Цель данных уроков: обобщить и систематизировать знания учащихся по теме.
I задание
Беседа
- Какой раздел всеобщей истории мы изучили?
- Что такое “государство”?
- Какие государства мы называем древними?
- Приведите примеры таких государств.
- Мы изучили историю государств Древнего Востока.
- Государство – власть на определенной территории.
- Древними мы называем государства, возникшие в IV- I тыс. до н. э.
Учащиеся показывают на карте и называют:
- Египет – древнее государство, расположенное в северо-восточной Африке вдоль реки Нил, возникло и сформировалось в IV- III тыс. до н. э.
- Китай…..
- Древнее Вавилонское царство….
II задание
Составление сравнительной характеристики
Египет, Китай, Индия, Вавилонское царство.
Эти государства имеют целый ряд характерных схожих черт. Давайте выявим эти сходства.
- Все эти государства расположены по берегам крупных рек;
- Основное занятие населения – ирригационное земледелие;
- В каждом из этих государств сложилась сильная власть, форма правления – монархия (восточная деспотия);
- Монарх был богом, отцом и правителем для своего народа;
- Большая армия чиновников;
- Население делилось на группы, у каждой группы свои обязанности и права;
- Переход из группы в группу затруднен, а иногда невозможно;
- Религия этих народов – языческая;
- Образование малодоступное;
- В каждом государстве развивалась наука, искусство, сохранились древние памятники.
Это задание можно провести в форме игры “Аукцион”, если класс имеет сильную подготовку. В любом случае ответы необходимо фиксировать и на их основе составить схему.
III задание
“Исключи лишнее”
В каждом списке слов есть одно лишнее, подчеркни его.
Почему ты считаешь это слово лишним? Что обозначает каждое слово?
А) Кир, Дарий, Ашурбанапал, Шампольон.
Б) Каста, Инд, брахман, скрижали, шахматы.
В) Междуречье, Вавилон, Ниневия, Иерусалим, Мемфис.
Г) Папирус, клинопись, мумия, сфинкс, пирамида.
Д) Тутанхамон, Тутмос, Хеопс, Конфуций, Амона.
IV задание
Соотнеси слова из двух столбиков (составь пары), объясни свой выбор
|
а) Египет б) Нефертити в) Хаммурапи г) иероглиф д) Давид е) Тутанхамон ж) Хали з) Вавилон |
(1в, 2б, 3е, 4г, 5д, 6з, 7ж, 8а)
V задание
“Волшебный ларец”
В этом волшебном ларце предметы из разных стран древнего мира. Надо назвать предмет и сказать из какой он страны. (Шахматы, шелк, стекло, рис, чай, сахар, хлопок, компас, папирус, цифры).
VI задание
А) Верни богов на их родину
(Учащихся распределяют слова на группы)
Индия Египет Вавилон
Вишну Индра Шамаш Гор Бастет
Осирис Исида Мардук Тот Лакшми Ганеша
Б) Дополни каждую группу.
В каждую группу ученики добавляют имена известных им богов.
VII задание
Ученики заранее делятся на группы, каждая группа готовит выступление, детали костюмов и реквизита:
- Египет, “Суд Осириса”
- Китай, “Учтивые китайцы”
- Китай, “Строительство Великой китайской стены”
- Индия – танец, “Индийский базар”
- Путешествие по древнему Вавилону (экскурсия)
VIII задание
Творческое домашнее задание.
Написать сочинение “Один день из жизни египетского крестьянина, воины, жреца и т.д.” (по выбору ученика).
Лучшие работы учащихся помещаются на выставку.
XI задание
Реши тест
Первой столицей Египта был город: | ||
1. Мемфис | 2. Асуан | 3. Фивы |
Фараон в Египте считался: | ||
1. Сыном Земли | 2. Сыном Неба | 3. Сыном Солнца |
Письмо древних египтян - это: | ||
1. Алфавит | 2. Клинопись | 3. Иероглифы |
Служитель бога - это: | ||
1. Писец | 2. Жрец | 3. Вельможа |
В Древнем Египте писали на: | ||
1. Пергаменте | 2. Бумаге | 3. Папирусе |
Тайну египетских иероглифов разгадал: | ||
1. Шлиман | 2. Шампольон | 3. Эванс |
X задание
Выпишите слова (имена и понятия, географические названия и др.) из истории Древнего Египта, которые оканчиваются на букву “с”. Сколько таких слов вы вспомнили?
-----------------------------с | -----------------------------с |
-----------------------------с | -----------------------------с |
-----------------------------с | -----------------------------с |
-----------------------------с | -----------------------------с |
-----------------------------с | -----------------------------с |
XI задание
Верны ли эти утверждения? (Отметьте знаком + те, которые вы считаете правильными.)
Египетские письменные знаки назывались иероглифами. | |
Верховная власть в Египте принадлежала жрецу. | |
Самой почетной и выгодной была профессия ремесленника. | |
Нил – главная водная артерия Египта. | |
Исида – богиня плодородия. | |
Гробницами фараонов Древнего царства были пирамиды. | |
Египетские иероглифы разгадал Говард Картер. | |
Главным материалом для письма служила глина. |