Реализация деятельностного подхода в процессе подготовки и проведения семинарского занятия "Конституционные проекты XIX века: мечты и реальность"

Разделы: История и обществознание


Всякое учение – это деятельность. Деятельностный подход подразумевает планирование и организацию учебного процесса, в котором главное место отводится активной и разносторонней, в максимальной степени самостоятельной познавательной деятельности школьников [1]. Алексашкина Л.Н., доктор педагогических наук выделяет принципиально важные характеристики деятельностного подхода:

  • интегративность. Деятельностный подход основывается на взаимодействие положений педагогических дисциплин и методологии базовой науки;
  • системность. Деятельностный подход осуществляется на всех этапах учебного процесса – при целеполагании, планировании и организации учебных занятий, проверке и оценке достижений школьников;
  • диалог учителя и ученика. Продуманное педагогическое обеспечение, сопровождение самостоятельной деятельности школьников.

В преподавании истории используются различные формы проведения учебных занятий, где одной из них являются семинары. Семинар – особая форма групповых занятий по предмету или теме при активном участии учащихся, слушателей [2].

Для учащихся 11 класса в качестве обобщения предлагается семинарское занятие: «Конституционные проекты XIX века: мечты и реальность».

Цели семинара:

  • проследить этапы политической истории России XIX века на основе анализа проблемы конституционного ограничения самодержавия:
  • обеспечить необходимую историческую базу для последующего восприятия и анализа событий XX века, связанных с вопросами конституционализма:
  • развить познавательный интерес к истории через организацию групповой формы работы с источниками, коллективный поиск решения проблем, конструирования информации и умения делать выводы:
  • продолжить формирование системы политических взглядов и убеждений у учащихся на принципах нравственности и гуманизма.

Центральная проблема, исследуемая на семинаре:

отношение верховной власти к политической проблеме времени – ограничение самодержавия конституционными институтами.

План семинара, предлагаемый учащимся:

  1. Предпосылки преобразований в России начала XIX века.
  2. Карамзин Н.М. и Сперанский М.М.: два взгляда на российское самодержавие.
  3. Самодержавие и проекты конституций.
  4. Запад и Россия: пути капиталистического развития.
  5. «Конституция» Лорис – Меликова. Итоги дворянского конституционализма.

Эпиграф семинара:

«Наше общество, кажется, шло путем, напоминающим наши проселочные дороги, чтобы ими пройти незначительное расстояние между двумя пунктами, надобно благодаря извилистому пути сделать столько шагов, сколько при более прямой дороге потребовалось бы, чтобы пройти расстояние вдвое большее».

В.О.Ключевский.

При подготовке к семинару учащимся предлагается обратить внимание на следующие стороны изучаемого материала и решить связанные с ним проблемы:

  1. Установить причинно-следственные связи исторических событий и явлений.
  2. Установить общие и частные закономерности общественного развития.
  3. Определить преемственность между фактами, событиями, явлениями и эпохами.
  4. Определить тенденции развития данного общественного явления или их совокупности.
  5. Определить степень прогрессивности исторического явления.
  6. Выяснить структуру социального объекта и выявить взаимоотношения между его элементами.
  7. Соотнести явление, факт, эпоху; Частный факт и общую закономерность общественного развития.
  8. Определить этапы и периоды, развития явления.
  9. Выявить специфику общественного явления и эпохи.
  10. Оценить характер и значение явления.
  11. Извлечь уроки истории из фактов прошлого.

Словарь семинара:

Конституция – основной закон государства, обладающий высшей юридической силой, закрепляющий его политическую и экономическую систему, устанавливающий принципы организации и деятельности органов государственной власти, управления, суда, основные права, свободы и обязанности граждан.

Консерватизм – приверженность ко всему устоявшемуся, противодействие новому.

Либерализм – политическое и идеологическое течение, отстаивающее свободу предпринимательства, парламентский строй, демократические права и свободы личности.

