Урок-экскурсия по теме: "И пусть по ним всегда звонят колокола…"

Разделы: История и обществознание


Цели урока:

  • сформировать у учащихся целостное восприятие масштабов Великой Отечественной войны;
  • раскрыть историю трагедии и триумфа нашего народа в данной войне;
  • в воспитательных целях способствовать осознанию старшеклассниками нравственного долга перед поколением 1940-х; подчеркнуть, что тяжелейший труд на фронте и в тылу – это труд наших родных, тех, кто окружает нас сегодня, и тех, к кому мы должны быть внимательны и уважительны.

Оборудование урока:

  • газета “Города-герои” (мемориальные комплексы, памятники);
  • мини-выставка книг, посвященных Великой Отечественной войне;
  • музыкальное оформление: песни А. Розенбаума “А может, не было войны”, “О Мамаевом кургане”.

ХОД УРОКА

Вступительное слово учителя:

Давно уж минула война,
Героям почести воздали,
Солдат погибших имена
Внесли в заветные скрижали.
Но всех ли, всех ли их внесли?
А тех, кто заживо сгорели?
А тех, кто под воду ушли?
Сказать фамильи не успели?
Под списком павших, под стеной
Победа распростерла крылья,
Я с непокрытой головой
Стою, ищу свою фамилью.

Давно закончилась война, шестьдесят лет минуло в 2005-м, юбилейном, году. Сменяются десятилетия, и многое из того, что провозглашалось и превозносилось как славные деяния, меркнет. Но этому подвигу, подвигу нашего народа в Отечественной войне, суждено навсегда остаться в истории. Сегодня на уроке мы вспомним и отдадим дань памяти всем, кто остался в живых и кто по сей день отчетливо слышит по ночам звук разрывающейся бомбы, всем тем, чьи имена занесены в заветные скрижали, и тем, кто так и не успел сказать свои фамилии.

Звучит песня А. Розенбаума “А может, не было войны”.

Память о подвигах нашего народа хранят седые ветераны, мемориальные доски и обелиски, целые архитектурные ансамбли. Газета-проспект послужит нам на уроке своеобразным путеводителем. Здесь Сталинград и Брест, Ленинград и Хатынь, Курск и Москва. А центральными словами урока будут эти: “И пусть по ним всегда звонят колокола…”

Учитель: Под обвалами Брестской крепости был найден будильник. Ему не суждено было прозвенеть утром 22 июня. Помятые взрывом стрелки остановились в 4 утра.

Учащийся: “Брестская крепость” – как эпиграф всей Великой Отечественной звучат эти слова. Люди не знали, как сложилась война. Окруженные со всех сторон, первые два дня они ожидали помощи. Радисты беспрерывно посылали в эфир позывные, пока не кончилось питание в батареях. Потом стало ясно: смерть придется встречать в этих стенах. Уже пал Минск, уже немцы вошли в Смоленск, а крепость продолжала бороться. Кирпич от огня и тот плавился, застывая черными сосульками.

Справка: Пройдут годы. Наряду с сохранившимися и поныне камнями Брестской крепости будет открыт величественный мемориальный комплекс “Брестская крепость – герой”, созданный большим авторским коллективом во главе с народным художником СССР А.И. Кибальниковым. В этом комплексе все вместе: память и победа, боль и торжество.

Учащийся: Из документа немецкого генерального штаба от 21 сентября 1941 года:

  • сначала мы блокируем Ленинград и разрушим город, если возможно артиллерией и авиацией;
  • когда террор и голод сделают свое дело, мы вывезем из Ленинграда все, что осталось живое, сровняем Ленинград с землей и передадим район севернее Невы Финляндии.

Учитель: 900 дней блокады Ленинграда: град бомб с неба, обстрел из тяжелых орудий, восьмушка хлеба из отрубей, нехватка воды, замерзшие трупы на заметенных снегом улицах и площадях. И в то же время вера в победу, бой не на жизнь, а на смерть, – вот что такое Ленинград времен блокады.

Учащийся:

Какая длинная зима,
Как время медленно крадется.
В ночи ни люди, ни дома
Не знают,
Кто из них проснется.
И поутру,
Когда ветра
Метелью застилают небо,
Опять корче, чем вчера
Людская очередь за хлебом.

