Учебный план и программа спецкурса "Проблемы развития советского государства в 20–30-е гг. ХХ в.". 9-й класс

Разделы: История и обществознание

Класс: 9


Введение.

I. Школьника 9 класса интересуют проблемы Сталинского правления, личности вождя, его соратников и противников, причины становления тоталитаризма и его устойчивости. Поэтому, на наш взгляд, целесообразно вынести углубленное изучение этих вопросов на спецкурс «Проблемы развития советского государства в 20-30-е г.г. XX в.». Этому посвящены материалы спецкурса, его содержание дополняет современный учебник истории для 9 класса, создает условия для становления опыта творческой деятельности, углубляет знания, на которые в программе отведено 5 часов, тогда как на спецкурс по этой проблеме отводится 34 часа, поэтому возникла необходимость в разработке данного спецкурса.

II. Цель спецкурса - углубление базовых программных знаний учащихся, организация самостоятельной познавательной деятельности, развитие поисковых умений. В процессе реализации целей решаются следующие задачи:

  1. Раскрыть особенности развития советского государства: экономическую и политическую систему, их правовую основу.
  2. Показать историческую необходимость индустриализации и коллективизации в условиях советского режима, дискуссии в партии о формах и методах процесса модернизации.
  3. Выделить основные проблемы в осуществлении индустриализации и коллективизации в развитии советского общества в целом (Были ли эти процессы неизбежны? Какие факторы обусловили форсирование этих процессов? Почему победил сталинский вариант модернизации? И т.п.).
  4. Уметь на основе анализа источников научно-популярной информации, статистических данных, исторических источников оценивать развитие основных сфер жизни советского общества в 20-30 гг. XX в.
  5. Уметь оформлять результаты самостоятельной учебно-исследовательской работы в виде исследовательского проекта, публично защищать результаты своей деятельности.

Своеобразия спецкурса заключается в том, что основу его содержания составляют вопросы, которые нет возможности подробно и всесторонне изучить на уроках истории, а у учеников они вызывают интерес, требуют активной самостоятельной работы с дополнительной литературой.

III. Спецкурс «Проблемы развития советского государства», проводится в III четверти (февраль - март), когда учащимися уже усвоен общетеоретический комплекс знаний о становлении советского государства, соответствующий обязательному минимуму исторического образования.

Изучение спецкурса проводится поэтапно:

  1. Диагностика уровня учебных возможностей, познавательного интереса, мотивации.
  2. Определение основных проблем для самостоятельной работы учащихся, разработка тематики исследовательских проектов для выбора учащихся.
  3. Групповая консультация с целью знакомства с приемами исследовательской работы, задачами спецкурса.
  4. Шесть занятий по темам спецкурса и проблемный семинар.
  5. Индивидуальные консультации, подготовка проектов к защите.
  6. Научно - практическая конференция (защита проектов).

Учебный план.

Спецкурс «Проблемы развития советского государства в 20-30 г.г. XX в.»

Виды занятий
  Лекции Другие
Общая оценка развития советского государства в 20-30 гг. XX в. 3  
Проблемы развития советского государства в период индустриализации. 2  
Проблемы развития советского государства в период коллективизации. 2  
Проблемы становления тоталитаризма в советском государстве. 3  
Основные проблемы развития советского государства в 20-30 г.г.(Семинар)   2
Самостоятельная работа над исследовательским проектом.   18
Учебно - теоретическая конференция.   4
ИТОГО   34

Программа спецкурса

«Проблемы развития советского государства
в 20-30 г.г.».

/. Общая характеристика советского государства в 20-30 г.г. XX в. (3 часа).

Необходимость НЭПа. Итоги восстановительного периода (1920 - 1926). Хлебозаготовительный кризис 1927 г, дискуссии о проблеме модернизации. Сталинский курс на форсированную индустриализацию. Политическая система союзного государства. Советские конституции (1924, 1936 г.) как правовая основа сталинского режима. Становление тоталитаризма. Наступление на инакомыслие. Внутрипартийные противоречия. Подавление оппозиции.

