Цели и задачи: 1. Раскрыть особенности развития народов Сибири в XVII веке, доказать прогрессивную роль русского народа в освоении Северо - Восточной Азии.
2. Способствовать развитию навыков работы с источниками, дополнительной литературой, исторической картой, умений обобщать материал, активно воспринимать информацию.
3. Воспитывать чувство уважения и гордости за русских землепроходцев открывших суровый и прекрасный край.
План урока: 1. Организационный момент. Постановка целей и задач.
2. Народы Сибири в XVII веке. Различия в условиях жизни.
3. Продвижение русских людей в Сибирь:
а) цели освоения Сибири. Новые города.
б) землепроходцы и мореходы в XVII веке.
4. Историческое значение присоединения Сибири.
5. Подведение итогов урока, д/з прочитать №33, ответить на вопросы на стр. 187.
Попытайтесь в форме путевого дневника изложить эпизод какого-либо путешествия казака в Сибирь XVII века.
Основные понятия: острог, ясак, землепроходцы, кочи, отписки.
Важнейшие даты: 1648 г. – морской поход С. Дежнёва;
1643- 1646 гг. – экспедиция В. Пояркова на Амур;
1649 – 1653 гг. – поход Е. Хабарова на Амур;
XVII – XVIII вв. – издание книги С.У. Ремезова “ Чертёжная карта Сибири”
Выдающиеся личности: первопроходцы С.И.Дежнёв, В.Д. Поярков, Е.П. Хабаров, В. В.Атласов.
Оборудование урока:
1. Учебная карта “ Россия в XVII веке”.
2. Учебник “ История Отечества 6–7 класс” А.А.Преображенский,
Б.А.Рыбаков. М.: Просвещение, 2001.
3. Видео отрывок из х/ф “Ермак”.
4. Фонограммы: шума моря, шум леса.
5. Литературная выставка:
а) Энциклопедический словарь юного краеведа. М. Педагогика, 1981 г.
б) Н.В.Северин “Отечественные путешественники и исследователи”. М.1956 г.
в) “Арктика - мой север. Полярная энциклопедия Севера в биографиях
знаменитых людей”. М. 2000 г.
г) И.Магидович “Очерки по истории географических открытий”
д) Леонтьева Г.А. “Землепроходец Е.П.Хабаров”. М. Просвещение, 1991 г.
е) “Россия XV – XVII в.в. глазами иностранцев”. Лениздат, 1986 г.
6. Маршруты землепроходцев.
7. Эпиграф: “Из века в век, из века в век
Шел крепкий русский человек
На Дальний Север и Восток
Неудержимо как поток” (из старинной сибирской песни).
На прошлом уроке мы говорили с вами о культуре русского народа в XVII веке. Но эту тему невозможно представить себе без великих открытий, совершенных землепроходцами Российского государства. Эти люди не только открывали новые земли, но и несли народам Северо- Восточной Азии достижения русского народа, русской культуры, сохраняя при этом культурные и этнографические особенности этих народов. На сегодняшнем уроке вы узнаете о смелых и отважных людях, открывших суровый и прекрасный край. Мы гордимся тем, что именно россияне первыми побывали в этих краях. Этих людей объединяет стойкость и мужество, беззаветная любовь к Родине.
XVII век – это время великих географических открытий.
/звучит шум моря /
К XVII веку в Западной Европе уже многие знали об Африке и Америке, устанавливали торговые связи с Индией и Китаем.
- 1606г. - была открыта Австралия, плавание к островам Океании;
- 1610г. – состоялось путешествие Гудзона в Северную Америку;
- 1616г. – произошло плавание Баффина в Северных морях;
- 1634г. – путешествие Ж.Николе по Северной Америке, открытие озера Мичиган.
/прикрепляю “корабли” к глобусу /
Но вот северо-восток Азии был покрыт для европейцев тайной, хотя и привлекал своими неизведанными богатствами.
