Цели: Сформировать у учащихся представление о реформах П.А.Столыпина как об определенной трансформации революции «снизу» в революцию «сверху»; уяснить политические, экономические и социальные задачи столыпинского аграрного законопроекта; выявить причины по которым начинания Столыпина не нашли широкой социальной поддержки.
Развивать активность и самостоятельность учащихся при анализе исторических документов и тестировании.
Через выполнение опережающих заданий воспитывать чувство ответственности и коллективизма.
Основные знания: альтернативы общественного развития России в 1906 г., думские аграрные проекты, содержание правительственной программы П.А.Столыпина, суть столыпинской аграрной реформы, развитие кооперативного движения.
Основные понятия: отруб, хутор, кооперация.
Оборудование урока: таблицы, карта «Российская империя в 1907 – 1914 гг. Аграрная реформа П.А.Столыпина», раздаточный материал, портрет П.А.Столыпина.
План изучения нового материала:
- Альтернативы общественного развития России в 1906 году.
- Деятельность I Государственной думы, ее аграрная программа.
- Личность П.А.Столыпина, его правительственная программа.
- Суть аграрной реформы, пути решения крестьянского вопроса.
- Третьеиюньский государственный переворот.
- Работа III Государственной думы.
- Итоги столыпинской аграрной реформы.
- Одинокий реформатор, причины неудач.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Проверка домашнего задания:
- У кого при подготовке домашнего задания
возникли какие-то вопросы или затруднения?
- Сейчас проверим ваши знания с помощью
проверочного тестирования. Для выполнения
работы отводится 13 минут. Внимательно читайте
задания!
III. Изучение нового материала.
- Сегодня на уроке мы проследим дальнейшее развитие России, познакомимся с думскими аграрными проектами и самое главное с содержанием аграрной программы П.А.Столыпина. В ходе урока должны будем уяснить такие понятия как: отруб, хутор, кооперация ( запись на доске)
– Мы говорили, что главный вопрос революции 1905 года был земельный, который так и не был окончательно решен. После революции подсчитали, что общие убытка от «аграрных» беспорядков составили 47 млн.руб. Помещичье землевладение из года в год сокращалось. Аграрный сектор экономики оказался в кризисе, чему в немалой степени способствовал так же мировой сельскохозяйственный кризис. Финансовая система государства, укрепленная еще Витте, оказалась под угрозой расстройства. Необходимо было платить по иностранным займам, за счет которых в значительной степени совершалась индустриализация, а средства можно было получить только из сельского хозяйства. С 1 января 1907 г. Прекращалась выплата крестьянами выкупных платежей.
- Как вы думаете какие существовали возможности дальнейшего развития событий в стране?
- Какая альтернатива представляется вам наиболее предпочтительной?
По мере ответов учащихся на доске появляется схема:
- Россия пошла по третьему пути.
- В такой обстановке 27 апреля 1906 года в присутствии Николая II состоялось торжественное открытие I Государственной думы. В ходе последующего объяснения вам необходимо начать заполнять таблицу «Думская деятельность»
Дума | Время работы | Председатель | Основные вопросы | Итоги работы |
I Дума | ||||
II Дума | ||||
III Дума | ||||
IV Дума |
Опережающее задание ( приблизительное сообщение учащегося)
- 27 апреля 1906 года состоялось торжественное открытие I Государственной думы.
Наиболее крупными фракциями в ней были кадетская – 153 депутата и крестьянская («трудовики») – 107 депутатов. Большевики и эсеры бойкотировали выборы. Октябристы получили лишь 13 мандатов. Правые партии – ни одного.
Царь призвал депутатов к совместной работе и указал основные проблемы русской жизни, которые необходимо решать совместными усилиями Думы и правительства.
Эпохальное собрание началось в Таврическом дворце пять часов пополудни. Прежде всего предстояло решить ряд важных организационных вопросов и первый из них – избрание председателя Думы. Почти единогласно прошла кандидатура доктора римского права, профессора Московского университета кадета С.А.Муромцева.
Первые дни Государственная дума была занята обсуждением ответного адреса на тронутую речь императора. И в этих дискуссиях, полных эмоционального накала и страстности, обозначились приоритеты – требования. В их число входило: создание ответственного перед Думой правительства, упразднение Государственного совета, введение всеобщего избирательного права, обновление администрации на всех уровнях. Иными словами, думцы ратовали, по существу, за ниспровержение существующего строя, хотя и не признавались в этом.