Дворянский конституционализм – общественно политическое движение либеральной части дворянства за ограничение самодержавия путем ведения в государстве конституционных институтов.

Народное представительство – система участия народа в управлении государством через своих представителей.

Гражданское общество – вся совокупность неполитических отношений; это сообщество граждан страны, объединенное многообразными экономическими, правовыми и политическими отношениями между его членами, независимое от государства, но взаимодействующее с ним, создающее совместно с государством устойчивые правовые отношения.

Исторические портреты.

Александр I
М.М. Сперанский
Н.М. Карамзин
Н.Н. Новосильцев
П.А. Вяземский
Александр II
М.Т. Лорис-Меликов

Этапы семинара.

1. Предпосылки преобразований в России начала XIX века.

Рассматривается вопрос о зрелости предпосылок реформ в форме дискуссии, сталкиваются 2 точки зрения:

- крепостничество изжило себя;
- крепостничество не изжило себя, самодержавие оказалось способным провести либеральные реформы.

Учащимся предлагаются следующие задания для анализа в группах:

1) Завершая свои записки «Россия в 1839», маркиз де Кюстин (фр. путешественник) отмечал: «Нужно жить в этой пустыни без покоя, в этой тюрьме без отдыха, которая именуется Россией, чтобы почувствовать всю свободу, предоставленную народам в других странах Европы… Когда ваши дети вздумают роптать на Францию, прошу вас, воспользуйтесь моим рецептом, скажите им: поезжайте в Россию! Это путешествие полезно для любого европейца. Каждый близко познакомившейся с царской Россией будет рад жить в какой угодно другой стране. Всегда полезно знать, что существует на свете государство, в котором немыслимо счастье, ибо по самой своей природе человек не может быть счастлив без свободы».

2) Вопрос о степени зрелости внутренних предпосылок реформ Александр I вызывает спор среди историков. Историки Нечкина М.В., Дружинин Н.М. считали, что в первой четверти XIX века наступил кризис крепостнической системы хозяйствования, которая изжила себя. Широкие слои общества осознали необходимость ограничения или устранения самодержавия и отмены крепостного права. Историк Н.А. Мироненко утверждает, что крепостное право в первой четверти XIX века было тормозом на пути развития России, но еще не изжило себя. Самодержавие оказалось способным провести либеральные реформы, преобразования (имеются в виду реформы Александра I, Александра II). По мнению Мироненко, пример западноевропейских стран, влияние на Александра I идей Просвещения побудили Российского императора к проведению реформ. Внутренние предпосылки реформ в первой четверти XIX века еще не созрели.

Карамзин Н.М. и Сперанский М.М.: два взгляда на российское самодержавие.

2. Учащимся предлагается провести анализ «Записки» Карамзина и проектов Сперанского.

Обратить внимание на строки из «Записки»:

«Россия основалась победами и единоначалием, гибла от разновластия, а спаслась мудрым самодержавием. В самодержавии – залог благополучия русского народа». Задача государства состоит в том, чтобы совершенствовать существующий строй, избегая серьезных перемен. Карамзин не щадил нововведений Александрова царствования, утверждая, что «вместо них достаточно было бы подыскать с полсотни хороших губернаторов и дать стране достойных духовных пастырей».

Дополнительно сравнить общественно-политические взгляды А.С. Пушкина и Н.М. Карамзина на основе строчек из пушкинской эпиграммы на «Историю государства Российского».

В его «Истории» изящность, простота
Доказывают нам без всякого пристрастья
Необходимость самовластья
И прелесть кнута.

3. Самодержавие и конституция.

Учащимся предлагается раскрыть содержание и характер преобразований в великом княжестве Финляндском, в царстве Польском. Обратить внимание на своеобразие ситуации, где инициатором ограничения самодержавия выступал сам абсолютный монарх.

Для активизации деятельности предложить вновь для анализа точку зрения А.С. Пушкина «Политическая наша свобода неразлучна с освобождением крестьян» - писал Пушкин в 1822 г.