Учащийся: Но город продолжал жить. Днем он казался ледяной пустыней, можно было пройти несколько кварталов и не встретить никого. Но утром каждого дня по улицам, ведущим прежде всего к заводским районам, двигались потоки людей. Люди шли, закутанные в платки, пледы и даже одеяла, шли, чтобы добраться до предприятий и встать к станкам. Фронт бесперебойно получал патроны, оружие, снаряды, изготовленные ленинградцами.

Учащийся:

Дорогой жизни шел к нам хлеб,
Дорогой дружбы многих к многим.
Еще не знают на земле
Страшней и радостней дороги,

– писала в “Ленинградской поэме” Ольга Берггольц. Сейчас тут создан мемориальный ансамбль, который отразил все величие этого пути, который для одних был “дорогой жизни”, а для других – “дорогой в бессмертие”. А в самом городе на Пискаревском кладбище – огромный ансамбль – памятник героическим защитникам Ленинграда. Его авторы Левинсон и Васильев обобщили и запечатлели в камне и металле душевный настрой, напряжение чувств и воли, родившие подвиг Ленинграда. Свыше 600 тысяч женщин, детей, мужчин пали в этой борьбе. На Пискаревском кладбище – братские могилы, обобщенные даты смерти – 1941, 1942, 1943. Ни имен, ни званий – просто ленинградцы. И откуда бы вы ни смотрели – четко вырисовывается на фоне неба скульптура “Мать-Родина”. Она очень проста, по-матерински сильна эта женщина, с ветвью славы в приподнятых руках. И как бы от ее имени звучат слова, выбитые на камне:

Здесь лежат ленинградцы,
Здесь горожане – мужчины,
Женщины, дети.
Рядом с ними красноармейцы,
Всею жизнью своею
Они защитили тебя,
Ленинград.
Их имен благородных
Мы здесь перечислить не можем,
Так их много под вечною
Охраной гранита.
Но знай, внимающий этим камням,
Никто не забыт и ничто не забыто.

Учитель: Как можно забыть молодых ребят, курсантов военных училищ, которые пали на полях Подмосковья, защищая столицу той трудной осенью 1941 года. И приходят на память стихи Б. Окуджавы:

Ах, война, что ты сделала, подлая,
Стали тихими наши дворы,
Наши мальчики головы
Подняли –
Повзрослели они до поры.
На пороге едва помаячили
И ушли за солдатом
Солдат…
До свидания, мальчики…
Мальчики, постарайтесь
Вернуться назад.

Но они не вернулись. Почти для всех них битва за Москву стала их первым и последним боем.

Учащийся: Все народы издавна сохраняли свои трофеи. 5 декабря 1942 года поэт К. Симонов выступил в газете “Красная звезда” с призывом сохранить отдельные образцы трофейной техники, например, германский танк, ближе всех прорвавшийся к Москве и подбитый у Химок. Долгие годы этот призыв не находил отклика. И только в 1985 году на 114 км Волоколамского шоссе сооружен памятник 11 героям – саперам из Панфиловской дивизии. Здесь у деревни Строково в ноябре 1941 года, ведя неравный бой, они в течение пяти часов сдерживали танки и пехоту врага. Памятник представляет немецкое самоходное орудие, остановленное взрывом мины.

Я б на гранитной тесаной стене
Поставил танк с глазницами пустыми,
Я выковал его бы, как он есть,
В пробоинах, в листах железа рваных –
Невянущая воинская честь
Есть в этих шрамах, в обгорелых ранах.
На постамент взобравшись высоко,
Пусть как свидетель подтвердит по праву:
Да, нам далась победа нелегко.
Да, враг был храбр,
Тем больше наша слава.

К. Симонов

Звучит песня А. Розенбаума “Мамаев курган”.

Учащийся: Мамаев курган – памятник героям Сталинграда. Он возвышается над городом на 102 метра. Более четырех месяцев шли бои за эту высоту. На этой священной земле в 1967 году был открыт памятник – монумент, включающий целый комплекс архитектурных и скульптурных сооружений. Авторами стали творческий коллектив во главе с народным архитектором Я. Белопольским. Есть в ансамбле памятника стена, напоминающая развернутое красное знамя. На ней удивительные слова: “Железный ветер бил им в лицо, а они все шли вперед, и снова чувство суеверного страха охватывало противника: люди ли шли в атаку, смертны ли они?”
Да, к сожалению, люди смертны. Перед могилой героев – площадь скорби. Мать склонилась над убитым сыном. На стенах пантеона длинный список фамилий погибших героев.

