Цели урока :
- Ввести понятие «избиратель», подтвердить право избирать статьей Конституции РФ, осуществить перевод понятия «избиратель» с теоретической плоскости в практическую.
- Способствовать формированию собственной точки зрения, развивать умения работать с документами, с текстом учебника.
- Способствовать формированию активной гражданской позиции, самосознания россиянина.
Оборудование :
- Конституция РФ.
- Выдержка из Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и право на участие в референдуме граждан РФ» (приложение 1)
- Мячик для политтенниса.
- Кабинка для голосования.
- Урна для голосования.
- Бюллетени для голосования.(приложение 2)
- Списки «избирателей». (приложение 3 )
- Рабочее место для избирательной комиссии.
Предварительный этап урока.
Создается избирательная комиссия из трех учащихся, которые подготавливают списки избирателей и бюллетени по количеству учеников в классе. Определяются кандидаты на пост президента ДО «Союз», они готовят свои предвыборные программы.
Ход урока:
I . Организационный момент.
Цель :
- создание благожелательной атмосферы, рабочего настроя, ситуации успеха.
- приветствие, определение отсутствующих
- пожелание работать активно, целеустремленно
II . Актуализация полученных ранее знаний. Игра «Политтеннис»
Цель :
Повторение политических терминов в игровой форме, погружение в тему.
Ход игры :
Ведущий «вбрасывает» мяч одному из учащихся, называя политический термин, поймавший должен дать определение и бросить мяч любому товарищу, называя другой политический термин. Возможно использовать термины: гласность, конституция, парламент, демократия, референдум, плюрализм, государство, республика, Государственная Дума.
III . Изучение нового материала.
1. Роль избирателя .
Цель :
Формирование понятия «избиратель»
Вопрос для класса :
Каждый гражданин в зависимости от жизненной ситуации играет различные политические роли. Назовите, какие политические роли может играть гражданин? (депутат, участник митинга, избиратель)ю
Но депутатом может стать далеко не каждый, не каждый может оказаться среди участников митинга или возглавить какую-либо негосударственную политическую организацию. Однако у всех есть необходимый гарантированный Конституцией минимум политической деятельности, к нему относятся демократические выборы.
Задание : Прочитайте выдержку из Федерального закона, статью 4. ( Приложение 1)
Вопрос:1 .О каких политических правах говорится в Федеральном законе? (о праве участвовать в управлении государством, о праве избирать и быть избранным).
Задание : Откройте стр.11 Конституции РФ, прочитайте статью 32. [1]
Вопрос:
1 . Подтверждаются ли наши политические права в Конституции РФ? (подтверждаются).
2 . Как вы думаете, легко ли быть избирателем?
2. Действия избирателя .
Цель :
- определение главных действий избирателя в предвыборной кампании,
- определение требований к программам кандидатов.
А). Постановка задач индивидуальной работы учащихся с текстом учебника по вариантам.
Задание для 1 варианта :
- прочитайте материал на странице357-358 учебника
- определите действия избирателя и выпишите их в тетрадь
Задание для 2 варианта :
- прочитайте материал на странице 358-359 учебника
- определите требования к предвыборной программе и выпишите в тетрадь.
Б). Работа с учебником по вариантам
В). Представление результатов работы. Обсуждение.
1 вариант. Действия избирателя включают в себя:
-знакомство, анализ и оценка программы
-знакомство с биографией кандидата.
2 вариант. Программа должна содержать:
-цель
-средства достижения цели
- доводы в защиту программы
- написана понятным, четким, строгим язык.
IV. Закрепление темы. Ролевая игра “Выборы президента ДО “Союз”
Цель :
Перевод понятия “избиратель” с теоретической плоскости в практическую.
Давайте сейчас, познакомившись с действиями избирателей, требованиями к предвыборным программам, поставим себя на место избирателей. Ваши товарищи подготовили свои программы в рамках предвыборной кампании на пост президента детского объединения “Союз”. Ваша задача – сыграть роль избирателя: прослушать предложения, оценить, по необходимости задать уточняющие вопросы.
(Выступления кандидатов, обсуждение программ .)
В реальной жизни любая агитация за своего кандидата прекращается за сутки до начала голосования. Мы же с вами сейчас определим свои симпатии, отдадим свой голос кому-то одному из претендентов или проголосуем против всех. Прошу избирательную комиссию занять свои места.
(Члены избирательной комиссии садятся за стол, готовят списки избирателей, бюллетени.
Голосование начинается. Голосование заканчивается .).
Пожалуйста, избирательная комиссия, займитесь подсчетом голосов.
(Считают и объявляют результаты .(приложение 4 )
Поздравления победившему кандидату .).
Итак, мы познакомились с вами с действиями избирателя, а также сыграли роль избирателя. Ответьте на вопрос, вынесенный в название темы “Легко ли быть избирателем?”
V . Подведение итогов.
Цель :
- формирование и развитие навыков анализа и самоанализа
-рефлексия
-оценка работы учащихся (вербальная и балльная)
VI . Домашнее задание:
Закрепите материал текстом параграфа 43, устно ответьте на вопросы 8,10. Письменно представьте ответ на задание 6.
Литература:
- Конституция РФ.М.Проспект.1999.
- Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» // Российская газета.№ 106. 2002.
- Л.Н.Боголюбов. «Человек и общество».М.Просвещение.1998.