Цели:
- Познакомить учащихся с историей освоения нашего края с каменного до железного века.
- Выделить традиционные занятия коренного населения манси.
- Способствовать развитию познавательного интереса к древней истории своей малой Родины.
Оборудование:
- карта Ханты-Мансийского округа
- видеосюжеты ”школьная археологическая экспедиция”
- иллюстрации находок
Материал для учителя.
Городу Югорску чуть более 40 лет, а история заселения небольшой речки Эсс насчитывает не одно, а несколько тысячелетий. Если придерживаться периодизации каменного века, то стоянок палеолита не обнаружено пока. Многие учёные, считают, что наш край в этот период был уже заселён. Итак, история заселения реки Эсс начинается с эпохи мезолита(10-8 тысяч лет назад). Экспедиции археологов помогают нам познакомиться с этим периодом.
Приложение № 1. Жилища людей этого времени были одно-двухкомнатные. Стены домов из брёвен и жердей опускались в неглубокий котлован, покрывались землёй, корой, берестой. Постройки отапливались с помощью расположенных в очажной яме открытых очагов; костёр мог располагаться и на полу, в специально отведённом для этого месте. Население охотилось с помощью собаки на лося, северного оленя, бобра и других животных. Археологами обнаружены кости этих животных, а также каменная скульптура бобра (приложение № 2).
Следующий этап - неолит (новокаменный век), 7-5 тысяч лет назад. В этот период люди продолжают заниматься рыбной ловлей, охотой, собирательством. Школьные археологические экспедиции 2002-2003 годов позволили собрать интереснейший материал не только о неолитическом, но и энеолитическом и даже бронзовом веке. Ученики нашей школы совместно с археологами принимали участие в раскопках жилищных впадин по берегам реке Эсс. Древние люди проживали на одном месте в течение нескольких тысячелетий. Один из котлованов служил местом проживания древних югорчан в разные периоды с неолита до бронзового века. Находки древней посуды, позволяют сделать вывод о керамическом производстве. Остатки глиняных грузил подтверждают занятие людей рыболовством. А несколько капелек меди, позволяют сделать вывод о домашнем металлургическом производстве. Правда, собственной меди в нашем регионе не обнаружено. Но учёные смогли выяснить, откуда эта медь. Медь была привозная, возможно были развиты торгово-обменные отношения с другими регионами нашей страны с Уралом и Алтаем. Представляют интерес и находки керамики, посуда была очень разнообразной (приложение № 3).
Историю средних веков в нашем крае мы с вами можем изучать не только по материалам нашего учебника “История Ханты-Мансийского округа с древности и до наших дней ”, но и по материалам археологических экспедиций на реке Большая Умытья (приложение № 4, 5).
Захоронения показывают совершенно другой этап в жизни коренного населения, это примерно X-XII века нашего времени. Многочисленные предметы показывают принадлежность хозяев к высокому социальному рангу. Даже в детских захоронениях находятся украшения и, конечно же, оружие-сабля. Вот, таким образом мы с вами совершили заочную экскурсию по древней Югре.
Вторая часть нашей экскурсии посвящена бытовым традициям коренного населения манси.
Город Югорск располагается на территории бывшего Пелымского княжества. Это княжество в XII-XV в было сильным и могущественным. В Пелымском княжестве проживали вогулы. “Вогул” в переводе с языка коми- зырян означает “чужой”. Вогулы называли себя “мань-сь”, что означает “маленький народ”. В 1940 году народу вернули самоназвание и стали их называть манси.
Основным занятием манси была охота, рыбалка и оленеводство. Состояние любой мансийской семьи оценивалось количеством олений в стаде. Из здешних мест оленьи стада гоняли на пастбища к Уралу. Уже с XVI в пелымские манси начали осваивать земледелие и вести оседлый образ жизни.
Названия месяцев у хантов (остяков).
Март - «малые заморозки» или «малый наст».
Апрель - «большие заморозки» или «большой наст»
«вороны прилетели».
Май - «гуси-утки прилетели»-у охотников, у
рыбаков- «лед уходит», у оленеводов- «отел
оленей».
Июнь- «нерест рыбы» или «месяц листьев».
