Цель:
- Познакомить учащихся с условиями жизни господствующего класса. Обучать умению анализировать комплекс исторических фактов.
- Показать, с помощью каких средств феодалы поддержали свое господство над зависимыми крестьянами.
- Дать представление о некоторых моральных нормах и установках феодалов. Воспитывать на истинное отношение к девочкам, к матери, к чести и благородству.
Основные понятие и новые слова.
Турнир, герб, герольдистика, честь, девиз, шлем, латы, забрало, щит, донжон.
Дополнительная литература.
- В Скотт. Ричард Львиное Сердце.
- В.Скотт. Айвенго.
- Хрестоматия.
- Книга для чтения по истории Средних веков.
Оформление доски, оборудования – макеты.
1. Изображение замка.
2. Рисунок « Рыцарь на турнире».
3. Словарь новых слов
4. План урока.
( По мере объяснения урока, выставляются макеты замков и рассказывается о книгах, которые рекомендуют прочитать).
План урока
1. Замки и вооружение феодалов
А) виды замков
Б) нападение врагов и оборона замка
В) рыцарское вооружение
Г) штурм главной башни
Д) бегство владельца замка
2. Жизнь и быт феодалов
А) посвящение в рыцари
Б) воспитание детей
В) охота и турнир
3. Мораль и обычаи феодалов.
4. Рыцарский турнир
Составляем опорный сигнал
Проблемная ситуация
«Феодалов было намного меньше, чем зависимых крестьян. Каким же образом они сохраняли власть над угнетенным классом»
Рассказ учителя:
Рассмотрите макет замка. При постройке замка использовались разные условия местности: немецкие замки – на скале, испанский – на равнине, литовский замок Тракай посреди озера (работа с рисунком из таблицы Никифорова).
- Как вы думаете, почему феодалы строили свои замки в труднодоступных местах?
- Почему замок обносился толстыми стенами?
В дозорной башне замка постоянно дежурят стражники. Они зорко вглядываются вдаль, не покажутся ли враги. Каждого, кто пытается проникнуть в замок по подъемному мосту , у ворот строго проверяют.
… Вдруг вдали заклубилось облако пыли. В замке сразу же раздается сигнал тревоги. По этому сигналу владелец замка и его воины спешат занять места на стенах и на башнях , чтобы отбить нападение одного из соседних феодалов.
В связи с рассказом об осаде и штурме характеризуем снаряжение воина – рыцаря по книге В.Скотта «Ричард Львиное Сердце». Выясняем все плюсы и минусы такого вооружения.
Осаждающие применяют для штурма осадные оружия, но чтобы взобраться на стену, им предстоит преодолеть ров.
- Почему рыли глубокие рвы у стен замков?
- Как осаждающие могут преодолеть этот ров?
Учащиеся следят за борьбой у рва и ворот, «преодолевают» железную решетку в воротах, затем «берут» вторую, и, наконец, «попадают» во двор замка. Но борьба еще не окончена: предстоит взять – донжон (см.рис в учебнике)
Единственная железная дверь, ведущая в него, расположена высоко над землей, к ней не подберешься с тараном. Но если даже дверь разбита, то приходиться вести борьбу за каждый этаж. Донжон разделен перекрытиями не несколько этажей, сообщение между которыми поддерживается по приставным лестницам. Теперь лестницы убраны, а люки между этажами закрыты тяжелыми каменными плитами. Когда штурмующим удается добраться до верхнего этажа, владелец замка вместе с воинами выходит через потайную дверь на винтовую лестницу в толщине стены, а оттуда подземным ходом пробирается к лесу, где его ждут оседланные кони. Он спешит к своему другу и покровителю – богатому и знатному феодалу.
