – дело добровольное. Ученик должен увлечься избранной темой и работой над ней. Это была первая межкорпусная конференция, проводимая в г. Красноярске. Опыт ученика такого возраста работы с литературой, с компьютером, выступлений перед большой аудиторией – небольшой.

  • Изменение социальной структуры современного российского общества”, ученик 8 класса Георгиев А., 2002 год, результат – первое место, выступление на межкорпусной конференции в г. Красноярске. [Приложение 1.]

Даже если тема исследования выбрана в рамках изучаемых курсов, но знаний, жизненного опыта ученику не хватает, чтобы аргументировано ответить на вопросы членов комиссии.

  • “ Причины преступности несовершеннолетних”, работа ученика 10 класса Погодаева Е., 2003 год, первое место в Лесосибирском кадетском корпусе, первое место на межкорпусной конференции в г. Красноярске. [Приложение 2]

Во время работы над данной темой защита и представление работы в виде компьютерной презентации еще не вошли в практику, поэтому применение компьютера на завершающем этапе ограничилось набором текста, его редактированием, сканированием диаграмм в приложения. [6]

  • “ Преемственность и особенности развития кадетских корпусов в России”, выполнил учащийся 11 класса Никулин Э., 2004 год, занявший первое место на НПК в корпусе, а также на городской научно – практической конференции в г. Лесосибирске - первое место. Результатом выступления на краевой НПК в г. Красноярске стал специальный приз – публикация в сборнике научных статей тезисов работы Никулина Э. [Приложение 3.]

Особенно удачным, на мой взгляд, было оформление результатов проведенной работы и ее защита по этой теме, которая сопровождалась демонстрацией презентации.

  • “ Мужество и героизм советских воинов как главный фактор победы в Великой Отечественной войне”, работа учащихся 9 класса Белозерова А., Хмелева В., выступление на межкорпусной НПК в г. Красноярске на секции “ История и обществознание”. [Рисунок 1]

Изучение информатики дает свои результаты к 9-10 классам.

Учащиеся могут оформить презентацию под руководством учителя. За научным руководителем остается определение содержания материалов, иллюстраций, диаграмм, размещенных на слайдах, монтаж презентации. Как диаграммы, так и сама презентация оформляется в программе Point Word. Уровень владения учителем компьютерными технологиями играет свою роль во время оформления исследовательской работы и ее презентации.

Заключение содержит основные выводы, определение практической значимости результатов исследования. [Приложение 4] Презентация помогает сконцентрировать внимание на наиболее важных, актуальных проблемах исследования, дает возможность ярче и нагляднее выразить свою позицию по исследуемой проблеме. Только компьютерные технологии позволяют сделать презентацию яркой и впечатляющей.

Трудно не согласиться с Н. И. Дереклеевой, которая в своей работе подробно описывает организацию и работу школьного научного общества по приобщению учащихся к научно – исследовательской деятельности ( посещение выставок, участие в конкурсах знатоков науки, интеллектуалов). Психологическая служба при помощи тренингов, коррекционных занятий призвана помочь развить учащимся коммуникативные умения. Все это способствует большей уверенности в себе во время выступления перед аудиторией.[2]

Если же подобная систематическая работа не ведется, то подготовка и участие того или иного ученика в научно - практической конференции является случайным, единовременным явлением.

Моя работа по развитию у школьников исследовательских умений с широким использованием информационных, компьютерных технологий в 2005-2006 учебном году продолжается. Учащийся 7 класса выразил желание заняться проблемами развития родного корпуса, ученица 11 класса гимназии г. Лесосибирска начала сбор материалов по теме “Проблемы формирования правовой культуры школьников”. Надеюсь, что и на этот раз мой опыт и знания дадут свои результаты.

Список использованной литературы

  1. Господарик Ю. П. Интернет на уроках истории”// ПИШ 2002 № 5.
  2. Дереклеева Н.И. Научно- исследовательская работа в школе. – М.: Вербум - М.2001 ( с.18)
  3. Лазаревич К. Как писать научную работу.// БШ 2002 № 10.
  4. Мязотс О.Н. Уроки информационной грамотности в школе: Методические рекомендации, М.: ООО.” Чистые пруды”, 2005,(с. 4.)
  5. Самохина А.К. Использование проектного метода в правовой подготовке старшеклассников// Право в школе 2004 №1.
  6. Самылкина Н.И. Методика преподавания темы “ Технология обработки текстовой информации”.// Информатика 2005 № 6.