2. Проблемы советского государства в период индустриализации (2 часа). Историческая необходимость индустриализации, ее предпосылки. I пятилетний

план, его пересмотр. Политика «большого стачка». Форсирование централизованной плановой системы хозяйства. Особенности 2 пятилетки. Экономический феномен 30 г.г. - миф или реальность? Энтузиазм и насилие как факторы индустриализации.

3. Проблемы советского государства в период коллективизации. (2 часа). Почему начался процесс сплошной коллективизации, было ли это неизбежно?

(последствия хлебозаготовительного кризиса 1927 г). Политика ликвидации кулачества как класса, ее последствия. Становление колхозного строя, его черты. Итоги и значение коллективизации.

4. Проблемы становления тоталитаризма в советском государстве. (3 часа).

Формирование режима личной власти: усиление роли карательных органов советского государства. Убийство Кирова, развертывание массовых репрессий. Факторы, обеспечивавшие устойчивость режима личной власти.

Проблемы развития советского государства в 20-30 г.г.»

Вопросы к проблемному семинару:

  1. В результате НЭПа советское гос-во восстановило довоенный уровень экономики, страна возвратилась на мировой рынок. Почему же в середине 20-х годов XX в. вновь встала проблема модернизации?
  2. В конце 20-х годов в партии возникает дискуссия о путях и методах строительства социализма. С чем это связано?
  3. Некоторые ученые называю итоги индустриализации «экономическим феноменом 30-х годов», другие трагедией большого скачка». Почему?
  4. Коллективизация проходила одновременно с процессом индустриализации, что было неизбежно. Докажите это.
  5. Конституция 1936 г. закрепила основы сложившегося режима в советском гос-ве, провозглашала права и свободы граждан. Соответствовали или нет ее положения реальности: Докажите.

Темы для исследовательских проектов:

  1. Почему «свернули» НЭП или причины курса на индустриализацию.
  2. Почему победила Сталинская модель индустриализации?
  3. Экономический феномен 30-х годов: миф или реальность?
  4. Факторы индустриализации: энтузиазм или насилие?
  5. Коллективизация: счастливое будущее и суровая действительность.
  6. Итоги индустриализации и коллективизации: «за» и «против».
  7. Соответствие Конституции 1936 г. реальной жизни.
  8. Природа культа личности Сталина.
  9. «Враги народа»: миф и реальность.

Библиографический список.

  1. Н. Верт «История советского государства» 1990 - 1991. М. - 1992.
  2. В. И. Бакулин, С. А. Гамаюнов «Избранные сюжеты по Отечественной истории». Пособие для поступающих в вузы. - Киров - 1997.
  3. Данилов А. А., Косулина Л. Г. «История России XX в.». Учебное пособие для 9 кл. общеобразовательных учреждений -М.: Просвещение, 1997.
  4. Дмитренко В. П., Есаков В. Д., Шестаков В. А. История Отечества, XX век, 11 класс. Учебное пособие для общеобразовательных учебных заведений. - М.: Дрофа, 1997.
  5. Жарова Л. Н., Мишина И. А. История Отечества 1900 - 1940 (Учебная книга для старших классов средних учебных заведений - М.: Просвещение, 1992.
  6. Исаев И. А. История Российского государства и права. Полный курс лекций - М.: Юрист, 1994.
  7. Кацва Л. А. Трагедия большого скачка: Советский Союз в 30-ые годы XX века (газета «История» №14, 15, 1999 г.)
  8. Лельчик В, Ильин А., Кошелева Л. Индустриализация СССР: стратегия и политика. Урок дает история. - М. - 1989.
  9. Лельчик В. С. Историки спорят /тринадцать бесед, М - 1988.
  10. Новые документы по новейшей истории: хрестоматия для уч-ся 10-11 кл. общеобразовательных учреждений. Редактор и составитель Севостьянов Г. Н. - М: Просвещение, 1996.
  11. Орлов А. С, Георгиев В. А., Георгиева Н. Г., Сивохина Т. А. Хрестоматия по истории России. /Учебное пособие для студентов исторического факультета МГУ. М. -2001.
  12. Радзинский Э. «Сталин»; М - 1999.
  13. Степанова Л. Н., Тамбовцев Г. Н. История России / пособие для поступающих в вузы М.: изд.отд. УНЦ ДО МГУ - 1997.

Занятие 2.