В конце политических требований стояли социальные вопросы и острейший среди них – аграрный. Крестьянское малоземелье намеревались разрешить путем изъятия государственных, церковных и части частновладельческих земель с передачей их крестьянам. Это была обычная политическая риторика, доступная и понятная крестьянству, с которым заигрывали как могли ( ведь это главная категория выборщиков). Реализация подобной программы аграрную проблему не решала, так как не устраняла главную причину тяжелого положения крестьянства – малоэффективные формы землевладения и землепользования. Что же касается рабочего вопроса, то Дума считала, что первым шагом для его решения должно быть «обеспечение наемным рабочим во всех отраслях труда свободы организации и самостоятельности для поднятия своего материального благосостояния».
Адрес был принят 5 мая 1906 г. , а через неделю с речью выступил премьер И.Л.Горемыкин. В своем выступлении глава правительства сформулировал первоочередные задачи совсем иначе, чем это виделось депутатам. На первом месте стоял аграрный вопрос, но пути его решения не соответствовали тем, к чему призывали собравшиеся в Таврическом дворце.: «Совет министров считает своею обязанностью заявит, что решение этого вопроса на предложенных Государственною думою основаниях безусловно недопустимо. Государственная власть не может признать право собственности на землю за одними и в то же время отнимать это право у других. Не может государственная власть и отрицать вообще право частной собственности на землю, не отрицая одновременно право собственности на всякое иное имущество».Власть ясно и последовательно отвергала самою идею экспроприации, понимая, что ни в коем случае нельзя потакать подобным вожделениям. Те, кто называл себя русскими либералами, этого не понимали и во время политической конъектуры переступали через принцип, нерушимый в любом правовом государстве: неприкосновенность частной собственности.
Через несколько недель после начала работы I Государственной думы стало очевидным, что сотрудничества между властью и правительственным учреждением не привидится. И исторический шанс примирения во имя социальной консолидации был упущен. Либералы обвиняли правительство в том, что оно не пошло на встречу «чаяниям страны», а правящие круги возмущались поведением депутатов, их крайними лозунгами, экстремистскими призывами, отсутствием у них хоть каких-то примирительных норм вообще.
Правительство обвинило Думу в революционных замыслах, и 9 июля 1906 г. Царским манифестом I дума была распущена, не проработав и двух с половиной месяцев.
- В этот же день председателем Совета Министров был назначен П.А.Столыпин.
Опережающее задание «Личность П.А.Столыпина»
- Что вы можете сказать о П.А.Столыпине как человеке и политическом деятеле?
Самостоятельная работа с документами
- Сейчас вы самостоятельно познакомитесь с документами и на их основе ответите на вопросы ( вопросы вынесены на доску) :
1. Какие мероприятия намечал провести Столыпин, и какими методами?
2. Какие цели ставил Столыпин, пытаясь дать жизнь правительственной программе?
Планы Столыпина Документ №1
А.В.Зеньковский, помощник премьер – министра
Проект был грандиозен и охватывал все стороны экономической и политической жизни России. К существовавшим в начале ХХ в. 11 министерствам намечалось учреждение восьми новых. Некоторые из них образовывались на базе существующих структур, другие не имели такой базы. Все они охватывали необходимые стороны жизни, характерные для демократических развитых буржуазных стран.
В области местного самоуправления намечалось понижение земского ценза в 10 раз, с тем, чтобы в работе земских управлений могли принять участие владельцы хуторов и рабочие, владеющие небольшой недвижимостью. Должен был решаться вопрос о значительном ослаблении угнетения национальностей, проживающих в составе Российской империи, и регламентация религиозных исповеданий в демократическом плане. Поэтому создание новых министерств не было самоцелью и имело в виду реальные потребности страны. И все же план Столыпина производил пугающее впечатление на дворян – помещиков. Предполагалось дальнейшее развертывание государственной машины в буржуазном направлении и постепенное оформление буржуазной монархии с демократическим управлением. Столыпин непоколебимо верил в преобразующую силу бюрократии. Он предполагал оформить свой проект в виде «Всеподданнейшего доклада» и представить его Николаю II и Марии Федоровне. Ознакомившись с ним, они, как полагал Столыпин, создадут условия его реализации и поручат ему возглавить всю работу.
