Тема занятия: "Судьбы семей в контексте истории Родины"

Разделы: История и обществознание


После занятия учащиеся будут: - знать конкретные примеры из периода, названного Великим террором;

- приобретать навык критического осмысления исторических событий; умения анализировать документы;

- заинтересованы проектом создания музея в гимназии и помогут в собирании материала для музея.

Оборудование урока: карта “Политическая карта СССР”; раздаточный материал (распечатка из Книги для учителя); биографические материалы (из истории семей).

Литература: Волкогонов Дм. “Семь вождей”, книга 1. М., 1998г; Книга для учителя “История политических репрессий и сопротивление несвободе в СССР”; Медведев Р.А. О Сталине и сталинизме. М., 1990 г.; Осмыслить культ Сталина. М., 1989г.;

Оформление: карта, на доске два эпиграфа к уроку: “… Что же ты сделала со всеми нами Родина? Или не видишь, так не слепая ты вроде бы… Родина… Родина… Родина…” Ал. Розенбаум и “Широка страна моя родная, много в ней лесов, полей и рек. Я другой такой страны не знаю, где так вольно дышит человек” Лебедев-Кумач

Ход занятия:

1 этап. Мотивация:

Учитель: посмотрите внимательно на слова, написанные на доске, вслушайтесь… (учитель читает эпиграфы).

Есть ли несоответствие в двух четверостишьях? Предполагаемые ответы учащихся: “Да, есть. Совершенно разное отношение к стране, где жили люди”.

А вот в чём оно, мы ответим в конце занятия.

Учитель: Ошибочно полагать, что история - это вчерашний день, что завтра всё начнётся заново, с чистой страницы. Нет! Жизнь прошедших поколений продолжается в сегодняшнем, в нас самих, в наших представлениях, в духовном складе, в событиях, запрограммированных в прошлом.

Мы сегодня попытаемся дополнить все те теоретические сведения, которые вы получили на уроках, изучая тоталитарные режимы. Наполним их конкретным материалом.

События, о которых мы будем говорить, конечно, шире тех хронологических рамок, которые написаны на карте 1928-1940, но речь пойдёт именно об этих годах. Что произошло в этот период истории в жизни нашей страны? Посмотрим ещё раз, а поработав в группах, представим себе этот период не только благодаря учебнику, но тому конкретному материалу, предложенному каждой группе.

2 этап:

Класс разбит на 4 группы, на столах лежит пакет материалов, с которыми группе предстоит работать.

Общее задание для всего класса:

Перед вами лежат разные документы, изучив которые, вы сможете воссоздать историю семьи, судьба которой типична для тысяч семей в Советском Союзе в период Великого террора.

Работаем в течение 10 минут, и оформляем свои выводы. Сообщение группы 2 минуты и 1 минута на вопросы класса.

Документы, предложенные для изучения:

1 группа:

Шифрованная телеграмма ЦК ВКП (б) в ЦК нацкомпартий, крайкомам и обкомам ВКП (б) 3 августа 1937 года;

Из дневника крестьянина П.Н. Чивильдеева с. Гореловка Богдановского района Грузинской ССР.

(Приложение № 1)

Факты из биографии Петрова Я.А.; Никто не забыт… 2 том, 1941 – 1945 годы, Красноярск, 2000г.; фотографии

(Приложение № 2)

2 группа:

Из открытого письма Ф.Ф. Раскольникова И.В. Сталину.

17 августа 1939 года.

И. Павлов – В. Молотову. В Совет народных комиссаров СССР.

(Приложение № 3)

Комсомол КОМИ АССР в документах, Сыктывкар, 1973год; факты из биографии Ползунова М.П. (воспоминания его дочери); фотографии.

(Приложение № 4)

3 группа:

Хроника переселений, репрессий и депортаций. Несостоявшийся юбилей, М., 1992 год, с.83-84;

Воспоминания семьи Крамер;

Фотография Рут Германовны Крамер.

(Приложение № 5)

4 группа:

Это проектная группа. У них весь пакет материалов. После 10 минутной подготовки, рассказывают о том, как лучше разместить материалы в создаваемой музейной экспозиции.

(Приложение № 1,2,3,4, 5.)

3 этап:

Учитель: Мы начинаем слушать то, что вам удалось выяснить из документов, которые были у вас на столах.

Учащиеся докладывают о проведённом ими анализе документов и выводах, к которым они пришли.

Желательно, чтобы в выводах прозвучало мнение о том, какой же была страна в этот период, отношение правительства к людям.

Если учащиеся сами не скажут об этом, учитель подведёт их к этим выводам наводящими вопросами.

По мере рассказа о людях, учитель показывает их путь на карте, каким-то образом фиксируя его, и оставляет эту линию на карте.