При дворе знатного феодала в это время проводится церемония посвящения в рыцари его старшего сына. Стать настоящим рыцарем – непростое дело. Ведь владение всеми видами оружия требовало длительной тренировки, поэтому феодалов готовили с детства. С 7 лет сын рыцаря покидал отцовский замок и служил пажом. Он упражнялся в фехтовании, верховой езде , метании копья , пении и танцах. Когда юноше исполнялось 15 лет, он поступал на службу оруженосцем. В замке он ухаживал за лошадьми и собаками, встречал гостей и ухаживал за столом, в походах вез доспехи рыцаря, а во время сражения находился позади рыцаря, чтобы в любой момент подать оружие. Только после длительной службы самых достойных посвящали в рыцари (дополнительный материал по хрестоматии Средних веков с38).
Разрешение проблемного задания.
По случаю посвящение сына в рыцари знатный феодал устроил большую охоту и турнир.
№ - работа с картинками в учебнике с34.
- Как вы думаете, почему устраивали охоту?
- Какими качествами должен владеть настоящий охотник?
Далее рассказ о проведение турнира и правила турнирного боя. (В.Скотт. Айвенго с131-132, книга для чтения по истории Средних веков с 197).
Особо нужно остановиться на геральдистике
№ - материал можно найти в книге для чтения ИСВ с198.
Переходим к изучению вопроса о рыцарской морали. Феодалы, как правило, презирали расчетливость и бережливость. В это время они тратили средства в основном не на расширение своего хозяйства, а на потребление, богатство добывали не только эксплуатацией, но и грабежом и войной согласно нормам морали феодального класса знатный феодал должен быть щедрым.
Две полные недели тянулся пир честной
Веселье не стихало ни днем, ни в час ночной
И развлекались гости, как было им угодно
Не пожалел казны для них хозяин благородный
Одеждой и конями , и всяческим добром
И золотом червонным, и звонким серебром
Он одарить приезжих велел своей родне
Чтоб каждый щедростью его доволен был вполне.
Беовульф. Старшая Эдда.
М.1975 г, с436.
- За чей счет знатные феодалы проявляли щедрость, и на кого она распространялась?
(Они могли быть щедрыми только по отношению к таким же феодалам)
Феодалы считали достойными для себя занятиями войну, охоты, рыцарскую службу, а тяжелые заботы о хлебе насущном предоставляли «грубой черни», (т.е. трудовому народу).
Позднее, в XII–XIV вв, главным мерилом оценки поведения стала честь. Правила чести вынуждали рыцаря оценивать свое поведение глазами своего круга (положение обязывает)
Не отнимать у сирот их добра,
У вдов последний грош не вымогать,
Святую церковь охранять всегда…
И рыцарей своих не утеснять.
(песня о Гильоме Оранжском с 88)
Как вы думаете, о каких сиротах и вдовах идет здесь речь?
(Вдовы погибших рыцарей, а сироты их дети)
Феодалы приписывали высокие моральные качества только своему классу, связывая их с благородным происхождением, и отвергали наличие чести у «подлого простолюдия». Рыцарская мораль исходила из убеждения, что они наделены от рождения храбростью, щедростью, великодушием.
- Чем эта мораль была выгодна рыцарям?
- Кого в наши дни мы называем рыцарем? Какими качествами мы одариваем человека, говоря, что он рыцарь?
- Что такое честь? Благородство?
В заключении урока проводим рыцарский турнир.
Выбираем 2 команды рыцарей, девочки же являются судьями ( если ответ затянулся, они могут выбросить белый платок).
1 конкурс.
Историческая дуэль.
Знание новых слов и понятия.
2 конкурс.
Составление девиза и придумывание герба.
3 конкурс.
Составить 4-х стишье для дамы сердца.
4 конкурс.
Хронологическая дуэль.
Знание хронологии.
5 конкурс. Правило хорошего тона.
Отношение между девочками и мальчиками.
Победителю вручается подарок – книга. В Скотта Ричард Львиное Сердце и присваивается (как и всем участникам) звание «Рыцарь 6 в класса».
Вывод и обобщение урока проводиться по опорной схеме.
Оценки за урок.
Д / з .№7. Написать сочинение – миниатюра «Путешествие на рыцарский турнир».