Урок по истории Средних веков для учащихся 6-х классов по теме: "Жизнь и обычаи феодалов"

Разделы: История и обществознание


Цель:

  1. Познакомить учащихся с условиями жизни господствующего класса. Обучать умению анализировать комплекс исторических фактов.
  2. Показать, с помощью каких средств феодалы поддержали свое господство над зависимыми крестьянами.
  3. Дать представление о некоторых моральных нормах и установках феодалов. Воспитывать на истинное отношение к девочкам, к матери, к чести и благородству.

Основные понятие и новые слова.

Турнир, герб, герольдистика, честь, девиз, шлем, латы, забрало, щит, донжон.

Дополнительная литература.

  1. В Скотт. Ричард Львиное Сердце.
  2. В.Скотт. Айвенго.
  3. Хрестоматия.
  4. Книга для чтения по истории Средних веков.

Оформление доски, оборудования – макеты.

1. Изображение замка.
2. Рисунок « Рыцарь на турнире».
3. Словарь новых слов
4. План урока.

( По мере объяснения урока, выставляются макеты замков и рассказывается о книгах, которые рекомендуют прочитать).

План урока

1. Замки и вооружение феодалов

А) виды замков
Б) нападение врагов и оборона замка
В) рыцарское вооружение
Г) штурм главной башни
Д) бегство владельца замка

2. Жизнь и быт феодалов

А) посвящение в рыцари
Б) воспитание детей
В) охота и турнир

3. Мораль и обычаи феодалов.

4. Рыцарский турнир

Составляем опорный сигнал

Проблемная ситуация

«Феодалов было намного меньше, чем зависимых крестьян. Каким же образом они сохраняли власть над угнетенным классом»

Рассказ учителя:

Рассмотрите макет замка. При постройке замка использовались разные условия местности: немецкие замки – на скале, испанский – на равнине, литовский замок Тракай посреди озера (работа с рисунком из таблицы Никифорова).

- Как вы думаете, почему феодалы строили свои замки в труднодоступных местах?

- Почему замок обносился толстыми стенами?

В дозорной башне замка постоянно дежурят стражники. Они зорко вглядываются вдаль, не покажутся ли враги. Каждого, кто пытается проникнуть в замок по подъемному мосту , у ворот строго проверяют.

… Вдруг вдали заклубилось облако пыли. В замке сразу же раздается сигнал тревоги. По этому сигналу владелец замка и его воины спешат занять места на стенах и на башнях , чтобы отбить нападение одного из соседних феодалов.

В связи с рассказом об осаде и штурме характеризуем снаряжение воина – рыцаря по книге В.Скотта «Ричард Львиное Сердце». Выясняем все плюсы и минусы такого вооружения.

Осаждающие применяют для штурма осадные оружия, но чтобы взобраться на стену, им предстоит преодолеть ров.

- Почему рыли глубокие рвы у стен замков?

- Как осаждающие могут преодолеть этот ров?

Учащиеся следят за борьбой у рва и ворот, «преодолевают» железную решетку в воротах, затем «берут» вторую, и, наконец, «попадают» во двор замка. Но борьба еще не окончена: предстоит взять – донжон (см.рис в учебнике)

Единственная железная дверь, ведущая в него, расположена высоко над землей, к ней не подберешься с тараном. Но если даже дверь разбита, то приходиться вести борьбу за каждый этаж. Донжон разделен перекрытиями не несколько этажей, сообщение между которыми поддерживается по приставным лестницам. Теперь лестницы убраны, а люки между этажами закрыты тяжелыми каменными плитами. Когда штурмующим удается добраться до верхнего этажа, владелец замка вместе с воинами выходит через потайную дверь на винтовую лестницу в толщине стены, а оттуда подземным ходом пробирается к лесу, где его ждут оседланные кони. Он спешит к своему другу и покровителю – богатому и знатному феодалу.

