История и обществознание
-
Урок по теме: "Народная праздничная одежда". 5-й класс 2006
Урок предназначен для того, чтобы познакомить учащихся с особенностями русского праздничного костюма. Урок традиционный, с элементами игры, конкурсов, компьютерной презентацией.
-
Урок-путешествие по теме: "Передняя Азия в древности" 2006
Разработка урока, цели которого обобщить и систематизировать знания учащихся о вкладе, сделанном древними народами Передней Азии в развитие хозяйства и культуры всего мира; развивать умения, обобщать исторические факты, делать выводы; способствовать формированию познавательного интереса к истории.
-
Внеклассное мероприятие: "Память сердца" 2006
В 2005 году наша страна отмечала славную дату - 60-лет Победы в Великой Отечественной войне. Наш регион не был непосредственно охвачен огнем той страшной войны, но его жители внесли свой достойный вклад в дело общей победы. Не осталась в стороне и наша школа № 50 в здании которой был размещен госпиталь для раненных, а её учителя и выпускники смело сражались за Родину на всех фронтах Великой Отечественной войны. В нашей школе создан музей, в котором собрана и хранится история нашей школы, одной из самых старейших в городе. В сценарии мероприятия использованы материалы школьного музея (воспоминания участников тех дней, стихи местных поэтов, фотографии), свидетельства живых ветеранов.
-
Разработка урока по истории средних веков по теме: "Усиление королевской власти в конце ХV века во Франции и Англии" 2006
По данному уроку давались задания креативного, когнитивного и оргдеятельностного типа. Школьники добывали самостоятельно знания, материал в готовом виде не давался, познавательная активность была высокой.
-
Тема урока: "Основные осбытия в истории России XIX века" 2006
Посредством урока-игры осуществляется проверка знаний учащихся по основным событиям истории России XIX века.
-
Гражданская война — величайшая трагедия в истории России ХХ века 2006
Содержание данного урока и его место в теме, в курсе истории в целом представляют возможности для постановки и осуществления целей развития собственно образовательного процесса: познавательных, исследовательских. C позиции исторической (она в данном случае идентична учебно-воспитательной стороне урока) сводится к организации групповой работы учащихся с несколькими текстами. Они должны будут в процессе работы с историческими материалами, документами стать на позиции участников трагических событий истории. Затем, использовав накопленные ими знания о предшествующих событиях Гражданской войны, определить причины происходившего в 1918–1920 гг. в судьбе страны, выработать собственную точку зрения, своё отношение к событиям истории. С позиций учебно-технологической суть замысла урока состоит в применении к содержанию о Гражданской войне в соответствии с предметной программой по Отечественной истории технологии педагогической мастерской. Результатом работы в мастерской становится не только реальное знание и умение, важен сам процесс постижения истины и создание творческого продукта, развитие коммуникативной и рефлексивной культуры, овладение интеллектуальными технологиями, готовность к аргументированным выводам. При этом важнейшим качеством процесса оказывается сотрудничество и сотворчество – явления самоценные.
-
Межпредметные связи при изучении темы "Научное познание". Обществознание. 10-й класс 2006
Межпредметные связи, используемые при изучении темы "Научное познание", выполняют несколько функций. Во-первых, они прекрасно иллюстрируют изучаемый теоретический материал. Во-вторых, они расширяют кругозор и эрудицию десятиклассников, а также усиливают мотивацию к изучению других предметов. В-третьих, межпредметные связи оказывают влияние на формирование мировоззрения старшеклассников, поскольку позволяют подвести ребят к пониманию универсальных научных принципов и к осознанию взаимосвязи различных наук.
-
Краеведческая работа как средство совершенствования навыков самообразования 2006
Использование краеведческого материала в учебных целях обостряет внимание учащихся к фактам и явлениям окружающей действительности, помогает выработке у них самостоятельного творческого мышления, твердых убеждений, умений и навыков, практического применения полученных знаний в жизни. У школьников должно вырабатываться чувство гордости за свою Родину, за свой народ, уважение к его великим свершениям и достойным страницам прошлого.
-
Сценарий внеклассного мероприятия по истории: Форум обучающихся "Фестиваль наук. История" 2006
Подведение итогов учебной и внеклассной работы по истории за прошедший учебный год и старт учебной и внеклассной работы по истории на 2005–2006 учебный год. Определяется значение исторической науки в системе других наук, опираясь на высказывания известных историков и государственных деятелей.
-
Урок в 10-м классе по теме: "Россия в ХVI в." 2006
Разработка урока, цели которого: обобщить знания учащихся по эпохе Ивана Грозного в форме игры; развивать умения учащихся применять теоретические знания в практической деятельности, работать с историческими понятиями, хронологией, исторической картой, историческими фактами и событиями, умения применять информационные технологии; воспитывать чувство коллективизма, ответственности, патриотизма.