К сожалению, после смерти Столыпина все бумаги, связанные с разработанным проектом государственных преобразований, исчезли из его кабинета, и найти их не удалось…»
П.А.Столыпин Документ №2
«Я думаю, что крестьяне не могут не желать разрешения того вопроса, который для них является самым близким и самым больным. Я думаю, что и землевладельцы не могут не желать иметь своими соседями людей спокойных и довольных вместо голодающих и погромщиков… .
Цель правительства вполне определенна: правительство желает поднять крестьянское землевладение, оно желает видеть крестьянина богатым… т.к. где достаток, там, конечно, и просвещение, там и настоящая свобода. Но для этого необходимо дать возможность способному, трудолюбивому крестьянину, то есть соли земли русской, освободиться от тисков, от тех теперешних условий жизни, в которых он в настоящее время находится. Надо дать ему возможность укрепить за собой плоды своих трудов и предоставить их в неотъемлемую собственность.
Пробыв около десяти лет у дела земельного устройства, я пришел к глубокому убеждению, что в деле этом нужен упорный труд, нужна продолжительная черная работа… . Мы предлагаем вам скромный, но верный путь. Противникам государственности хотелось бы избрать путь радикализма, путь освобождения от исторического прошлого России, освободиться от культурных традиций, им нужны великие потрясения, нам нужна Великая Россия».
«Где бомбами взрываются поезда, под флагом социальной революции грабят мирных жителей, там правительство обязано поддерживать порядок, не обращая внимания на крики и реакции».
Ответы учащихся
Обобщение учителя:
- 24 августа 1906 года П.А.Столыпин опубликовал правительственную программу. Она состояла из двух частей. В первой обосновывалась необходимость успокоения страны при помощи чрезвычайных мер и объявления в некоторых районах империи военного положения с введением там военно – полевых судов. Во второй части предполагалось немедленно, не дожидаясь созыва II Думы, начать аграрную реформу, основной целью которой было создание крепкого крестьянского хозяйства, основанного на частной земельной собственности. Одновременно было объявлено о подготовке пакета законопроектов, способствующих превращению России в правовое государство: о свободе вероисповедания, о гражданском равноправии, об улучшении быта рабочих, о реформе местного самоуправления, о реформе высшей и средней школы, о введении всеобщего начального образования, улучшении материального обеспечения народных учителей, о подоходном налоге и полицейской реформе. Эти законопроекты он был намерен предложить для обсуждения в новой Думе.
- Но давайте еще раз вспомним, какой же вопрос более всего волновал правительство во главе со Столыпиным? (аграрный)
Учитель: Столыпинская аграрная реформа – это понятие условное, ибо она не составляла цельного замысла и при ближайшем рассмотрении распадалась на ряд отдельных мероприятий. Не совсем правильно и вошедшее в литературу «именное» название реформы т.к. Столыпин не был автором основных ее концепций, ни разработчиком. Когда он пришел в Министерство внутренних дел оказалось, что группа чиновников во главе с товарищем министра внутренних дел В.И.Гурко, разрабатывала проект, который означал крутой поворот в политике правительства. Основная идея заключалась в ускоренной ломке общины. Этого же требовали и помещики. В мае 1906 года собрался I Съезд уполномоченных дворянских обществ и помещики чуть ли не в один голос требовали ликвидации общины, которая сильно им насолила за два года революции.
- Как вы думаете, почему помещики выступали за ликвидацию общины? ( Крестьян собранных вместе легче поднять на борьбу)
- Опираясь на все выше сказанное, Столыпин определяет основные пути решения крестьянского вопроса.
«Пути решения аграрного вопроса»
- 9 ноября 1906 г., 14 июня 1910 г. и 29 мая 1911 г. издаются указы и законы, суть которых сводилась к следующему: каждый крестьянин мог, объявить частной собственностью наел земли, находящийся в пользовании.
Любой крестьянин, закрепивший землю в частную собственность, мог потребовать соединить все его разбросанные полосы в один участок (отруб). Если на участок перенести усадьбу, то возникает хутор. Хутора фактически, уничтожали деревню.