«Увижу ль, о друзья! Народ неугнетенный,
И рабство, падшее по манию царя …»

Как вы считаете, имелась ли связь между политической свободой и освобождением крестьян? Каким образом эта взаимосвязь проявилась в проектах реформ Сперанского М.М. и Новосильцева Н.Н.

4. Запад и Россия: пути капиталистического развития. «Конституция Лорис-Меликова».

Обратить внимание учащихся на то, что буржуазия России к концу 70-х г.г. экономически была уже настолько сильной, что не могла больше мириться с ничтожностью своей политической роли, но в силу того, что она была сориентирована на царизм, либералам хотелось не ликвидировать самодержавие, а лишь выторговать у него какую-нибудь конституцию – «хоть такую, иронизировали народники, какую имеют от царя зубры в Беловежской пуще», - только бы оградить себя от крайностей деспотизма и произвола.

По мнению академика Троицкого, буржуазный либерализм противостоял в 70 – 80-е годы не только реакции, но и революции. М.Н. Катков точно определил принципиальную разницу в позиции революционера и либерала тех лет: «Революционер говорит правительству: «Уступи или я буду стрелять!», а либерал говорит правительству: «Уступи, или он будет стрелять!».

5. Подведение итогов семинарского занятия.

Возможные выводы:

  • существовали принципиальные отличия в пути капиталистического развития, пройденного большинством европейских стран, от того, что происходило в России.
  • наиболее перспективный путь развития России XIX века через последовательные демократические реформы оказался невозможным. При самодержавной форме правления, которая в течение всего XIX века оставалась незыблемой, решающее слово по любому вопросу о судьбах страны принадлежало монархам. Страна все дальше уходила от феодализма к капитализму. Царизм все больше становился тормозом на этом пути. Ход российской истории свидетельствует, что не только революционеры несут ответственность за экстремизм, но и царизм вместе с либералами.

Литература для учащихся

1.

  • Епифанов П. Хрестоматия по истории СССР. М. 1980
  • Хрестоматия по истории СССР XIX век. М. 1984

2.

  • Гевуркова Е.А. и др. История России: проблемы, события, люди (дифференцированные вопросы и задан6ия) М. 2000
  • История России. Социально-экономический и внутриполитический аспекты. Екатеринбург 1992
  • Мироненко С.В. Самодержавие и реформы. Политическая борьба в России в начале XIX века. М. 1989
  • Троицкий Н.А. Лекции по русской истории XIX века. Саратов 1994
  • История Отечества: люди, идеи, решения. М. 1991
  • Леонтович В. История либерализма в России. М. 1995
  • Яковер Л.Б. Занимательные истории из русской истории (XIX век). М. 2000

3.

1) Горбунова В.П. Конституционные основы активного избирательного права в России: генезис, тенденции. // Социально-гуманитарные знания. 1992, №2
2) Мирзоев Е.Б. «Записка». Н.М. Карамзина и проекты М.М. Сперанского: два взгляда на российское самодержавие// Вестник Московского университета. История. Серия 8. 2001 №1
3) Александр I. Вопросы истории 1989 №10.

В ходе семинара учащиеся заполняют таблицу: «Конституционные проекты XIX века: мечты и реальность», где происходит сочетание групповой формы работы с индивидуальной.

Конституционные проекты

Автор

Основные задачи проекта

Причины отказа от реализации проекта

       

Контроль и оценка результатов деятельности учащихся

В ситуации, когда большая часть учебной работы выполняется самостоятельно в процессе подготовки к семинару, значение проверки и оценки результатов существенно возрастает. Итоги самостоятельной работы обсуждаются как в конце занятия, так и на следующем за ним. Отметки выставляются по накопительному принципу при активном участие школьников в обсуждении результатов работы.

Сноски

1. Алексашкина Л.Н. Деятельностный подход в изучении истории в школе// Преподавание истории и обществознание в школе. 2005 г. № 9.
2. Современный словарь иностранных слов. М. 1992.