После доклада проектной группы о размещении материалов экспозиции зала, учащиеся высказывают своё мнение по этому поводу.

4 этап:

Учитель: Когда говорят, что “только история имеет право выносить приговор”, имеют в виду людей нового поколения, их оценку прошлого. Это поколение – вы. Но чтобы судить о прошлом, его надо знать. Сегодня мы узнали лишь маленький “кусочек” из реальных событий, происшедших в истории Родины, семей, живших в СССР.

Можем ли мы ответить на вопрос, который был поставлен в начале занятия?

Предполагаемые ответы учащихся: “Разные подходы к одному и тому же периоду в истории страны, разное понимание и восприятие одних и тех же событий, разные люди и разные судьбы этих людей”.

Можно и должно все исторические события оценивать с разных позиций, необходимо критически подходить к любым материалам, попадающим к вам в руки, неважно учебник ли это, письмо или документ из государственного архива. Нужно учиться осмысливать, оценивать, анализировать… Именно этому учит нас история.

“Мне была дана жизнью неповторимая возможность – я стал одним из сейчас уже не больно частых свидетелей величайшей трагедии нашей христианской эры. Как я могу отойти в сторону и скрыть то, что видел, что знаю, то, что передумал? Идёт суд. Я обязан выступить на нём”. Ю. Домбровский “Факультет ненужных вещей”.

Суд идёт.

И судьи вы…

После урока проектная группа вместе с ребятами, входящими в состав проектной гимназической команды, работает над проектом зала “Политические репрессии” и предварительно его оформляет.

Работу проектной команды мы записали на диск. Это ещё один из вариантов оформления музея гимназии.

Работа над оформлением музея будет проходить в течение всего учебного года. Проектная группа собирает материал по разным направлениям.

Могут быть ещё варианты проведения этого занятия с данным материалом.

1 вариант: этот же урок можно провести, не выходя на идею музея. Тогда 5 группой будет группа экспертов, которая, имея весь пакет материалов, в течение 15 минут делает свои выводы, а в период выступления групп дополняет или исправляет их.

После их выступления последуют три вопроса классу, которые должны зафиксировать то, что делалось на уроке.

  • Что нового я узнал?
  • Чем бы ещё я хотел дополнить данный материал?
  • Какие выводы сделал для себя?

Затем последние слова учителя завершают урок.

2 вариант: На этом уроке можно преподнести материал, не деля класс на группы. Тогда урок может пройти в форме беседы, где будет больше теоретического материала и учащиеся будут больше слушать учителя, а не работать самостоятельно.

Тогда в начале урока задаются вопросы:

  • Что такое тоталитаризм?
  • В чём причина появления тоталитарного общества в нашей стране?
  • Что помогло советской власти так быстро завершить коллективизацию и индустриализацию?

(Примерные ответы учащихся: - за счёт напряжения сил всего народа; за счёт энтузиазма советских людей; за счёт заключённых, которые в период великого террора, пополняли лагеря тысячами)

Учитель: Почти в каждую советскую семью пришло несчастье – брат, отец, дядя, дед – любой мог быть подвергнут аресту, и история советской семьи того времени, это история страданий, горести и бедствий.

Давайте посмотрим это на истории конкретных семей, на истории тех, кто был репрессирован и сослан в наш край. Делаются сообщения учащихся.

После прослушанного рассказа делаются выводы о режиме, существовавшем в нашем государстве в 30-е годы.

Учитель: Совпадают ли наши теоретические знания с тем материалом, который мы сегодня услышали?

Как вы считаете, были ли необходимы массовые репрессии?

(Предполагаемые ответы учащихся)

Учитель:

Мы живём, под собою не чуя страны,
Наши речи за десять шагов не слышны,
А где хватит на полразговорца,-
Там припомнят кремлёвского горца.
Его толстые пальцы, как черви, жирны,
А слова, как пудовые гири, верны.
Тараканьи смеются усища,
И сияют его голенища.
А вокруг его сброд тонкошеих вождей,
Он играет услугами полулюдей.
Кто свистит, кто мяучит, кто хнычет,
Он один лишь бабачит и тычет.
Как подковы кует за указом указ –
Кому в пах, кому в лоб, кому в бровь, кому в глаз.
Что ни казнь у него, - то малина
И широкая грудь осетина.

Осип Мандельштам

Такое не должно повториться, так как ничто не может заставить людей сносить такое унижение, такое попрание прав человека.

(Здесь следует заключение из первого варианта)

Если есть возможность применения в классе компьютера, то можно применить активную карту (она была разработана мною для компьютерного варианта) и показать на ней путь людей, о которых пойдёт речь на уроке, а затем сеть лагерей ГУЛАГа, чтобы учащиеся зрительно представили себя, как много их было, как велики были потери.