При дворе знатного феодала в это время проводится церемония посвящения в рыцари его старшего сына. Стать настоящим рыцарем – непростое дело. Ведь владение всеми видами оружия требовало длительной тренировки, поэтому феодалов готовили с детства. С 7 лет сын рыцаря покидал отцовский замок и служил пажом. Он упражнялся в фехтовании, верховой езде , метании копья , пении и танцах. Когда юноше исполнялось 15 лет, он поступал на службу оруженосцем. В замке он ухаживал за лошадьми и собаками, встречал гостей и ухаживал за столом, в походах вез доспехи рыцаря, а во время сражения находился позади рыцаря, чтобы в любой момент подать оружие. Только после длительной службы самых достойных посвящали в рыцари (дополнительный материал по хрестоматии Средних веков с38).

Разрешение проблемного задания.

По случаю посвящение сына в рыцари знатный феодал устроил большую охоту и турнир.

№ - работа с картинками в учебнике с34.

- Как вы думаете, почему устраивали охоту?

- Какими качествами должен владеть настоящий охотник?

Далее рассказ о проведение турнира и правила турнирного боя. (В.Скотт. Айвенго с131-132, книга для чтения по истории Средних веков с 197).

Особо нужно остановиться на геральдистике

№ - материал можно найти в книге для чтения ИСВ с198.

Переходим к изучению вопроса о рыцарской морали. Феодалы, как правило, презирали расчетливость и бережливость. В это время они тратили средства в основном не на расширение своего хозяйства, а на потребление, богатство добывали не только эксплуатацией, но и грабежом и войной согласно нормам морали феодального класса знатный феодал должен быть щедрым.

Две полные недели тянулся пир честной
Веселье не стихало ни днем, ни в час ночной
И развлекались гости, как было им угодно
Не пожалел казны для них хозяин благородный
Одеждой и конями , и всяческим добром
И золотом червонным, и звонким серебром
Он одарить приезжих велел своей родне
Чтоб каждый щедростью его доволен был вполне.
Беовульф. Старшая Эдда.
М.1975 г, с436.

- За чей счет знатные феодалы проявляли щедрость, и на кого она распространялась?

(Они могли быть щедрыми только по отношению к таким же феодалам)

Феодалы считали достойными для себя занятиями войну, охоты, рыцарскую службу, а тяжелые заботы о хлебе насущном предоставляли «грубой черни», (т.е. трудовому народу).

Позднее, в XII–XIV вв, главным мерилом оценки поведения стала честь. Правила чести вынуждали рыцаря оценивать свое поведение глазами своего круга (положение обязывает)

Не отнимать у сирот их добра,
У вдов последний грош не вымогать,
Святую церковь охранять всегда…
И рыцарей своих не утеснять.
    (песня о Гильоме Оранжском с 88)

Как вы думаете, о каких сиротах и вдовах идет здесь речь?

(Вдовы погибших рыцарей, а сироты их дети)

Феодалы приписывали высокие моральные качества только своему классу, связывая их с благородным происхождением, и отвергали наличие чести у «подлого простолюдия». Рыцарская мораль исходила из убеждения, что они наделены от рождения храбростью, щедростью, великодушием.

- Чем эта мораль была выгодна рыцарям?

- Кого в наши дни мы называем рыцарем? Какими качествами мы одариваем человека, говоря, что он рыцарь?

- Что такое честь? Благородство?

В заключении урока проводим рыцарский турнир.

Выбираем 2 команды рыцарей, девочки же являются судьями ( если ответ затянулся, они могут выбросить белый платок).

1 конкурс.

Историческая дуэль.

Знание новых слов и понятия.

2 конкурс.

Составление девиза и придумывание герба.

3 конкурс.

Составить 4-х стишье для дамы сердца.

4 конкурс.

Хронологическая дуэль.

Знание хронологии.

5 конкурс. Правило хорошего тона.

Отношение между девочками и мальчиками.

Победителю вручается подарок – книга. В Скотта Ричард Львиное Сердце и присваивается (как и всем участникам) звание «Рыцарь 6 в класса».

Вывод и обобщение урока проводиться по опорной схеме.

Оценки за урок.

Д / з .№7. Написать сочинение – миниатюра «Путешествие на рыцарский турнир».