Июль - «малые запоры»- речки перегораживают, или
«месяц луговых озер»- месяц отдыха рыбы в сорах.
Август - «большие запоры» или «лесные озера».
Сентябрь - «зеленые листья» или «месяц хода
щокура»
Октябрь- «маленькая осень» или «деревья без
листьев», или «замерзают первые ручейки».
Ноябрь - «большая осень» месяц больших
заморозков рек и «осенняя охота».
Декабрь- «середина зимы», «месяц самых коротких
дней»
Новый год раньше совпадал с проведением ярмарки, наступал отдых от охоты. «Ярмарка» или «середина года». У оленеводов - «месяц пересчета олений».
Февраль- «месяц прилета орла».
Некоторые старики называли 13 месяц «месяц гагары».В окрестностях нашего города Югорска находится музей под открытым небом «Суеват-Пауль».
На территории музея расположены постройки.
Изба – пол (манси) срублена традиционным способом с сохранением внутреннего интерьера. Внутри изба делится на две половины мужскую и женскую. Мужская половина включает полку для духов………., нары мужские(ойкатхыньяпал). В избе имеется очаг каминного типа чувал, предназначенный для приготовления пищи. На самой избе имеется крышка на чувал (лаппатнэпылыпе). Закрывается на ночь или в дождливую погоду.
Около дома расположено летнее кострище (путкал). Там готовят пищу до заморозков. Необходима в хозяйстве и печь для выпекания хлеба (няньварнэкур).
Недалеко от дома можно увидеть будки для собак (кутювкал). В музее можно увидеть летний и зимний варианты будок. Манси содержат до 10-12 охотничьих собак. Каждая собака обучена на определенного зверя. Можно внимательно рассмотреть ловушки на боровую дичь слопец (ияль). Иногда в эту ловушку может попасться мелкие звери (норка, соболь, горностай). Для того, чтобы увидеть загон для оленей (пувас), нужно пройти чуть дальше от ловушек.
Так как манси еще и неплохие рыбаки, то можно увидеть лодку, снасти рыболовные. На речке Эсс показан запор (арпи). Большая часть рыбы добывалась таким образом. Обские угры (ханты и манси) знают более 100 видов запорного лова. Запор представляет собой добычу рыбы в искусственно огороженных водоемах или участках рек. Происхождением такой вид добычи рыбы уходит корнями в эпоху неолита (5-7 тысяч лет назад). Возведение рыболовных запоров и поддержание их в рабочем состоянии – очень трудоемкое занятие, которое требовало коллективных усилий большого количества людей, составлявших ядро общины. Люди ставили запоры на путях нерестового движения рыбы и в местах, где она обычно скапливалась во время зимних заморов. После падения уровня воды рыба оставалась в огорожденных пространствах, откуда ее брали в необходимом количестве до самой глубокой зимы. На огорожденных участках неводили, лучили, а к самим загородкам ставили различные ловушки. Некоторые ловушки (гимги, фонари и пр.) следовало вынимать из воды и периодически проверять, из других ловушек, таких как котцы рыбу извлекали черпаками. Запорное рыболовство не являлось истребляющим промыслом, как это может показаться на первый взгляд. Люди, ведущие такой лов, никогда не осуществляли сплошное перегораживание крупных рек, по которым весной поднималась основная масса рыбы. Попавшую в запор рыбу брали не сразу, а постепенно и только в необходимом количестве.
Для лова рыбы широко применялись и различные сетевые ловушки. Судя по находкам грузил (археологические находки на берегу реки Эсс 2001-2002гг) рыбацкие сети появились в Обь-Иртышье уже в неолите, но широкого распространились в энеолите. Скорее всего, они плелись крапивного волокна и вряд ли могли быть достаточно длинными. Сетевое рыболовство того времени уступало по своей продуктивности запорному и носило, вероятно, индивидуальный характер. Ценные породы рыб (преимущественно муксун) добывали сетевыми орудиями (колыданами).
Нужно обратить внимание на находящиеся на территории музея лабазы (священные ура). Они строятся в стороне от жилья. Предназначены для хранения семейных духов. Среда обитания и охотничье-рыболоводческая направленность привели к тому, что у таежного населения сложилась такая система взглядов, которая давала убедительное и понятное объяснение любому явлению природы и событию в жизни людей.
