Цели:
- Образовательная: Раскрыть основные признаки городского ремесла как мелкого ручного промышленного производства, основанного на личном труде собственника мастерской; выяснить особенности и значение цеховой организации городского ремесла.
- Развивающая: Формировать умения самостоятельно извлекать знания из исторических источников, учебника и выделять существенные признаки исторического явления. Продолжить формирование навыка работы в группе.
- Воспитательная: Вызвать у школьников уважение к трудолюбию средневековых ремесленников.
Ход урока
Средневековый город - это центр ремесла и торговли
Улочки средневекового города узкие, пыльные, неудобные носили такие названия:
- Улица оружейников - на этой улице будут жить ребята первой группы (получают табличку с названием улицы)
- Улица сапожницкая - на этой улице живут ребята второй группы (получают табличку с названием улицы)
- Улица гончарная - здесь будет жить третья группа (получают табличку с названием улицы)
Наверное, вы уже догадались, почему улочки носят такие странные названия? (Ребята отвечают.) Да, здесь жили ремесленники, которые изготавливали оружие и военное снаряжение, обувь и посуду. Вы живёте на этих улочках. Вы - ремесленники. А как работает ремесленник? Мне очень хочется об этом узнать. И вы мне сейчас расскажете о том, чем же вы занимаетесь. А поможет вам составить такой рассказ иллюстрации в учебнике на странице 95, первый пункт параграфа на странице 94-95 и вопросы, которые помещены на доске (вопросы пишутся заранее). Каждая группа выбирает свою мастерскую и готовит рассказ.
Вопросы группам:
- В каком помещении находится мастерская?
- Есть ли в мастерской механизмы кроме рук человека?
- Кто хозяин мастерской и почему?
- Является ли хозяин мастерской работником?
4-5 минут даётся ребятам на подготовку рассказа. Каждый ряд выбирает представителя- мастера, который рассказывает о работе своей мастерской.
Совместно с учащимися делается вывод о том, что городское ремесленное хозяйство было
- Мелким;
- Ручным;
- Мастер - собственник орудий труда и одновременно работник.
Ребята, из чего это следует? Почему мы делаем такие выводы? (Ребята отвечают.)
Мастера рассказали нам о работе своих мастерских. Но мастер трудился не один, у него были помощники. Это подмастерья и ученики.
Подмастерье – это работник уже изучивший ремесло. Он главный помощник мастера. За свой труд подмастерье получал зарплату, жил в доме мастера под его надзором, питался за одним столом с хозяином, обязан возвращаться домой в установленное время, не имел право брать заказы со стороны. Подмастерье мог уйти из мастерской, открыть своё дело, но для этого он должен был изготовить Шедевр - лучший образец изделия. Кроме того, он должен был накопить определённую сумму денег, но и это ещё не все - он должен был предоставить “Аттестат о добром поведении”, подтверждающий полное послушание мастеру.
Кроме подмастерья в мастерской работали ученики.
Итак, в наших мастерских уже есть мастера. Теперь нам нужны подмастерья и ученики.
Подмастерья, а ими будут те ребята, у кого на партах лежат листочки бумаги (листочки раздают мастера), сейчас постараются изготовить шедевр (нарисовать). Оружейники - оружие или латы, гончары - глиняную посуду, сапожники- обувь. Запомните - вам необходимо создать лучшее изделие – шедевр. Оно должно быть великолепным, иначе мастер не отпустит вас.
Подмастерья заняты работой. Они спешат, поскорее освободится и сами стать мастерами. А вот участь ученика незавидна. Долго ему ещё работать на мастера пока он не станет подмастерьем. До этого ещё ох как далеко, а пока нужно заключить с мастером договор. Ребята, вам досталась роль учеников в ваших мастерских. Ваша задача инсценировать (озвучить) договор о найме и заключить его с мастером. Образец договора находится в учебнике на странице 96. 3-4 минуты на подготовку. Одна из групп инсценирует заключение договора.
Подводя итог данного этапа урока, учащиеся отвечают на вопрос: Почему мастер назначал долгий срок обучения?
Вместе с учащимися делаем вывод и выделяем два момента:
- овладение ремеслом требовало длительного срока обучения;
- в последние годы обучения ученик выполнял работу самостоятельно, и мастер пользовался его трудом бесплатно.
Ну что ж ученики заключили договор с мастером, подмастерья изготовили шедевры и вынесли их на суд своих мастеров. Мастера будьте добры, оцените их труд. Ребята - мастера выбирают лучший рисунок.
Ремесленнику жилось непросто: покупателей мало, многие крестьяне изготавливают орудия труда и вещи сами, ремесленника часто притесняли и грабили сеньоры, им приходилось бороться с патрициями за участие в управлении городом. Поэтому, чтобы преодолеть все эти трудности мастера – ремесленники одной специальности, жившие в одном городе, объединялись в союзы - Цехи.
Как действовали цехи? Как они защищали ремесленников? Чтобы получить ответы на эти и многие другие вопросы каждой группе необходимо изучить инструкцию и материал учебника.
Инструкция для 1 группы:
Вам необходимо ответить на вопросы: а) что такое цехи? б) кто возглавлял цехи и их роль? в) что требовал устав цеха?
Для того, чтобы ответить на эти вопросы откройте в учебнике страницы 96 – 97.
Составьте опорную схему - план вашего ответа, используя лист бумаги, фломастеры, карандаши (бумагу готовит учитель).
Инструкция для 2 группы:
Вам необходимо ответить на вопросы: а) какую роль играли цехи в жизни города? б) что такое разделение ремесла? в) как цехи способствовали развитию ремесла?
Для того, чтобы ответить на эти вопросы, откройте в учебнике страницы 97-98.
Составьте опорную схему – план вашего ответа, используя лист бумаги, фломастеры, карандаши.
Инструкция для 3 группы:
Вам необходимо ответить на вопросы: а) кто такие вечные подмастерья? б) как они боролись за улучшение своих условий труда? в) как цехи задерживали рост промышленного производства в городе?
Для того, чтобы ответить на эти вопросы откройте в учебнике страницу 98.
Составьте опорную схему – план вашего ответа, используя лист бумаги, фломастеры, карандаши.
Учащиеся работают, затем поочерёдно представители каждой группы выходят к доске и, прикрепив опору-план к доске, дают ответ на вопросы в форме рассказа, обращаясь к опоре. Заранее объяснить детям, что ответы должны быть четкими, ясными, рисунки слова на опоре понятны и разборчивы.
Подводя итоги урока, каждая группа оценивает работу одноклассников в группах и делает самооценку.