Учитель: Сколько было их, великих битв, сколько воинов сложили свои головы во имя торжества жизни, во имя победы.

Учащийся:

О поле, поле, кровушка России,
Тяжелый клин ее святой земли.
Кто мог тогда
Предугадать такое –
Что станет это поле вдруг равно
Победной славе поля Куликова
И мужеству полей Бородино.
Кто знал тогда,
Какую вражью силу
Переломает русская земля?
Что третьим полем назовут России
Все эти черноземные поля.

И. Чернухин

Сорок девять дней и ночей – столько длилась битва на Огненной дуге в грозном и победном 1943 году. Беспримерное единоборство двух армий-гигантов. Земля белгородская стала сплошной раной.

Здесь пол-России воевало,
Здесь столько наших полегло...

Учащийся: 3 мая 1995 года на месте крупнейшего танкового сражения были открыты величавые символы народной памяти: храм святых апостолов Петра и Павла, а также памятник в честь победы на Прохоровском поле в виде традиционной русской звонницы. Полвека ждала этого часа память сотен тысяч солдат убиенных, сгоревших заживо, умерших от ран, полученных на Огненной дуге. Внутри белокаменного храма на его стенах установлены мраморные доски со всеми доподлинно выясненными именами героев, павших на Прохоровском поле.

Учитель: Два символа, два крыла победы, две свечи, зажженные благодарными потомками. И двуединая связь высших начал в русском народе – духовности и гражданства, веры и патриотизма.

Учащийся: Фронтовые дороги… Они надолго сохранились в памяти солдата. О фронтовых дорогах слагались песни и стихи. Ведь фронтовые дороги, большие и маленькие, – это нервы войны, красноречивые свидетели военных событий. В дни Курской битвы небо Москвы в первый раз за весь военный период озарилось огнями салюта. 5 августа 1943 года были освобождены Орел и Белгород. На автомагистрали, что ведет из Брянска через Орел и Белгород, был установлен памятник воинам – водителям, павшим на дорогах Великой Отечественной войны.

Учитель: Как часто дороги приводят нас к монументам, увековечившим солдатскую память, память героев, память сражений. Черноморские твердыни: Новороссийск, Севастополь, Керчь.

Учащийся: Последние бои под Керчью в мае 1942 года шли у села Аджимукай. Когда сопротивление стало невозможным, защитники Керчи ушли в Аджимукайские катакомбы, чтобы продолжить борьбу в подземных галереях. Так, в мае 1942 года началась героическая Аджимукайская оборона – 170 дней и ночей нечеловеческих испытаний. Немцы обнесли каменоломни колючей проволокой, заминировали и пристреляли все тропинки, ведущие в подземелье, пустили в каменоломни ядовитые газы. Прошло уже много лет, а сырые, холодные стены подземелья до сих пор хранят следы героической трагедии. У входа в катакомбы, куда навечно ушли три тысячи защитников Керчи, поднимутся строгие стелы. А высоко над самим городом, на вершине горы Митридат горит вечный огонь – скорбь и память о всех, кто пал на керченской земле.

Учащийся: Оборона Севастополя… 250 дней и ночей под градом пуль, снарядов, бомб. Блокада, штурм, регулярные обстрелы, психические атаки. Город был оставлен. “Мы вернемся к тебе, Севастополь!” – были последние слова его защитников. Воины сдержали свое слово. В мае 1944 года моряки-черноморцы очистили город от немцев. Крымская операция завершилась блестящей победой советских войск.
Легендарный штурм Сапун-горы был воссоздан в 1959 году в живописной диораме. Ее художники Т.И. Марченко и Н.С. Присекин в течение семи месяцев работали над живописным полотном общей площадью 83 кв. м. На этом полотне писались фигуры людей и размещались предметы в натуральную величину, и это давало полное представление об изображаемых событиях. Здесь нет выдуманных эпизодов и вымышленных лиц. Реальные события и реальные герои составляют содержание диорамы.

