Урок на тему: "Дипломатия 1939–1945 гг." с использованием личностно-ориентированного подхода при синхронном изучении истории"

Разделы: История и обществознание


В современной школе существуют разные инновационные процессы. Но за многообразием методических идей, мы подчас забываем о личности ученика. Основной целью современного образования является становление духовных и интеллектуальных качеств ученика, т.е. его обученность. Она обеспечивает социальную и профессиональную адаптацию в обществе, через овладение знаниями, умениями, навыками. Чем совершеннее каждый ученик, тем совершеннее общество в котором мы живем. Добиться таких результатов позволяет личностно-ориентированное обучение. Я стараюсь применять его на уроках истории и обществознания.

Данный урок содержит личностно-ориентированный подход и ориентирован на учеников 11-го класса, имеющих навыки работы с данной методикой. Я стараюсь создать на уроке атмосферу доверия, открытости. Только так возможно вести беседу, спорить, высказывать собственные суждения. Когда атмосфера сформирована, можно переходить к творческим заданиям.

Учебники старшеклассников отличаются постановкой проблемных вопросов, направленных на формирование личной позиции школьника. На данном уроке активно используются задания такого типа. Опора на ранее изученное, систематизация и анализ изучаемого материала, подбор фактов и аргументов в пользу того или иного научного подхода позволяет сформировать собственное мнение учащимся, создать восприятие изучаемого материала. Дифференцированный подход позволяет учитывать возможности всех учащихся   и способствовать их всестороннему развитию.

"Дипломатия в 1939-1945 гг." - это урок из курса новейшей истории 11-го класса по учебнику "Новейшая история ХХ век", автор А.А Улунян .С учетом синхронного прохождения программного материала, используется и учебник "История России ХХ век", автор А.А.Левандовский.

Цель урока

  • Рассмотреть дипломатические отношения между ведущими мировыми державами в период Второй мировой войны.

Задачи урока

  • Определить взаимосвязь дипломатии 30-х г.г. с дипломатией 1939-1945г.г.
  • Ознакомиться с дипломатией СССР, США и Великобритании с одной стороны и Германии, Италии, Японии с другой.
  • Проработать документальный материал и использовать его для размышлений по проблемным вопросам.
  • Выделить основные направления дипломатии 1939-1945 г.г.

Ход урока

1. Организационный этап

2. Введение в тему

  1. Определение темы урока и его места в системе изучаемого материала по Второй мировой войне;
  2. Постановка задач.

3. Опора на ранее изученное

Задание: Проанализируйте отношения между СССР, США, Великобританией, Германией, Италией и Японией в 30-е гг.

(Заслушивается несколько ответов учеников; при ответе о первых очагах войны используется карта.)

  • полоса признания СССР,
  • деятельность Лиги наций,
  • система коллективной безопасности в Европе,
  • первые очаги войны,
  • англо-франко-советские переговоры лета 1939 г.
  • пакт о ненападении от 23.089.39 г.

4.Изучение нового материала

Работа с документами.

Документ “ О радиограммах Рамзая ( Зорге) из Японии”.

  • 18.11.1940 г. Первое сообщение о возможности нападения Германии на СССР.
  • 05.03.1941 г. Прислана микропленка телеграммы Риббентропа послу Германии в Японии Отту с уведомлением, что Германия начнет войну против СССР в середине июня 1941г.
  • 02.05.1941 г. “Гитлер принял решение начать войну и уничтожить СССР, чтобы использовать европейскую часть СССР как базу сырья и зерна”
  • 15.06.1941 г. “Повторяю: девять армий в составе 170 дивизий начнут наступление на широком фронте на рассвете 22 июня 1941 г.”
  • 21.06.1941 г. Из докладной записки Берии Сталину:
  • “…Начальник разведупра, где еще недавно действовала банда Берзина, генерал-лейтенант Голиков жалуется…на своего подполковника Новобранца, который врет, будто Гитлер сосредоточил 170 дивизий против нас на нашей Западной границе… Но я и мои люди твердо помним Ваше мудрое предначертание: в 1941 г. Гитлер на нас не нападет”.

Документ “ Сообщение ТАСС”.

“ Германия так же неуклонно соблюдает условия советско-германского пакта о ненападении, как и Советский Союз, ввиду чего, по мнению советских кругов, слухи о намерении Германии порвать пакт и предпринять нападение на СССР, лишены всякой почвы”.

Задание: Ознакомившись с документами, определите, какую роль они сыграли в подготовке к отпору агрессору и определите направление дипломатии СССР.

Работа с вопросами.

1. К какому времени относится создание "оси" Берлин-Рим-Токио?

Ответ: 1936-1937 гг., с 1940 г. - союзники.

2. Назовите союзников данного Тройственного союза.

Ответ: Румыния, Венгрия, Словакия, Болгария, Югославия, Финляндия.

