Использование дидактических игр на уроках истории в 5-х классах

Разделы: История и обществознание, Внеклассная работа


“Игра – путь детей к познанию мира, в котором они живут и который призваны изменить”.

М.Горький.

На своих уроках в 5-х классах я широко применяю дидактические игры. Для учащихся этого возраста игра продолжает оставаться комфортной, психологически приемлемой формой общения. Во время игры возникает особое эмоциональное состояние, обусловленное естественным стремлением добиться результата. В итоге полученные знания становятся личностно-значимыми.

Дидактические игры позволяют проводить многократное повторение учебного материала в формах, не похожих на обычное обучение. Игра позволяет ребенку ощутить собственный интеллектуальный успех. Всё это способствует поддержанию интереса учащихся к предмету.

Игра создает атмосферу здорового соревнования, заставляющего школьника не просто механически припомнить известное, а мобилизовать все свои знания. Учащиеся по-новому рассматривают уже известные факты и явления, устанавливают связи, сходства и различия между отдельными событиями. В игре тренируется память, цепкость ума, внимательность. В ходе игры, учащиеся быстрее и легче запоминают даты, имена, названия, лучше усваивают графический и иллюстративный материал.

Если игра проводится в форме соревнования команд, то это способствует сплочению коллектива, формированию коммуникативных качеств личности.

В целом игра, обычно, вызывает положительные эмоции у ребенка.

На разных типах уроков, на разных этапах урока, я использую кроссворды, шарады, ребусы, чайнворды. Игры-головоломки помогают отрабатывать термины, географические названия, имена. Такие задания я использую на уроке при проверке домашнего задания, при закреплении нового материала. При этом широко практикую работу в парах и малых группах. Игры-головоломки разнообразят домашнее задание. Ребята не только решают, но и самостоятельно составляют подобные игры.

Как показывает опыт, удачным является использование дидактических игр на повторительно-обобщающих уроках. Во-первых, обычно, дидактические игры предполагают не изучение, а прежде всего повторение материала. Во-вторых, для проведения викторин требуется накопление материала по целому разделу или главе учебника. В-третьих, дидактические игры позволяют систематизировать материал, по какому - либо признаку. В четвёртых, во время игры можно оценить работу большого количества человек.

На своих уроках я использую письменные викторины (“Было или не было”), устные викторины с использованием игрового поля, викторины в форме телевизионных передач, иллюстрированные викторины (“Звездный час”, “Аукцион”, “Что? Где? Когда?”).

Ежегодно в нашей школе проходит “ неделя истории”. Учащиеся 5-х классов принимают участие в предметных викторинах, интеллектуальных соревнованиях, которые проводятся в игровой форме.

Предлагаю вниманию коллег описание “Исторической олимпиады для 5-х классов”. Эта разработка может быть использована на повторительно-обобщающем уроке, а также как основа внеклассного мероприятия по истории.

ИСТОРИЧЕСКАЯ ОЛИМПИАДА ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 5-Х КЛАССОВ.
Цель:

1. Повторить в игровой форме материал по темам “Древний Восток”, “Древняя Греция”
2. Развивать интерес учащихся к изучению истории
3. Развивать у учащихся умение давать полный аргументированный ответ.
4. Способствовать формированию коммуникативных качеств у учащихся, сплочению коллектива.

Тип урока: урок повторения и систематизации знаний.
Форма проведения: урок-соревнование.
Оборудование:

  1. карточки с заданиями,
  2. бланки подсчета очков,
  3. выставка творческих работ учащихся,
  4. медали для победителей.

Ход урока:

I. Организация начала урока:

Учитель:

Две тысячи с лишним лет назад,
Чему не только греки рады,
Старт взял огонь Олимпиад
Под солнцем пламенной Эллады.

Сегодня мы проводим необычную олимпиаду. Это олимпиада интеллектуальная, в различных состязаниях вам надо будет показать свои знания по истории Древнего мира. В каждом конкурсе команда зарабатывает очки. В нашей Олимпиаде принимают участие две команды, в конце урока мы подведем итог и наградим достойнейших. Все участники команды-победительницы получают оценку “отлично”, также оценку “отлично” получат ребята, которые покажут наилучшие знания в отдельных конкурсах и заработают большое количество очков для команды.

