Цели урока. Они непосредственно связаны с работой над развитием ключевых компетенций учащихся старшей школы.
Образовательные:
- организовать взаимосвязь знаний о глобальных проблемах, полученных учащимися в курсе географии, биологии, химии и истории;
- проследить взаимосвязь и взаимозависимость глобальных проблем;
- выявить характерные особенности указанных проблем;
- попытаться найти пути решения глобальных проблем и рассмотреть другие точки зрения по данному вопросу.
Развивающие - развиваем компетенции:
- определяющие владение устным и письменным общением;
- связанные с возникновением общества информации;
- связанные с умением сотрудничать и работать в группе;
- умение принимать решения;
- умение улаживать конфликты и разногласия.
Воспитательные - работа над следующими компетенциями:
- касающимися жизни в многокультурном обществе;
- реализующими способность и желание учиться;
- позволяющими адаптироваться в современном обществе.
Основные понятия: демография, гонка вооружений, экология, Римский клуб, терроризм, страны “третьего мира”, мировая война, позитивное мышление, культурная эволюция, стратегия выживания, биосфера, ООН, ЮНЕСКО.
Раздаточный материал. Фотографии, материалы печати, данные источников по пяти группам глобальных проблем: экология, мировая война, страны “третьего мира”, болезни и эпидемии, терроризм (см. Рисунки и Приложения – номер Рисунка соответствует номеру Приложения. Ввиду нехватки места материал представлен не полностью).
Ход урока
1. Вступительное слово учителя.
Сегодняшний урок мне хотелось бы начать с какой-нибудь яркой цитаты или яркого образа того, к чему придет человечество, продолжая идти прежним путем развития. Казалось бы, что лучше может отразить грядущую катастрофу, чем Апокалипсис, но, перечитав Откровение Святого, я поняла, что его образы будущего вовсе не так пугающе ужасны, как окружающая нас действительность.
Приведу в качестве примера всего несколько фактов. К 1984 году население планеты достигло почти 5 миллиардов. Это неизбежно привело к увеличению масштабов и сложности всех земных проблем. Число безработных к этому моменту достигло 500 миллионов человек.
Тем временем занятая “оборонными” программами изобретательная и могущественная половина мирового ученого сообщества дает новый толчок гонке вооружений, снабжая ее средствами выхода в безграничное космическое пространство.
Десятки миллионов лет влажные тропические леса пребывали в состоянии устойчивого равновесия. Сейчас их уничтожают со скорость 20 гектаров в минуту. Если так пойдет и дальше, то уже через три-четыре десятилетия они окончательно исчезнут с лица земли – раньше, чем иссякнет нефть в последних скважинах, но с куда более опасными для человека последствиями.
Можно до бесконечности продолжать этот печальный список. И что самое страшное, никто, в сущности, не знает, какая именно из этого множества опасностей и проблем – далеко не все из которых мы успели почувствовать и осознать – развяжет ту цепную реакцию, которая поставит человечество на колени. Никто не может сейчас предсказать, когда это произойдет, и вполне возможно, что ближайшие годы и есть последняя отсрочка, дарованная человечеству, чтобы оно, наконец, образумилось и, пока не поздно, изменило курс.
Что же мы можем предпринять?
2. Организация работы по теме в группах.
Прежде всего, мы должны определить те проблемы, с которыми имеем дело. На сегодняшний день в жизни человечества насчитывается более трех десятков проблем, не считая локальных.
Изучением, определением и поиском выхода занимается так называемый Римский клуб-это международная неправительственная организация, занимающаяся исследованиями перспектив глобального развития человечества. Представьте, что вы - члены Римского клуба. Перед вами – папки с документами и фотографиями, отражающими самые насущные группы проблем (см. Рисунки и Приложения). При обсуждении опирайтесь также на знания, полученные на уроках истории, химии, биологии и географии, а также на информацию СМИ. В вашем распоряжении 5 минут для того, чтобы изучить суть проблемы. Затем вам предстоит ее представить другим членам клуба и предложить свое видение путей выхода из сложившейся ситуации.
3. Беседа по итогам групповой работы.
Уважаемые господа члены Римского клуба, время, отведенное вам на самостоятельную работу - истекло. Я прошу вас по имеющимся у вас документам назвать и описать одну из глобальных проблем современности.
Подведем некоторые итоги.
I. Существует несколько подходов к типологии проблем современного этапа общественного развития. Однако более приемлемым, на мой взгляд, является подразделение их на три группы.
Первая группа глобальных проблем вырастает из отношений между основными социальными общностями современного человечества (общественно-экономическими системами и составляющими их государствами, классами, нациями), то есть система “общество-общество”:
- проблема предотвращения мировой войны,
- проблема установления нового экономического международного порядка на принципах равноправного и взаимовыгодного сотрудничества для устранения отставания слаборазвитых стран,
- проблема управления развитием НТР, ее гуманистической направленностью.
Вторая группа - из отношений “человек- природа”:
- проблема предотвращения стихийных бедствий антропогенного или смешанного происхождения (эрозия почвы, опустынивание и т.п.),
- проблема рационального и экономичного использования природно-сырьевых ресурсов,
- демографическая проблема,
- продовольственная проблема и т.д.