Работа с тетрадью (запись )
Отруб – участок земли, получаемый в одном месте крестьянином, выходящим из общины. Крестьянин, получивший отруб, оставался жить в деревне.
Хутор – обособленное крестьянское хозяйство, окончательно порвавшее с общиной все связи.
- Избавляясь от общинных ограничений, крестьянин превращался в полноправного собственника, по своему усмотрению мог распоряжаться принадлежащими ему сельскохозяйственными угодьями. Государственные органы активно содействовали разрушению общинных порядков. В губерниях и уездах создавались землеустроительные комиссии, следившие за правильным отводом участков, выделявшимся хозяевам. Комиссии убеждали крестьян в том, что реформа принесет им ощутимую выгоду, часто оказывали давление на консервативные крестьянские всходы. При выделении отрубов и хуторов некоторые хозяева получали земли больше, чем у них было до реформы; эти излишки передавались самостоятельным владельцам бесплатно или по низким ценам.
В годы реформы из общин выделилось около 2-х млн. хозяйств, в основном зажиточных (около 22 % всех крестьянских хозяйств). Некоторые продавали свои земли «крепким хозяевам», покидали деревню, пополняли ряды рабочего класса.
Каждый крестьянин мог свободно выйти из общины, свободно избрать место жительства и род занятий (крестьянам было обещано полное уравнивание в правах с другими сословиями). Столыпин стремился решить проблему малоземелья, не затрагивая интересов крупных собственников. Крестьянам была передана часть государственных земель. Основанный еще в 1882 году Крестьянский банк в годы аграрной реформы покупал помещичьи имения и продавал их крестьянам мелкими участками на достаточно выгодных условиях. Но не очень эффективными оказались мероприятия Крестьянского банка по скупке части помещичьих и государственных земель и продаже их крестьянам. Этим могли воспользоваться лишь зажиточные хозяева.
Одним из важных пунктов в решении аграрного вопроса была переселенческая политика.
- Какую проблему хотел решить Столыпин путем переселения? ( проблемы малоземелья)
Работа по карте
- Обратимся к карте. Где особо остро стоял вопрос с землей? (центральные, черноземные районы)
- Как вы думаете куда могли переселиться крестьяне? (За Урал)
- Крестьяне, пожелавшие в связи с малоземельем переселиться за Урал, получали небольшие «подъемные» и ссуды на обустройство Серьезные надежды Столыпин возлагал на массовое переселение в восточные районы. Переселенцам прощались недоимки, выдавались беспроцентные ссуды, продавались дешевле железнодорожные билеты. В течение пят лет переселенцы не платили налогов, освобождались от службы в армии. Эти льготы и отсутствие перспектив в родных местах побудили многих крестьян отправиться в восточные районы. За десять лет число переселенцев превысило 3 млн. человек.
Но не все приживались в Сибири: суровые климатические условия , неумение приспособиться к новым, непривычным способам хозяйствования и другие факторы вынудили около 0,5 млн. крестьян вернуться в Европейскую Россию. Те, кто прижился нашли свой пут в капитализм, опирающийся на русские коллективистские традиции: общину сменила кооперация.
Работа в тетрадях (запись)
Кооперация – особая форма организации труда, при которой много людей совместно участвует в одном и том же процессе труда. Коллективное производство, торговое объединение, создаваемое на средства его членов.
- Переселенцы – неудачники с трудом находили себе место, и в покинутых было родных местах, увеличивая число социально – неустроенных и малоимущих в центральных районах. Переселенческая программа привела т.о. лишь к частичному разрешению проблемы малоземелья. Все эти мероприятия проходили в достаточно сложной политической обстановке.
Опережающее задание.
Самостоятельная работа по таблице (работа II Государственной думы).
