“Игра – путь детей к познанию мира, в котором они живут и который призваны изменить”.
М.Горький.
На своих уроках в 5-х классах я широко применяю дидактические игры. Для учащихся этого возраста игра продолжает оставаться комфортной, психологически приемлемой формой общения. Во время игры возникает особое эмоциональное состояние, обусловленное естественным стремлением добиться результата. В итоге полученные знания становятся личностно-значимыми.
Дидактические игры позволяют проводить многократное повторение учебного материала в формах, не похожих на обычное обучение. Игра позволяет ребенку ощутить собственный интеллектуальный успех. Всё это способствует поддержанию интереса учащихся к предмету.
Игра создает атмосферу здорового соревнования, заставляющего школьника не просто механически припомнить известное, а мобилизовать все свои знания. Учащиеся по-новому рассматривают уже известные факты и явления, устанавливают связи, сходства и различия между отдельными событиями. В игре тренируется память, цепкость ума, внимательность. В ходе игры, учащиеся быстрее и легче запоминают даты, имена, названия, лучше усваивают графический и иллюстративный материал.
Если игра проводится в форме соревнования команд, то это способствует сплочению коллектива, формированию коммуникативных качеств личности.
В целом игра, обычно, вызывает положительные эмоции у ребенка.
На разных типах уроков, на разных этапах урока, я использую кроссворды, шарады, ребусы, чайнворды. Игры-головоломки помогают отрабатывать термины, географические названия, имена. Такие задания я использую на уроке при проверке домашнего задания, при закреплении нового материала. При этом широко практикую работу в парах и малых группах. Игры-головоломки разнообразят домашнее задание. Ребята не только решают, но и самостоятельно составляют подобные игры.
Как показывает опыт, удачным является использование дидактических игр на повторительно-обобщающих уроках. Во-первых, обычно, дидактические игры предполагают не изучение, а прежде всего повторение материала. Во-вторых, для проведения викторин требуется накопление материала по целому разделу или главе учебника. В-третьих, дидактические игры позволяют систематизировать материал, по какому - либо признаку. В четвёртых, во время игры можно оценить работу большого количества человек.
На своих уроках я использую письменные викторины (“Было или не было”), устные викторины с использованием игрового поля, викторины в форме телевизионных передач, иллюстрированные викторины (“Звездный час”, “Аукцион”, “Что? Где? Когда?”).
Ежегодно в нашей школе проходит “ неделя истории”. Учащиеся 5-х классов принимают участие в предметных викторинах, интеллектуальных соревнованиях, которые проводятся в игровой форме.
Предлагаю вниманию коллег описание “Исторической олимпиады для 5-х классов”. Эта разработка может быть использована на повторительно-обобщающем уроке, а также как основа внеклассного мероприятия по истории.
ИСТОРИЧЕСКАЯ ОЛИМПИАДА ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 5-Х
КЛАССОВ.
Цель:
1. Повторить в игровой форме материал по темам “Древний Восток”, “Древняя Греция”
2. Развивать интерес учащихся к изучению истории
3. Развивать у учащихся умение давать полный аргументированный ответ.
4. Способствовать формированию коммуникативных качеств у учащихся, сплочению коллектива.
Тип урока: урок повторения и
систематизации знаний.
Форма проведения: урок-соревнование.
Оборудование:
- карточки с заданиями,
- бланки подсчета очков,
- выставка творческих работ учащихся,
- медали для победителей.
Ход урока:
I. Организация начала урока:
Учитель:
Две тысячи с лишним лет назад,
Чему не только греки рады,
Старт взял огонь Олимпиад
Под солнцем пламенной Эллады.
Сегодня мы проводим необычную олимпиаду. Это олимпиада интеллектуальная, в различных состязаниях вам надо будет показать свои знания по истории Древнего мира. В каждом конкурсе команда зарабатывает очки. В нашей Олимпиаде принимают участие две команды, в конце урока мы подведем итог и наградим достойнейших. Все участники команды-победительницы получают оценку “отлично”, также оценку “отлично” получат ребята, которые покажут наилучшие знания в отдельных конкурсах и заработают большое количество очков для команды.