Важной особенностью представлений обских угров было признание того, что не существует строгого деления на живую и неживую природу. Обские угры верили, что и дом, где живут люди, и окружающий его мир заселены сверхъестественными существами- духами. Мир духов настолько велик, что вряд ли можно подсчитать их количество и узнать все их имена.
Духи могли оказывать как положительное, так и отрицательное влияние на человека, поэтому люди постоянно ожидали перемен то к лучшему, то к худшему. Однако человек мог попытаться расположить к себе духа, принося ему кровавую или бескровную жертву.
Одарив его шкурами зверей, украшениями и другими предметами. Так обязательно приносили жертвы лесному духу- хозяину соснового бора, где расставлены слопцы, и водяному духу- хозяину реки, которая была загорожена запором. По силе своего воздействия духи- покровители делились на всеобщих, местных и семейных. Отличие двух первых от семейных состояло в том, что они имели гораздо больший круг влияния. Однако и те, и другие покровительствовали промыслом и защищали человека от других духов, которые ведали болезнями и распространениями их среди людей и животных. Некоторые духи имели свой индивидуальный облик в виде животных, птиц или человекоподобных существ.
Краски в жизни местного населения
Черную краску получали из сажи, растертой с толченной свежей или высушенной рыбьей икрой. Черный цвет дают и ягоды черемухи. Черный цвет ассоциируется с болезнями, смертями, подземным миром, страхом. Бог подземного царства любит все черное.
Красная краска добывалась из сосновой коры, вываренной в воде, а также из красных камней (сурика железного), которых было немало по берегам рек. Ягоды клюквы окрашивали белую ткань в красный цвет. Сок голубики дает оттенок красно-лилового цвета. Красный цвет – цвет огня и тепла. Огонь и тепло, солнце, и свет носят с собой люди в одежде в виде нашитых полосок, кругов, лепестков из ткани - в знак любви к красному цвету.
Коричневую краску для ткани и ниток делали из коры старой лиственницы. Кору кипятили (в более позднее время- с содой), оттенок краски, ее интенсивность зависит от продолжительности кипения. В этой краске вываривали ткань и нитки.
Желтую краску можно получить, если развести водой желтые гнилушки, сухие как мука, которые можно собрать с деревьев.
Зеленую краску давала зелень многих растений.
Синюю краску извлекали из лепестков синеглазки или лазорники. Этот цветок из семейства коммелиповых и сегодня растет на огородах и в лесу. Когда нужно было тонировать рыбную кожу, то нужно просто натереть лепестками кожу рыб, и потом ничем нельзя было смыть. Существовал и другой способ. Лепестки складывались в какую-нибудь посуду, им давали выстояться несколько дней, пока не появится сок. Это и была краска.
Белый цвет символизировал добро, удачу, общее благополучие. Его связывали с небесным богом Торумом.- белым, добрым старцем. Береза белая, и на нее в знак благодарности вешались приношения. Белый, священный цвет имеют птицы и животные (горностай и лебедь). Белый цвет применялся при изготовлении шаманского убора.
Словарь терминов с мансийского на русский.
Арпи - запор- изгородь поперек реки для ловли
рыбы.
Кутювкал - будка для собак.
Лаппатнэпылыпе - крышка чувала - крышка для
закрытия трубы избы.
Мао сопом- короб для хранения мяса или ягод.
Няль - слопец- вид давящей ловушки с наживкой и
насторожкой для мелких пушных зверей и боровой
дичи.
Няньварнэкур - печь для выпечки хлеба.
Ойкатхыньяпал - нары мужские в доме.
Пувас - загон для оленей.
Путкал - летнее кострище.
Ура - священный лабаз для духов.
Чувал- очаг каминного типа, для приготовления
пищи в избе.
Вопросы после проведения экскурсии.
- Назовите занятия, которыми занимались манси?
- Где готовили себе пищу люди?
- Какие приспособления использовали для ловли рыбы?
- Какие приспособления использовали для ловли животных?
- Что означает черный и белый цвета в жизни коренного населения?
