Эпиграф
“О поле, поле, кто тебя
усеял мертвыми костями?”
А.С. Пушкин “Руслан и Людмила”
Тип урока: обобщение и систематизация знаний.
Цели и задачи урока:
- на основе повторения и обобщения изученного материала и в ходе знакомства с новыми фактами создать целостное представление о гражданской войне в России;
- способствовать становлению умения оценивать исторические явления;
- развивать умения высказывать свою точку зрения, вести аргументированный разговор, делать выводы на основании анализа документа;
- привлечь внимание учащихся к проблеме трагедии человеческих судеб на крутых поворотах истории.
Категории учебных целей:
- знание и понимание : перевод знания в другую форму – предсказание результатов событий;
- применение : использование материала в конкретных и новых ситуациях;
- анализ : вычленение частей целого, выявление взаимосвязей между ними;
- синтез: комбинировать элементы, чтобы получить целое;
- оценка : оценивать соответствие выводов имеющимся данным.
Звучит романс “Поручик Голицын”.
Мотивационная беседа
В сознании наших соотечественников Великая Отечественная война как бы заслоняет войну гражданскую. Но, как ни ужасен был нацизм, гражданская война страшнее. Гитлер – это нашествие чуждой силы; гражданская война – это война брата с братом, отца с сыном.
Мы ничего не поймем в событиях 1918-1920гг., если будем думать, что все красные (или белые) были хорошими – или, наоборот, негодяями и извергами.
Как же оценивать эти события нашей истории?
Это нам и предстоит выяснить в ходе изучения темы “Гражданская война в России”.
В процессе работы нам предстоит обсудить причины гражданской войны, ответить на вопросы об участниках и руководителях этой войны, высказать свои суждения о ее последствиях и влиянии на судьбы России.
Вводный контроль
- Какое определение гражданской войны дает нам автор учебника (ст. 114 – словарь, ст. 106 абзац снизу)?
- Чем она отличается от других войн?
Основная часть
1. Какие же причины вызвали ее к жизни? Выберите утверждения, с которыми вы согласны. Ответ аргументируйте.
- Гражданская война – это схватка нового со старым, отжившим;
- Гражданская война – порождение веками копившихся в обществе злобы, раздражения;
- Гражданскую войну вызвали иностранные империалисты;
- Гражданской войны можно было бы избежать, если бы не политика большевиков 1917 - начала 1918 гг.;
- Гражданская война – закономерное продолжение революции;
- Гражданская война – справедливая месть народа эксплуататорам;
- Гражданская война – это трагическая ошибка, порожденная взаимным непониманием;
- Гражданская война была развязана свергнутыми классами – помещиками и буржуазией, стремившимися вернуть власть, собственность.
2. А теперь ребята сосредоточились.
Закончить предложение:
“В гражданской войне участвовали три силы: …”
3. Какие из перечисленных социальных сил в годы гражданской войны поддерживали белых, красных, зеленых? Учащиеся поднимают карточки соответствующих (белый, зеленый, красный) цветов. Это дает возможность контролировать ответы учащихся.
- высшее офицерство;
- казачество;
- среднее офицерство;
- либеральная интеллигенция;
- малоквалифицированные рабочие;
- беднейшее крестьянство;
- среднее крестьянство;
- солдаты;
- зажиточное крестьянство.
Почти вся Россия пришла в движение. Но вот ведь … странно, история не помнит толпы. Каждого, кто на свой страх и риск попытался торить свою тропинку в чистом поле, история вознаграждает, упоминаем вскользь, сохранением если не черт лица, то хотя бы имени.
Поговорим о персоналиях. Работаем в группах. За две недели перед уроком вы получили задание познакомиться с деятельностью известных лидеров белых, красных, зеленых. Поднимите руки, кто воспользовался услугами библиотеки, Интернет.
Что нового ты о них (нем) узнал(а) из этой характеристики? Что позволило этим людям стать во главе движения?