Приблизительное сообщение учащегося: Приложение № 2
- 20 февраля 1907 ода начала работу II Государственная дума. По своему составу она оказалась еще более левой, чем предыдущая, так как в выборах приняли участие и революционные партии социал-демократы и эсеры. Состав II Думы был таков: социал-демократы – 65 человек, социалисты - революционеры – 34, трудовики- 101, народные социалисты – 14, кадеты – 2, правые – 22. Председателем был избран кадет Ф.А.Головин. 6-го марта премьер Столыпин выступил в Думе с декларацией правительства; в ответ на резкие нападки и угрозы представителей левых партий он заявил: «Не запугаете!» В другой раз, говоря о требованиях левых партий, произнес: «Им нужны великие потрясения, нам нужна великая Россия». Дума отказалась обсуждать, а тем более утверждать указ от 9 ноября 1906 года, хотя правительство уже активно претворяло его в жизнь. Депутаты занялись собственным законотворчеством. Столыпин, зная о преобладающих политических пристрастиях депутатов II Думы, не питал радужных надежд. Однако спокойно и обстоятельно обрисовал главные пункты программы правительства. Столыпин считал, что главным в комплексе проводимых мер являются законы об устройстве быта крестьян. На рассмотрение Государственной думы были вынесены все те решения власти, которые реализовывались в форме царских указов в соответствии со статьей 87 «Основных законов …». Вниманию депутатов были предложены и некоторые законопроекты более общего характера, вытекающие из положений Манифеста 17 октября 1905 г.: о веротерпимости, о пересмотре временных правил печати, о равноправии всех граждан, о неприкосновенности личности, о реорганизации местного самоуправления, о реформировании суда, о пересмотре рабочего законодательства и некоторые другие. Глава кабинета Столыпин говорил: « Изложив перед Государственной думой программу законодательных предположений правительства, я бы не выполнил своей задачи, если бы не выразил уверенности, что лишь обдуманное и твердое проведение в жизнь высшими законодательными учреждениями новых начал государственного строя поведет к успокоению и возрождению великой родины».
Но приглашение к сотрудничеству услышали во II Думе не многие. Делового сотрудничества со II Думой не получилось. В правительстве созрело решение разогнать и II Думу, но одновременно с этой акцией опубликовать новый избирательный закон, не допускающий к депутатским мандатам нежелательных для властей элементов. Это решение противоречило основным законам империи, гласившим, что изменить избирательный закон можно только с согласия Думы.
3 июня 1907 года был издан царский манифест о роспуске II Думы и об изменении Положения о выборах. Это событие вошло в историю под названием третьеиюньского государственного переворота. Избирательный закон от 3 июня 1907 года коренным образом перераспределял число выборщиков в пользу помещиков и буржуазии.
Опережающее задание, самостоятельная работа по таблице
( работа III Государственной думы).
Приблизительное сообщение учащегося Приложение №3
- III Государственная дума стала первой, проработавшей весь положенный ей пятилетний срок. Она была созвана 1 ноября 1907 года, и ее состав оказался несравненно более консервативным, чем у предшественников. Численность депутатского корпуса была законодательно сокращена. Из 442 мест 146 получили правые, 155 – октябристы и близкие к ним группы, 108 – кадеты и сочувствующие, 13- трудовики и 20 – социал – демократы. Думским центром оказалась партия «Союз 17 октября», а председателем был избран октябрист Н.А.Хомяков. В марте 1910 года его сменил лидер партии А.И.Гучков, а через год главой парламента был избран октябрист М.В.Родзянко, ставший затем председателем и IV Думы (1912-1917).
Третьедумский период – время поисков модели сосуществования, изыскания компромисса между традиционными методами управления и новыми реалиями политической жизни, между правительством и депутатским корпусом. Большинство избранников не смотрели уже на Совет министров как на «шайку преступников», не воспринимали существующую государственную система как «темное царство», которое надлежало разрушить до основания. Поиск взаимодействия, изыскание форм конструктивного сотрудничества не были простыми и легкими.