- Каким образом и из чего добывались красящие вещества?
Рекомендации:
- Предложить ученикам нарисовать увиденное в музее или сделать макеты.
- Составить кроссворды, используя увиденные объекты.
- Составить фотоотчет по увиденному материалу с описанием всех объектов.
- Подготовить доклад о занятиях коренного населения (охота, рыболовство, скотоводство).
Тесты по истории ХМАО.
1.Когда и где встречаются первые сведения о Югре?
А) «Слово о полку Игореве»
Б) «Повесть временных лет»
2.К какой группе народов относятся ханты и манси?
А) тюркская
Б) финно-угорская
В) самодийская
3. Как называется музыкальный инструмент, служащий для вызова духов на ритуальных плясках?
А) бубен
Б) гусли
В) балалайка
Г) домра
4.Из чего делали древние ханты и манси нитки для пошива одежды?
А) из крапивы
Б) из сухожилий животных
В) из телка
Какое животное особо почитается у хантов и манси? В честь него ежегодно проводились праздники.
А) бобр
Б) лось
В) олень
Г) медведь
В каком веке казачья дружина Ермака взяла столицу хана Кучума Испер?
А) XV в
Б) XVIIII в
В) XVI в
Г) XVII в
7. Кем и когда был издан указ о массовом крещении сибирских народов, включая ханты и манси?
А)1700
Б)1710
В)1825
Г)1900
8. Кто и где отбывал ссылку, в каком крае?
А) Долгоруков
Б) Остерман
В) Меньшиков
9.Когда был образован Остяко-Вогульский национальный округ? до революции или после?
А) декабрь 1930
Б) декабрь 1922
В) декабрь 1950
10. Когда было переименование окружного центра Остяко- Вогульска в Ханты- Мансийск?
А) 23 октября 1950
Б) 23 октября 1940
В) 23 октября 1960
11.Как назывался Ханты-Мансийск до революции?
А) Березово
Б) Самарово
В) Сургут
12.«В каком количестве прибыл» первый десант на территорию будущего города Югорска?
А) 100
Б) 20
В)16
13.Когда был образован поселок Комсомольский?
А) 1 августа 1962
Б) 1 сентября 1962
В) 1 июня 1962
14. Когда наш поселок получил статус города?
А) 16 сентября 1996
Б) 12 мая 1997
В) 13 июля 1992
15. В честь кого названа улица Попова?
А) директора
Б) бригадира лесорубов
В) железнодорожника
16. Какая улица носит имя одного из первых директоров ТТГ?
А) Шевченко
Б) Бурячка
В)Красина
17. Какая спортивная - командная игра была распространена у жителей края XIV веке?
А) лапта
Б) жмурки
В) городки
18. Как называется реликвия- талисман сибирских народов?
А) медный гусь
Б) золотой медведь
В) золотая баба
19. Назовите первое государственное учебное заведение на Югорской земле?
А) Кондинское уездное училище
Б) Самаровское уездное училище
В) Березовское уездное училище
20. За какое преступление в конце XIX века сургутские остяки наказывали человека застигнутого на месте преступления: «раздевали донага, привязывали к дереву, оставляя на съедение комарам и муравьям».
А) за убийство зверя
Б) за сруб дерева
В) за разжигание костра
Ответы: 1б, 2б, 3а, 4б, 5г, 6в, 7б, 8в, 9а, 10б, 11б, 12в, 13в, 14в, 15б, 16б, 17а, 18в, 19б, 20б.
Библиография.
1.История Ханты- Мансийского автономного округа с древности и до наших дней. Учебник для старших классов, Екатеринбург, «Волот», 2002г.
2.География Ханты- Мансийского автономного округа. 8-9 классы. Москва, Экопрос, 1996 г.
3.Рабочая тетрадь по краеведению .1класс.-Ханты-Мансийск,2003.
4.Рабочая тетрадь по краеведению.2класс.Ханты-Мансийск,2003.
5.Югория : Энциклопедия Т.1,Т2,Т3.
6.«Родина»- специальный выпуск «Тропою стран полуночных». Международный Северный археологический конгресс г. Ханты-Мансийск. 2002 г.
7.«Югра» №3. 1996 г.