3. Что вам известно о создании Антигитлеровской коалиции?

Ответ: поставки по ленд-лизу - 11 марта 1941 г.

  • сближение Англии и СССР
  • Атлантическая хартия - август 1941 г. (Англия и США), сентябрь - одобрена СССР
  • конференция ООН - январь 1942 г. (принята Декларация, где заложены основы послевоенной структуры международных отношений).

Работа с документами.

  • Учебник "Новейшая история", стр. 192-193. Вопрос №1.

Международные  конференции.

Сближение СССР и Англии (началось в 1941 г.) продолжается и в 1942 г. подписанием договора о союзе. Практически подобный союз подписывает СССР и с США ( май-июнь 1942 г.).

Вопрос: Почему западные демократии пошли по пути сотрудничества с тоталитарным сталинским режимом?

Ответ: Они вынуждены были это сделать, т.к. СССР для этих стран представлял меньшее зло по сравнению с германским и японским милитаризмом.

Представители СССР, США и Великобритании рассматривали два основных вопроса:

  1. Открытие второго фронта.
  2. Материальная помощь СССР и Великобритании со стороны США.

Наибольшие разногласия вызвал первый вопрос, т.к. каждый из союзников преследовал собственные цели.

Англия стремилась установить контроль над Балканами и южной частью Средиземноморья.

СССР выступал за скорейшую высадку десанта англо-американских войск во Франции.

 Вопрос о материальной помощи был решен намного быстрее. Уже с конца 1941 г. поставки военной техники и продовольствия в СССР стали осуществляться американцами при участии англичан через Мурманск, Архангельск, Астрахань, Иран и Дальний Восток.

Обращаемся к учебнику "История России" стр. 255 (поставки по ленд-лизу в СССР).

 Большое значение для координации действий трех держав сыграли конференции.

С 28 ноября по 1 декабря 1943 г. в столице Ирана - Тегеране проходила встреча лидеров СССР, США и Великобритании - Сталина, Рузвельта, Черчилля, (объяснение сопровождается записью учениками основных вопросов в тетради).

Основные вопросы:

  1. Определение места и времени высадки союзников во Франции;
  2. Необходимость суда над военными преступниками;
  3. СССР заверил союзников о вступлении в войну с Японией после разгрома Германии.

 

 С 4-11 февраля 1945 г. проходила Ялтинская (Крымская) конференция. Большое значение придавалось урегулированию вопросов о зонах совместной оккупации Германии, послевоенных границах Польши и созыве Учредительной конференции ООН. Эта конференция открылась 25 апреля 1945 г. в Сан-Франциско (США).

 Последняя встреча представителей союзных держав за время Второй мировой войны, произошла в Потсдаме в июле - 2 августа 1945 г. В ней приняли участие от СССР - Сталин, от США - президент Г.Трумен (после смерти Рузвельта), от Великобритании - премьер-министр Эттли, заменивший Черчилля. Центральное место заняли вопросы о демилитаризации, демократизации и борьбе с нацизмом в Германии. Была определена новая польско-германская граница, СССР передан Кенигсберг (с 1946 г. - Калининград) и прилегающий к нему район. По предложению советской делегации, весь германский военно-морской и торговый флот был поровну разделен между СССР, США и Великобританией, а большая часть подводного флота затоплена. В ходе конференции Трумен сообщил Сталину об успешном испытании в США атомной бомбы. Конференция подтвердила возможность совместных усилий разных государств в разрешении международных проблем.

Эти конференции проходили в обстановке нарастания разногласий между СССР и его союзниками. Это касалось проблемы послевоенного устройства Центральной и Восточной Европы и механизма взимания репараций.

На протяжении начального периода войны дипломатические усилия Германии были направлены на убеждение СССР в верности Берлину. С образованием Антигитлеровской коалиции опасения фюрера возросли. Гитлер пытался внести раскол в отношения США и Великобритании с СССР, запугивая их "большевистской" угрозой. Даже в 1944-1945 гг., когда неизбежность поражения была очевидной, Италия вышла из войны, американцы нанесли удары по Японии на Тихом океане, Германия продолжала секретные контакты через посредников с представителями западных держав. Но все эти попытки потерпели провал. Япония продолжала лавировать между СССР и США на Дальнем Востоке. Но интриги японских милитаристов закончились подписанием акта о капитуляции 2 сентября 1945 г.

5.Закрепление изученного материала

1. Работа с вопросом № 2 к § 21, стр. 192.

2. Выскажите свою точку зрения по поводу ведения дипломатии в годы Второй мировой войны и определите ее основные направления.

Подведение итогов проводит учитель с определением ключевых моментов тем.

Домашнее задание - проработать § 21 "Новейшей истории", выписать в тетрадь сведения о конференциях по схеме (дата, участники, основные вопросы).