-
Основные положения реформы 1861 г. 2006
Повышению познавательной активности учащихся, преодолению скуки, шаблона в проведении традиционных уроков способствуют ролевые игры. В качестве примера инновационного урока, на котором хорошо просматривается сотворчество учителя и учащихся, предлагаю план-конспект по теме "Падение крепостного права в России".
-
План деловой игры "Формы отклоняющегося поведения в современном российском обществе" 2006
Предлагается сценарий деловой игры на актуальную, отвечающую современной проблематике тему. Подробно описывается ход деловой игры по соответствующим этапам, выделяются цели и методы осуществления каждого. Прилагается список тем для обсуждения, даются конкретные, апробированные советы как правильно организовать дискуссию, сформировать устойчивую мотивацию учащихся, создать оптимальные условия для актуализации социально-коммуникативных способностей каждого ученика.
-
Интеллектуальная игра "Гражданская война и интервенция в России" (повторительно-обобщающий урок). 9-й класс 2006
Повторительно-обобщающий урок, проводимый в форме интеллектуальной игры с моментами театрализации, позволяет обучающимся не только применить знания, умения и навыки, но и быть участниками изучаемых событий. Такая форма урока позволяет активизировать деятельность каждого ученика, повысить интерес к изучаемому предмету, так как в соревновании каждый старается проявить себя максимально, ведь от этого зависит победа команды. Игра учит выбирать, анализировать факты, делать выводы и отстаивать свою точку зрения.
-
Духовная оппозиция и церковный раскол. (Социальный и культурный феномен раскола) 2006
Данный урок является продолжением темы "Религиозно-церковная жизнь в XVII в. Раскол в русской православной церкви" (1-й урок "Реформы патриарха Никона"). Цели урока - формирование исторических знаний о причинах раскола в Русской православной церкви и в обществе; оценка церковного раскола современниками и потомками; развитие умения прослеживать причинно-следственные связи, оперировать историческими фактами, использовать различные источники исторических знаний, анализировать и сравнивать исторические источники, самостоятельно формулировать и излагать свою точку зрения, делать краткие записи. Урок дает возможность понимания неоднозначности оценки исторических деятелей.
-
Внеклассное мероприятие по истории. Сценарий выступления лекторской группы. Тема: "Великой Отечественной войне 1941–1945 годов посвящается. Битва за Москву" 2006
Сегодня можно встретить подростков, которые плохо понимают и не представляют себе события Великой Отечественной войны, не знают о родственниках – участниках войны. Чтобы изменить ситуацию, в нашей школе организована работа лекторской группы, выступления которой посвящены Дням воинской Славы России. Такая форма работы приобщает школьников к истории своей страны, развивает патриотизм и чувство гордости за свой народ.
-
Мультимедийный урок истории по теме: "Огненная дуга" 2006
Овладение информационными и телекоммуникационными технологиями и формирование общеучебных и общекультурных навыков работы с информацией - одна из целей современного образовательного процесса. Применение компьютера на уроке оправдано прежде всего при большой индивидуализации работы учащихся. Любая форма работы над исторической темой с использованием персонального компьютера на рабочем столе ученика имеет преимущества перед традиционными формами уроков уже потому, что обладает гораздо большими возможностями предъявления ученикам наглядных, документальных и справочных материалов.
-
Урок истории в 5-м классе по теме: "Образование в Древнем Египте" 2005
Урок развивающего обучения. В ходе решения познавательных задач формируется мотивация к изучению нового материала и умение использовать его на практике. Урок предполагает опору на личный жизненный опыт учащихся и их знания из других предметных областей.
-
Роль научно-исследовательской деятельности в охране здоровья школьников 2005
Предлагаемой программой по Литературному краеведению могут воспользоваться как учителя русской литературы, так и учителя татарской литературы, истории, географии и классные руководители.
-
Урок в 9-м классе по курсу "обществознание" на тему: "Нравственные и правовые основы семьи" 2005
На данном уроке я попыталась связать теоретические положения курса обществознания с социальным опытом учеников, что способствует освоению системы знаний о социальной действительности, развитию мышления и интереса к изучению дисциплин социально-гуманитарного цикла, воспитанию гражданской ответственности. Кроме того, это развивает умение спорить, способность к оценке собственных социальных возможностей, навык самоорганизации, вырабатывает способность самостоятельно разрешать личные проблемы, реализовывать свои жизненные планы. Таким образом, представленный урок способствует приобретению определенного социального опыта, а также положительно влияет на характер взаимоотношений учителя и учащихся.
-
Повторительно-обобщающий урок по теме: "Передняя Азия в древности". 5-й класс 2005
Данный урок является повторительно-обобщающим по теме "Передняя Азия в древности". Все задания направлены на закрепление знаний по данной теме, развитие любознательности учащихся, повышение интереса к истории. Задания предполагают систематизацию полученных знаний. В случае, когда способ выполнения задания учащимся неизвестен и предстоит его искать, речь идет о проблемной задаче, например, "Историческая арифметика", "Пословицы в ребусах".