Вас приветствует муза истории Клио.
Муза истории Клио (старшеклассница,
которая будет помогать проводить урок):
Вам, пришедшим сюда, к состязанию готовым,
Слово привета свое я обращаю.
Вам пожелаю я, о сыновья Геродота:
Честно сражайтесь под сводами храма науки
И благородством блистайте не меньше,
Чем жаждою схватки
Пусть же дарует Великая Ника
Победу тем, кто достойнее будет
И знанья покажет искусней.
Муза Истории- Клио
Вас приглашает. Начнём!
II. Повторение материала.
Первый этап- разминка. В этом конкурсе
задача команды назвать термины, определение
которых я буду зачитывать. За каждый правильный
ответ команда получает один балл, максимальное
количество баллов – 14. ( Можно усложнить задание,
ограничив общее время на ответ или, зачитывая по
одному определению для каждого ученика).
Задания для первой команды: (в скобках
приводятся правильные ответы)
- жилище богов (храм)
- передача имущества во временное пользование другому человеку за определённую плату (аренда).
- человек, который потерял свободу и не имеет никаких прав (раб).
- наука, изучающая развитие человеческого общества (история).
- рассказы о богах и героях (мифы)
- сплав меди и олова (бронза)
- знатный человек в Египте (вельможа)
- древнеегипетская гробница (пирамида)
- группы людей, на которые делилось население в Индии (касты)
- простой, свободный народ в Аттике (демос)
- совет знати в Афинах (ареопаг)
- правила, обязательные для всех жителей государства (законы)
- значки для письма в Египте и Китае (иероглифы)
- поселения, которые греки и финикийцы основывали
в других странах (колонии)
Задания для второй команды:
- служители бога (жрецы)
- плата населения в государственную казну (налоги)
- вера людей в богов, духов, сверхъестественные силы (религия)
- небольшое самостоятельное государство в Греции (полис)
- знатные правители в Афинах (архонты)
- власть народа (демократия)
- богатые, уважаемые люди, которым принадлежит власть (знатные люди)
- значки для письма в Двуречье (клинопись)
- правитель Египта (фараон)
- наука о движении небесных светил (астрономия)
- хранилище государственных денег (казна)
- большое и сильное государство (держава)
- значки для письма в Финикии и Греции (буквы)
- вера в одного бога (единобожие)
Учитель: переходим ко второму этапу -
“историческое многоборье”. Команды
разбиваются на тройки, каждая тройка получает
свое задание.
Задание 1. “ Знатоки карты”: учащиеся
получают карточки с названиями стран и карточки
с контурными картами стран. Необходимо
совместить названия с контурной картой. ( Обе
команды получают одинаковое задание). За каждый
правильный ответ команда получает 1 балл,
максимальное количество баллов – 5).
Задание 2. “ Путаница”: учащиеся получают по
две карточки со списком из 4-х слов, необходимо
найти лишнее слово и объяснить, почему именно это
слово. ( За каждое правильно найденное слово,
команда получает 0,5 балла, за правильное
объяснение к каждому списку – ещё 0,5 балла.
Максимальное количество – 2 балла).
- Чай, алфавит, компас, шелк.
- Шахматы, сахар, пурпурная краска, хлопок.
- Алфавит, пурпурная краска, корабль, бумага.
- Пирамиды, иероглифы, папирус, клинопись.
Задание 3. “ Зашифрованное послание”:
учащиеся каждой команды должны разгадать ребус и
шараду. ( За каждый правильный ответ команда
получает 1 балл, максимальное количество – 2
балла).
Задание 4. “Крылатое выражение”: учащиеся
должны объяснить смысл предложенного крылатого
выражения, рассказать, как оно произошло. (
Максимальное количество баллов за задание – 2).
- “Нить Ариадны”, “Троянский конь”.
- “Яблоко раздора”, “Ахиллесова пята”
Задание 5. “ Знатоки богов”: команды по
очереди называют имена греческих богов и богинь,
выигрывает команда, которая последней назвала
имя.
