Тема: «Мир подмосковных усадеб».
Цели и задачи:
1. Познакомить учащихся с разнообразным миром усадеб; научить различать разные типы усадеб.
2. Развивать навыки работы с краеведческим материалом; умение описывать и характеризовать памятники русской архитектуры.
3. Развивать интерес к истории родного края, чувство патриотизма.
Тип урока: комбинированный с использованием новых информационных технологий.
Оборудование: карта Московской области, мультимедийная установка, выставка книг.
План урока:
- Организационный момент.
- Вводно-мотивационный этап.
- Организация учебной деятельности.
- Контроль и коррекция.
- Итоги.
Ход урока:
- Орг. момент.
- Вводно-мотивационный этап.
На доске записан вопрос, над которым учащимся предстоит думать в ходе урока.
«Были ли патриотами русские дворяне?».
Беседа:
а) Кого мы называем патриотами?
б) Кто такие дворяне?
в) Когда возникло дворянство?
г) Что получали дворяне за службу государю?
д) Почему вторая половина XVIII – начало XIX веков остались в истории как время расцвета подмосковных усадеб?
Вводное слово учителя:
Хотя дворяне изначально получали за свою службу поместья с зависимыми крестьянами, расцвет подмосковных усадеб приходится лишь на вторую половину XVIII века. До этого дворянский быт был неустроен и убог, а в период правления Екатерины II в Подмосковье возводятся настоящие дворцы. Почему?
В 1762 году был подписан «Манифест о вольности дворянской». Дворяне получили право не служить, а заниматься обустройством своих владений.
3. Организация учебной деятельности.
Слово учителя:
Русская усадьба - это целая удивительная «страна в стране», особый материк, замечательное явление истории и культуры. Усадьба открывала огромные возможности для проявления личных вкусов владельца в архитектуре дома, разбивке садов и парков, создании художественных, научных и иных коллекций. И, конечно, усадьба-это прежде всего мир детства русских дворян, который на всю жизнь оставил в памяти привольные луга. игры со сверстниками, наблюдения за живой природой.
Любой, сколько-нибудь состоятельный помещик, не говоря уже о вельможах, стремился иметь в Москве, Петербурге или другом крупном городе собственный дом-особняк. Но на лето все помещичьи семьи переезжали в деревню. Каждую весну, как только после весенней распутицы устанавливались дороги, начиналось «великое переселение» дворян из города в деревню, в родную усадьбу.
Типы усадеб:
1) Увеселительные.
2) Доходные.
Задание:
В ходе урока выделить основные черты этих двух типов усадеб (то есть, необходимо определить, что характерно для того и другого типа).
Усадьба Архангельское.
Слово учителя:
Обратимся к истории усадьбы Архангельское. В ней, как в капле воды, отразилась судьба многих других подмосковных дворянских усадеб. Первое упоминание об Архангельском относится еще к 1584 году. Переменив много владельцев, усадьба в 1703 году стала вотчиной князя Голицына. Здесь стоял одноэтажный деревянный дом. Внутри главными предметами роскоши были четыре кожаных стула. Лучшим достоянием дома была библиотека.
Вопрос: Можем ли мы назвать такую усадьбу богатой?
Но вскоре положение изменилось. Здесь началось грандиозное строительство. В 1810 году вдова князя Голицына продала имение вельможе Юсупову. Новый владелец Архангельского, богатейший человек, дипломат - был прекрасным знатоком и ценителем искусства.
Компьютерная презентация.
(Кадры, с изображением архитектурных памятников усадьбы, сопровождаются текстом, датами, информацией учителя).
Вопрос: К какому типу усадеб относится Архангельское?
В нашем Ступинском районе также есть несколько дворянских усадеб. Одни полностью разрушились, другие восстанавливаются. Подробнее остановимся на судьбе усадьбы Отрада (село Семеновское). От нашего города она находится примерно в 40 километрах. В 70-х годах XVIII века на берегу реки Лопасни началось строительство. Хозяином этих земель был граф Владимир Григорьевич Орлов.
Об Отраде дети подготовили презентацию (фотографии, даты сопровождаются информацией учащихся).
Компьютерная презентация.
Задание:
Перечислите, что характерно для усадеб увеселительного типа (парк, беседки, библиотека, большие залы, пруды и т. д.).
Что должно быть в хозяйственной усадьбе? (конюшни, амбары, склады, мельница, кузница, ферма).
Учащиеся должны нарисовать тип хозяйственной усадьбы (заранее была сделана заготовка рисунка, который на уроке необходимо дополнить соответствующими элементами, деталями).
Возвращаемся к проблемному заданию: Были ли патриотами русские дворяне?
4. Этап контроля и коррекции.
а) О чем нам говорят названия «Отрада»,
«Забава», «Нескучное»?
б) Отметьте верные утверждения знаком «+»,
неверные – знаком «-».
1. Получив вольность, дворяне были вынуждены открывать на территории своих имений мануфактурное производство.
2. «Манифест о вольности дворянской» позволил дворянам заняться обустройством своих владений.
3. Тщательно спланированные и любовно обустроенные усадьбы противостояли не устроенности и хаосу окружающего мира.
4. Владельцы усадеб стремились подчеркнуть свою независимость и самостоятельность.
5. Частично постройка подмосковных усадеб финансировалась государством.
5. Итоги: Оценивание, домашнее задание.