-
Русский фольклор как исторический источник 2005
История фольклора неразрывна с историей народа. Изучением фольклора занимались и занимаются исследователи таких наук, как философия, история, филология, этнография, археология и др. Особенно эффективно использование фольклорного материала на уроках истории в 6–7-х классах. В произведениях фольклора мы можем увидеть описание русских городов.
-
Итоговый урок-практикум в 11-м классе по теме: "Гражданская война в России" 2005
Проблемный характер урока по Отечественной истории в 11-м классе, активизация познавательной деятельности учащихся создают условия для конкретно-исторического и теоретического анализа событий России ХХ века, развивает у учащихся умение обобщать, анализировать исторические явления, давать оценку историческим личностям в истории Отечества.
-
Интегрированный урок (литература и история) по теме: "Значение христианства в истории России, живописи и русской литературе ХIХ– ХХ вв." 2005
История и литература, бесспорно, родственные науки. Мы говорили, и будем говорить, на уроках литературы об исторических обстоятельствах, предшествовавших созданию произведений, без этого их невозможно понять в полной мере. Тем более, что вопросы, на которые нам в итоге предстоит сегодня ответить, касаются вашего отношения к жизни, а значит, нашей истории завтра. Чтобы ответить на них, нам предстоит сейчас пройти три ступени: историческую, литературную и творческую.
-
Тема урока по истории: "Индия и Китай в древности". 5-й класс 2005
Урок знакомит учащихся 5-х классов с Древним Китаем и Индией. Идет рассказ о двух древних цивилизациях, что общего и различного в их развитии.
-
Тема урока: "Причины победы большевиков в Гражданской войне" 2005
Урок-проект по истории, который помогает ученикам через рассмотрение таких проблем, как неизбежность и пределы революционного насилия, идеология и социальная психология "военного коммунизма", крестьянства в гражданской войне, "белый" и "красный" террор и другие, выяснить причины победы большевиков в Гражданской войне, а также понять, что трагедия гражданской войны учит нас в первую очередь отказу от ненависти, насилия, произвола как метода государственного строительства, всей организации жизни, как надежного способа "осчастливить" народ.
-
Внеклассное мероприятие по истории на тему: "Память моя блокадная…" 2005
Ленинград - это одна из памятных страниц истории нашего государства. Его судьба неотделима от нашего народа. Героическая оборона города в годы войны стала символом мужества. На примере бессмертного подвига его жителей воспитано не одно поколение наших соотечественников. "Память моя блокадная" - встреча двух поколений. "Дети 40-х и молодость XXI века". Дети 40-х чье детство прошло в суровые годы и молодежь сегодняшнего дня, которая, приклоняясь перед их мужеством, стала инициатором акции, внесшей посильный вклад в создание памятника "Детям войны" в г. Красноярске.
-
Урок-суд по истории в 9-м классе: "Сталин: "отец народов" или "враг народа"?" 2005
Мировая революция, великая индустриальная держава, сплошная коллективизация, "экономическое чудо", "большой террор", "культурная революция", судебные прения, Сталин: "отец народов" или " враг народа".
-
Тема урока: "Семинарская система работы на уроках социально-политического цикла" 2005
Для преподавания гуманитарных дисциплин в ФГОУСПО "ЕМРПТ" используется лекционно-семинарская форма работы. На лекционных уроках преподаватель объясняет новую тему, ставит проблему перед студентами, решение которой выносится на общее обсуждение. Семинары по предмету "Основы философии" отличаются, к примеру, от семинаров по предмету "Основы социологии и политологии" тем, что последние принимают форму политического диспута. Обсуждение философских проблем проходит более спокойно, но это не значит, что нет желания спорить. Преподаватель и студенты спорят на равных, дискуссии проходят очень живо, интересно, вовлекают всю группу в общий разговор. Семинары необходимы, они помогают студенту тщательно, от урока к уроку, систематизировать свои знания.
-
Некоторые аспекты преподавания истории: из опыта работы в Сергиево-Посадской муниципальной гимназии 2005
Задача исторического образования в Сергиево-Посадской гимназии включает в себя исследование исторических процессов в диалектическом альтернативно-многовариативном и закономерно-объективном развитии. Реализация этого подхода осуществляется за счет накопления и систематизации материала, его письменной фиксации, критического анализа материала через изучение источников и дискуссию, теоретическое обобщение на основе межпредметных связей.
-
Урок по истории на тему: "Импрессионизм, как реалистическое направление в живописи конца ХIX — начало ХХ века". 10-й класс 2005
Бинарный урок (история и рисование) с использованием социокультурных технологий. На урокае показаны принципиальные изменения в искусстве в конце XIX - начале XX века, появление нового направления в искусстве - импрессионизм. Учащиеся познакомились с некоторыми из представителей импрессионизма: К.Моне, О.Ренуаром, В.Ван-Гогом, П.Гогеном. Были раскрыты особенности живописного языка художников, манера письма, через идейные задачи ипрессионизма, продиктованные своим временем. Ребята увидели гуманистические черты живописи художников, их стиль, объёмное восприятие картин художников-импрессионистов.