“Ребята, давайте с вами вспомним, чем так была богата Сибирь?”
Англичане пытались добраться в Сибирь морем, но эти попытки окончились неудачно. Дальше, чем до устья Оки, никто из мореходов добраться не мог. Поэтому не случайно возникали слухи о чудесах жизни на “краю земли”, так они называли Сибирь.
Сейчас мы с вами услышим как европейцы, побывавшие в Сибири и слышавшие о ней, описывают этот край.
Звучит фонограмма с отрывками из сочинений Сигизмунда Герберштейна, Вильяма Уоркера.
“Что же в действительности представляли собой народы Сибири в XVII веке?”
На площади 13 млн. км - жило редкое малочисленное население, менее 300 тысяч человек. Можно было проехать на оленьей упряжке тысячи километров и не встретить ни одного селения. Сравнительно небольшими объединениями родов в племя жили малые народы Сибири, говорящие на разных языках. По-разному добывали они себе пищу. Ханты и манси – были охотниками и скотоводами. Эвенки, ненцы, энцы – были оленеводами. Оленеводы и охотники вели кочевой образ жизни. Они ставили себе юрты из оленьих шкур. Религия у них была языческая.
“Ребята, вспомните кто такие язычники?”
Своими покровителями они считали духов воздуха, земли, а так же предков, с которыми можно было общаться через шаманов – умных и хитрых людей, которые хорошо знали психологию людей и пользовались страхами перед силами природы, верой в чудеса, надеждами на помощь духов.
Местное население Сибири было выносливым, трудолюбивым, прекрасно знало природу. Люди были отзывчивы и честны. Низкорослые, одетые в меховую одежду они казались похожими друг на друга, но каждая, даже самая малочисленная народность имела свои особенности, традиции и таланты.
Уровень народов, населявших Сибирь в XVII веке, был различен, так как народы жившие в зоне вечной мерзлоты, в тундре находились на низшей ступени первобытнообщинного строя. А на берегах Амура жило осёдлое земледельческое население. Но все малочисленные народы, населявшие Сибирь, в своем развитии сильно отличались от русского народа.
Ещё в X-XII веках новгородцы ходили за “камень”, то есть Уральские горы, и выменивали там топоры, ножи и другие железные орудия на меха соболей, песцов, куниц …
“Давайте вспомним, во время, какого царя произошло присоединение Западной Сибири?”
“Что произошло в 1581 – 1585 годах?”
/просмотр видео отрывка из х/ф “Ермак”/
Каковы же цели освоения Сибири?
Работа со схемами
С начала XVII века из зимовий, острогов первопроходцев возникают города:
- Мангазея;
- Томск (1604);
- Енисейск (1619);
- Красноярск (1628);
- Турухан;
- Якутск (1632);
/прикрепляю таблички с названиями на карту/
В XVII веке было построено около 140 городов.
Русские люди при освоении новых земель совершали немало географических открытий.
Сейчас вы прослушаете устный журнал “Землепроходцы XVII века”.
/звучит шум леса/
Его готовят четыре ученика. Они подготавливают маршрут и рассказ.
Журнал:
1. С.И.Дежнев
2. В.Д.Поярков
3. Е.П.Хабаров
4. В.В.Атласов.
А теперь мы с вами прочитаем п.3 параграфа 33 “Историческое значение присоединения Сибири” и ответим на вопросы:
“Какое значение имело присоединение Сибири для России, для местных народов?”
“Как повлияло на жизнь местных народов вхождение в состав России?”
Подводим итого урока. Цитата Ломоносова М.В. “ Богатство России прирастать будет Сибирью”.
Домашнее задание - прочитать параграф 33, ответить на вопросы на стр. 187, попытаться в форме дневника изложить эпизод какого-либо путешествия казака в Сибирь вXVII веке.
Помощь в выполнении д/з окажут книги, представленные на литературной выставке.