Вас приветствует муза истории Клио.
Муза истории Клио (старшеклассница, которая будет помогать проводить урок):

Вам, пришедшим сюда, к состязанию готовым,
Слово привета свое я обращаю.
Вам пожелаю я, о сыновья Геродота:
Честно сражайтесь под сводами храма науки
И благородством блистайте не меньше,
Чем жаждою схватки
Пусть же дарует Великая Ника
Победу тем, кто достойнее будет
И знанья покажет искусней.
Муза Истории- Клио
Вас приглашает. Начнём!

II. Повторение материала.
Первый этап- разминка. В этом конкурсе задача команды назвать термины, определение которых я буду зачитывать. За каждый правильный ответ команда получает один балл, максимальное количество баллов – 14. ( Можно усложнить задание, ограничив общее время на ответ или, зачитывая по одному определению для каждого ученика).
Задания для первой команды: (в скобках приводятся правильные ответы)

  1. жилище богов (храм)
  2. передача имущества во временное пользование другому человеку за определённую плату (аренда).
  3. человек, который потерял свободу и не имеет никаких прав (раб).
  4. наука, изучающая развитие человеческого общества (история).
  5. рассказы о богах и героях (мифы)
  6. сплав меди и олова (бронза)
  7. знатный человек в Египте (вельможа)
  8. древнеегипетская гробница (пирамида)
  9. группы людей, на которые делилось население в Индии (касты)
  10. простой, свободный народ в Аттике (демос)
  11. совет знати в Афинах (ареопаг)
  12. правила, обязательные для всех жителей государства (законы)
  13. значки для письма в Египте и Китае (иероглифы)
  14. поселения, которые греки и финикийцы основывали в других странах (колонии)

Задания для второй команды:

  1. служители бога (жрецы)
  2. плата населения в государственную казну (налоги)
  3. вера людей в богов, духов, сверхъестественные силы (религия)
  4. небольшое самостоятельное государство в Греции (полис)
  5. знатные правители в Афинах (архонты)
  6. власть народа (демократия)
  7. богатые, уважаемые люди, которым принадлежит власть (знатные люди)
  8. значки для письма в Двуречье (клинопись)
  9. правитель Египта (фараон)
  10. наука о движении небесных светил (астрономия)
  11. хранилище государственных денег (казна)
  12. большое и сильное государство (держава)
  13. значки для письма в Финикии и Греции (буквы)
  14. вера в одного бога (единобожие)

Учитель: переходим ко второму этапу - “историческое многоборье”. Команды разбиваются на тройки, каждая тройка получает свое задание.
Задание 1. “ Знатоки карты”: учащиеся получают карточки с названиями стран и карточки с контурными картами стран. Необходимо совместить названия с контурной картой. ( Обе команды получают одинаковое задание). За каждый правильный ответ команда получает 1 балл, максимальное количество баллов – 5).
Задание 2. “ Путаница”: учащиеся получают по две карточки со списком из 4-х слов, необходимо найти лишнее слово и объяснить, почему именно это слово. ( За каждое правильно найденное слово, команда получает 0,5 балла, за правильное объяснение к каждому списку – ещё 0,5 балла. Максимальное количество – 2 балла).

  1. Чай, алфавит, компас, шелк.
  2. Шахматы, сахар, пурпурная краска, хлопок.
  3. Алфавит, пурпурная краска, корабль, бумага.
  4. Пирамиды, иероглифы, папирус, клинопись.

Задание 3. “ Зашифрованное послание”: учащиеся каждой команды должны разгадать ребус и шараду. ( За каждый правильный ответ команда получает 1 балл, максимальное количество – 2 балла).
Задание 4. “Крылатое выражение”: учащиеся должны объяснить смысл предложенного крылатого выражения, рассказать, как оно произошло. ( Максимальное количество баллов за задание – 2).