И, наконец, третья – “человек-общество”:
проблема ликвидации антигуманных тенденций в
использовании науки и техники,
II. Итак, имеют место три группы общемировых проблем, обладающих некими общими чертами. Давайте определимся: что же это за черты?
Глобальные проблемы:
- носят планетарный характер;
- угрожают катастрофой всему человечеству;
- требуют коллективных усилий всего человечества для их решения.
Таким образом, глобальными называют проблемы, возникшие во второй половине ХХ века, носящие планетарный характер, угрожающие всему человечеству и требующие усилия всех народов.
Будучи результатом (а не просто суммой) предшествовавшего общественного развития человечества, очерченные вами проблемы выступают как специфическое порождение именно современной эпохи.
Возможно ли было существование подобных проблем в доисторические времена? Тогда возникает весьма закономерный вопрос: “кто виноват”?
И без промедления следует второй вечный вопрос: “что делать”?
Что делать в мире и с миром, созданным руками самого человека?
4. Организация дискуссии.
Комментарий учителя. Эрвин Ласло, пианист, философ, специалист в области кибернетики, высказал следующую идею: “Размышляя о будущем, люди, как правило, акцентируют внимание главным образом на отрицательных тенденциях нынешнего развития, на нерешенной проблематике, на тех изменениях, которые необходимы для выживания человеческого общества, оставляя в стороне и практически не принимая во внимание существующих в нем здоровых, положительных начал. А между тем, возможно, именно на них и нужно если не опираться, то, во всяком случае, рассчитывать, планируя те или иные изменения”.
“Человек взбирается на Эверест, потому что видит в этом выражение человеческой изобретательности и стойкости. Скажи ему, что он должен сделать то же самое, чтобы выжить или обрести свободу, и он воспримет это как тяжелую нечеловеческую работу”.
Вопросы:
- Какой вывод можно сделать? (Необходимо научиться позитивно мыслить)
- А что означает “позитивно мыслить”?
Комментарий учителя. Начинать надо с того, что может привести в соответствие человеческое восприятие и, следовательно, способ существования и образ жизни человека с сегодняшним миром и способностью человека изменять мир. Нужна не биологическая, а культурная эволюция, и, хотя процесс этот может оказаться длительным и сложным, осуществление его вполне в пределах наших возможностей. И этот процесс прежде всего касается образования и воспитания подрастающего поколения.
Фрагмент доклада Римского клуба.
“Воспитание нового поколения должно быть направлено на:
- развитие всемирного сознания, благодаря которому человек осознает себя как член мирового сообщества;
- формирование бережного отношения к использованию природных ресурсов;
- развитие отношений к природе на основе гармонии, а не подчинения;
- воспитания чувства сопричастности к будущим поколениям и готовности отказаться от части собственных благ в их пользу”.
Вопрос: как вы считаете, что нужно сделать, чтобы поднять уровень самосознания?
Комментарий учителя. Если мы хотим поднять уровень самосознания и организации человеческой системы в целом, добиться ее внутренней устойчивости и гармонического, счастливого сосуществования с природой, то целью нашей должна стать глубокая культурная эволюция и коренное улучшение качеств и способностей человеческого общества. Только при этом условии век человеческой империи не превратится для нас в век катастрофы, а станет длительной и стабильной эпохой по-настоящему зрелого общества.
Вопрос: Возможно ли решение этого вопроса в отдельно взятой стране?
Комментарий учителя. На ближайший обозримый период единственным путем решения глобальных проблем является развертывание взаимовыгодного, широкого международного сотрудничества. Для выработки общей стратегии выживания, для согласования активной деятельности человечества с возможностями биосферы планеты, с возможностью ее развития потребуются, видимо, неординарные политические решения и акции.
Вопрос: Как вы считаете, какова экономическая цена вопроса?
Комментарий учителя. Вполне возможно, что обстоятельства продиктуют необходимость не только создания общепланетарного экономического механизма, совокупных действий и согласования потребностей человечества, но и переустройства всего быта, правил общежития. Жизнь может стать более суровой, грубой и бедной. Она потребует не только лишений, но и ограничения действий личности в угоду общественной необходимости. Изменятся отношения собственности. Во всяком случае, понятие “частной собственности” как собственности, с которой ее владелец может делать все, что ему заблагорассудится, станет явным анахронизмом.
Вопрос: Вы с этим согласны? Реально ли это?
5. Подведение итогов.
По ходу дискуссии ученики выполняют задание: составляют и записывают на доске (или специально подготовленном листе) Обращение к человечеству, в котором тезисно отражают пути решения глобальных проблем. Это обращение должно быть прочитано при подведении итогов.
Заключительное слово учителя. Как вы считаете, осознает ли еще кто-нибудь, кроме нас, что именно таковы пути решения проблем, от которых зависит будущее человечества? Смею вас заверить, что подобные мысли нашли свое отражение в документах ООН и ЮНЕСКО, а также в итоговых документах международных встреч на самых разных уровнях.
Почему же тогда все эти глобальные проблемы продолжают существовать? Для того, чтобы ответить на этот вопрос, иногда бывает мало даже жизни. Ведь вот и Сократ “…решил посвятить жизнь выяснению вопроса, почему люди знают, как надо правильно поступать, а поступают наоборот”. Хочется надеяться, что ваше поколение, осознав возможность изменения мира теоретически, осуществит это практически.
6. Домашнее задание: соответствующий параграф учебника.