Пока соревнуются участники 5-ой тройки, остальные
выполняют свои задания. Затем, со своими ответами
на задания выступают остальные тройки
участников.
Учитель: наступает третий этап –
“Заморочки из бочки”. Команды по очереди
достают карточку с вопросом из бочонка и
отвечают. За каждый правильный ответ команда
получает 1 балл. ( Количество вопросов в этом
конкурсе определяет учитель, ориентируясь на
время).
Вопросы третьего этапа:
- В какой библиотеке хранились несгораемые книги? (в библиотеке царя Ашшурбанапала, в Ассирии).
- Название какой книги, если перевести на русский язык, звучит как “книга”? (Библия).
- На карте мы видим, что Нижний Египет расположен над Верхним. Объясните эту путаницу. (Названия Верхний и Нижний Египет связаны с верхним и нижним течением реки Нил, а, как известно, она течет с юга на север).
- Почему миф о потопе возник именно в Двуречье? ( Разливы рек Тигр и Евфрат проходили бурно и часто были разрушительными).
- Почему на берегах Черного моря находят очень много греческих изделий? (На берегах Черного моря было много греческих колоний).
- В Афинах рабов было больше, чем в Спарте. Однако афиняне считали спартанцев самыми жестокими рабовладельцами. Почему? ( В Афинах рабами были чужеземцы, а в Спарте – местное население, илоты).
- В Аттике было мало земли (для посева зерновых). Почему население не страдало от нехватки хлеба? ( Хлеб поступал из колоний).
- Почему среди богов-животных Египта нет свиньи и
слона? (Свиней и слонов в Древнем Египте никогда
не было).
Учитель: наступает решающий этап
наших Олимпийских игр – “Гонка за лидером”.
Этот конкурс начинает команда, которая набрала
большее количество баллов. Каждая команда должна
ответить на 10 коротких вопросов, каждый
правильный ответ приносит команде 1 балл.
Вопросы для первой команды:
- Самая высокая пирамида. (пирамида Хеопса).
- На чем писали в Древнем Египте? (на папирусе).
- Строительный материал в Древнем Двуречье. (глина).
- Как звали царя, который собрал огромную библиотеку? (Ашшурбанапал).
- Древнекитайский мудрец. (Конфуций).
- Автор поэем “Илиада” и “Одиссея”. (Гомер).
- Мореплаватели какой страны первыми совершили плавание вокруг Африки? (Финикии).
- По имени какого правителя Афин называют очень жестокие законы? ( Дракона).
- В какой стране придумали арабские цифры? (в Индии).
- В каком государстве построили самую длинную
стену? (в Китае),
Вопросы для второй команды:
- Гробница какого фараона не была разграблена? (Тутанхамона).
- Какой город называли “городом крови” и “логовищем львов”? (Ниневию).
- Какой алфавит очень похож на наш? (греческий).
- “Первый властелин” единого Китая. (Цинь Шихуан).
- В какой стране придумали игру в шахматы? (в Индии).
- В войске какого государства впервые появилось железное оружие? (в ассирийском).
- Где изобрели бумагу? (в Китае).
- Самая большая держава на древнем Востоке ( Персидская).
- Архонт, отменивший долговое рабство в Афинах. (Солон).
- Краткая, меткая речь. (лаконичная).
III. Подведение итогов. Учитель подводит итоги Олимпиады. Участникам победившей команды вручаются стилизованные медали или венки победителей. Учитель объявляет оценки за урок.
IV.Домашнее задание: подготовить кроссворды, шарады, ребусы по пройденному материалу.
Литература.
1.Кулагина Г.А. 100 игр по истории.- М.: Просвещение,1967.- 277с.
2.Смирнов С.Г. Задачник по истории Древнего мира: Для сред. учеб.заведений: 2-е изд.,перераб. И доп.- М.: МИРОС; Смоленск: Русич,1995.-224с.
3. Годер Г.И. Рабочая тетрадь по истории древнего мира. 5 класс. В 2 выпусках.- М.: Просвещение, 2003.
4. Румынина В.В. Использование форм популярных телепередач во внеклассной работе.//Преподавание истории в школе.1998.№ 3