  1. “Нить Ариадны”, “Троянский конь”.
  2. “Яблоко раздора”, “Ахиллесова пята”

Задание 5. “ Знатоки богов”: команды по очереди называют имена греческих богов и богинь, выигрывает команда, которая последней назвала имя.
Пока соревнуются участники 5-ой тройки, остальные выполняют свои задания. Затем, со своими ответами на задания выступают остальные тройки участников.
Учитель: наступает третий этап – “Заморочки из бочки”. Команды по очереди достают карточку с вопросом из бочонка и отвечают. За каждый правильный ответ команда получает 1 балл. ( Количество вопросов в этом конкурсе определяет учитель, ориентируясь на время).
Вопросы третьего этапа:

  1. В какой библиотеке хранились несгораемые книги? (в библиотеке царя Ашшурбанапала, в Ассирии).
  2. Название какой книги, если перевести на русский язык, звучит как “книга”? (Библия).
  3. На карте мы видим, что Нижний Египет расположен над Верхним. Объясните эту путаницу. (Названия Верхний и Нижний Египет связаны с верхним и нижним течением реки Нил, а, как известно, она течет с юга на север).
  4. Почему миф о потопе возник именно в Двуречье? ( Разливы рек Тигр и Евфрат проходили бурно и часто были разрушительными).
  5. Почему на берегах Черного моря находят очень много греческих изделий? (На берегах Черного моря было много греческих колоний).
  6. В Афинах рабов было больше, чем в Спарте. Однако афиняне считали спартанцев самыми жестокими рабовладельцами. Почему? ( В Афинах рабами были чужеземцы, а в Спарте – местное население, илоты).
  7. В Аттике было мало земли (для посева зерновых). Почему население не страдало от нехватки хлеба? ( Хлеб поступал из колоний).
  8. Почему среди богов-животных Египта нет свиньи и слона? (Свиней и слонов в Древнем Египте никогда не было).

Учитель: наступает решающий этап наших Олимпийских игр – “Гонка за лидером”.
Этот конкурс начинает команда, которая набрала большее количество баллов. Каждая команда должна ответить на 10 коротких вопросов, каждый правильный ответ приносит команде 1 балл.
Вопросы для первой команды:

  1. Самая высокая пирамида. (пирамида Хеопса).
  2. На чем писали в Древнем Египте? (на папирусе).
  3. Строительный материал в Древнем Двуречье. (глина).
  4. Как звали царя, который собрал огромную библиотеку? (Ашшурбанапал).
  5. Древнекитайский мудрец. (Конфуций).
  6. Автор поэем “Илиада” и “Одиссея”. (Гомер).
  7. Мореплаватели какой страны первыми совершили плавание вокруг Африки? (Финикии).
  8. По имени какого правителя Афин называют очень жестокие законы? ( Дракона).
  9. В какой стране придумали арабские цифры? (в Индии).
  10. В каком государстве построили самую длинную стену? (в Китае),

Вопросы для второй команды:

  1. Гробница какого фараона не была разграблена? (Тутанхамона).
  2. Какой город называли “городом крови” и “логовищем львов”? (Ниневию).
  3. Какой алфавит очень похож на наш? (греческий).
  4. “Первый властелин” единого Китая. (Цинь Шихуан).
  5. В какой стране придумали игру в шахматы? (в Индии).
  6. В войске какого государства впервые появилось железное оружие? (в ассирийском).
  7. Где изобрели бумагу? (в Китае).
  8. Самая большая держава на древнем Востоке ( Персидская).
  9. Архонт, отменивший долговое рабство в Афинах. (Солон).
  10. Краткая, меткая речь. (лаконичная).

III. Подведение итогов. Учитель подводит итоги Олимпиады. Участникам победившей команды вручаются стилизованные медали или венки победителей. Учитель объявляет оценки за урок.

IV.Домашнее задание: подготовить кроссворды, шарады, ребусы по пройденному материалу.

Литература.

1.Кулагина Г.А. 100 игр по истории.- М.: Просвещение,1967.- 277с.

2.Смирнов С.Г. Задачник по истории Древнего мира: Для сред. учеб.заведений: 2-е изд.,перераб. И доп.- М.: МИРОС; Смоленск: Русич,1995.-224с.

3. Годер Г.И. Рабочая тетрадь по истории древнего мира. 5 класс. В 2 выпусках.- М.: Просвещение, 2003.

4. Румынина В.В. Использование форм популярных телепередач во внеклассной работе.//Преподавание истории в школе.1998.№ 3