Здесь история соединила народ (или его часть) и Личность. Поистине, такое обилие имен Личностей встретишь в российской истории не часто. Что объединяет этих людей (белых, красных, зеленых)?
Портрет № 1
Портрет № 3“Погон французский,
Мундир английский,
Табак японский,
Правитель омский …”
- Еще при жизни о нем ходили слухи самые невероятные. Будто бы, когда крестили его, на священнике загорелась риза, что предвосхитило ребенку судьбу разбойника;
- в 16 лет стал членом группы анархистов, участвовал в “экспроприациях”, за что осужден к 20 годам каторги, замененным по несовершеннолетию подсудимого, заключением в Бутырке;
- избран председателем местного Совета. 25 сентября 1917 года подписывает декрет о национализации всей земли в уезде и разделе ее между крестьянами, чем опередил Ленина на месяц;
- его армия насчитывала до 50 тысяч бойцов. В декабре 1918 года она захватывает крупнейший город юга Екатеринослав и с этого момента имя “батьки” приобретает всероссийскую известность;
- за победы над деникинцами удостоился высшей награды – ордена Красного Знамени; Деникин обещал за его голову полмиллиона рублей;
- на его надгробии надпись: “Советский коммунар …” (Как он просил).
- Фрунзе и Куйбышев в нем души не чаяли, но Троцкий в нем видел бандита и навещал его только под охраной личного конвоя и прикрытием орудий бронепоезда;
- кавалер трех, а по источникам Института военной истории, четырех Георгиевских крестов и Георгиевской медали;
- уроженец чувашской глубинки, мордвин, лошадей жаловал, но как командующий группой войск и начдив предпочитал выносливый “Форд-Т”, выжимавший до 50 км в час;
- вверенные ему войска оснащал самым лучшим вооружением: боевыми аэропланами с хорошо обученными красвоенлетами, мотоциклетная связь, телеграф, телефон, вплоть до химического оружия;
- 6 ноября 1932 года в Самаре легендарному герою гражданской войны открыт памятник, а в 1933 году был снят знаменитый киношедевр братьев Васильевых.
- Он лихо служил от солдата до вахмистра в царской армии и за подлинные подвиги четырежды был удостоен Георгиевского креста;
- в 1917 году он, которого вот-вот произведут в офицеры, решительно выбирает революцию, а в ней большевиков;
- в июне 1919 года формируется 1-й конный корпус, командование которым он принимает; в ноябре 1919 года корпус реорганизован в 1-ю Конную армию, бессменным руководителем которой он и являлся;
- его маршальство, предсказанное Лениным, осуществилось лишь в 1935 году. За два года до этого такое же пророчество было записано в домашний альбом полководца писателем В. Катаевым.
- Еще при жизни о нем ходили легенды. В 1918 году белогвардейские газеты утверждали, что партизанскими отрядами на Волжском фронте командует немецкий генерал, за голову которого назначили премию в 20 тысяч рублей;
- сын крестьянина из Ярославской губернии. Молодость его прошла на заводе, где и сблизился с большевиками;
- в годы первой мировой войны получил два Георгиевских креста, Георгиевскую медаль, был произведен в унтер-офицеры;
- за вывод частей Южно-Уральской армии из окружения и беспримерный 1500 км рейд в течение 40 дней по тылам белых, первым был удостоен ордена Красного Знамени;
- гражданскую войну закончил на Дальнем востоке, где 6 суток при 40-градусном морозе его дивизия штурмовала станцию Волочаевка и одержала победу;
- награжден пятью орденами Красного Знамени; в 1935 году в числе первых удостоен звания Маршала Советского Союза.
5. Вот мы и подошли к главному вопросу. Как же оценивать гражданскую войну – как трагическую страницу истории или как героическую страницу истории. Воспользуемся документами.
ДокументыС 1914 г. по 1920 г. население областей России, составляющих РСФСР (Европейская Россия, Крым, Кавказ и Дон) уменьшилось с 86473215 до 82594643 человек. В 1914 году Россия как государство насчитывала 176 млн. человек, в 1920 году РСФСР вместе со всеми союзными республиками (включая Азербайджан, Грузию, Армению, Белоруссию и т.д.) имела всего 129 млн. человек.