Правительство подготовило целую серию законопроектов, которые и стали предметом обсуждения. Они касались широкого круга вопросов, охватывавших в той или иной степени все стороны жизни страны и нацеленных на постоянное реформирование традиционных экономических укладов и социальных структур. Большое значение, кроме аграрной реформы, Столыпин придавал местному управлению. Он хотел ввести волостные земства, расширить представительство в земствах зажиточных крестьян, ограничить права предводителей дворянства. Положительно встретив первые реформаторские шаги Столыпина, правые реакционные силы затем, усмотрев в них опасность для сохранения своих позиций, обрушились на премьера с критикой, тормозя реализацию его реформ. Не помог Столыпину и националистический уклон в национальной политике. III Дума приняла закон об ограничении законодательных прав финляндского сейма, о введении в западных губерниях земства с преобладанием русского элемента, о выделении Холмской области в особую губернию («четвертый» раздел Польши). Оппозиционные и левые силы критиковали правительство за недостаточность буржуазных преобразований, за уступки правым. Сложная политическая ситуация в стране и непоследовательность самого Столыпина определили компромиссный, половинчатый характер реформ. Сам Столыпин полагал, что для полного успеха преобразований в России требуется не менее трех десятилетий спокойного развития. Но такого запаса времени в начале ХХ века в России уже не было.
- И так, что же получила Россия в ходе главной столыпинской реформы – крестьянской?
Выделилось 20-35 % крестьян, хуторское хозяйство завели 10 % домохозяев. Г.В.Сироткин писал по этому поводу: «Главная трудность проведения столыпинской аграрной реформы коренилась не столько в технически-землемерных проблемах, сколько в коллективистской психологии крестьянства. Большинство крестьян не умели действовать единолично, по-фермерски, на свой страх и риск и боялись лишиться помощи общины в борьбе за выживание.». Но урожайность в стране с 1906 года по 1915 год выросла на 14 %, а в Сибири – на 25 %. Столыпинская аграрная реформа укрепила положение сельской буржуазии. Она положило начало юридическому оформлению прав собственности на землю. Выросла специализация землевладения, увеличился ввоз и внутреннее изготовление сельскохозяйственных машин и орудий.
Существуют несколько точек зрения на аграрную реформу Столыпина.
Работа с документом № 3
- Ознакомьтесь со взглядами П.Б.Струве и В.И.Ленина и попробуйте сформулировать свою точку зрения:
- Какое значение имела реформа Столыпина для развития России?
- Достиг ли Столыпин своей цели?
Документ № 3
П.Б.Струве («Русская мысль», октябрь 1911 г.)
… Не может быть никакого сомнения, что аграрной реформой, ликвидировавшей общину, по назначению в экономическом развитии России в один ряд могут быть поставлены лишь освобождение крестьян и проведение железных дорог.
А.Серебрянников. Убийство Столыпина.Рига.1990.
В.И.Ленин «Последний клапан»
«Отсрочка» старому порядку и старому крепостническому земледелию, данная Столыпиным, состоит в том, что открыт еще один, и притом последний, клапан, который можно было открыть, не экспроприируя всего помещичьего землевладения.
В.И.Ленин. Поле.собр.соч. т.22
- Основных целей – ускорить буржуазную эволюцию сельского хозяйства, снять социальную напряженность в деревне и создать там прочную социальную опору правительству в лице сельской буржуазии достичь не удалось. Так как 20 % крестьян, получив ссуды Крестьянского банка разорились; 16 %переселенцев не могли устроиться на новом месте и вернулись назад, пополнив ряды пролетариев; ускорилось социальное расслоение деревни.
- Каковы же причины неудач?
Работа с учебником
- На этот вопрос вы подготовите ответ самостоятельно, обратившись к подразделу учебника «Одинокий реформатор» § 8.
Причины неудач:
- У Столыпина не было достаточно надежной политической опоры в обществе.
- Идеализация хуторов и отрубов.
- Недостаточное финансирование.
IV. Обобщение и закрепление.
Тестирование:
1. Аграрная программа П.А.Столыпина предусматривала такие меры, как:
а) ликвидация помещичьего землепользования;
б) широкое развитие кооперативного движения;
в) свободный выход крестьян из общины;
г) переселение крестьян за Урал;
д) запрещение свободной купли – продажи земли.
2.Аграрная реформа П.А.Столыпина была направлена на:
а) разрушение общинной психологии русского крестьянства;
б) формирование широкого слоя мелких буржуазных собственников;
в) ликвидацию крупных земельных собственников
3. Русские крестьяне не хотели выходить из общины:
а) из-за отсутствия государственной поддержки индивидуальных хозяйств;
б) под воздействием революционной пропаганды;
в) в силу сложившихся психологических стереотипов.
V. Домашнее задание: § 8, заполнить до конца таблицу «Думская деятельность».