Учитель: (обращение к классу) Вы знаете, что 1944 год был годом блестящих побед нашей армии на всем протяжении фронта, годом восстановления национальной границы. Отступая в 1944 году, фашисты свирепствовали особенно люто, задыхаясь от неудач, вымещая злобу на мирном населении.

Учащийся: В приказе начальника штаба главного командования вооруженных сил Германии Кейтеля говорилось: “Войска правомочны и обязаны без всяких ограничений использовать любые средства, в том числе против женщин, детей, чтобы только это привело к успеху. Милосердие, какое бы оно ни было, является преступлением”. И пылали деревни, сотнями гибли люди – старики, женщины, дети.

Учащийся: Белорусская деревушка Хатынь с ее бревенчатыми домами, с цветущими палисадниками, березами и рябинами под окнами, стояла на опушке леса. Люди трудились, строили свое счастье.
Такой она была до войны. Весной 1943 года карательный отряд “Черная смерть” учинил над жителями деревни чудовищную расправу. Хатынь со всех сторон оцепили. Поставили на пригорках пулеметы. Все 154 жителя (из них 76 детей) были согнаны в длинный колхозный сарай и сожжены. Как свечи полыхали и трещали дома и деревья в садах. Лишь одному из жителей, Иосифу Каменскому, чудом удалось спастись. Позднее он вынес на руках обгоревшее тело мертвого сына, рассказал о криках женщин, о плаче детей.

Учитель: По горькой иронии судьбы на фронте погибли все, кто ушел отсюда воевать. Некому было вернуться сюда, чтобы возродить на черном пепелище жизнь, отстроить деревню заново. Там, где раньше стояли избы, теперь из темного бетона возвышаются 26 шестиметровых колонн с колоколами. Они олицетворяют обгоревшие трубы изб. Центральная фигура комплекса – бронзовая скульптура старика с убитым мальчиком на руках. Эта скульптура – живая скорбь; она как бы воплотила в себе образ народа, вместившего в своем сердце столько горя, утрат и неодолимой силы и мужества.
Стоит, не шелохнется бор – немой свидетель трагедии, разыгравшейся в то кровавое утро. Каждые полминуты звучит удар колокола, как тяжкий вздох, как стон. Звонят колокола! Их морозящий душу гул воспринимается как набат. Он взывает не только к памяти погибших, но и ко всем живущим на земле.

Люди! Не забудьте!
Люди! Помните!
И пусть по ним по всем звонят колокола!!!

Звучит звон колокола.

Учащийся:

Жива святая Русь, жива Россия,
Горят ее, сияют купола
От моря и до моря
С новой силой
Звонят, звонят ее колокола.
И, кланяясь малиновому чуду,
Я слышу свыше голос у плеча.
Молись за Русь
Пока горит свеча,
Пока звонят колокола повсюду

И. Чернухин

Учитель: История пережитой народом трагедии и достигнутой победы живут сегодня с нами. Она – источник боли и горести, горечь и слава нашего народа. Помните, что это Россия спасла мир от окончательного торжества зла, что это Россия отстояла государственную независимость в смертельной схватке с жестоким противником и вернула право на жизнь всем до единой семьи.

Список использованной литературы:

  1. Бекетов В.П. Сотворение чуда. М., Русская книга, 1985.
  2. Блажей А.К. Немые свидетели воинской доблести, Военно-исторический журнал, 1963, № 10.
  3. Богуславский Г.А. Верны сынам отчизны.   М., 1975.
  4. История внешней политики СССР (1917–1945). М., Наука, 1986.
  5. История Отечества в документах (1917–1945). М., ИЛБИ, 1995.
  6. Книга памяти убиенных и похороненных на прохоровской земле. – Прохоровка, издательство Крестьянское дело, 1985.
  7. Костюшина З. Навечно в памяти народной.   М., Молодая гвардия, 1975.
  8. Куманев Г.А. 1941–1945. Краткая история, документы, фотографии. – М., 1982.
  9. Мазуркевич Р. Машины, ставшие памятниками. М., 1977.
  10. Симонов К. Глазами моего поколения. М., 1998.
  11. Соколов Б. Цена победы. Великая Отечественная: неизвестное об известном. М., 1991.
  12. Хатынь: фотоальбом.  Минск, 1976.