Падение промышленного производства в 1920 году (в %; 1913 г. – 100%)
Железная руда | 1,6 |
Чугун | 2,3 |
Уголь | 27,0 |
Нефть | 41,0 |
Производство готовой промышленной продукции | 12,9 |
В 1918 году преступность в Москве составляла (в %; 1914 г. – 100%)
Кражи | 315 |
Вооруженный грабеж | 28500 |
Покушение на убийство | 1600 |
Убийство | 1060 |
Мошенничество | 370 |
в г. Екатеринодаре и его окрестностях.
В г. Екатеринодар большевики вступили 1 марта 1918г. В этот же день была арестована группа лиц мирного населения, преимущественно интеллигенция и все задержанные …83 человека были убиты, зарублены и расстреляны без всякого суда и следствия. Трупы были зарыты в трех ямах тут же в городе. Ряд свидетелей, а равно врачи, осматривавшие затем убитых, удостоверяли случаи зарытия недобитых, недорубленных жертв. В числе убитых … дети 14-16 летнего возраста и старики старше 65 лет. Над жертвами издевались, отрезая им пальцы рук и ног, обезображивая им лица.
Материалы газеты “В пути”Самаро-Златоустовская железная дорога на протяжении 180 верст освободилась от чехо-белогвардейских банд. Все мосты через Волгу ими взорваны. На разъезде … , где находился завод взрывчатых веществ, валяется более 800 трупов рабочих, их жен и детей, изрубленных шашками. В Каткове и далее на линии валяется 306 трупов изрубленных арестованных, вывезенных из Самарской тюрьмы белогвардейцами. На станции Ляпиги расстреляны помощник Буданов, имеющий 9 детей, дорожный мастер и стрелочник Соболев. В Самаре число расстрелянных велико.
Ученики работают с документами, анализируют их и высказывают свои мнения о гражданской войне.
Итоги гражданской войны1. Кем были красные? Отметьте определение, которое вы выбрали:
- героями, защитниками обездоленных;
- людьми честными, но невежественными;
- патриотами, мечтавшими о лучшем будущем для народа;
- мстителями старому обществу, фанатиками, каравшими и правых, и виноватых;
- озверевшей толпой, сеявшей насилие, несправедливость.
2. Кем были белые?
- реакционерами и преступниками;
- идейными сторонниками старого строя, монархии;
- людьми, вынужденными защищать свой мир, близких, себя;
- патриотами, отстаивающими национальное достоинство, честь, традиции;
- людьми, искренне заблуждавшимися.
Если вы не согласны ни с одним из утверждений, запишите свой ответ.
3. Кто, по вашему мнению, победил в гражданской войне? Отметьте аргументы, которые вы считаете верными:
- в гражданской войне победили красные, т.к. Советская власть, диктатура пролетариата, сохранилась и даже укрепилась;
- в гражданской войне победили белые, т.к. властью были сделаны уступки (экономические и политические) свергнутым эксплуататорским классам;
- в гражданской войне победили зеленые, т.к. после войны Советская власть была вынуждена под влиянием их требований перейти от продразверстки к продналогу.
Выводы (см. эпиграф).
Самая большая трагедия состоит в том “Сколько?” и “Кого?” мы потеряли. Кого Россия подарила миру: Шаляпина, Бунина, Сикорского, Лосева, Бердяева, Сорокина (эмигранты)? А ведь всё могло быть иначе… Но новая Россия в них не нуждалась.
Им, всем, кто до самой последней минуты надеялся, верил в неё, изгнанникам России посвящается:
Не было славы, не стало и родины,
Сердца не стало, а память жива.
Ваши сиятельства, их благородия,
Вместе нас Сент Женевьев де Буа.
Тесно лежат они, вдоволь познавшие
Муки свои и дороги сои,
Вроде бы русские, вроде бы наши,
Только не наши они и ничьи.